Цель данной совместной работы: создание творческой среды при организации контроля и проверки знаний учащихся при комплексном подходе к условиям его реализации
Задачи:
1.Систематизировать материал о формах и видах контроля учащихся.
2.Снять психологическое напряжение при проверке знаний учащихся на уроке.
3.Способствовать повышению мотивации к изучению предмета
4.Сформировать у обучающегося регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.
5.Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках географии.
6.Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету.
7. Составить методические рекомендации по применению различных форм и видов проверки знаний учащихся.
План
1 Введение.
2 Актуальность работы.
3 Основные этапы.
4. Продукт совместной деятельности
5 Заключение.
В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить организация процесса обучения - взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей - учебное сотрудничество.
Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности учителя и учащихся является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.
Вложение | Размер |
---|---|
Продукт совместной деятельности учениц и учителя | 69.44 КБ |
Творческая совместная работа учителя и учащихся
Тема «Использование активных форм контроля знаний на уроках географии»
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению.
В.Г.Белинский
Выполнена совместно с ученицами 11 класса Поповой Анастасией и Зверевой Анной
Цель данной совместной работы: создание творческой среды при организации контроля и проверки знаний учащихся при комплексном подходе к условиям его реализации
Задачи:
1.Систематизировать материал о формах и видах контроля учащихся.
2.Снять психологическое напряжение при проверке знаний учащихся на уроке.
3.Способствовать повышению мотивации к изучению предмета
4.Сформировать у обучающегося регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.
5.Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках географии.
6.Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету.
7. Составить методические рекомендации по применению различных форм и видов проверки знаний учащихся.
План
1 Введение.
2 Актуальность работы.
3 Основные этапы.
4. Продукт совместной деятельности
5 Заключение.
В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить организация процесса обучения - взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей - учебное сотрудничество.
Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности учителя и учащихся является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.
Одной из главных задач в работе учителя является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и вне урочное время.
Актуальность
В своей работе мы были нацелены решить проблему осуществления объективного контроля, самоконтроля и проверкизнаний, используя при этом опыт учителя и инновационные идеи учащихся при создании комфортной психологической среды.
Конкретные методы, формы и приемы могут применяться на разных этапах урока: при проверке домашней работы, при контроле усвоения нового материала, на этапе тематического контроля знаний учащихся.
Дидактические материалы данного проекта могут быть использованы как на различных уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету с учащимися всех возрастных категорий. Гибкая система позволяет участникам образовательного процесса выбрать форму и метод контроля, рационально использовать время, объективно оценить свои силы, распределить объём работы.
Общеизвестно, что закрепление и актуализация вводимой информации - весьма важный элемент процесса обучения. Выполнение каких-либо упражнений по новой теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, начиная от самостоятельных работ и заканчивая играми. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес и активизирует работу учащихся.
Необходимость изучения принципов контроля
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Контроль результатов выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение
Классификация форм контроля знаний учащихся по географии.
Выделенный признак | Форма контроля знаний |
Количественный состав учащихся | Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки |
Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем | Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа |
Технология проведения и характер изображения | Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование |
Интенсивность проверки | Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль |
Уровень познавательной самостоятельности учащихся | Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования |
Виды контроля знаний учащихся по географии.
Вид контроля | Краткая характеристика |
Предварительный (ориентировочный) | Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом |
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) | Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся |
Периодический (тематический, рубежный) | Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы |
Итоговый (заключительный) | Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов) |
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения.
Основные функции проверки знаний и умений учащихся
Принципы проверки знаний учащихся.
1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию;
2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.
Виды проверки знаний.
Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня в день добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу.
Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса, решения задач, чтения и построения графиков.
основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. В процессе выполнения итоговых проверочных работ школьники учатся выделять главное в учебном материале. При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень.
В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе «сильного» учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.
Обучающимся должен быть интересен путь к познанию. Не лишне вспомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Совместно с ученицами 10 класса мы работаем над проблемой «Создание условий для обеспечения развития школьника с учетом его способностей и образовательных потребностей».
Исходя из этого, мы стараемся создать такие условия, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он с удовольствием шел на урок
Подача контрольных и проверочных заданий по материалу проходит в игровой форме, при которой учащиеся имеют право выбора, снимается психологическое напряжение среди участников образовательного процесса.(приложение 1)
Диагностика результатов развития учащихся:
В процессе использования данных материалов учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.
Заключение
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
В арсенале учителя много методов контроля результатов обучения, их число постоянно увеличивается и этому способствует плодотворная совместная деятельность учитель-ученик.
Использование в работе разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний.
