Экологическое состояние родников – одна из проблем, которые человек должен решать не в последнюю очередь и данная проблема является актуальной для современного общества. Сохранение запасов питьевой воды в значительной степени зависит от каждого из нас.
Вложение | Размер |
---|---|
voda_kotoruyu_my_vybiraem.docx | 30.42 КБ |
I. Введение
1.1 Актуальность темы
Я родился и живу в маленьком поселении Пуровское Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Нашему поселку в этом году исполнилось 38 лет. Мои бабушка и дедушка приехали в поселок в 1980 году. Они много рассказывают мне о жизни того времени. Основной проблемой всегда было наличие питьевой воды. Я узнал, что водопроводная вода в нашем поселке всегда была не пригодна для употребления в пищу и питья без тщательной очистки. В каждой семье были свои приспособления для этих целей. Главным очистителем являлся угольный фильтр «Родничок». Прошло много лет и сейчас есть много современных фильтров для очистки воды, но жители нашего поселка всё чаще покупают питьевую воду в магазине. А многие, как мой папа, стараются привезти воду с нашего родника. Я тоже часто езжу с отцом на родник. За последние месяцы наш родник очень изменился внешне. Мне стало очень интересно, и я решил найти ответ на вопросы: Почему мы не можем пользоваться водопроводной водой, и так ли чист наш родник? Полезна ли родниковая вода, ведь вода это один из главных источников жизни на земле? Кто ухаживает за родником? Почему родник назван в честь Святого мученика Василия Мангазейского – покровителя путников?
1.2 Гипотеза:
Родник необходим людям нашего поселка, они берегут и благоустраивают территорию вокруг родника. Большинство считает, что вода в роднике чистая и полезная, её она гораздо лучше и вкуснее водопроводной воды.
1.3 Цель:
Определение экологического состояния родника и выяснение пригодности употребления родниковой воды человеком.
1.4 Задачи:
- расширить свои знания и получить новые о родниках, используя научно-популярную литературу, ресурсы Интернет;
- узнать историю родника;
- провести социологический опрос учащихся школы и взрослых жителей села с целью изучения общественного мнения об использовании воды родника;
- провести анализ воды родника и водопроводной воды;
- установить соответствие качества воды санитарным нормам.
1.5 Объект исследования: родник имени святого Василия Мангазейского.
1.6 Предмет исследования: свойства родниковой и водопроводной воды в п. Пуровск.
1.7 Сроки проведения исследования: сентябрь-декабрь 2017 года
1.8 Методы исследования:
II. Основная часть
2.1 Теоретическое исследование
Вода – самое распространенное природное богатство на земном шаре. Она обладает особыми свойствами, без которых ни возникновение, ни существование организмов не было бы возможным. Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде.
Возросший дефицит воды связан также с загрязнением водоемов.
Люди издревле селились около открытых источников воды, т.к. знали, что без воды нет жизни. Со временем потребление человечеством природной воды неуклонно возрастало и они искали новые источники, и поэтому в их поле зрения попадали родники.
А что же такое родник с научной точки зрения? Как скажет любой гидролог, родник – это источник воды, самостоятельно изливающийся на поверхность. Его существование говорит нам о том, что где-то в земных глубинах есть водоупорный пласт (глина, изверженная горная порода и т. д.), подпирающий пласты водоносные, насыщенный влагой. И скапливается там чистейшая вода, находящаяся под сильным давлением. Она пробирается по трещинам в горных породах на поверхность и изливается там.
На свет появляется чистая, полезная, вкусная родниковая вода.
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде — ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа — он нужен не только людям, но и зверям, птицам.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. В маловодных местах, где нет поверхностных вод, родники вообще были единственными источниками утоления жажды, оазисами прохлады, центрами сближения людей.
Родинками продолжают пользоваться до сих пор. Их воду берут для питья, идут с бидонами и ведрами, порой за несколько километров, чтобы отведать самого лучшего напитка, подаренного природой,— чистой воды.
Начало истории образования нашего родника точно никто не знает. Кто говорит, что брал воду с родника уже лет 10 назад. Кто и это точно не знает. Да и официальное название наш родник получил только в этом году. Родник назван в честь Святого мученика Василия Мангазейского – покровителя путников и освящен 7 сентября 2017 г. Обряд освящения совершил настоятель Свято-Никольского храма Тарко-Сале протоирей Алексей (Приложение 1).
Василий Мангазейский - сибирский христианский первомученик. Он родился около 1588 года в семье ярославского купца Феодора. Отец отдал своего сына-отрока в работники торговому человеку, отправлявшемуся для ведения дел в Мангазею — первый русский заполярный город на севере Западной Сибири. Однажды, когда Василий ушел помолиться в храм, лихие люди разграбили лавку его хозяина. Тот, узнав о случившемся, рассвирепел и обвинил юношу в сговоре с грабителям, стал неистово ругать и избивать его. Ни в чем не повинный отрок терпеливо и стойко переносил страдания и побои и отвечал своему хозяину: «Я честно ничего твоего не брал». Тогда купец призвал на помощь мангазейского воеводу Савлука Пушкина, который подверг несправедливо обвиняемого отрока особо жестоким пыткам, чтобы вытянуть признание. Не вынеся истязаний, четырнадцатилетний Василий Мангазейский скончался. По другой версии его жития, воевода ударил Василия в висок связкой ключей, что и стало причиной смерти мученика. Юноша был похоронен прямо рядом с приказной избой, где и был замучен, в болотистой низине. Поскольку место было постоянно мокрым, заболоченным, через некоторое время там положили мостки: широкую доску для удобства прохода людей. В 1649 году житель Мангазеи Степан Ширяев обратил внимание, что эта доска переломилась надвое, а из земли выступил наружу край гроба. И буквально сразу на этом месте, прямо около гроба, стали происходить многочисленные исцеления. Для сохранения гробницы от зверей вокруг почитаемого места были сооружены земляной вал с ограждением. Через три года, в 1652 году, над гробом построили часовню. 22 марта 1670 года в Мангазею поклониться местночтимому мученику Василию приехал настоятель Свято-Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон. Когда он молился в часовне, ему в видении явился сам Василий Мангазейский, который повелел переложить свои мощи в новый гроб и с крестным ходом перенести их в Туруханский монастырь, а ветхий гроб оставить в часовне. И 1 мая мощи святого перевезли в обитель и поставили в Троицкой церкви, справа от царских врат. Перенос мощей совпал с полным запустением Мангазеи: через два года город покинули последние жители.
Примечательно, что в настоящее время имя святого Василия Мангазейского все чаще слышится в православных храмах Сибири. На отпусках и в молитве " Спаси, Боже, люди Твоя" его имя поминается вместе с другими святыми Сибирской земли. Верующие люди обращаются к праведному Василию со своими молитвами и получают от него благодатную помощь. Во многих храмах по просьбе прихожан устанавливают иконы Василия Мангазейского.
В его честь освящаются родники и часовни. А в непосредственной близости от древнего города Мангазеи в районном центре Красноселькупского района в поселке Красноселькуп в сентябре 2004 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) освятил православный храм в честь святого Василия Мангазейского. На месте древней Мангазеи планируется построить часовню в честь первого сибирского святого.
Поэтому и наш родник назван в его честь.
2.2 Практическая часть
а) Родник расположен недалеко от поселения. Мы с папой замерили километраж по спидометру нашей машины и установили расстояние – 13 км
б) Я провел социологический опрос учащихся школы и взрослых жителей поселка с целью изучения общественного мнения об использовании воды родника. Были заданы следующие вопросы:
▪ Какую воду вы используете для питья:
а) родниковую
б) водопроводную
в) бутылированную из магазина
▪ Считаете ли вы родниковую воду наиболее чистой:
а) да
б) нет
Вывод: Результаты анкетирования показали, что большинство жителей используют родниковую и бутылированную воду. Водопроводной водой пользуются наименьшее количество людей. (Приложение 2)
в) Я взял интервью у главы поселения Пуровское Никитина Владимира Владимировича (Приложение 3) и задал следующие вопросы:
▪ Почему водопроводная вода в нашем поселке не настолько чиста, что большая часть жителей не используют ее для питья?
▪ Что предпринимается для улучшения качества водопроводной воды?
▪ Можно ли пить воду из родника имени святого Василия Мангазейского?
▪ Кто занимается благоустройством родника и следит за его чистотой?
Владимир Владимирович Никитин дал подробные ответы на все заданные мной вопросы. Он рассказал, что в нашем поселке с самого его основания не было очистных сооружений, да и вся водная коммуникация не обновлялась. Поэтому воду из-под крана без специальных современных очистительных приспособлений лучше не пить. Но глава заверил, что очистные сооружения приобретены и уже летом 2018 года начнутся работы по их установлению. И о роднике Владимир Владимирович рассказал интересные факты. Я узнал, что родник имени святого Василия Мангазейского включен в список стратегического запаса воды на Ямале. Никитин В.В. дал мне копию документа, который подтверждает, что родниковая вода успешно прошла микробиологические и санитарно-гигиенические испытания (Приложение 4). А благоустройством родника занимается Администрация и неравнодушные жители поселения: установили малое архитектурное сооружение, облагородили колодец, сделали удобный подъезд к роднику. Обустройство родника призвано решить главную задачу – обеспечить местным жителям возможность комфортно набирать воду в любую погоду.
