Испокон веков народы стремились выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколения. Инструментальный фольклор является важнейшей частью духовной культуры бурят.
В прошлом столетии в широкой Агинской долине в селе Урда - Ага родилась династия выдающихся бурятских мастеров музыкальных инструментов. В этой династии значимое место занимает Бальжинима Дугарович Дугаров, заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР, лауреат Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности.
Цель исследования – рассмотреть становление династии бурятских мастеров и деятельность Б. Д. Дугарова по усовершенствование бурятских народных инструментов. Объектом является история бурятских народных музыкальных инструментов, а предметом – деятельность Б. Д. Дугарова по усовершенствование бурятских народных инструментов.
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_dinastii_masterov.docx | 315.05 КБ |
Деятельность династии мастеров – бурятских «страдиварии»
в музыкальном искусстве Бурятии
Выполнил: Цыренжапов Майдар,
ученик 6 А класса
Руководитель: Дагбаева Вера Данзановна,
к.и.н., учитель истории и обществознания
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..1 стр.
Глава 1. Бурятские народные инструменты: история и современность..2 стр.
Глава 2. История моих предков – «Бурятских Страдивари»…………..5 стр.
2.1. Истоки музыкальной династии
2.2. Деятельность Бальжинимы Дугаровича Дугарова
Заключение…………………………………………………………………9 стр.
Список литературы………………………………………………………...9 стр.
Приложения………………………………………………………………..10 стр.
Введение
Народное музыкальное творчество во всех его жанрах (улигерах, песнях, инструментальных наигрышах) всегда занимало важное место в духовной жизни бурят. Оно создавалось в процессе исторического развития на основе образа жизни, хозяйственного уклада, верований.
Испокон веков народы стремились выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в поколения. Инструментальный фольклор является важнейшей частью духовной культуры бурят.
Актуальность. В прошлом столетии в широкой Агинской долине в селе Урда - Ага родилась династия выдающихся бурятских мастеров музыкальных инструментов. В этой династии значимое место занимает мой прадедушка Бальжинима Дугарович Дугаров, заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР, лауреат Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Бальжинима Дугарович уже в молодые годы становится признанным музыкальным мастером по изготовлению бурятских народных инструментов.
Цель исследования – рассмотреть становление династии бурятских мастеров и деятельность Б. Д. Дугарова по усовершенствование бурятских народных инструментов. Объектом является история бурятских народных музыкальных инструментов, а предметом – деятельность Б. Д. Дугарова по усовершенствование бурятских народных инструментов.
Историография темы. К сожалению, происхождение и бытование традиционных музыкальных инструментов бурят остаются малоизученными. Вопросы истории бурятских музыкальных инструментов отражены в работах Ю. Банеева, Л. Д. Дашиевой, Д. С. Дугарова, В. В. Китова, Б. Ф. Смирнова и др. В написании работы использованы материалы личного происхождения: воспоминания, предания, передаваемые в семье из поколения в поколение.
Глава 1. Бурятские народные инструменты: история и современность
Самые ранние зачатки народного художественного творчества у племен байкальской Сибири зародились еще в древнекаменном веке у палеолитических охотников и рыболовов Прибайкалья и Приангарья. Таковыми являются миниатюрные скульптуры из палеолитических стоянок Мальты и Бурети на реке Ангара, многочисленные наскальные писаницы и другие археологические памятники. А в новокаменном веке здесь уже играли на костяных, деревянных ударных инструментах и различных дудках из зонтичных растений» [ 3]
Буряты - один из древнейших народов монгольской группы- создали богатую и самобытную культуру, в которой инструментальное музицирование занимает значительное место.
Исполнительство на бурятских народных инструментах традиционно было сольным, в народной практике отсутствовало ансамблевое исполнительство. Сегодня практикуется оркестровое исполнительство, начало которого положено в конце 1930-х годов, в период подготовки и проведения I Декады бурят-монгольского искусства в Москве (1940). Первым руководителем и дирижером оркестра бурятских народных инструментов И. Л. Рык был приглашен из Москвы для организации творческого коллектива. Для создания уникального оркестра были изучены, усовершенствованы и систематизированы национальные инструменты бурят. В состав оркестра были включены струнные инструменты — семейство усовершенствованных хуров, представляющее пять видов (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас), хучиры, шанзы, иочины; духовые — лимба, сур, бишхуры, ухэр-бурэ; ударные — хэнгэрэг, дударма, сан. [2]
Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современной классификации определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Согласно данной системе, автором бурятские народные инструменты систематизированы в две группы — духовые и струнные.
Духовые инструменты. Одним из наиболее древних музыкальных инструментов бурят является суур. Это деревянный духовой инструмент типа продольной свистковой флейты, который изготавливали из дерева (сосны и ели).
Лимба (лимбэ) — деревянный духовой инструмент, чаще бамбуковый, род поперечной флейты. [2] [Прил.1]
Струнные инструменты. Хуур — бурятское и монгольское обозначение одно- или двухструнного смычкового музыкального инструмента, широко распространѐнного среди скотоводов-кочевников.
Разновидностью струнных смычковых инструментов является хучир — инструмент китайско-монгольского происхождения.
Чанза - бурятский струнный музыкальный инструмент, имеет монгольское происхождение. Хотя в некоторых источниках указывается китайское происхождение. [1]
В Бурятию шанз (монгольское название инструмента) был привезен из Монголии в конце 30-х гг. ХХ в. [1]
Из состава оркестра бурятских народных инструментов своим ярким и звонким звучанием выделяется иочин, который в дальнейшем стал особенно популярным в Бурятии. [1]
Ятага — струнный щипковый инструмент китайского происхождения. [1]
Следует назвать еще такие инструменты, как аман хуур («губной варган») и хэсэ (бубен), которые являлись неизменной принадлежностью бурятских шаманов. [1]
Многие инструменты сами по себе являются выдающимися произведениями народного искусства. Весь облик, многоцветие и резные украшения полны жизненной символики. [Прил.2]
Хуур – струнный смычковый инструмент, один из самых любимых и широко распространенных у бурятского народа. Известно, что в далекое время хуур был однострунным. Изготовлялся из подручных средств: из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий пузырь, после инструмент просушивался. Струной служил пучок конских волос. Смычком служил согнутый деревянный прут, внешне напоминавший детский лук с натянутой тетивой из конского волоса.
В процессе усовершенствования большое распространение получил двухструнный хуур. Он пользуется большой популярностью и в наши дни. Струны делают из разных материалов: из конского волоса, жильные и металлические.
В дальнейшем усовершенствовании хуура принимали участие многие известные музыканты и музыкальные мастера. Среди них Халбаев Н.В., Баторов С., Балдаев и Дугаров Б.Д.
В 1938 г. к первой декаде бурятского искусства в Москве, был создан оркестр бурятских народных инструментов. В Московской экспериментальной мастерской изготовили семейство хууров: хуур-сопрано, хуур-тенор, хуур-бас, которые, к сожалению, были утеряны во время войны. [1]
В 1948 г. Бальжинима Дугаров создал трехструнный хуур, а затем и семейство хууров: сопрано, альт, тенор, бас. [4]
Современный хуур имеет четыре струны. Совершенную конструкцию - четырехструнный хуур, создал в середине 1950-х годов мастер Бальжинима Дугарович Дугаров. [4]
Каждая модель хуура имеет свою историю. Этот удивительный инструмент полным, мягким звуком, предоставляет исполнителю богатые возможности для передачи тончайших нюансов музыки, позволяет оттачивать мастерство для выступлений в самых престижных концертных залах.
Глава 2. История моих предков – «Бурятских Страдивари»
2.1. Истоки музыкальной династии
В прошлом столетии в широкой агинской долине в селе Урда-Ага родилась династия выдающихся бурятских мастеров музыкальных инструментов. И эта музыкальная династия берет свое начало с Нагуудайн Буда-Цырен (Буда), который владел русским языком и имел честь быть на приеме у цесаревича Николая Александровича в начале 90-х годов XIX века на берегу реки Тура и спел там песню под аккомпанемент морин - хуура. [6]
Об устроенном для него приеме цесаревич Николай Александрович писал в своем дневнике: «16 июня. Воскресение. <…>В 9 час. приехал в Туриноповоротную, где в лагере, юрте был блестяще встречен бурятами с хлебом-солью, дикой музыкой, кадильницами и знаменами, пожалованными Николаем Павловичем. … Мне буряты поднесли великолепную юрту, в которой я провел ночь, со всеми предметами их внутреннего обихода;….В первый раз пришлось спать в соседстве с Буддой! Мне эта юрта весьма понравилась. Обедал в отлично устроенном павильоне; сначала недолго поиграла их невозможная, роговая музыка. …..» [7] [Прил. 3, 4]
В этой династии значимое место занимает мой прадедушка Бальжинима Дугарович Дугаров, заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР, лауреат Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Родился он в 1909 году, в год курицы, в местности Гээлмээн. Его отец, Будаев Дугар (Бадеэн) родом из Дэлдыд шарайд. Он был главой большой семьи, состоявшей из шестерых сыновей и двух дочерей. С детства мальчика окружали звучание бурятских песен, игра отца на самодельном хууре, который с любовью исполнял народные песни. Эти детские музыкальные впечатления и определили его дальнейшую судьбу. [6]
2.2. Деятельность Бальжинимы Дугаровича Дугарова
В старину в народе бытовал однострунный хуур. Струна его представляла прядь конского хвоста. Встречались и очень примитивные хууры, в виде пороховой банки, к которой приделывали гриф, состоящий из двух деревянных колков. Вдоль грифа натягивался пучок конского хвоста. И над совершенствованием таких и созданием других музыкальных инструментов работал мой прадедушка Бальжинима, и его первый трехструнный хуур, появившийся в 1948 году, имел квинтовый строй, вернее, обыкновенный скрипичный строй, но без струны «соль». Появляется целое семейство хууров: сопрано, альт, тенор, бас. Все время происходило совершенствование инструментов. Улучшались их звучание, форма, их оформляли характерной национальной орнаментацией. [6]
Благодаря своим стараниям, профессионализму и таланту, Бальжинима Дугарович уже в молодые годы становится признанным музыкальным мастером, знатоком своего дела. С 1948 г. по 1956 г. он создал более 700 народных инструментов. [4] [Прил.5]
К началу 60-х годов он как бы подвел итог своим поискам более совершенной конструкции хуура – он сделал его четырехструнным. Благодаря этому инструмент стал звучать так, как поет народ, создавший его, а у народа гортанное, открытое звучание песни. А музыканты приобрели большие возможности для передачи тончайших нюансов музыки, теперь инструмент позволял оттачивать исполнительское мастерство. И только в 1967 году Бальжинима Дугаров получил авторское свидетельство на свое четырехструнное изобретение, семьсот первый хуур по счету. [4] [Прил.6]
Работая режиссером Народного театра села Барагхан Баргузинского района, приступил к изготовлению четырехструнной, ладовой бурятской чанзы. В 1964 г. Б. Дугаров изготовил первый такой инструмент. [4]
Несостоявшийся лама, выучивший старомонгольскую и тибетскую письменности, получивший профессию полиграфиста, был выдающимся мастером - волшебником по изготовлению музыкальных инструментов, ювелиром и краснодеревщиком, музыкантом с большой буквы.
В 1963 году он с семьей переезжает в Улан-Удэ, где продолжает создавать свои уникальные инструменты. Его жена, моя прабабушка, Дарья Цыреторовна работала на Улан-Удэнском тонкосуконном комбинате. К работе относилась добросовестно, добиваясь высоких производственных показателей, о чем свидетельствуют многие грамоты, благодарственные письма за подписью директора комбината К.П. Альцман, ей было присвоено звание « Ветеран труда». [6]
Б. Д. Дугаров награжден юбилейной медалью «За доблестный труд». Указом Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР от 25 ноября 1955 года ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист БМ АССР».
Подобно великому итальянскому мастеру скрипичных дел Николо Амати, Бальжинима Дугарович притягивает к себе, своему любимому делу и передает «секреты» мастерства своим ученикам, братьям - племянникам Лубсанцырен и Очиржаб Жамбаловым, продолжившим дело выдающегося мастера, ставшими впоследствии действительно бурятскими Страдивари.
Лубсанцырен Жамбалов поддержал и после его смерти продолжил дело, начатое его дядей, моим прадедушкой Бальжинимой Дугаровым. Впервые в нашей стране изготовлены такие инструменты, как ятага и дынчик. Именно на основе этих инструментов был создан ансамбль ятагисток. [4] Дядя Лубсанцырен обладал природным даром художника, абсолютным музыкальным слухом, был прекрасным краснодеревщиком и мастером на все руки. Изготовленные им инструменты отличались высоким качеством исполнения.
Большинство народных музыкальных инструментов, которыми пользуются как профессиональные, так и самодеятельные коллективы, также личные инструменты ведущих артистов и музыкантов не только Бурятии, но и Калмыкии, Тывы, Якутии сделаны Лубсанцырен Доржиевичем. Слава об умельце облетела многие уголки нашей Родины. А это - признание другими народами достижений музыкальной культуры бурятского народа. [6] [Прил.7]
Он внес большой вклад в организацию экспериментальной музыкальной мастерской (ЭММ) по изготовлению национальных инструментов, которая открылась в 1979 году в г. Улан-Удэ.
Замечательный мастер по изготовлению национальных инструментов Лубсанцырен Доржиевич Жамбалов умер 13 октября 1984 года. Он оставил свой неповторимый след в истории народа, в памяти своих многочисленных учеников.
Младшим в этой династии является Очиржаб Доржиевич Жамбалов, ныне действующий мастер по изготовлению как струнных, так и духовых народных музыкальных инструментов. В своей работе Очиржаб Жамбалов проявил себя новатором. Им была реконструирована чанза в бас, сконструирована чанза в тенор. Он первым стал изготавливать бурятские духовые инструменты, и создание хроматической лимбы запатентовано как авторское изобретение. На его инструментах учатся дети, играют известные музыканты и мастера. [Прил.8]
Сегодня в частной мастерской Жамбалова О.Д. в шкафах с распахнутыми дверцами, на полках поблескивают полированными боками инструменты: чанзы, хууры, лимбы. Здесь они живут. Пока в молчании отдыхают. А уже через несколько мгновений в руках мастера начинается совсем иная их жизнь, ради которой и родились на свет эти грифы и струны.
Заключение
Почти через сто лет после рождения моего прадедушки в 2006 году в семье Цыренжаповых родился я, Майдар, учусь в 6 классе, увлекаюсь робототехникой. Когда я посещал детский сад дядя Очиржаб подарил мне баян со словами: «Пусть музыка сопровождает тебя везде». Я люблю слушать музыку, немного петь. К большой радости нашей семьи, моя младшая сестренка очень музыкальная, любит петь песни, в ее репертуаре есть бурятские и русские народные песни. Она еще не музыкант, но только учится, постигает азы музыкального искусства, будет играть на бурятском народном инструменте – чанзе, созданном прадедушкой Бальжинимой Дугаровым. [Прил.9] Мне очень интересна история моей семьи, моего рода. Хочется надеяться, что первые робкие шажки на музыкальном небосклоне дадут свои плоды. И возможно кто-то из большой музыкальной семьи примет «эстафету» и продолжит династию бурятских «страдивари».
Список литературы
Приложение 1.
Духовые инструменты.
Суур. Бурятский суур имеет 4 игровых отверстия. Этот инструмент был распространен преимущественно в западных районах Бурятии, в восточных более широко используется лимба.
Лимбы. Позднее его стали изготавливать из медных, алюминиевых и эбонитовых трубок. Имеется 6 игровых отверстий, одно тембровое и 2 подстроечных . В наигрышах на лимбе широко применяются приѐмы мелодического варьирования, тремоло, трели. Отличается сильным, несколько резким звуком. По мнению некоторых исследователей, бамбуковые лимбы были привнесены в Забайкалье из Северного Китая в V–VI вв. древними уйгурами, а затем позднее поступали к нам через монголов и китайско-монгольских купцов.
Банеев Ю. А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. — Улан-Удэ, 1993.
Приложение 2.
Струнные инструменты.
Хуур. Он имел деревянный корпус, чаще всего трапециевидной формы. В зависимости от основного рода занятий населения того или иного района и, соответственно, материала, из которого изготавливался инструмент, хуур имел несколько разновидностей: бортого(н) хуур (хуур, изготовленный из деревянного ведра, бадьи), сууха хуур (хуур, изготовленный из мочевого пузыря), шанаган хуур (хуур, изготовленный из ковша, поварѐшки или «Ёдого»), хилгааhан хуур («волосяной» хур) и др.
Хучир. Имеет 4 струны, причем попарно. Само слово — китайского происхождения. Так, некоторые исследователи считают хучир исконно монгольским инструментом, объясняя это тем, что слово хуу означает «монгол, монгольский». Примечательно, что в Китае хучир считается «инструментом северных варваров», т. е. монголов.
Чанза. Усовершенствованный инструмент имеет цилиндрический корпус. Мембрана изготавливается из змеиной кожи или из шкуры козы. На чанзе натянуты 4 металлические струны. Существует несколько оркестровых разновидностей этого инструмента: прима, альт, тенор, бас и контрабас. Этот инструмент получил большую популярность в республике.
Иочин — струнный ударный инструмент трапециевидной формы, распространенный среди народов Центральной Азии, аналог украинского цимбалы. Звукоизвлечение осуществляется с помощью двух деревянных, чаще всего бамбуковых, палочек.
Ятага. Происходит от монгольского слова «ятыган», что означает «лежачий» и характеризует положение инструмента во время игры. Звук извлекается защипыванием струн пальцами правой руки и, нажимая левой рукой на струны, можно добиться вибрации звука. Аналогами ятаги являются малайзийский кереб, китайский цинь, гучжене, вьетнамский транх, японское кото, корейский каякагым. Банеев Ю. А. Современные бурятские народные музыкальные инструменты: учеб. пособие. — Улан-Удэ, 1993.
Приложение 3.
Об устроенном для него приеме цесаревич Николай Александрович писал в своем дневнике, хранящемся в Государственном архиве Российском Федерации: «16 июня. Воскресение. <…>В станице Кайдалово пил чай, здесь тунгусы остались, уступив место бурятам. В Баяндарчинском поселке, во время перепряжки, смотрел на увлекательную ловлю диких лошадей бурятами прямо из табуна. Совсем поражен лихостью этих людей и их умением и ловкостью, с которыми они нацепляли на всем скаку петлю своего "имника" (аркан) на шею лошади и в какие-нибудь две минуту делали свою жертву смирной тварью, наполовину задушив ее. Другие конные буряты, в богатых синих халатах и в китайских шапках, стреляли из лука в дощечку на земле.
Все это поскакало затем за мной; невольно вид такой пестрой и оригинальной конницы переносил в прежние времена, времена нашествия Тамерлана!
В 9 час. приехал в Туриноповоротную, где в лагере, юрте был блестяще встречен бурятами с хлебом-солью, дикой музыкой, кадильницами и знаменами, пожалованными Николаем Павловичем. Шел парадным образом под желтым зонтиком, также как на Яве. Мне буряты поднесли великолепную юрту, в которой я провел ночь, со всеми предметами их внутреннего обихода; все золотые и серебряные вещи; прекрасный костюм и богатый трон. В первый раз пришлось спать в соседстве с Буддой! Мне эта юрта весьма понравилась. Обедал в отлично устроенном павильоне; сначала недолго поиграла их невозможная, роговая музыка. Лег спать рано.
ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 226. Л. 60–63. Автограф. Черные чернила.
Опубликовано: Б.Ц. Жалсанова // Отечественные архивы. – 2011. – № 2. – С. 97–109.
Приложение 4.
Встреча цесаревича Николая с агинскими бурятами.
Приложение 5.
Дугаров Бальжинима за созданием хуура.
Дугаров Бальжинима Дугарович
Приложение 6.
Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов. История оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах. Под общей ред. проф. О.И. Куницына. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2001. – 312с.
Приложение 7.
Лубсанцырен Жамбалов. Фото из личного архива.
Приложение 8.
Очиржаб Жамбалов. Фото из личного архива.
Рисуем белые грибы пастелью
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Зимняя сказка
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Девчата