К сожалению, не все люди знают о происхождении своей фамилии, ее значении, о том, какие факторы влияли на ее создание. Этим проектом хотелось бы развить интерес подростков к своей фамилии. Изучение происхождения фамилий способно дать полезные сведения не только ученикам, но и историкам, так как по фамилии можно узнать прошлое своего рода. Также это будет интересно для исследователей русского языка, ведь некоторые слова, исчезнувшие из нашего языка, могли сохраниться в фамилии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_berdnikova_o.doc | 265.5 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 464
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!»
Проект выполнила: Бердникова Оксана
Класс: 9 «А»
Руководитель проекта:
Лукинская Светлана Владимировна
Рецензент:
Санкт-Петербург
2019 г.
Оглавление
Введение 1
Основная часть (теоретическая часть) 4
Что такое наука «Антропонимика»? 4
Слово «фамилия» - латинского происхождения 5
Основная часть (практическая часть) 7
Анкетирование 7
Классификация возникновения и происхождения фамилий 8
Истолкование моей фамилии и фамилий одноклассников 9
Заключение 12
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 13
Введение
Почему же эта тема актуальна в наше время? К сожалению, не все люди знают о происхождении своей фамилии, ее значении, о том, какие факторы влияли на ее создание. Этим проектом хотелось бы развить интерес подростков к своей фамилии. Изучение происхождения фамилий способно дать полезные сведения не только ученикам, но и историкам, так как по фамилии можно узнать прошлое своего рода. Также это будет интересно для исследователей русского языка, ведь некоторые слова, исчезнувшие из нашего языка, могли сохраниться в фамилии.
Цель проектной работы: Составить альбом с историями происхождения фамилий учащихся 9 «А» класса.
Задачи проектной работы:
Гипотеза: Поможет ли исследование больше узнать о наших далеких предках, о наших фамильных корнях?
Основные этапы работы:
Методы исследования: Изучение литературы и других источников информации; анкетирование; анализ; классификация; обобщение полученной информации.
Практическая значимость: Практическая значимость моего проекта заключается в том, что проект может быть использован учителями и учениками, а также послужит стимулом для создания родословного древа.
Основная часть
Теоретическая часть
Что такое «антропонимика» ?
Антропонимика (с греческого – человек и имя) – это раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей, личные имена, патронимы (отчества), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы.
Антропоним, особенно личное имя, отличается от многих других имен собственных характером индивидуализации объекта.
Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь человека с отцом, родом, информацию о национальности, о роде занятий, о происхождении из какой-либо местности, о сословии своих предков.
Наука выделилась в самостоятельно направление в 60-70-е годы XX века. Не так давно она получила еще одно название – именология.
Большой вклад в изучение влияния имени на судьбу внес Павел Флоренский. В своей работе «Имена» он на фактическом материале показал, что имя, данное ребенку при рождении, формирует «типический склад личности».
Не меньший вклад в изучении ономастики внесли такие выдающиеся мыслители, как Булгаков и Лосев. Они доказали, что имя определяет место и роль своего носителя в обществе и предназначение человека.
Имя – знак персоны, личное название человека. В древние времена к выбору имени относились гораздо серьезнее, чем в настоящее время. В современном мире имя выбирают по моде, под влиянием семейных традиций или даже дают имя полюбившегося героя из сериала или книги, а в древности было хорошо известно о том, как имя влияло на характер человека, на его судьбу.
Смена имени или фамилии, присвоение прозвищ и т.д. могут кардинально изменить судьбу человека. Недаром люди, стремящиеся развиваться духовно, получают посвящение, во время которого им дается новое духовное имя, которое наиболее полно отражает качество данной личности.
Возьмем для наглядного примера героя повести Н.В.Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Фамилия героя происходит от «башмака», точнее совсем маленького «башмачка». Гоголь колебался между двум формами Башмакович и Башмаков, но решил, что лучший вариант Башмачкин. Фамилия Башмачкин приобретает двусмысленно-пародийное звучание, подчеркивая внешнюю невзрачность облика Акакия Акакиевича привыкшего ощущать себя на месте в самом низу социальной иерархической лестницы. Таким образом, фамилией Н.В.Гоголь определил статус главного героя. Башмачкин – «маленький» человек, чиновник низшего класса.
Антропонимика или именология на протяжении многих лет остается одним из самых интересных и популярных направлений.
Слово «фамилия» - латинского происхождения
Фамилия ( с латинского familla - «семейство» ) – это наследственное родовое имя , указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка.
В Римской империи оно первоначально обозначало совокупность рабов, принадлежащих одному хозяину. Затем, общность, состоявшую из самих хозяев и их рабов. И далее, общность, состоявшую из главы семейства, его кровных и некровных родственников.
Похожий смысл это слово имело в Европе и в России. Известны факты, когда даже в XIX веке крепостные крестьяне получали фамилию от своего господина.
Только к XIX веку слово «фамилия» в русском языке приобрело свое второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».
Сначала на Руси были только имена. Фамилии-прозвища бытовали в новгородских владениях с XII-XIV веков, но долгое время не были общеупотребительными.
У различных общественных групп фамилии появлялись в разное время.
Первыми получили фамилии представители знати: князья, бояре. Это произошло в XIV-XV веках. Их фамилии нередко отражали названия их вотчинных владений.
Несколько позже сложились фамилии дворян в XVI-XVIII веках. Среди них немалую долю составляют именования восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к московскому государю с чужих земель.
Была еще одна категория дворянских фамилий: Дурово, Хитрово. Они появлялись в XVII-XVII веках. Эти фамилии образованы от слов, имеющих неблаговидный смысл. Ударение в фамилиях на –ова ставили на конце, а на -его- предпоследнем слоге, так делают для того, чтобы фамилии не были созвучны с нарицательными словами от которых они образованы.
Следующая категория фамилий принадлежит торговым и служивым людям. Они созданы в XVII-XIX веках. В них также, как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не как наименования объектов, которые находились в их владении, а как обозначения мест откуда вышли сами эти люди.
В XIX веке складывались фамилии русского духовенства. Значительную группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников.
Разные народы и культуры часто имеют разные, свойственные только и окончания. Приведу несколько примеров.
Великороссы и Белорусы
Великороссы или обитатели центральной черноземной части составляют 70-80% населения России. Они чаще всего имеют фамилии, оканчивающиеся на суффиксы -о̂в, -е̂в или –ё̂в.
Подобные фамилии образовались от имени или отчества деда.
Сын Ивана ⇒ Иванов
К Великоросским фамилиям относят и русские фамилии на –и̂н, такие как Пушкин, Сусанин, Ильин.
Иногда люди с такими фамилиями имеют корни в Белоруссии. Чаще всего о белорусском происхождении говорит окончание фамилии на –к̂ов. Еще к выходцам из Белоруссии стоит отнести владельцев фамилий, оканчивающихся на –ич, -ук, -ик, -ски, -ка, -еня/ ёня.
Войско Донское и Запорожская сечь
Если же у русской фамилии несколько суффиксов, то скорее всего, ее владельцы были казаками Донского войска. Это связано с тем, что казаки не признавали фамилии оканчивающиеся на
–ин, и на –ий, -ый, и они х переделывали, добавляя суффиксы.
Так Кузьмин ⇒ Кузьминовым
К казачьим фамилиям, но уже Запорожской сечи, относятся составные фамилии. Например: Чернопес, Белоконь. О происхождении с Украины говорят русские фамилии на –катов, -атов. Они образованы от украинских фамилий на –ат.
Скурат ⇒ Скуратов
Русский Север
О том, что владельцы – выходцы с Русского Севера, говорят фамилии, имеющие окончания на –их или –ых. Эти фамилии происходят от прозвищ, например:
Короткий ⇒ Коротких
Около XVI века подобные фамилии распространились и в центральные районы страны, а также на области, расположенные перед уральскими горами.
Основная часть
Практическая часть
Анкетирование
( опрошено 30 подростков 14-15 лет )
1.Я интересуюсь своей фамилией и могу объяснить ее происхождение.
2.Я интересуюсь своей фамилией, но не могу объяснить ее происхождение.
3.Не задумывался над этим.
1.Я люблю свою фамилию.
2.Я равнодушен к своей фамилии.
1.Как ты думаешь, нужно ли человеку знать о значении и происхождении своей фамилии?
1.Знаешь ли ты что-то о своей фамилии?
По результатам опроса видно, что большинство подростков не знают о происхождении своей фамилии, чтобы помочь своим одноклассникам узнать о своей фамилии, я проанализирую их.
Для начала я распределю фамилии по группам их возникновения и происхождения.
Классификация возникновения и происхождения фамилий
От имени | Андреева, Енгибарян, Константинов, Макаров, Шакирова, Максимов, Паранина |
От географического положения | Бельская, Турышева |
От прозвища | Суворова, Шпортько, |
От церковных имен | Кононыхин, Исаева, Никифорова, Митяева, Яцук |
От рода деятельности | Кузнецов, Бердникова, Ковалев, Котлярова, Чичигина, Бочарникова, Книппе |
От названия животных и птиц | Сорокина, Лебедева, Лунев, Кочетков, Ронжина |
От внешнего вида | Кривой |
По таблице можно увидеть, что больше всего в моем классе фамилий, произошедших от рода деятельности предков. После распределения фамилий по происхождению, я истолкую свою фамилию и фамилии моих одноклассников.
