Материалом исследования послужил эпос "Песнь о нибелунгах" в переводе песни со средневерхнемецкого ("Наука", Л., 1972). Перевод сделан с последнего немецкого издания "Песни о нибелунгах" Ю.Б. Корнеевым. (Das Nibelungenlied. Zweisprachig. Herausgegeben und übertragen von Helmut de Boor. Dichterische Verlagsbuchhandlung, Leipzig 1959).
Вложение | Размер |
---|---|
pesn_o_nibelungah.docx | 31.52 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Символика цвета и числа
в эпосе "Песнь о нибелунгах"
направление - Литературоведение
Выполнила:
Шоноева Диана, ученица 10 б класса
Сосново-Озёрской средней школы №1
Еравнинского района
Руководитель: Цыбикова С.Ж.
Учитель иностранных языков, к.ф.н.
2016 г
Оглавление
Глава 1.
Символика цвета в эпосе "Песнь о нибелунгах"
Глава 2.
Символика числа в эросе "Песнь о нибелунгах".
III. Заключение
IV. Литература
V. Приложения
"Песнь о нибелунгах" принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Она находится в кругу таких творений, как поэмы Гомера и "Песнь о Роланде", "Слово о полку Игореве" и "Божественная комедия" Данте - если оставаться в пределе европейских литератур...
В.Г.Адмони
Один из материальных путей постижения содержания культуры - изучение ее символики, содержащей в себе главные, категориальные результаты интеллектуального освоения человеком действительности. Изучение это предполагает обращение, прежде всего к фольклору, поскольку наиболее архаичный пласт культуры консервируется именно здесь. В свою очередь, без понимания значения архаических символов нельзя понять содержание, истоки и смысл фольклорных произведений. "символика лежит в основе человеческого ума, игнорировать её - значит страдать серьезным недостатком".(Дж. Купер, с.43). Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность темы нашего исследования.
Объектом его является древнегерманский эпос "Песнь о нибелунгах".
Материалом исследования послужил эпос "Песнь о нибелунгах" в переводе песни со средневерхнемецкого ("Наука", Л., 1972). Перевод сделан с последнего немецкого издания "Песни о нибелунгах" Ю.Б. Корнеевым. (Das Nibelungenlied. Zweisprachig. Herausgegeben und übertragen von Helmut de Boor. Dichterische Verlagsbuchhandlung, Leipzig 1959).
Учитывая, однако, значительность объема материала, прежде всего в содержательном аспекте, мы сочли необходимым и достаточным ограничить предмет исследования двумя категориями символики, а именно - категориями цвета и числа.
Целью исследования является анализ символики цвета и числа. Из поставленной задачи вытекают следующие основные задачи исследования:
Определяя основные методологические положения, легшие в основу нашей исследовательской методики, мы исходили из следующего. По своему генезису многие символы традиционной немецкой символики (как и любой другой), особенно архаичные, являются в значительной степени общечеловеческими, наделены универсальным значением. В то же время каждый этнос имеет свои особенные символы, по-своему соотносит определенные цвета с той или иной ситуацией.
В ходе анализа конкретного материала явилась такая методологическая особенность работы, как комплексное использование наряду с описательным, историко-типологического и структурно-сематического методов исследования. При этом мы опирались на труды ведущих отечественных и зарубежных философов, этнологов, фольклористов: А.Я. Гуревича, Н.Л Жуковской, С. Дулам, Х.Э. Кэрлота, В.Тернера, В.В. Похлебкина, Е. Шаракшиновой и др.
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании впервые подвергается анализу символика цвета и числа в древнегерманском эпосе "Песнь о нибелунгах" в плане ее частотности и многозначности.
Научно практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования будут способствовать углубленному изучению немецкой культуры, в частности, проблемы символики в немецком фольклоре.
II.Основная часть
Первая глава
Символика цвета в эпосе "Песнь о нибелунгах"
Удобство использования цвета в качестве символа было замечено практически всеми народами. Цвет в эпосе "Песнь о нибелунгах" тесно связан с историческими, религиозными этнографическими особенностями.
Важное место в эпосе занимает символика красного и желтого цветов. Их символическое значение совершенно очевидно мотивировано их соотнесенностью с огнем и солнцем. Соответственно, красный цвет символизирует животворящую силу жизни вообще и жизненную активность человека в частности. Герои, обладающие здоровьем и силой юности, обозначаются красным цветом или его оттенком "алый":
"Аллее свежей розы, она зарделась вдруг,
При мысли, что вернется ее сердечный друг" (Авентюра 1)
"Что мне он не прикажет, я все исполню вмиг
И заалел от радости её прекрасный лик". (А.12)
Красным цветом символизируется радость Кримхилды:
"Каменьям драгоценным наряд ее сверкал,
А лик, как роза утром, был нежен, свеж и ал". (А.2)
Красным цветом могут символизироваться и духовная, и внешняя красота человека.
Желтый цвет служит в эпосе отличительным признаком знатных особи высших сословий.
Вот как описываются доспехи короля Зигфрида: "Чей щит сверкал на солнце отделкой золотой".
"Отделкой золотою слепили седла взгляд.
На сбруе самоцветы нашиты были в ряд.
Порасставляла челядь для всадниц молодых
Подножки золоченые, постлав меха под них". (А.2)
"Золотой" здесь эквивалентен желтому. Он также символизирует красоту, богатство, доблесть. Золотой цвет волос, румяное лицо считались в средневековой Германии эталоном красоты.
"Сползла назад повязка с ее златых волос
Пленительным румянцем лицо её зажглось". (А.4)
В эпосе одежда, мебель, утварь изобилуют золотым цветом, который символизирует достаток и богатство.
"Вступила в круг Брюнхильда, но вооружена
Была скорей для боя, чем для игры она.
Сияло золотое, блестящее шитье
На пышном платье шелковом, надетым на нее".
"Коль уверять вас станут, что богаче все ж
Порой бывали свадьбы,- не верьте: это ложь.
Ведь Гунтер даже воду, чтоб руки умывать,
Велел в тазах из золота приезжим подавать". (А.14)
Важным символическим значением в традиционной культуре германских народов наделяется и белый цвет. Белый цвет символизирует положительную, благотворную для человека сферу деятельности. Белый цвет - это источник силы и здоровья, символ духовной и телесной чистоты, безбедности, удачи, здоровья, щедрости во всех областях жизни. В одежде предпочтение белого очевидно.
"С осанкой горделивой стоит она одна
В одежде белоснежной вон у того окна." (А.8)
"У короля бургундов и Зигфрида бела,
как первый снег, одежда и масть коней была
У каждого на локте сверкал блестящий щит.
Собой являли витязи великолепный вид." (А.8)
"Оборкой платья белой, как первый зимний снег,
Она смахнула слезы с ланит, ресниц и век".
Показательно также негативное символическое значение белого цвета, как символа агрессии злобы. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью.
"Итак, столкнулись свиты обеих королев,
И тут хозяйка гостье, от злобы побелев,
Надменно приказала не преграждать пути:
Пускай супруга пленника даст госпоже пройти".
Наиболее существенные символические значения черного цвета в эпосе - это зло, дурные вещи, отсутствие удачи, страдание, болезни, ночь, тьма.
"Кримхильда ей: "Дорогу! Ответ на ваш вопрос
Дает вот этот перстень, что Зигфрид мне принес
В ту ночь, когда на ложе вы с ним взошли вдвоем".
Да, для Брюнхильды этот день стал самым черным днем." (А.23)
Вместе с тем, наряду с негативной семантикой черный цвет может выражать величие, могущество. У знатных бургундцев праздничная одежда черного цвета. Когда Гюнтер едет за невестой, его сестра шьет ему наряд. Здесь доминирует черный цвет.
"Казался слишком дешев, ей даже горностай.
Для тех, кто за невестой в заморский ехал край.
Для них был выбран бархат чернее, чем агат.
И в наши дни украсил бы бойца такой наряд!".(А. 4)
Очень редко в эпосе употребляется зеленый цвет. Здесь он как символ матери земли, символ возрождающего начала.
"Насчитывалось башен там восемдесять шесть,
Да три больших палаты, да зал, который весь
Был мрамором отделан зеленым, как трава.
В том дивном зале двор и ждал гостей в день сватовства"
Почти нет упоминания о синем цвете. Мы осмелимся объяснить игнорирование этого цвета словами Базымы Б.А. "У германских народов синий служил цветом печали, горя ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов" (Базыма, 36)
Вторая глава
"Символика числа"
Наряду с символикой цвета, чрезвычайно важную роль в культуре играет и числовая символика. Подобно тому, как предметы: жилище, одежда, пища - помимо выполнения своей основной функции удовлетворения виртуальных человеческих потребностей, бывают погружены дополнительным знаковым содержанием, так и числа, числовые наборы предметов, кроме основной счетной функции имеют еще и дополнительное символическое значение.
Идеальную модель мироздания, течения времени и вообще любого процесса во многих мифологических системах представляет собой число три. В эпосе "Песнь о нибелунгах" три брата правят Бургундией на Рейне, тремя днями заканчивается временный цикл.
"Могущественны были три брата-короля.
Служили им оплотом, как вам поведал я" (А.1)
"Взрастала под защитой трех королей она.
Борцов смелей не знала бургундская страна.
То были Гунтер, Гернот, млад Гизельхер удалый.
Сестру от опасностей любовь их ограждала" (А.1)
Также в бурятском фольклоре и "в бурятских сказках строго соблюдаются общеэпические законы: трехчленость (три сына, три подвига, три коня, три противника, три задачи)" (Шаракшинова, 1959, 126).
Состязание за невесту в эпосах часто сводится к трехразовому повторению. Это мы наблюдаем и в эпосе "Песнь о нибелунгах". "Брачный бой" героя и героини являются частью мотива "героического сватовства"- женитьбы героя в результате героических поединков. Героиня-богатырка не желает выходить замуж за слабого богатыря, не способного защитить семью и народ. Поэтому она испытывает героя боем. Бренхильда, королева Isenland. Никто не мог победить ее в бою. Кто приезжал свататься, должен был состязаться с ней в метании копья и тяжелого камня. У проигравших голова летела с плеч. Многих рыцарей она погубила. И только Зигфрид смог победить её в образе короля Гюнтера, для которого он поехал сватать Брунхильду.
"Она в ответ: "Коль скоро ты лишь простой вассал
А господин твой вправду моей любви взалкал,
в трех состязаньях должен он победить меня,
А проиграет - вас казнят до истечения дня".
Владелец Тронье молвил:"Нам, госпожа, ответьте,
в чем будут заключаться состязанья эти.
Ужель они и вправду столь трудны могут быть?"
"Он бросить должен камень, догнать его прыжком.
С решеньем не спешите,- добавила она,-
Не то вас ждет бесчестие и смерть вам суждена" (А.3)
"Число 4 считалось совершеннее 3, ибо было и четным и служило для завершения полноты. (1+2+3+4=10)" (Похлебкин, 392). Тремя днями завершается горе эпических героев.
"Горюя о погибшем и недругов кляня,
Иные из вассалов не ели по три дня.
Но день настал четвертый - и полегчало им.
О мертвом веки вечные нельзя грустить живым" (А.27)
Встречается часто в эпосе при описании жилища цифра шесть. Это объясняется символикой числа шесть. Шестерка символизирует пространство - четыре стороны света плюс верх и низ.
"Насчитывалось башен там восемьдесят шесть,
Да три больших палаты, да зал, который весь..."(А.6)
У европейских народов "шесть" считалось числом дьяволом. Число 666 давало на протяжении исторического развития много поводов расшифровать его как "антихрист", "конец света". Смерть в эпосе символизируется цифрой "60".
"Затем державный Гунтер порасспросил дружину,
Кто из бойцов бургундских нашел в бою кончину.
Убитых насчитали всего лишь шестьдесят.
Оплакали, как водится, тех, кто могилой взят"(А.10)
Большой частотностью применения в эпосе в сравнении с другими числами выделяется цифра "12". Мы объясняем данный факт тем, что 12 - космическое число, упорядоченное по 12 временным координатам: по 12 часам дня, по 12 месяцам года.
«Недель через двенадцать они с ней выйдут в поле …..» (А.3)
«Двенадцать дней весёлых шёл в Вормсе пир горой,
И каждый день Кримхильду сопровождал герой» (А7)
«…. Вот так со славой протекло 12 с лишним лет» (А31).
Здесь число 12 взаимодействует с символикой времени.
«Безмерной силой дева была наделена.
Внести метальный камень велела в круг она,
А этот тяжкий камень размером был таков,
Что подняли его с трудом двенадцать смельчаков» (А.3).
«Всё время охраняли особу королей
Двенадцать великанов, лихих богатырей …» (А.3)
В данных отрывках число 12 символизирует крепкую силу, здоровье, совершенство. 12 по-другому мы называем дюжиной. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел; 3 умножаем на 4 = 12. Следовательно, она и есть верх совершенства.
Заключение.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Символика числа и цвета в эпосе многозначны. Анализируем наиболее употребляемые цвета в данном эпосе
красный | жёлтый | белый | чёрный | зелёный |
Радость Красота Жизненная активность Сила юности Огонь Солнце Здоровье | Богатство Достаток Красота Доблесть Знатность | Символ духовной и телесной чистоты Безбедность Удача Щедрость во всех областях жизни Источник силы и здоровья Но Символ злобы | Зло Дурные вещи Отсутствие удачи Страдание Болезни Ночь Тьма Но Величие Могущество | Трава Земля Возрождение |
2. Символика цвета и числа отражает в эпосе религиозные, исторические, этнографические факторы. В содержании символов не только среда обитания, но и социальная история. В эпосе отразился, прежде всего, дух рыцарства и романтизма.
3. Наибольшей частотностью в эпосе выделяется числовой символ. Нет вещей, явления, действий, не обозначенных символикой числа. Из чисел наиболее часто в «Песне о нибелунгах» отмечаются числа 12,3,4
Вторая по частотности символика цвета, которая является основой социально-технических отношений. Из всех цветов часто упоминаются золотой, белый, чёрный, красный цвета.
Использованная литература
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Зимний лес в вашем доме
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Дерево в снегу
Твёрдое - мягкое