Проект о герое Александре Цыганкове ,о его подвиге во время чеченской войны
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_loktev_vladislav_2020.docx | 32.67 КБ |
Исследовательский проект
«Память о герое»
Выполнил: ученик 8 А класса МБОУ лицея №7
г. Миллерово
Локтев Владислав
Руководитель: учитель математики первой кв. категории
Тараканова Ольга Ивановна
«Память о герое»
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………2
Цели исследования и задачи ………………………………………….……… 2-3
Провели социологический опрос………………………………………….……3
Он совершил подвиг………………………………………………………..….. 4
Из воспоминаний матери Александра, Елены Анатольевны Цыганковой… 4
Из письма командира в/ч 3111 полковника С.А. Меликова матери Александра Цыганкова, Елене Анатольевне………………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………….....7
Литература……………………………………………………………………… 7
Приложение 1………………………………………………………………….. 8
Приложение 2…………………………………………………………………….9
Введение.
Так уж случается, что Россия с момента своего возникновения, пусть не по своей воле, живет по принципу «хочешь мира – готовься к войне». Проходит время, и герои прошлого становятся в один ряд в памяти потомков. Каждое поколение так или иначе оставляет свой след в истории, и чем дальше от нас это поколение, тем глубже становится его след. В настоящий момент мы глубоко чтим ветеранов Великой Отечественной войны. Особое народное признание получают ветераны боевых действий в Афганистане, а ведь это было не так давно, каких-то 34 года назад, но человеческая память не признает сроков давности.
Герои чеченских войн также не уходят из нашего сознания, и когда-нибудь их имена будут на слуху у каждого сознательного гражданина и патриота. Отзвуки этих страшных, кровавых войн до сих пор не оставляют нас в покое. Именно они положили начало многим неясностям в делах Северного Кавказа, именно они закончили XX век, оставив на нем жестокую отметину. До сих пор неясны причины этих войн и многие их нюансы и тайны. Для одних они навсегда отпечатались горьким следом потерь, для других - лишением здоровья и жизненных сил, а кто-то потерял волю к жизни на почве сильного психического удара. Политики не могут понять, почему первая рядовая, казалось бы, операция обернулась катастрофой, а другая – не менее страшными событиями; историки спорят о целесообразности проведения тех или иных военных и политических операций, военные пытаются разобраться в правильности стратегических планов. Дискуссии в этой области будут еще очень долго будоражить умы. Актуальность проблемы героя чеченских войн, являющихся объектами данного исследования, обусловлена тем, что они мало изучены, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Я проживаю на улице Черноморской, д.25, где установлена памятная мемориальная доска имени А.Цыганкова. В своей работе я попытаюсь раскрыть кто такой А.Цыганков, его мысли и биографию, какой он был… Одно только пребывание в Чечне можно считать подвигом прежде всего нравственным. Он не побоялся забыть о собственном благополучии и сделать все, от него зависящее, для благополучия других. Он выполнял любой приказ независимо от его разумности и результативности.
Цель данной работы: сбор информации о герое Александре Цыганкове и создание книги о его подвиге во время чеченской войны и пополнение информацией клуба «Наследие» МБОУ лицея №7.
Гипотеза: рядовые солдаты и офицеры Российской армии в ходе боевых операций на территории Чеченской республики в период 1994 – 1996 и 1999 - 2001 гг. действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив героизм, мужество, высокий патриотизм, верность присяге.
Задачи:
Методы исследования, этапы реализации проекта: Приложение 1.
Глава 1. Провели социологический опрос.
В соответствии с первой задачей исследования был проведён социологический опрос среди учителей и учащихся 8 – 11 классов МБОУ лицея №7 с целью определения знаний дат двух чеченских кампаний, имён героев России, источников представлений о чеченской войне, а также выявления общественного мнения по поводу мотивов действий и поступков российских военнослужащих в условиях военного конфликта (см. Приложение 2).
Результаты опроса показали, что дату первой чеченской кампании знают 71% опрошенных, а хронологические рамки второй кампании верно указали только 37% опрошенных. Имена героев России назвали лишь 10% участников опроса, вспомнивших А. Цыганкова.
Выясняя, из каких источников формируется представление молодёжи и взрослых о чеченских конфликтах, я установил, что в основном школьники, да и взрослые тоже (100% опрошенных), знают о них из художественных фильмов, среди которых были названы такие картины, как «Грозовые ворота», «Спецназ», «Прорыв», «Чистилище», «Стреляющие горы», «Десантура», «Честь имею». А с художественной, публицистической, исторической литературой по данной теме знакомы лишь 37% опрошенных, 20% из которых – взрослые.
Чуть больше половины (63%) участников опроса считают, что существовала реальная угроза целостности российского государства со стороны Чеченской республики в условиях военного конфликта, что свидетельствует о недостаточно глубоком понимании серьёзности сложившейся ситуации на территории Чеченской республики в период с 1994 по 2001 гг. и её возможных тяжёлых последствиях для России.
По поводу вопроса, напрямую связанного с выдвинутой гипотезой, мнения людей, далёких от армии, разделились следующим образом: нравственные мотивы действий и поступков российских военнослужащих (честь – 86%, воинский долг – 90%, чувство патриотизма – 66%) отметила большая половина опрошенных. Но, к сожалению, есть и такие (хоть и незначительная часть – 14%), кто считает, что подвиги совершаются ради денег, званий и наград.
Таким образом, результаты социологического опроса ещё раз убедили меня в актуальности выбранной темы исследования, так как представления современной молодёжи о событиях в Чечне, героях в целом поверхностны, недостаточно точны, поэтому данная работа представляется целесообразной. Практическая значимость её заключается в дальнейшем использовании в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам новейшей истории, а творческий продукт данного проекта – сборник рассказов об А.Цыганкове в клуб «Наследие»– может использоваться в целях гражданско– патриотического воспитания молодёжи.
Он совершил подвиг-Александр Михайлович Цыганков.
(2.04.1979 г. – 10.09.2002 г.)
Александр Цыганков родился 2 апреля 1979 года в г. Ростове-на-Дону. Потом семья переехала в г. Миллерово.
Учился в средней школе № 1, которую закончил в 1996 году с серебряной медалью. Учился хорошо, занимался спортом, участвовал в соревнованиях. Он был примером для одноклассников в учебе и труде. Александра уважали ровесники и учителя за честность, принципиальность, прямоту, смелость и самоотверженность. С детства мечтал стать военным и стремился к достижению поставленной цели. Сознательно избрал профессию военного, чтобы защищать Родину.
Из воспоминаний матери Александра, Елены Анатольевны Цыганковой.
«Его первой учительницей была Нина Алексеевна Скоробогатько, которая отметила в нем усидчивость, серьезность и целеустремленность. Учился Саша на «хорошо» и «отлично». Очень переживал, если что-то не получалось. В 8 – 9 классе проявилось увлечение сына гуманитарными предметами: историей, и литературой.
Ну а спорт был всегда самым любимым увлечением. Вместе с братом, Саша ходил заниматься баскетболом в секцию ДЮСШ, ежедневно по утрам до школы бегал 3-5 километров. Делал это с увлечением. Наставником у Саши по бегу был Александр Николаевич Хаткин – участник областных и всероссийских соревнований по бегу.
В 9 классе впервые Саша сказал, что мечтает стать офицером, я поддержала его. Дело в том, что в нашей семье, за редким исключением, все мужчины были военными, может быть, это и повлияло на его желание связать свою жизнь с армией.
Был он ласковый и спокойный. Любил работать на даче, ему нравилась земля. С детства увлекался книгами о войне. По характеру был целеустремленный и надежный. После одиннадцатого класса Александр собрался поступать в Северо-Кавказский институт Внутренних войск МВД. Много тренировался.
Школу окончил с серебряной медалью и успешно сдал вступительные экзамены во Владикавказское высшее командное училище внутренних войск МВД РФ. Уже к концу 1996 года он стал младшим сержантом и командиром отделения.
Он был самым обыкновенным парнем: любил свою семью, дом, город, в котором вырос. Дорожил школьными друзьями и, приезжая в отпуск, с удовольствием встречался с ними. Все, кто его знал, отмечали его ответственность и надежность.
Саша неоднократно поощрялся в приказах начальника училища. В 1998 году училище стало Северо-Кавказским Военным институтом внутренних войск. Саша с удовольствием учился, хотя это было тревожное время осетино-ингушского конфликта. Фактически шла война и курсанты института не только учились, но и несли нелегкую службу. За отличную учебу и службу Саша был награжден личной фотографией у развернутого знамени института.
10 сентября 2002 года при выполнении боевого задания погиб, заслонив собой своих ребят. Я не могу говорить о нем - был, он есть … Он в командировке, далеко, в разведке и я, его мама, а также его бабушка, его брат и его жена – ждем. И я буду его ждать, пока буду жить».
После окончания Северо-Кавказского института внутренних войск МВД России оказался в престижной Московской дивизии имени Дзержинского, в подразделении разведки. После окончания института Александр женился. Жена Ирина после его гибели сказала: «Я прожила с ним год и два месяца так, как многие живут всю жизнь … » Его краткосрочная командировка в Чеченскую республику 22 июля 2002 года оборвалась через 1,5 месяца, превратившись в вечность.
10 сентября при выполнении боевого задания старший лейтенант Александр Цыганков погиб, пожертвовав своей жизнью ради спасения жизни солдат. Он накрыл своим телом мину, приняв всю ее смертоносную начинку… Ему было всего 23 …. И был выбор, откатиться в сторону и отделаться, может быть, лишь осколочными ранениями, но он поступил иначе.
Из письма командира в/ч 3111 полковника С.А. Меликова матери Александра Цыганкова, Елене Анатольевне.
«Примите мою командирскую признательность и благодарность за хорошее воспитание сына – боевого офицера, патриота России.
Ваш сын, старший лейтенант Александр Михайлович Цыганков, участвовал во всех разведывательных и поисковых операциях. Личным примером учил подчиненных секретам профессии разведчика.
10 сентября 2002 года при проведении специальной операции в Октябрьском районе города Грозный в 5-ти метрах от дороги, вблизи от позиции заслона, он заметил подозрительный предмет, сразу доложил об этом и вызвал группу разминирования. Было принято решение - уничтожить подозрительный предмет, расстреляв его из автомата. В ходе обстрела взрыва не произошло.
Ваш сын Александр подошел к месту нахождения подозрительного предмета. Наклонившись, раздвигая руками траву, которая частично закрывала обзор под ногами, Ваш сын Александр обнаружил мину. Он только успел предупредить своих сослуживцев, как произошел взрыв, от которого героически погиб, закрыв телом своих товарищей.
Командование дивизии выражает Вам свое соболезнование по случаю гибели Вашего сына. Его имя занесено на доску почета Аллеи Славы в Отдельной дивизии оперативного назначения.
При открытии часовни имени Александра Невского в г. Реутов в центре города в 2003 году была установлена мемориальная доска с перечнем погибших солдат и офицеров дивизии».
Александр Цыганков был для солдат олицетворением порядочности, твердости духа. Навсегда для тех, ради кого он пожертвовал своей жизнью, да и для всех нас, он будет олицетворять пример мужества и самопожертвования.
Посмертно лейтенант Александр Цыганков был награжден орденом Мужества.
Александр Цыганков похоронен в г. Миллерово.
Постановлением Главы Администрации г. Миллерово и Миллеровского района № 148 от 18.02.2003 года имя Александра Цыганкова было присвоено средней общеобразовательной школе № 2 г. Миллерово.
В день гибели героя, 10 сентября 2003 года, состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании средней школы № 2. Дни Памяти с тех пор стали традицией. В торжественной линейке памяти принимают участие матери погибших в Чеченской республике земляках, представители общественности, муниципальной власти, военные и ветераны боевых действий.
Ежегодно лучшие учащиеся школы, на торжественной линейке, посвященной последнему звонку, получают стипендию имени А. Цыганкова.
2 апреля 2004 года, в день рождения Александра Цыганкова, в школе была заложена Аллея Памяти. В этот день были посажены 25 деревьев в честь 25-летия Александра, с тех пор Аллея ежегодно пополняется новым саженцем.
В школьном музее оформлена экспозиция с материалами о погибших в Чечне наших земляках. В музейной экспозиции бережно хранятся личные вещи Александра Цыганкова: сигнальные флажки, кабура, планшет, письма, тельняшка, берет, компас и другие вещи.
В рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» в МОУ СОШ
№ 2 был разработан проект «Чечня – боль России», учащиеся школы провели акции «Памяти Александра Цыганкова», «Офицерский класс», «Уголок героев в школьном музее», «Чужого горя не бывает», «Аллея Славы», «Памятный знак», «Голубь памяти».
На здании МОУ гимназия № 1 установлена мемориальная доска: «В этой школе учился Цыганков Александр Михайлович, старший лейтенант внутренних войск МВД. Награжден орденом Мужества. Погиб в 2002 году при исполнении воинского долга на территории Чеченской республики» (Постановление Главы Миллеровского района от 21.12.2006 г. № 1138 «Об установлении мемориальных досок»).
Заключение.
Чеченский конфликт или «затянувшаяся война». Сколько слез, страданий, сколько загубленных жизней скрываются под этим страшным названием.
В проблеме Чеченской войны меня более всего интересует именно человеческий фактор. Важно понимать, как человек, находясь в «горячей точке», воспринимает военную службу и как он осознаѐт свою роль.
Выдвинутая мною гипотеза о глубоко нравственных мотивах поступков российских военнослужащих в ходе исследовательской работы подтвердилась.
Изучив исторические материалы, публицистическую литературу, посмотрев художественные фильмы о войне в Чечне, лично побеседовав с участниками этой войны, я с уверенностью могу сказать, что российские солдаты воевали не ради славы и денег, а ради спокойной и мирной жизни людей на всей территории России, честно выполняя свой воинский долг. А многие такие, как А.Цыганков совершили героический подвиг, пожертвовав собой, спас своих товарищей.
Эта мысль стала центральной в сборнике рассказов «Книга Памяти», повествующих о войне, точка в которой ещё не поставлена.
О службе в Чечне ветераны рассказывают немного, потому что эта рана ещё кровоточит, потому, что для многих остаются загадкой причины этой трагедии, потому, что «нечистые» игры политиков принесли горе тысячам российских семей. Сослуживцы А.Цыганкова приезжали к его матери, выражали благодарность за то, что он их спас. Отзывались о нем тепло и с уважением, его уважали за мужество, терпение, твердость духа и любовь к Родине.
Слово «Чечня» вызывает у каждого из нас неприятные ощущения. Сегодня это тревожное слово больше ассоциируется с нескончаемой бедой, нежели с названием мятежной республики. По – разному оцениваются события тех лет, по – разному смотрят на Чеченскую войну те, кто отдавал приказы, и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Чечено – Ингушской республики укладываются в одно емкое слово «война». Война, которая никогда не должна повториться. Уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. И я считаю, что необходимо помнить о героях Чеченских войн и именно об А.Цыганкове, как герое, жившим среди нас, миллеровцев.
Литература.
Приложение 1
Методы исследования:
1)социологический опрос;
2)изучение и анализ публицистической и исторической литературы по теме;
3)беседы с членами семьи А.Цыганкова.
Практическая значимость: может использоваться в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам новейшей истории, а творческий продукт данного проекта – сборник рассказов – может использоваться в целях гражданско – патриотического воспитания молодёжи.
Приложение 2. Социологический опрос.
1. Назовите хронологические рамки первой чеченской войны.
А). 1979-1989
Б). 1994-1996
В). 1995-1997
Г). 1993-1995
2. Назовите хронологические рамки второй чеченской войны.
А). 1998-2003
Б). 1996-1998
В). 1999-2001
Г). 2000-2003
3. Назовите героев двух чеченских кампаний. Знаете ли вы кто такой А.Цыганков.
4. Видели ли вы фильмы о войне в Чеченской республике? Если да, то какие?
5.Читали ли вы художественную, публицистическую или документальную литературу по теме конфликта в Чечне?
6. Как вы думаете, существовала ли угроза целостности Российского государства со стороны Чеченской республики в условиях военного конфликта?
7. Во время чеченских кампаний российские военнослужащие совершали настоящие подвиги. Как вы думаете, что двигало ими? ( Возможны несколько вариантов ответов).
- чувство долга
- чувство чести
- желание прославиться
- жажда денег
- желание сделать карьеру
- чувство патриотизма
- они хотели получить новые звания и награды.
Ёжикина Радость
Дымковский петушок
Подарок
Фокус-покус! Раз, два,три!
Лиса-охотница