Истолкование моей фамилии и фамилий одноклассников
Фамилия ученика | Мое предположение о происхождении или образовании фамилии | Объяснение фамилии по словарям и справочникам | Фамилия по морфемной структуре ( русская, молдавская, польская и тд.) |
Андреева | От имени Андрей | Произошла от имени Андрей | Русская |
Бельская | От слова «белый» | Произошла от названия старинного польского село Бельск | Польская |
Бердникова | От английского слова «bird» - птица | Произошла от слова «бе́рдник» – мастер, выделывающий брда, т.е. гребни ткацких станков | Русская |
Бочарникова | Нет предположений | Произошла от слова «бочар» - ремесленник, выделывающий бочки | Русская |
Енгибарян | От армянского имени «Енгибар» | Произошла от имени Енгибар | Армянская |
Исаева | От церковного имени | Произошла от церковного имени Исайя | Еврейская |
Ковалев | От слова «кова́ть» | Произошла от слова «коваль» - «кузнец» на юге России | Русская |
Кононыхин | От церковного имени | Произошла от церковного имени Коно́н | Тюркская |
Константинов | От имени Константин | От имени Константин | Русская |
Кочетков | Нет предположений | Произошла от слова «кочет» («кочеток») – петух, во многих областях России | Русская |
Котлярова | Нет предположений | Произошла от слова «котля́р» - котельный мастер, а также человек изготавливающий медную посуду | Русская |
Кривой | От внешнего вида | Произошла от характерных особенностей человека | Русская |
Кузнецов | От рода деятельности | Произошла от слова «кузнец» - мастер, занимающийся обработкой металла | Русская |
Книппе | Сокращенная форма фамилии Книпель | Произошла от немецкого слова «knueppel» - «топор для колки дров», возможно предок обладателя этой фамилии был воином | Немецкая |
Лебедева | От названия птицы | Произошла от слова «лебедь» - род птиц | Русская |
Лунев | От слова «луна» | Произошла от слова «лунь» - род хищных птиц из семейства соколиных | Русская |
Макаров | От имени Макар | Произошла от имени Макар | Русская |
Максимов | От имени Максим | Произошла от имени Максим | Русская |
Митяева | От церковного имени Дмитрий | Произошла от церковного имени Дмитрий ( в уменьшительной форме Митяй) | Русская |
Никифорова | От церковного имени Никифор | Произошла от церковного имени Никифор | Русская |
Паранина | Нет предположений | Произошла от церковного женского имени Параня, просторечная форма имени Прасковья | Русская |
Ронжина | Нет предположений | Произошла от слова «ронжа» - крикливая птица | Русская |
Сорокина | От названия птицы | Произошла от слова «сорока» - птица из рода сорок | Русская |
Суворова | От слова «суровый» | Произошло от слова «суровый», скорее всего родоначальник фамилии получил такое прозвище за строгий характер | Русская |
Турышева | Нет предположений | Произошло от топонима Турыш – река на Урале | Русская |
Чичигина | Нет предположений | Произошло от слова «чичига» - «длинный кривой валек, которым бьют лен», скорее всего основатель рода Чичигиных занимался выделкой льна | Русская |
Шакирова | От имени Шакир | Произошла от имени Шакир | Тюркская |
Шпортько | Нет предположений | Произошла от украинского слова «шпортати» - «перебирать», «делать что-то медленно», скорее всего родоначальник был медлительным работником, из-за чего получил прозвище Шпортько | Украинская |
Яцук | Нет предположений | От мужского имени Яцко, уменьшительной формы польского и украинского имени Ясь или Ян, которые являются вариантами имени Иоан | Украинская |
Заключение
Перед началом своей работы, я поставила цель: создать альбом с историями происхождения фамилий моих одноклассников и ответить на вопрос,поможет ли исследование больше узнать о наших далеких предках и фамильных корнях? Чтобы добиться цели и ответить на вопрос , я поставила перед собой несколько задач. При выполнении каждой задачи, я узнавала новые факты о происхождении фамилий моих одноклассников и своей. После классификации возникновения своей фамилии и моих одноклассников, их истолкования, я могу точно ответить на этот вопрос. Да, поможет. При анализе фамилий, я смогла узнать, кем по национальности были родоначальники фамилий, чем многие из них занимались и как звали основателя рода. Целью проектной работы являлось создание альбома с результатами исследования фамилий учеников моего класса, я считаю, что моя цель достигнута. Данная проектная работа может послужить стимулом для создания своего родословного древа, также может быть полезна для историков или исследователей русского языка.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1.Федосюк Ю.А. «Русские фамилии: Популярный этимологический словарь» - М.: Дет. Лит., 1980.
2.Суперанская А.В., Суслова А.В. «Современные русские фамилии» - М., Наука, 1981
3.https://les.academic.ru/83/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0
4.https://samopoznanie.ru/schools/antroponimika/
6.http://www.hintfox.com/article/proishozhdenie-slova-familija.html
7. https://cyrillitsa.ru/narody/78623-o-kakikh-kornyakh-govoryat-okonchaniya-v-rus.html
8. https://www.analizfamilii.ru/proishozhdenie.html
9. http://names.neolove.ru/last_names/
Лист самооценки участника
учебного проекта/исследовательской работы
Фамилия и имя участника: ____________________________________________
Состав проектной группы: ____________________________________________
____________________________________________________________________
Руководитель проекта: _______________________________________________
Тема учебного проекта/исследования: ___________________________________
____________________________________________________________________
При оценивании своей работы над проектом необходимо проанализировать утверждения в соответствии с критериями:
0 – соответствует «нет»;
1 – достигнуто при помощи учителя;
2 – достигнуто с помощью группы;
3 – достигнуто самостоятельно.
№ п/п | УДД | Утверждения | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Р | Я умею формулировать цели | ||||
2 | К | Я умею работать в команде | ||||
3 | П | Я в полной мере участвовал(а) в выполнении всех заданий | ||||
4 | К | Я умею отстаивать свою точку зрения | ||||
5 | К | Я плодотворно сотрудничал(а) с руководителем и другими участниками проекта | ||||
6 | К | Я готов(а) принять новые идеи и решения, отличные от моего мнения | ||||
7 | Л | Я подошел(а) к работе ответственно | ||||
8 | Л | Я проявлял(а) инициативу в ходе работы над проектом | ||||
9 | Л | Я уважал(а) мнение каждого | ||||
10 | Л | Я поддерживал других участников проекта | ||||
11 | П | Я использовал различные ресурсы в работе над проектом | ||||
12 | П | Я проводил(а) исследования | ||||
13 | Р | Я считаю свой работу над проектом успешным, тема раскрыта, цель достигнута | ||||
Общее количество баллов |
Экспертное заключение результатов проектно-исследовательской деятельности
Тема учебного проекта/исследования:_________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состав проектной групп___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель проекта: ______________________________________________________________
Критерии оценивания содержательной части учебного проекта/исследования
Критерий | Содержание критерия оценки | Баллы (max 3 балла) | ||
Регулятивные | ||||
| Цель не сформулирована | |||
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | ||||
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | ||||
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения | ||||
| Заявленные в проекте цели не достигнуты | |||
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | ||||
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | ||||
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | ||||
| Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | |||
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | ||||
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | ||||
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | ||||
| В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | |||
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | ||||
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | ||||
| Проблема проекта не сформулирована | |||
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер | ||||
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована | ||||
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер | ||||
| Тема проекта не раскрыта | |||
Тема проекта раскрыта фрагментарно | ||||
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | ||||
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | ||||
| Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | |||
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | ||||
Работа содержит незначительный объем подходящей информации | ||||
Работа содержит достаточно полную и разнообразную информацию | ||||
| Не представлен список использованной литературы и др. источников информации | |||
Представленный список содержит менее 3-х источников, или не все источники соответствуют теме работы, источники информации являются однотипными | ||||
Представленный список содержит не менее 3-х разнообразных источников, все источники соответствуют теме работы. | ||||
Представлен полный список использованной литературы и др. разнообразных источников информации, в тексте имеются ссылки на источники информации. | ||||
| Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | |||
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | ||||
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | ||||
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | ||||
ИТОГО | Регулятивные | |||
Познавательные | ||||
Личностные | ||||
Общее количество баллов |
1. Комментарии: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2.Заключение: _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
А) Считаю, что проект/исследование выполнен полностью/не полностью и участники проектной группы готовы /не готовы к публичной защите проекта.
Б) Экспертиза на плагиат проведена.
В) Допускаю /не допускаю проект/исследование к защите.
Рецензент ___________________ __________________________
«____» _____________ 20___ г. (подпись) (расшифровка)
Повезло! Стихи о счастливой семье
Кто чем богат, тот тем и делится!
Проказы старухи-зимы
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Бородино. М.Ю. Лермонтов