Небывалые по размаху и ожесточению сражения на фронтах Первой мировой войны заставили правительство России проводить срочные мероприятия по перестройке экономики на военный лад, мобилизация всех людских и материальных ресурсов ради достижения победы. Причем, пожалуй, впервые в столь широких масштабах вовлекались национальные окраины страны, в том числе и Бурятия. По Указу о мобилизации «инородцев» от 25 июня 1916 г. из Забайкальской области на тыловые работы были отправлены 20475 человек. Благодаря архивным документам, которые стали доступны, подходам в современной истории открываются ранее неизвестные страницы истории, например, вопросы реквизиции «инородцев».
Цель настоящего исследования - оценить участие бурят в Первой мировой войне.
Задачи:
- выявление участия казаков-бурят на фронтах Первой мировой войны;
- определить вклад «Общебурятского общества» и Пандито Хамбо – ламы Итигэлова в помощь фронту;
- описать жизнь и труд бурят, реквизированных на тыловые работы в районе действующей армии.
Вложение | Размер |
---|---|
buryatiya_v_gody_pervoy_mirovoy_voyny.docx | 49.16 КБ |
Автор: Цындыжапова Татьяна Саяновна,
ученица 11 кл.,
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»,
руководитель: Дагбаева Вера Данзановна,
к.и.н., учитель истории и обществознания
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…3-4 стр.
Глава 1. Забайкальские казаки на фронтах
Первой мировой войны………………………………………………………....5-6 стр.
Глава 2. Деятельность «Общебурятского общества…………………………….7-8 стр.
Глава 3. Мобилизация бурят в годы Первой мировой войны……………….....9-11 стр.
Заключение………………………………………………………………………...12 стр.
Список литературы……………………………………………………………......13 стр.
Введение
Актуальность. С переосмыслением исторического прошлого, мне кажется, наше общество стало бережнее относиться к событиям, которые несправедливо умалчивались или имели отрицательную оценку. К ним относятся вопросы Первой мировой войны.
В 2019 году в России отмечается 105-летие начала Первой мировой войны, 1 августа объявлен Днем памяти российских воинов, павших в годы Первой мировой войны. Небывалые по размаху и ожесточению сражения на фронтах Первой мировой войны заставили правительство России проводить срочные мероприятия по перестройке экономики на военный лад, мобилизация всех людских и материальных ресурсов ради достижения победы. Причем, пожалуй, впервые в столь широких масштабах вовлекались национальные окраины страны, в том числе и Бурятия. На плечи населения обрушились новые тяготы: мобилизация на военную службу, обязательные поставки хлеба, массовые реквизиции скота и фуража. По Указу о мобилизации «инородцев» от 25 июня 1916 г. из Забайкальской области на тыловые работы были отправлены 20475 человек. Благодаря архивным документам, которые стали доступны, подходам в современной истории открываются ранее неизвестные страницы истории, например, вопросы реквизиции «инородцев». Привлечение новых документов, поступивших в Национальный архив РБ из Государственного архива Архангельской области, безусловно, можно отнести к новизне работы.
Цель настоящего исследования - оценить участие бурят в Первой мировой войне. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- выявление участия казаков-бурят на фронтах Первой мировой войны;
- определить вклад «Общебурятского общества» и Пандито Хамбо – ламы Итигэлова в помощь фронту;
- описать жизнь и труд бурят, реквизированных на тыловые работы в районе действующей армии.
Объектом исследования является участие России в Первой мировой войне, а предметом – посильный вклад Бурятии в помощь фронту.
Для достижения поставленной цели мы использовали методы эмпирического исследования (сравнение и измерение), например, для выявления численности казаков-бурят, методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез) при изучении исторической литературы, архивных материалов.
Историография. При написании работы мы использовали комментарии и исследования Ц.П. Ванчиковой, работы Ц-Д. Цыденова, Г- Д. Нацова, Г.Г. Чимитдоржина, в которых положительно оцениваются роль и вклад Хамбо Итигэлова и «Всебурятского общества». В работах советского периода таких, как «Ламаизм и война» А. Долотова (1932г.), «История Бурят-Монгольской АССР» (1954г.) их деятельность рассматривается как явление мелкобуржуазных элементов. Работа «Казачество Забайкалья: история и культура» дает представление о казаках – бурятах, участвовавших в Первой мировой войне. Источниками исследования являются архивные материалы из фондов №№ 2104, 483, 32 Национального архива РБ.
Глава 1. Забайкальские казаки-буряты на фронтах Первой мировой войны
Более 80 % из 300-тысячного бурятского населения Восточной Сибири (Иркутской области, Забайкальского края) исторически не несло в Российской империи воинской повинности, не имело военных навыков, а военное дело для большинства бурят были несвойственной сферой деятельности. Поэтому попытки милитаризации так называемых «ясачных» бурят со стороны любых новых властей, - сначала Временного правительства России, затем Советской Центросибири, Сибирской Директории, Верховного правителя России адмирала Александра Колчака, правительства Забайкальской области генерала Григория Семенова, а также правительств «Великой Монголии» Нэйсэ-гэгэна, красных и белых повстанцев - как правило, успеха не приносили. [7]
Традиционное неучастие большинства бурят в боевых действиях или их ограниченное участие объясняется следующими причинами. Бурятское население в Российской империи всегда рассматривалось либо как «непригодное» к военной службе, либо как потенциально «нелояльное». Военное министерство ограничивало массовый призыв бурят-казаков на военную службу, так как это могло привести «к численному их преобладанию в Забайкальском казачьем войске и потери последним характера русского форпоста на китайской границе». Хотя еще в начале XIX века существовало четыре бурятских казачьих полка, а в 1851 году Забайкальское казачье войско было образовано из шести полков, два из которых были бурятскими, а один – тунгусским (эвенкийским). Однако в целом количество бурят, входящих в казачье сословие и несущих воинскую повинность, в начале XX века составляло всего 24 тысячи человек (включая женщин и детей), то есть, менее 10 % всех бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. В Забайкальском казачьем войске уже не было отдельных бурятских казачьих полков, а бурятские сотни входили в регулярные полки с преобладанием русских казаков. [7]
Активное участие в боевых действиях на различных фронтах Первой мировой войны приняли соединения, сформированные из жителей Иркутской губернии и Забайкальской области. Среди них были буряты-казаки, воевавшие в рядах первой Забайкальской казачьей дивизии. Забайкальские казачьи части находились в основном на двух фронтах: Юго-Западном и Кавказском. На Юго-Западном фронте находились первая Забайкальская казачья дивизия: в составе первого Аргунского, первого Верхнеудинского, первого Нерчинского и первого Читинского полков. На Кавказском фронте были сосредоточены вторые полки, входившие в состав второй и третьей Забайкальских казачьих бригад. [5]
Первые сибирские полки прибыли на фронт в середине августа 1914 г. в район Варшавы в самое критическое время, когда немецкие войска непосредственно угрожали городу. Ударив по врагу, сибиряки выбили немцев из поселения Трушкова (в 12 верстах от Варшавы) и в составе других частей армии разгромили полностью 17-й армейский корпус, а затем отбросили 20-й армейский корпус немцев. Первая Забайкальская казачья дивизия участвовала в боях с противником в 1915-1916 гг. в Галиции и Польше. В ее составе воевала часть бурятских казаков. Летом 1916 г. первый и второй Верхнеудинские казачьи полки принимали активное участие в наступлении русских войск на Юго-Западном фронте, участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве, стойко и мужественно сражаясь против немецко-австрийских войск.В боях у деревни Галиция полусотня Верхнеудинского полка, преследуя неприятеля, атаковали роту австрийской пехоты, засевшую в окопах. Австрийцы были уничтожены, 100 человек взяты в плен. Смело сражались забайкальцы также на русско-турецком фронте. Так, например, 19 мая 1916 года первая сотня Аргунского полка проезжала через ущелье, казаков неожиданно обстреляли из-за камней турецкие солдаты. Забайкальцы моментально собрались и бросились в атаку на главный гребень ущелья, где находились турки, превосходившие казаков по своей численности. После ожесточенного боя аргунцы отбросили противника и заняли его позиции. [5]
Отвагой и мужеством отличались действия забайкальских казаков на фронтах Первой мировой войны. Тысячи казаков – забайкальцев удостоились Георгиевских крестов и других боевых наград. Вот некоторые имена. Во время боев, в Новорадомском направлении отличились урядники Верхотуров и Номоконов, которые сумели под ураганным огнем противника доставить донесение окруженным немцами казакам об отступлении. В том же бою проявили мужество и отвагу казаки Хутуков и Мадаев, смелость и героизм проявили также казаки-забайкальцы Филипп Осколов и Гомбо Можоронов. Они были награждены Георгиевскими крестами.
Стоит отметить, в числе полных георгиевских кавалеров, награжденных четырьмя Георгиевскими крестами, известны имена двух бурятских казаков: Бадмажап-Цырен Очиров, казак Кударинской станицы, старший урядник 1-го Верхнеудинского полка, и Аюша Сакияев, бомбардир 4-й Забайкальской казачьей батареи.
Также известен и другой бурятский казак Радна Дамбаевич Ганжуров — георгиевский кавалер 2,3,4 степеней. [7]
Глава 2. Деятельность «Общебурятского общества»
Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов - крупнейший религиозный и общественный деятель Бурятии, явился организатором «Общебурятского общества», действовавшего в годы войны и сыгравшего огромную роль в помощи фронту.
«Общебурятское общество», объединявшее 120 религиозных и светских лиц, занималось сбором пожертвований на нужды фронта. К концу 1915г. бурятами было пожертвовано 150 000 рублей. На эти деньги общество содержало 21 койку на Кавказском театре войны, лазарет в 30 коек в Петрограде в здании общежития Петербургского дацана несколько коек в лазарете на Западном фронте. [8]На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.[6] Также общество отправляло эмчи-лам в прифронтовые госпитали, которые методами восточной медицины спасали жизнь многим соотечественникам. Хамбо-лама Итигэлов сам выезжал на фронт для оказания помощи и поддержки своих земляков. [18]В дацанах проводились чтение святой книги Ганджур в 108 томах о скорейшем умиротворении небывалой в мире войны.
Известный российский монголовед Б.Я.Владимирцов писал: «Наши буряты действуют молодецки. Заботятся о своих родичах, призванных на работы, образцово. У них и комитеты, и уполномоченный, правильная организация. Приехал сюда и их Хамба-лама Иролтуев, 79-летний старец, объезжал он бурят на фронтах, побывал и в Архангельске».[8]
В донесении заведующего дружиной от 13 января 1917 г. сообщалось, что из 4965 человек 2000 исповедуют буддистскую религию, среди них имеется около 320 человек монашествующих разных степеней. Остальная часть - крещенные, либо шаманисты. Для удовлетворения религиозных потребностей бурят-буддистов на станции Бакарица был выведен вагон, в котором устраивались молебны. Службу проводили ламы, находящиеся постоянно при дружине или же приезжающие ламы, как, например, Хамбо-лама Иролтуев. Крещеные буряты могли посещать православные церкви, расположенные в городе.[9]
Николай II в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и погибших наградил Хамбо - ламу Итигэлова орденом Святой Анны II степени.
В советский период историки негативно оценивали деятельность духовных лиц, в том числе и Хамбо - ламы Д.Д. Итигэлова. Например, писали о том, что «…ламство собирало на нужды войны крупные суммы денег... применялся обязательный сбор на нужды войны «с души» от одного до трех рублей или общественными работами. С бурятского населения было собрано свыше 78 тысячи рублей в 1915 году, а в 1916 году 100 тысяч рублей (невероятно огромная сумма). Отдельно собрана значительная сумма в пользу пострадавших на войне георгиевских кавалеров. Производились особые ассигнования чиновникам на различные военные расходы, так в 1915 году от общества получил свыше 22 тысяч рублей военный губернатор Забайкальской области».[3]
Бурятское общество, его передовые представители, в лице духовенства и интеллигенции, проявляли понимание и поддержку власти в сложный период Первой мировой войны и, главное, оказывали реальную помощь действующей армии и реквизированным бурятам вдали от родной Бурятии.