Взгляни горе в лицо – тупа вершина,
А сбоку посмотри – она остра,
Иди к горе – она всё выше,
А от горы – и ниже всё она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, - в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на неё взглянуть.
В зависимости от способностей детей каждый ребенок должен получать свое индивидуальное творческое задание. В результате класс превратится в коллектив личностей.
Вывод
Какие бы новации не вводились в школе как и сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Смыслом совместной деятельности в учебном процессе является сотрудничество его участников, в процессе которого происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностной ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия.
Литература
Приложение 1
«Отыщи на карте»
Цели: изучить карту, развить навыки коллективной работы.
Оборудование: две одинаковые карты, булавки с флажками-названиями.
Рекомендации: для того чтобы придать характер коллективных соревнований, следует всех присутствующих учеников разбить на две команды, которые будут выделять своих представителей. Очки за более быстрое выполнение задания при этом засчитываются не отдельным ученикам, а всей команде.
Ход проверки знаний
На стене или на школьной доске висят две совершенно одинаковые географические карты, например, материк Африка. Двое игроков подходят к картам. У каждого из них в руках булавки с цветными флажками-названиями водоёмов материка. Далее, по команде руководителя игры игроки одновременно начинают накалывать булавки с флажками на все пункты карты, которые указанныена флажках. За правильностью выполнения задания следит руководитель игры или судья из числа играющих. Можно дать определённое время, например 3 мин. Тот, кто быстрее закончит развешивание всех флажков, считается победителем. После того, когда сменятся три пары игроков, необходимо заменить флажки, например с другими географическими объектами, с природными зонами, странами, животными или растениями.
«Знатоки»
Цели: помочь ученикам легче запомнить фактические данные, названия географических объектов, ориентироваться по карте
Оборудование: листочки бумаги, карандаши.
Рекомендации: можно проводить в 7-11-х классах как обобщающий контроль по теме
Ход проверки знаний
Все участвующие должны иметь по листочку бумаги и карандашу. Руководитель предлагает играющим написать на своих бумажках все названия (например, рек), которые они помнят. Через 5—6минут по знаку руководителя запись прекращается. После этого вносить в список новые названия уже не разрешается. Победителем считается тот, кто написал больше всего названий, не повторенных никем другим. Чтобы выяснить, кто считается победителем, руководитель предлагает одному из участников, у кого записано наибольшее число названии, прочесть свой список. В это время все играющие в своих списках вычеркивают совпадающие названия. Затем зачитывает свой список, следующий и т. д., до тех пор, пока у каждого останутся в списке не зачеркнутыми только те названия, которые ни у кого не повторяются.
«Составь карту»
Цели: развить внимание, увлечь предметом.
Оборудование: географические карты небольшого размера (можно заимствовать из старого атласа или учебника), тонкая фанера или картон.
Ход проверки знаний
Рекомендации: можно проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, вечерах, олимпиадах.
Подготовительный этап:
Возьмите карту полушарий. Вырезав аккуратно ножницами восточное и западное полушария, наклейте их на тонкую фанеру или картон. Чтобы фанера не покоробилась, нужно оклеить ее бумагой и с другой стороны. Затем разрежьте или лобзиком выпилите обе окружности и распилите каждую из них на несколько частей. Можно, например, распилить полушарие по экватору, нескольким параллелям и меридианам.
Ход игры
Задача играющих: перемешав все части, сложить их правильно, по возможности не глядя на карту
«Узнай контуры»
Цели: развить внимание, наблюдательность.
Оборудование: контурные карты.
Ход проверки знаний
Учитель географии разрезает контурную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки раздает учащимся, которые должны узнать указанные на них объекты.
«Где это находится?»
Цели:развивать творческие способности учеников, внимательность.
Ход проверки знаний
Учитель зачитывает краткие описания различных природных ландшафтов. Играющие записывают на листках бумаги названия той местности, к которой относится описание. Выигравшим считается давший наибольшее количество правильных определений.
«Знаешь ли ты эту страну?»
Цели: научить понимать логику изложения материала учебного курса, взаимосвязь изучаемых объектов и явлений.
Рекомендации: можно проводить при закреплении и контроле изученного материала в 7—8-х классах.
Учитель называет какую-то страну, участники на своих листочках должны ответить на ряд вопросов: столица, река, представители растительного и животного мира и т. д. Выигравшим считается ученик, давший наиболее полный ответ.
«Немая карта»
Цели: развить внимание, помочь легче усвоить учебный материал, увлечь предметом.
Оборудование: контурные карты.
Рекомендации: такой способ проверки можно проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, вечерах, олимпиадах.