г) Я учусь в четвертом классе и хожу на кружок по химии. Поэтому я сам смог провести в школьной лаборатории опыты, эксперименты и сравнительный анализ по определению качества родниковой и водопроводной воды. Результаты занес в таблицу (Приложение 5)
Работа № 1. Определение цветности.
Оборудование: пробирки.
Реактивы: родниковая и водопроводная вода.
Ход работы:
1. Пронумеровал пробирки.
2. Заполнил каждую пробирку соответствующей по номеру водой на высоту 10-12 см, оставил их на сутки и рассмотрел воду на фоне белого листа бумаги при дневном освещении сверху и сбоку.
3. Определил цветность и записал результаты в таблицу (приложение 5, таблица №1. «Определение цветности воды»).
Вывод: родниковая вода бесцветная, а водопроводная вода светло-коричневого цвета.
Работа № 2. Определение мутности (прозрачности).
Оборудование: пробирки.
Реактивы: родниковая и водопроводная вода.
Ход работы:
1. Пронумеровал пробирки.
2. Заполнил каждую пробирку соответствующей по номеру водой на высоту 10-12 см, оставил их на сутки
3. Определил мутность воды, рассматривая пробирку на темном фоне при достаточном боковом освещении.
4. Результаты занес в таблицу (приложение 5, таблица №2 «Определение мутности (прозрачности) воды»).
Вывод: мутность в пробирке с родниковой водой отсутствует, а водопроводная вода имеет небольшую мутность
Работа № 3. Определение запаха воды.
Оборудование: пробирки.
Реактивы: родниковая и водопроводная вода.
Ход работы:
1. Пронумеровал пробирки.
2. Налил в пробирки соответствующие по номеру родниковую и водопроводную воду и закрыл пробками.
3. Поочерёдно открывал пробки у пробирок и определял запах воды.
4. По результатам наблюдений заполнил таблицу (приложение 5, таблица № 3 «Определение запаха воды»).
Вывод: запах во всех пробирках отсутствует.
Работа № 4. Определение вкуса и привкуса воды.
Мы знаем 4 вкуса: солёный, кислый, горький, сладкий. Остальные вкусовые ощущения считаются привкусами.
Оборудование: стеклянные стаканы.
Реактивы: родниковая и водопроводная вода.
Ход работы:
1. Налил в пронумерованные стаканы по 100 мл воды.
2. Набирал из каждого стакана 10-15 мл жидкости, держал её во рту несколько секунд, не проглатывая.
3. После определения вкуса и привкуса воду сплёвывал.
4. Результаты занес в таблицу (приложение 4, таблица № 5 «Определение вкуса и привкуса воды).
Вывод: вкус родниковой воды не ощущается, а водопроводная вода имеет железный привкус
Работа № 5. Определение электропроводности воды
Оборудование: прибор для проведения экспериментов по теме «Электролическая диссоциация», химические стаканы.
Реактивы: родниковая, водопроводная и дистиллированная вода.
Ход работы: 1. Пронумеровал химические стаканы с образцами воды.
2. Пропустил образцы воды через прибор. (Приложение 5)
3. Результаты занес в таблицу (приложение 5, таблица № 5 «Определение электроводности воды).
Вывод: родниковая вода не содержит примеси солей, щелочей, кислот потому, что так как и дистиллированная вода не является электролитом.
В процессе проведения практических работ, я научился правильно использовать лабораторные принадлежности, освоил правила проведения экспериментов, научился правильно формулировать выводы по проделанной работе.
III. Заключение
Изучив литературу по охране воды, я пришел к выводу, что экологическое состояние родников – одна из проблем, которые человек должен решать не в последнюю очередь и данная проблема является актуальной для современного общества. Сохранение запасов питьевой воды в значительной степени зависит от каждого из нас.
Всё вышеизложенное даёт нам возможность сделать следующие выводы: Родник необходим людям нашего поселка. Вода в роднике действительно чище водопроводной, а значит она полезнее. Кроме этого, по мнению многих, она вкусная.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы я вижу в более подробном изучении вопроса запасов родниковой воды в посёлке, а возможно и на Ямале в целом.
IV. Список литературы и Интернет-ресурсы
Акварельные гвоздики
Снежная книга
Городецкая роспись
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Привередница