Глава 3. Мобилизация бурят в годы Первой мировой войны
25 июня 1916г Николай II издал указ «О мобилизации инородцев на тыловые работы в районе действующей армии», согласно которому многие народы Сибири были реквизированы на тыловые работы, в том числе и буряты.
В фондах №№483, 2104, 32 Национального архива Республики Бурятия мы ознакомились с документами по истории реквизиции бурят. Призыву по мобилизации подлежали лица, родившиеся с 1897 по 1855 гг., в возрасте от 19 до 31 года. Мобилизация бурят началась сразу же после обнародования указа. На тыловые работы по данному указу было отправлено из Забайкальской области 11750 человек, из Иркутской и Енисейской губерний-8725 человек, всего 20475 человек. [4]
Часть мобилизованных была отправлена в Архангельск, другая - на окопные работы Северо-Западного фронта. Незначительная часть их была распределена по разным предприятиям, работавшим на войну. Составлялись именные списки, которые содержали информацию о реквизированных: фамилию и имя, возраст, национальность, аймак и волость, время посадки на поезд, № партии и отряда, № личного дела, место нахождения партии и вид работы, учреждение, во введении которого работала партия, чем страдал на момент приема, получил ли расчет за работу, чем пострадал на работах: отрубил палец ноги или руки, ослеп, обморозил и тд. По архивным данным, 155 бурят из Баргузинского Аймака Баргузинского Уезда Забайкальской области отправили 16-ю инженерно-строительную дружину, 211-ой рабочей инородческой партии Минской губернии Западного фронта. Возраст бурят - баргузинцев, призванных на военно-тыловые работы от 20 до 31 года. [10] По другому списку рабочих-бурят Цугольского хошуна Агинского Бурятского Аймака Забайкальской области было реквизировано 79 человек в возрасте также от 20 до 31 года на окопные работы в Виленской губернии. [11] Буряты Хамниганского хошуна Агинского Бурятского Аймака Забайкальской области были реквизированы на окопные работы в Минской губернии. [12]
По секретному приказу № 102 главноначальствующего г. Архангельском и районом Белого моря из прибывших бурят была сформирована Архангельская инородческая дружина под командованием полковника Судовикова. [13] Поддержанием порядка в эшелоне и организацией выдачи наряда на работы занимались прибывшие с инородцами офицеры. [14] Прибывших бурят размещали в свободных бараках. Бараки, построенные для летних сезонных работ, были плохо приспособлены к зимним условиям. Бурят, работавших в военном порту, расселили в здании флотского полуэкипажа в Соломбале. Реквизированные буряты, оставленные в Архангельске, проживали на станции Бакарица, в так называемом «Губернаторском городке». Рабочие, занятые на строительстве железнодорожной ветки на Мудьюг, селились в ближайших деревнях. Для жилья на самом острове Мудьюг специально для бурят были заказаны в Иркутской губернии юрты. [15]
Суровые климатические условия Севера сразу же поставили вопрос об отсутствии тепловой одежды у бурят. Они выехали из своих домов летом, легко одетые, не имея запасов одежды. Казенное обмундирование им не полагалось, и они должны были приобретать одежду за свой счет. По распоряжению заведующего дружиной несколько раз бурят отправляли в командировку на родину за теплыми вещами. [16]
Когда реквизированных доставили в Архангельск, выяснилось, что в городе для такого большого количества неквалифицированных нет рабочих мест, и больше половины было откомандировано в распоряжение различных ведомств и предприятий. Труд бурят использовался при различных работах в порту, при строительстве железнодорожных веток «Смольный-Буян-Экономика», «Экономика-Мудьюг», в качестве кочегаров на поездах Архангельской железной дороги, при заготовке дров для Петрограда и т.д. при отсутствии работы их отправляли в распоряжение частных владельцев, например, в распоряжение фирмы «Мордухович», лесопромышленника Шергольца. [17]
Пребывание реквизированных бурят в Архангельске сопровождалось массовыми заболеваниями, смертельными случаями. [18] 31 августа 1916 г. вышел приказ №103 главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря о создании комиссии для освидетельствования состояния бурят.[19] Причинами массовых заболеваний бурят были не только плохое питание, плохие жилищные условия, тяжелый неквалифицированный физический труд, но и местные климатические условия. При медицинском осмотре рабочих-бурят на станции Смольный Буян из 251 были признаны здоровыми. У 100 человек обнаружили туберкулез, хронический бронхит, катаракту, малокровие, общую слабость.[20] При прибытии реквизированных бурят для работы в Тверь из 200 человек 20 оказались больны натуральной оспой. При выяснении обнаружилось, что перед отправкой инородцам поставили прививку от оспы без надлежащего осмотра. [21] В архивных документах мы не обнаружили информацию о дальнейшей судьбе заболевших.
Несколько бурят пострадали от взрывов в портовых районах «Бакарица» и «Экономия». 10 человек получили при взрывах ушибы и ранения и находились на излечении в Архангельских лазаретах. Несколько человек считались пропавшими без вести, но начальство полагало, что они просто бежали на родину. С января 1917г. участились побеги реквизированных бурят. Так, в телеграмме из Вологды говорится о массовом побеге бурят-кочегаров и необходимости усиления конвоя. [22]
После Февральской революции уполномоченные начинают активно ходатайствовать об отправке бурят на родину, прежде всего из Архангельска, как наиболее пострадавших от непривычного климата и пищи. [23]
5 мая 1917г. был опубликован Указ Временного правительства о возвращении на родину сибирских туземцев, в том числе и бурят. Уполномоченный Н. Ханхасаев 10 мая 1917г. отправил телеграмму из Петрограда в г. Читу на имя Национального комитета. Сообщал о принятии Указа, по которому Главнокомандующий армии увольняет инородцев с фронта и разрабатывается план отправки на их родину. [24] В мае реквизированные буряты начали освобождать бараки, получать расчет за работу и возвращаться на родину.
Заключение
Первая мировая война стала одним из наиболее длительных и кровопролитных вооруженных конфликтов XX века.
Активное участие в боевых действиях на различных фронтах Первой мировой войны приняли соединения, сформированные из жителей Иркутской губернии и Забайкальской области. Среди них были буряты-казаки, воевавшие в рядах первой Забайкальской казачьей дивизии. Забайкальские казачьи части находились в основном на двух фронтах: Юго-Западном и Кавказском.
Буряты, не состоявшие в казачьем сословии, не несли воинской повинности. Но тяжесть войны с самого начала легла и на их плечи: обязательные поставки хлеба, массовые реквизиции скота и фуража. Посильный вклад внесли бурятские ламы во главе с Пандито Хамбо-ламой Итигэловым и общественность в рамках «Общебурятского общества».
По Указу о мобилизации «инородцев» от 25 июня 1916 г. из Забайкальской области на тыловые работы были отправлены 20475 человек.
Следует заметить, что наши земляки, мобилизованные на фронт на тыловые работы, с честью выполнили свой гражданский долг. К сожалению, многие из них не вернулись домой.
Появилось желание напечатать списки реквизированных по хошунам, аймакам Бурятии в районных газетах, возможно, люди в них обнаружат своих родственников. Ведь в советский период многие вопросы истории Первой мировой войны не изучались. По многим причинам не были опубликованы итоговые документы, не изданы различные воспоминания, сами участники войны старались не вспоминать о своем ратном труде, «царские» награды прятались или уничтожались.
Изучив большой объем архивных документов, мы попытались оценить участие казаков-бурят, вклад бурятских лам и интеллигенции, труд реквизированных забайкальцев в Первой мировой войне.
Список литературы
Кто грамотней?
У меня в портфеле
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Есть в осени первоначальной...
Зимняя сказка