Ход проверки знаний
Учащиеся делятся на две команды. Затем руководитель раздает командам контурные карты мира, на которых цифрами обозначены 10 объектов гидросферы. Участникам игры за 2 мин. нужно подписать как можно больше названий отмеченных географических объектов. При выполнении задания не разрешается пользоваться атласом.
Приём «Волшебный сундучок»
Цели: расширить кругозор учеников, облегчить процесс запоминания географических объектов.
Оборудование: физическая карта мира.
Ход
На стене или школьной доске вешают две одинаковые карты. К картам вызывают по одному ученику, в руки им дают указки. Из волшебного сундучка учащиеся достают историю происхождения географических названий, и по очереди должны отгадать, о чем идет речь и показать на карте.
Примерные вопросы:
• Название ее произошло от слова «амасуну».которое на индейском языке означает «большая вода»
• Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и названии его именем.
• С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора».
• Он назван по скале на европейской стороне пролива.
• Назваиие переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». • С балкарского языка название ее переводится как «бурная река».
• Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли».
• С тибетского языка это название переводится, как «богиня — мать Земли».
• В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река.
• Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива».
• Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях?
• Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река».
• Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной».
• Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода».
• Это название образовалось от инкского «анта», что означает — «медь».
• В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает Погоду».
• В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым».
Примерные вопросы с ответами:
• Название ее произошло от слова «амасуну».которое на индейском языке означает «большая вода» (Амазонка)
• Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и названии его именем. (Анхель)
• С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора». (Кавказ)
• Он назван по скале на европейской стороне пролива. (Гибралтарский)
• Назваиие переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». (Урал)
• С балкарского языка название ее переводится как «бурная река». (Терек)
• Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли». (Ямал)
• С тибетского языка это название переводится, как «богиня — мать Земли». (Джомолунгма)
• В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река. (Енисей)
• Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива». (Гольфстрим)
• Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях? (Кама)
• Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река». (Днепр.)
• Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной». (Гренландия)
• Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода». (Байкал)
• Это название образовалось от инкского «анта», что означает — «медь». (Анды)
• В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает Погоду». (Ильмень)
• В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым». (Везувий)
«Географические ассоциации»
Цели: развить мышление, научить детей находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами.
Ход проверки знаний
Учащиеся делятся на команды. Затем представители команд достают задания по очереди задания, ассоциации каждой группе участников. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания такого типа, как правило, очень нравятся детям.
Примерные задания:
1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)
2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)
3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)
4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)
б. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)
«Пять подсказок»
Цели: научить детей находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами, логически мыслить.
Оборудование: географическая карта.
Ход проверки знаний
Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.
Примерное задание:
1-я подсказка — площадь его примерно 7 млн. км.
2-я подсказка он расположен в Южной Америке.
3-я подсказка — здесь собирается вода примерно с половины территории континента.
4-я подсказка — на его площади находится река Амазонка и ее притоки.
5-я подсказка — это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.
(Бассейн реки Амазонки)
Работа учащихся по динамичным группам: задание - проанализировать климатограммы климатических поясов и заполнить таблицу:
«Характеристика климата на основе климатограммы»
Тип климата | Температура января | Температура июля | Год. амплитуда | Год.кол. осадков | Режим выпадения осадков |
Экваториальный | |||||
Субэкваториальный | |||||
Тропический | |||||
Субтропический |
Деятельность учащихся:
Распределяют роли в группе для анализа климатограммы, заполняют таблицу, обдумывают план ответа
1 группа экваториальный климат;
2 группа субэкваториальный;
3 группа тропический;
4 группа субтропический.
Карточка взаимоконтроля, вариант 1,2
Ф.И.__________________________________
№ | вопрос | ответ |
1 | Абсолютный минимум (максимум температур Африки) | |
2 | Летние месяцы в Южной(Сев.)Африке | |
3 | Пустыня в северной(южной)части Африки | |
4 | Какие ВМ влияют на климат Африки | |
5 | Какие течения снижают и уменьшают( повышают и увеличивают) количество осадков | |
6 | В какой части Африки больше ( меньше) всего выпадает осадков |
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты
Сравнивают свои ответы
Карточка самоконтроля
Поставьте + или-.
Знаю, могу рассказать | Знаю, Но не могу объяснить | Не знаю, не умею | |
Почему Африка «Самый жаркий материк» | |||
Назвать климатообразующие факторы Африки | |||
Составить характеристику по ку климата по карте | |||
Объяснить название Килиманджаро- сияющая гора | |||
Почему Африку называют «континент коротких теней» | |||
Как влияют пассаты на климат Африки | |||
Где и почему растет Вельвичия |
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Привередница
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Голубая лягушка
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна