Исследовательская работа "Томская писаница".
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_novyy.docx | 40.54 КБ |
Управление образования
администрации Кемеровского муниципального района
XX Областной историко-краеведческой
конференции детей и молодежи Кузбасса
МБОУ «Кузбасская СОШ»
Исследовательская работа
Культурно - археологическое исследование первобытного века в Кузбассе музея - заповедника «Томская писаница».
Выполнила:
Смирнова Виктория Леонидовна,
учащаяся 6 класса
Руководитель:
Волкова Яна Владимировна,
учитель географии и истории
Кемерово
2019
Содержание
Введение
Основная часть
1. Древнейшие жители деревни Писанная 1
2.Письмо из каменного века 4
3.Петроглифы «Томская писаница» - уникальный археологический
Памятник 6
Результаты исследовательской работы 9
Заключение 10
Список используемой литературы 12
Приложение
Введение
Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусство – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первое представление человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большое сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение. Что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттески руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.[2,124c.]
От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш древний предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами и орнаментом, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.[1,185c.]
Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Лишь во второй половине 19 века, когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, перед взором восхищенных зрителей предстал неведомый огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства. Что представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Так, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя. По мере того как совершенствовалось производство орудий труда и появлялась потребность к сознанию законов Вселенной, человек начал создавать предметы, все более похожие на произведения искусства. Целью работы является изучение особенностей искусства древних жителей Кузбасса на примере экспозиций музея-заповедника«Томская писаница». Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Объект исследования: искусство и традиции первобытных людей.
Предмет исследования: особенности искусства и традиций древних людей на примеремузея заповедника«Томская писаница».
Гипотеза: Пополнение знаний учащихся о культурном наследии своего края поможет вызвать интерес к удивительным местам нашего края.
Появление древних людей в Кузнецко – Салаирской котловине совпало с потеплением межледникового периода, в период плейстоцен. Древнейшие стоянки архантропов на территории Кузбасса насчитывают около 400 тысяч лет. Они обнаружены на территории Моховского угольного разреза. Находки археологов свидетельствует об умении архантропов добывать огонь, изготавливать каменные орудия, устраивать загонную охоту. В период позднего палеолита на этой территории располагалась тундра. В ней обитали многочисленные стада мамонтов, гигантских северных оленей, бизонов. Самые древние стоянки этого периода расположены в Воронино, близь поселения Яя и в д. Шестаково, на правом берегу р. Кия.
В средний каменный период – мезолит произошли геологические и климатические изменения. В период голоцена ледники ушли, и сформировался близкий к современному растительный и животный мир. Древнее население освоило изготовление лодок и лыж, применяло лук и стрелы, занималось рыболовством, собирательством. Многие элементы хозяйственного уклада местного населения сложились тогда, и просуществовали до индустриальной эпохи. Мезолитические стоянки были открыты на Большом Берчикуле, в среднем течении Томи и в Горной Шории. Они соответствуют культурному округу мезолитической культуры Западной Сибири, Среднего Урала и Северного Казахстана. Характерные орудия труда того времени были изготовлены из кремня, кварцита, яшмовидной породы. Это наконечники копий и стрел, кинжалы, ножи, сверла и проколки. В период неолита у населения Западной Сибири сложились разнообразные виды хозяйственной деятельности и богатая материальная культура. В это время получают развитие первобытной формы религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. К концу неолита относится возникновение природного святилища на берегу Томи, известного сейчас как Томская писаница. Скальные стены писаницы украшены многочисленными петроглифами. [3,360c.]
Сама река сама рассказывает историю жизни человека. Эпохи и поколения оставляли на ее берегах свои зримые приметы, дошедшие до нас в архитектурных и археологических памятниках, легендах и приданиях, названиях городов и сел, горных хребтов и вершин. В самом имени реки – Томь – отразились судьбы целых народов, история нашего края. Название зависело от значительных событий, происходивших в долине реки, и реагировало на них изменением своего звучания. Что же означает слово Томь, откуда оно произошло?
В древности Кузнецкую котловину населяли кеты – предки остяков. Они-то и дали имя реке. В основе его лежит эмоциональное начало, чувство удивления, восхищения, гордости: «То-о-ом», что означает большая река. Кеты имели, видимо, все основания считать ее одной из полноводных, могучих рек Сибири. Воинственные тюркские племена в начале первого тысячелетия оттеснили кетов с берегов реки, однако название переменяли, несколько изменив его: «Томсу – Том». Река открыла людям одно из своих богатств – железную руду, научила плавить железо и делать из нее оружие, посуду, всякую домашнюю утварь. Именно поэтому первые русские землепроходцы назвали коренное население «кузнецкими татарами». Русские усвоили шорское произношение реки: Том-Тома.
Сотни тысяч лет назад в Сибири был теплый климат. Необъятные просторы покрывала пышная теплолюбивая растительность. На месте современной сибирской тайги тогда господствовали лиственные деревья: дуб, бук, клен, липа, ясень и даже грецкий орех. Живым зеленым памятником давно вымершей доледниковой растительности в Кузбассе является «липовый остров» в 10 тысяч гектаров, расположенный на юге нашей области в районе поселка Кузедеево. В те далекие времена иным был животный мир Кузнецкой земли. Здесь обитали мамонты и носороги, бизоны и благородные олени, паслись табуны диких лошадей и других животных. Богатый животн6ый мир Кузнецкой котловины привлек людей, живших на Алтае и в Казахстане. В погоне за животными они все дальше продвигались на север. Таким образом, первые люди, которые появлялись на территории нашего края, были охотниками. Они пришли сюда в период древнекаменного века – примерно около 30 тысяч лет назад. Доказательством того, что человек в этот период жил здесь, является клад изделий из камня, обнаруженный в Горной Шории на реке Кондоме, возле деревни Аил, недалеко от Кузедеева. Среди них были хорошо обработанные остроконечники, скребло и другие орудия труда. О жизни людей в нашем крае в древнекаменный век свидетельствуют также и те орудия труда, которые найдены археологами в районе старой Кузнецкой крепости. [5,141c.]
«Томская писаница» - историко-культурный и природный музей-заповедник в Яшкинском районе Кемеровской области. Создан в феврале 1988 года на базе одной, самой южной, группы скал в нижнем Притомье, протянувшихся на расстояние 50 км и испрещенных наскальными рисунками. Кроме Томской писаницы, здесь обнаружено еще семь местонахождений наскальных рисунков. Музей-заповедник расположен в 50 кмк северо-западу от Кемерово, на площади в 140 га на правом берегу Томи, где сохранилось 280 наскальных рисунков IV-I тысячелетий до н.э. В 1998 году музей «Томская писаница» стал победителем всероссийского конкурса «Музей года». В 2007 году музей-заповедник посетили 74,3 тысячи человек (в 2006 году – 58 тыс. человек).[6,245c.]
Полезные ископаемые земли сродни Таланту в человеке. Мало талант заметить, открыть, признать. Нужна совокупность благоприятных условий, чтобы талант раскрылся, стал в полной мере служить людям. Первые люди, пришедшие в долину Томи, не подозревали о сокровищах подземных горизонтов. Да и распорядиться ими они бы не сумели. Они пользовались наиболее доступными дарами реки. Эта самая древняя страничка истории взаимоотношений реки с человеком запечатлена на каменных утесах срединного течения Томи, ставших уникальными памятниками истории и культуры. Художники каменного века оставили здесь наскальные рисунки – своеобразное письмо потомкам, повествование о своей жизни, своей борьбе, своем понимании прекрасного. Эти скалы, в нескольких десятках километров ниже Кемерово, сами по себе – замечательные творение природы, результат извечной работы текучих вод, прорезающих долину. Они прокалены солнцем, отшлифованы ветрами и так надежно сложены, что через многие тысячелетия донесли до нас произведения первобытных живописцев. О чем же рассказывают нам в своих наскальных рисунках наши далекие предки? О том, что жили они охотой и рыболовством, что долина Томи изобиловала животными, и что главным обитателем лесов был лось. Охота на этого зверя – главный источник существования первобытных людей. Изображенные на скалах сцены охоты дают некоторое представление о том, как человек был вооружен, какие использовал приемы и способы, чтобы преодолеть лося. Вот высечена фигура лося, попавшего в петлю передней ногой. А вот лось, под сердцем которого четко прорисован наконечник стрелы, пущенной из лука. Звери поражались также копьем, гарпуном. Добывание пищи, видимо, носило коллективный характер. Об этом свидетельствуют сцены загонной охоты. Человек ценит лосей, он выписывает их любовно, реалистически, талантливо. В камне высечены сцены оплодотворения животных, знаки плодородия. Воспроизводство лосей очень важно для человека, так как он заботится о будущем своего племени, жизни детей и внуков. Наскальные рисунки рассказывают нам, что древнему человеку были известны домашние животные – лошадь и собака, что он плавал по реке на лодке, что птицы сова и журавль были для него священными, что солнце он представлял себе в виде оленя с лучащейся головой, а загробный мир в виде чудовища, глотающего солнце… Каменные площадки у подножия скал, а также изобретения пляшущих человечков дают повод предполагать, что наскальные рисунки имели ритуальное значение – возле них проходили массовые празднества и совершались религиозные обряды. Рисунки высекались на скалах и в эпоху бронзы.Они свидетельствуют о развитии сложного мира религиозных, нравственных, эстетических воззрений человека. На смену реалистическому правдивому отображению окружающей среды приходит отображение условное, целая система знаков и символов, связанных с усложнившейся духовной жизни людей, с изменениями в их быте. В начале новой эры пришлые скотоводческие племена оттеснили исконных обитателей реки Томи – охотников и рыболовов – в глубь лесов. Наскальная летопись оборвалась. [4,261c.]
3. Петроглифы «Томская писаница» - уникальный археологический памятник
Более подробно остановимся на петроглифе "Томская писаница" - уникальном археологическом памятнике, который вызвал у меня особенный интерес. Еще во времена освоения Сибири какой-то неизвестный нам землепроходец в 17 веке написал в "Сибирский приказ" свою сказку (так тогда говорили): "Не дошед острогу на краи реке Томи лежит камень велик и высок, на нем писано: звери, и скоты, и птицы и всякие подобия".[7,385c.]
В 18 веке писаницу исследовала научная экспедиция Петербургской академии наук под руководством Миссершмита. Они сделали тогда первые рисунки. В экспедиции принимал участие пленный швед Страленберг и потом в 1730 году в Стокгольме вышла его книга о путешествиях с изображениями Томской писаницы. В последствии все ученые, исследовавшие Сибирь считали своим долгом посетить это место. Но не хватало полного монографического точного описания этих изображений. [8,358c.]
В 1960 году археолог Алексей Павлович Окладников и молодой археолог Анатолий Мартынов, осмотрев писаницу, решили провести масштабное научное исследование. Ученые скопировали рисунки и издали в Москве солидный труд "Сокровища Томских писаниц", приковавший внимание ученых всего мира (приложение 1.3.). Народ однако не имел представления о значении этого памятника. Часто рисовали что - нибудь типа "здесь был Вася". Уникальный объект надо было охранять от народа. После долгих переговоров с чиновниками удалось отвести 25 гектаров вокруг скалы с писаницей под базу кафедры археологии Кемеровского педагогического института. А в 1968 году объявили эту территорию заповедной. Борьба за памятник была нешуточной (Приложение 1.4.). В 1988 году сделано обоснование научной концепции и Советом министров принято постановление о создании историко-культурного музея-заповедника "Томская писаница". Многолетняя работа увенчалась успехом. Миллионы лет назад возникли отроги Кузнецкого Алатау и Горной Шории, по склонам которых понесла свои воды река еще не имевшая названия.[9,366c.]
Своеобразный окаменевший эпос, застывший в рисунках на тысячелетия. Основным персонажем является красавец - лось. Он был не только добычей, но и объектом поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил. Около ста фигур этого животного выбито на Томской писанице. Возможно летящий олень - это олицетворение Солнца? Такие представления были например у предков народов ханты-манси. Сохранились древние легенды и предания о том, что «голова его огромная, она сияет, и он летит по небесной стихии на невидимых крыльях» [10.452c.]
Художественные особенности выделяют Томскую писаницу. Все рисунки выполнены в специфической манере. Удивительно живо и вместе с тем лаконично очерчены морды животных. Выразительна композиция большого верхнего камня писаницы. Лоси как бы поднимаются вверх.Рисунки выполнены одинаково. Перерезывающая грудь поперечные линии, подчеркивающие силу и статность этих лесных гигантов. Это манера очень характерна для рисунков Томской писаницы. [11,492c.]
Если приглядеться повнимательнее, можно проследить и хронологическую последовательность, смену культурно-исторических укладов жизни и мировоззрения населения. Древнейшие рисунки тоже сделаны не в одно время. В каждый период жили свои художники.
Сохранить это богатство призван музей петроглифов Азии, открывшийся в 1998 году. Более подробную информацию мы изложили в сборнике «Повествование о Томской писанице».[12,235c.]
Практическая ценность данной работы определяется возможностью ее использования на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, внеурочных занятиях, классных часах. На момент начала исследования (январь 2019 года) мною было проведено анкетирование среди моих сверстников, где был поставлен ряд вопросов, на которые нужно было ответить учащимся ОУ. Вопросы предполагали выявить, насколько известен музей-заповедник среди учащихся 7, 8 и классов.
На вопрос «Знаешь ли ты, что такое «Томская писаница»?
Положительно ответили 18человек, отрицательно 2 человека.
На вопрос «Бывал ли ты в Томской писанице»?
Положительно ответили 10 человек, отрицательно 10 человек.
На вопрос «Бывал ли ты на писаных скалах музея-заповедника»?
Положительно ответили 8 человек, отрицательно 12человек.
На вопрос, какие интересные и памятные места Томской писаницы ты можешь назвать?
4 человек затруднились ответить, 16 человек ответили – «не помним»,
На вопрос «Советовал ли ты родным и друзьям посетить Томскую писаницу»? положительно ответили 5 человек, 14 –ответили отрицательно.
На вопрос, какой информацией ты мог бы поделиться о Петроглифе «Томская писаница» - уникальном археологическом памятнике?
19 человек затруднился ответить, 1 человек сказал, что памятник находится на территории Томской писанице.
По результатам анкетирования я пришла к следующим выводам:
95 % опрошенных знают, что такое Томская Писаница, 10 % не знают.
50 % опрошенных бывали в Томской Писанице, 50 % нет, но хотели бы побывать.
Только 40 % из 100% опрошенных были на писаных скалах музея-заповедника.
Всего 20 % из 100 % опрошенных смогли упомянуть по одному объекту: писанные скалы, мини-зоопарк, храм-часовню.
Только 25% опрошенных советовали другим посетить музей-заповедник.
5% из 100% опрошенных владеют интересной информацией о уникальном археологическом памятнике - Петроглифе «Томская писаница» и могут что-то о нем рассказать.
После анкетирования учащихся, мы решили провести не большое мероприятие в нашей школе.
75 % учащихся заинтересовались и решили посетить Музей Заповедник, 10 марта 2019 года 45 человек включая родителей посетили музей заповедник на празднование масленицы.
Этим исследованием я еще раз подтвердила актуальность выбранной темы.
Заключение
Историю изучения этого памятника можно разделить на четыре достаточно продолжительных периода: открытие памятника и его введение в научный оборот - с XVII по XIX век, дореволюционный период - с XIX по начало XX в., советский период – XX в. и современный период.[13,704c.]
Актуальной и в наше время является проблема обеспечения сохранности этого уникального памятника древнего наскального искусства.
Все мероприятия по сохранению памятника окажутся малоэффективными без нашего бережного отношения к своему культурному наследию», следовательно, каждый учащийся нашей школы должен узнать об этом уникальном памятнике как можно больше. [14,274c.]
Мы подробно изучали материалы заповедника
Томская писаница — первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства. Архитектурно-этнографический комплекс «Шорский улус Кезек» отражает традиционную материальную и духовную культуру кузнецких татар, а также влияние культуры и быта русских. Мифология и эпос народов Сибири. Макеты изваяний, поминальники разных эпох и основных природно-исторических зон: северной — таежной и южной — степной. Археодром. Реконструкции древних жилищ народов Сибири эпох бронзы, раннего железного века и средневековья; павильон погребений. Музей наскального искусства Азии. Славянский мифологический лес. Реконструкция языческого капища. Экспозиция естественной истории. Материалы исторической геологии и минералогии Кузбасса.
«Томская писаница» имеет огромное значение для жителей города и Кузбасса, об этом свидетельствует рейтинговое голосование, проводимое департаментом культуры и национальной политики, где жители Кемеровской области определились с выбором достопримечательностей, которые достойны называться чудесами Кузбасса. [15,278c.]Тема нашего исследования может представлять актуальный интерес в наши дни. Дни, где отдых может быть доступным для всех, несмотря на доход и социальный статус.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы о том, что пополнение знаний учащихся о культурном наследии своего края поможет вызвать интерес к удивительным местам музея заповедника «Томская писаница»- подтвердилась.
А наиболее интересным видом активного отдыха для школьника является Музей заповедник «Томская писаница» красотами и уникальными памятниками наскального искусства.
Главное здесь - стремление совершить шаг навстречу к исполнению желанной цели, а со стремлением приходит результат, в виде незабываемых воспоминаний от яркого, проведенного с пользой, отдыха. Ну а с ним - понимание того, что отдыхать можно интересно, полезно и познавательно.
Список используемой литературы
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Кто грамотней?
Хитрый коврик
Пчёлы и муха
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт