Исследовательская работа по теме "Феномен Екатерины II"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskayarabota_ekaterina2.docx | 37.38 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа п.Индустриальный
Екатериновского района Саратовской области
Исследовательская работа
Тема: Феномен Екатерины II
Выполнила: учащаяся 11 класса
Зеликова Ирина
2017-2018 учебный год
Содержание
1. Введение
2.Основная часть
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Введение
Жизнь и деятельность Екатерины II во все времена привлекала внимание общественности. В период подготовки и проведения крупных реформ преобразования, проведённые императрицей, становятся объектом повышенного интереса. Сама же Екатерина написала: «Слава страны - создает мою славу. Вот мое правило». Так было в 60-70-е гг. XIX в., на рубеже XIX-XX вв. Огромен интерес к этой личности и в наше время.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, мы как граждане нашей страны должны изучать деятельность исторических личностей для более глубокого осмысления прошлого нашего Отечества.
Цель работы - познакомиться с политической деятельностью Екатерины II.
Задачи:
1. Изучить дополнительную литературу по данному вопросу.
2. Обработать собранный материал.
3.Сравнить политику Екатерины II и современность.
4. Сделать вывод на основе, собранного материала .
Методы исследования:
а) анализ литературы;
д) сравнение, сопоставление.
Объект исследования: правление Екатерины II .
Практическая значимость:
1. Выступление перед одноклассниками на уроке истории
2. Изучение исторического прошлого нашей Родины
Основная часть
Существуют знаменитые слова: «Из грязи в князи».
Эта фраза приходит на ум, когда читаешь об Екатерине II, единственной императрицей, рожденной за границей.
Екатерина II — императрица, которая правила в России 34 года (1762-1796). Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась.
В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с великим князем Петром Федоровичем, впоследствии Петром III.
Придворные развлечения скоро наскучили молодой женщине, муж стал равнодушным. Однажды она забрела в дворцовую библиотеку, поразилась количеству книг и начала постигать мир. Чтение книг так увлекло Екатерину, что это стало для нее ежедневной потребностью до конца жизни. Она начала с любовных романов, потом читала труды французских просветителей. Екатерина стала прекрасно разбираться во многих вопросах государственной власти. Она подмечала все ошибки и промахи, совершаемые императрицей Елизаветой Петровной, просчитывала ситуации и предполагала, как бы она поступила в том или ином случае. Екатерина делала все, чтобы нравиться придворным своей набожностью, щедростью, умом и добротой. Слухи о ее добродетели распространились далеко за пределы дворца.
В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерина II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким. Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей, так как около 12 лет формировала основу своей власти, искала сторонников среди гвардейских офицеров, придворных, духовенства, и простого народа. Петербург ликовал, когда узнал о свершившемся перевороте. Екатерине присягнули, как императрице. Ей оставалось только доказать, что она достойна короны и той огромной страны, за жизнь которой она теперь была в ответе.
Её муж — Петр 3 был Российским государем всего 186 дней.
С самого начала своего царствования Екатерина II принялась за реформирование государственного аппарата, что было необходимо в связи со значительно выросшей со времен Петра Великого территорией страны. Несколько лет императрица работала над знаменитым «Наказом», целью которого было ввести в русское общество европейские законы.
В 1766г. для составления проектов новых законов в Москву собрались выборные представители всех сословий (естественно за исключением крестьян). Однако создать свод новых законов Комиссии не удалось, и уже через год она была распущенна под предлогом войны с Турцией.
Однако, не смотря на эти неудачи, в 1775г. Екатерина предприняла губернскую реформу. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917г.
7 ноября 1775г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии.
При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная плата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного презрения (призирать – присматривать, опекать, заботиться).
Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, ЕкатеринаII отделила судебные органы от исполнительных. Каждое сословие получало свой суд. Все суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным Ораном становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.
В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль.
После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегии перешли к губернским органам. В 1775г. Были ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков перешли на Кубань.
Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, я Яицкое казачество – в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.
В 1773г. был принят закон о веротерпимости, а еще раньше, в 1764г., Екатерина правела объявленную еще Петром III секуляризацию монастырских земель (одновременно был установлен штат и оплата священнослужителей, а монастырские крестьяне перешли под власть государства).
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Со времен Петра I образование в России носило целиком практический характер (получение необходимых знаний для военной и государственной службы). Екатерина первая из русских правителей, о воспитательном значении образования. «Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина», - писала императрица. К числу таких учебных заведений, открывшихся еще в период царствования, относятся Московский воспитательный дом для детей – сирот (1764г.), Санкт-Петербургский Смольный институт благородных девиц (1764г.), а так же несколько благородных пансионов. По всей стране возникли духовные семинарии, медицинские, горные и коммерческие школы. По уставу 1786г. предусматривалось открытие в губернских городах 4-классных училищ, а в уездных центрах – 2-классных.
В 1763г. в России была учреждена Медицинская комиссия, в задачу которой входил надзор за медициной во всей империи. Было постановлено, что в каждом городе должны находиться врачи, отвечающие за здоровье не только горожан, на и всех уездных жителей. Перед городскими властями была поставлена задача создание госпиталей, больниц, приютов для умалишенных. Открывались аптеки, строились фабрики по производству хирургических инструментов. В медицинских школах шло обучение своих докторов, также врачей приглашали из-за границы.
При Екатерине II были организованны научные экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепёхина, в результате которых появились подробные описания природы и культуры народов Поволжья, Урала, Сибири. Продолжала развиваться историческая наука (начатая трудами В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова): появились крупные работы М.М. Щербатова, и И.Н. Болдина. Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.).
Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг.) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское (акт отречения герцога Бирона )
Оценивая правление Екатерины II, прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России в целом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечивало внутриполитическую стабильность екатерининского царствования.
Последовательная, без резких колебаний политика императрицы более импонировала дворянству и городским состояниям. Введенные ею сословные суды, как и органы местного самоуправления, были поставлены под контроль дворянства. Екатерина осуществила административную реформу, укрепившую начала законности в управленческих структурах. Качественно иным стало при Екатерине II народное образование: к концу XVIII столетия в стране насчитывалось 193 народных училища, в которых обучалось около 14тыс. человек. Этим было положено начало созданию системы общеобразовательной школы. Всего к началу XIX в. В стране существовало около 500 различных светского характера учебных заведений с 45-48 тыс. учащихся и 66 духовных семинарий и школ с более чем 20 тыс. семинаристов.
Царствование Екатерины II отмечено впечатляющими результатами во внешнеполитической сфере. Во всех своих практических действиях императрица исходила из убеждения, что «истинное величие империи состоит в том, чтобы быть великою и могущественною не в одном только месте, но во всех местах, всюду проявлять силу, деятельность и порядок». То прямо касалось и проводимого ею внешнеполитического курса страны. Здесь Екатерина была весьма «неподатливой»: «Дела свои поведет не иначе, как по своему разумению» и никто «на свете не заставит ее поступить иначе, чем как она поступает». Плоды твердой и последовательно проводившейся ею экспансионистской политики «защиты» национальных интересов Российской империи были таковы, что в ее время, как не без гордости говорил граф А.А.Безбородко, ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без согласия на то России.
За годы екатерининского правления границы империи на западе и юге в результате разделов Польши и присоединения Крыма существенно расширились. Значительно приросло население страны – с 23,2 млн (по третьей ревизии 1763 г.) до 37,4 млн (по пятой в 1796 г.). Только на отвоеванных у Турции и Польши землях проживало около 7 млн человек. Россия в 60-е гг. стала самой населенной страной в Европе: на ее долю приходилось до 20% населения всего Европейского континента. Несколько увеличилась и плотность населения – с 1,6 человека на 1 км2 в 1762 г. до 2,3 – в 1796 г. (понижала показатели плотности населения Сибирь, где на 1 км2 во второй половине XVIII в. Приходилось 0,1 человека).
Что касается этнического состава населения России, то вследствие территориальной экспансии он стал ещё более пестрым. При этом в многонациональной империи численность государствообразующей нации неуклонно уменьшалась. Если в 1762 г. русские составляли чуть более 60%, то в 1795 г. – уже менее 50%. Вторым по численности народом были украинцы – около 15 и 20% соответственно. В составе империи, по данным демографа У.И. Брука, насчитывалось до 200 больших и малых народов, различавшихся по языку, религии, быту и культуре.
В.О. Ключевский, характеризуя общее состояние страны в конце правления Екатерины II, писал: «Армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, т.е. увеличилась более чем вчетверо, успехи внешней торговли балтийской – в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн до 44 млн руб., черноморской Екатериной и созданной, — с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн руб., тогда как в 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн». При Екатерине II впервые (1769) появились российские бумажные деньги – ассигнации, что потребовалось для покрытия расходов на войну с Турцией. Правда, весомость финансовых успехов правительства в этот период снижалась из-за растущей эмиссии ассигнаций, один рубль которых в 1796 г. равнялся 68 коп. серебром, а также вследствие того, что треть доходной части бюджета составлял так называемый «питейный сбор» — в царствование Екатерины этот сбор увеличен почти в 6 раз. Но все-таки сделать бюджет бездефицитным не удалось, и сумма оставленных ею государственных долгов превышала 200 млн руб., что равнялось доходу последних трех с половиной лет царствования.
Приобретенные в Северном Причерноморье и Приазовье территории – целинные плодородные степи, стимулируемые интересами дворянства, осваивались споро, и к концу столетия около одного миллиона человек обрабатывали благодатную пашню, занимались ремеслами и торговлей в городах Николаеве, Херсоне, Екатеринославе, Мариуполе, Севастополе и других, а также обслуживали российские торговые корабли на Черном море. Все это в первую очередь нужно поставить в заслугу Г.А. Потемкину, выдающемуся государственному деятелю.
В XVIII в. Россия сохранила статус аграрной страны. В 1796 г. горожане составляли 2290 тыс. человек, или 6,3% всего населения. Причем с 1730 г. Отмечено увеличение абсолютной численности городского населения при снижении его доли в общем составе населения. В 1780г. в стране было 543 города, из них малых городов (с населением 5 тыс. человек) – 391, средних (от 5 до 25 тыс. человек) – 146, больших (свыше 25 тыс.) – 6. Основное население страны было сельским, большую его часть составляли помещичьи крестьяне.
Из-за отсутствия конкретных количественных показателей судить о реальных результатах развития сельского хозяйства затруднительно. Можно лишь констатировать, что надежды, возлагавшиеся на совершенствование методов земледелия и скотоводства посредством пропаганды достижений агрономической науки со страниц «Трудов» Вольного экономического общества, не оправдались.
На огромных пространствах российского Нечерноземья, оказывавшего решающее влияние на развитие не только экономики, но и всего российского общества и государства, сельское хозяйство во второй половине XVIII в. было убыточным, своего хлеба во многих уездах хватало лишь на 6-8 месяцев в году. Отсюда развитие различного рода крестьянских промыслов и небывалый рост отходничества: в конце века практически каждый третий взрослый мужчина деревни после окончания сельскохозяйственных работ уходил на заработки.
В свою очередь правительство, понимая необходимость обеспечения жизнедеятельности огромной массы крестьянского населения, посредством законодательства поощряло его вовлечение в торгово-промышленную деятельность.
Екатерининская эпоха оставила заметный след в промышленном развитии России. Так, за четыре десятилетия (1760-1800) выплавка чугуна с 3663 тыс. пудов увеличилась до 9908 тыс., или в 2,7 раза. Россия по этому показателю вышла на первое место в мире. За этот же срок число домен выросло с 62 до 111. Рост металлургического производства был вызван возросшим спросом на железо на мировом рынке.
Зарубежный спрос на качественное российское полотно и парусину привел к росту числа парусно-полотняных мануфактур и особенно предприятий в хлопчатобумажной промышленности: если в конце 60-х гг. их было 85 и 7 соответственно, то в 1799 г. уже 318 и 249. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий ( в 1767 г. их было 663).
Относительно рабочей силы отметим, что в металлургии применялся почти исключительно принудительный труд. Высока была его доля и в работавшем на казну суконном производстве, где большей частью мануфактур владели дворяне. Наемный труд преобладал в шелковой и хлопчатобумажной промышленности, а также на основанных после 1762 г. парусно-полотняных и суконных купеческих предприятиях.
Рост экономического развития страны отражает и увеличившийся экспорт товаров. Если в 1760 г. общая сумма экспорта составляла 13886 тыс. руб., то в 1790 г. – 39 643 тыс. Одних лишь промышленных изделий за те же годы было вывезено на 2183 и 5708 тыс. руб. соответственно. Блестящие перспективы сулило открытие постоянной торговли через российские порты Черного моря. Одним из главных экспортных товаров здесь стала пшеница твердых сортов.
Заслуги императрицы в развитии экономики России и просвещении трудно переоценить. Она же свою роль в стремлении достижения «истинного блага» оценивала скромно: «Что бы я ни сделала для России, — это будет только капля в море». Но вот мнение ее современника – мемуариста А.И. Рибопьера: Екатерина «как женщина и как монархиня… вполне достойна удивления». Славу прекрасного ее царствования не мог затмить ни один из новейших монархов.
В своих мемуарах все объективно оценивающие Екатерину современники единодушно восхищались ее умом, обаянием и талантами.
Многие писали, что в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице. С.М. Соловьев вовсе не абсолютизировал личные качества императрицы, когда давал обобщенную характеристику: «…необыкновенная живость ее счастливой природы, чуткость ко всем вопросам, царственная общительность, стремление изучить каждого человека, исчерпать его умственное содержание, его отношения к известному вопросу, общение с живыми людьми, а не с бумагами, не с официальными докладами только –эти драгоценные качества Екатерины поддерживали ее деятельность, не давали ей ни на минуту упасть духом, и эта-то возможность ни на минуту сойти нравственно с высоты занятого ею положения и упрочила ее власть; затруднения всегда заставали Екатерину на ее месте, в царственном положении и достойною этого положения, поэтому затруднения и преодолевались». Глубина и проницательность мысли, необычайное трудолюбие, постоянное стремление к самосовершенствованию – все эти качества, столь важные для политического и государственного деятеля, были присущи Екатерине II».
Современники екатерининского века подчеркивают, что в основе устремлений и действий императрицы была забота о благе государства, путь к которому, в ее представлении, лежал через торжество разумных законов, просвещение общества, воспитание добрых нравов и законопослушание. Главное же средство и надежная гарантия успеха реформаторских начинаний виделись Екатерине в неограниченной самодержавной власти монарха, который всегда, повсюду и во всем направляет общество на верный путь.
Сравнивая политику Екатерины ІІ и современность, можно обнаружить общие черты. Как и при Екатерине в состав нашей страны вошел Крым, Россия по-прежнему великая держава, с которой считаются во всем мире.
Заключение
Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в работе об отдельных сторонах екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. Это ли не феномен Екатерины?
Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.
От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма», а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю
С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.
Список использованной литературы
1. Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». – М.: Панорама, 1991. – 48 с. – (Популярная библиотечка «Коробейник». Серия «Мгновения истории»).
2. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон «Энциклопедический словарь». – С.-Пб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, Прачешный пер., №6, 1894.
3.Буганов В.И. «История России. Конец XVII-XIX век», М., 1995г.
4.История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 943 с.: ил.
5. Павленко Н.И. «Екатерина Великая». – М.: Мол. гвардия, 2000. – 495 [1] с.: ил. – (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 779)
6. Проф. В. Ключевский «Курс Русской Истории», часть V. – М.: Государственное Социально-Экономическое Издательство, 1937.
7.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории/Вступит. Ст. А.Н.Фукса –М.: Высш. Шк., 1993. -736 с.-(Историческое наследие)
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Этот древний-древний-древний мир!
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись