В работе рассматриваются задачи и методические особенности турнерства как ссредства физического воспитания в Германии XIX века.
Вложение | Размер |
---|---|
Турнерство - средство физического воспитания в Германии в 19-м веке | 23.98 КБ |
ТУРНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МОЛОДЁЖИ В ГЕРМАНИИ XIX ВЕКА.
Куслий Алина Эдуардовна - студентка 421 группы
Научный руководитель – Коновалова Наталья Владимировна
ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж» г. Благовещенск
Компетентность специалиста по физической культуре и спорту в области гимнастики характеризуется знанием не только теории и методики преподавания дисциплины, но и основных периодов её истории. Без освоения прошлого наследия невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.Историко-педагогическая образованность позволяет современному педагогу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и образовательной практике.
Цель исследования- Рассмотреть задачи и методические особенности турнерства как средства физического воспитания в Германии XIX века.
Объект исследования - эволюция общих принципов физического воспитания в трудах немецких авторов (оздоровительная направленность, формирование качеств личности в процессе физического воспитания)
Предмет исследования - изучение возможности на основе междисциплинарных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
Решение поставленных задач осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования:теоретический метод (анализ психолого-педагогической, методической литературы);классификация и систематизация;установление междисциплинарных связей изучаемого языка со специальными дисциплинами.Методологическую основу данной работы составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики.
В процессе исторического развития физическое воспитание в Германии находилось под влиянием различных факторов. Вначале оно в основном следовало путями естественного воспитания, свойственного филантропам.В занятиях физическими упражнениями передовые мыслители того времени видели возможность развития и совершенствования тела, а также интеллекта человека.
Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс (1759-1839), Антон Герхард Фит (1763-1836)не только сыграли важную роль в пропаганде школьного физического воспитания в Германии, а позднее и в Европе, но и сделали доступным образование для всех слоёв населения.Кроме того, их плодотворный труд в области теории и методики физического воспитания позволил создать фундамент для нового гимнастического движения – турнерства.
В начале XIX века германское государство было раздроблено на большое число территорий, оккупированных Наполеоном. В Германииначались поиски новых форм и методов в целях объединения сил сопротивления и военно-физической подготовки немцев.В 1810 году был создан первый кружок любителей гимнастики из числа студентов университетов, положивший начало турнерскому движению. «Tornare»в переводе с латинского языка означает поворотливость, изворотливость. Вначале турнерство включало в себя простые гимнастические упражнения, а также игровые развлечения на свежем воздухе. Цель, которую оно преследовало, состояла в воспитании тела и характера.
Активная роль в развитии турнерства, принадлежала писателю и педагогу Фридриху Людвигу Яну (1778-1852). Фридрих Ян, как настоящий патриот, стремился не только к освобождению своей страны, но и её объединению. Идею объединения Германии он отстаивал в своей книге «Немецкая народность», вышедшей в 1810 году. Ф. Ян создал систему физического воспитания, которая называлась «Turnkunst» - гимнастикой, характеризовалась новыми упражнениями с предметом и на снарядах. Ян расширил основную область спортивной гимнастики путём изобретения новых упражнений и снарядов, таких как перекладина, брусья и предметы для лазания, тем самым он заложил основу системы сегодняшней гимнастики как средства воспитания и образования. По инициативе Яна в 1811году в Хазенхайде, недалеко от Берлина, возникла первая общественная турнерская площадка, на которой были размещены гимнастические снаряды.Упражнения на брусьях служили для того, чтобы повысить опорную силу рук турнеров. Брусья в Хазенхайде были вкопаны, непераставляемы и снабжены твёрдыми, а не пружинными жердями, но в течение десятилетий они превратились в лёгкий, перемещаемый и транспортабельный гимнастический снаряд.Ян ценил балансирование наравне с метанием, бегом, прыжками, борьбой, лазанием и плаванием. В качестве снарядов для балансирования служили горизонтально установленные на определённой высоте доски, которые по центру и с обеих сторон опирались на прочное основание. На этих снарядах отрабатывались ходьба, повороты, упоры, махи в положении седа, наскоки и соскоки. Фридрих Ян считал, что упражнения на снарядах лучше, чем другие, развивают физические силы и укрепляют волю человека. Пропагандируемые и выполняемые физические упражнения на турнерских площадках характеризовались следующими чертами: безоговорочная дисциплина; точное повторение освоенных отдельных элементов упражнений; высокая требовательность учителя к учащимся. Основной девиз сторонников турнерства«Frisch, fromm, fröhlich, frei!» - «Бодрые, благочестивые, весёлые, свободные» носил скорее характер освободительный, чем педагогический, а главной целью этого движения стало достижение высокойпсихофизической подготовленности, необходимой для защиты Отечества.
После разгрома Наполеона некоторые турнерские организации выступили за воссоединение Германии на буржуазных началах, что вызвало тревогу прусского правительства. В 1819 году турнерские организации были запрещены, все турнерские площадки ликвидированы, а их основатель арестован. В 1842 году запрет на турнерское движение был снят, что означало его возрождение и развитие. Во многих городах Германии были организованы фестивали по турнерству. В 1846 г. во Франкфурте-на-Майне был построен крупный гимнастический зал. В 1868 году все кружки Turnvereine были объеденены в Общегерманский гимнастический союз – DeutscheTurnerschaft, а в 1893 году под влиянием индустриализации страны возник рабочий турнерский союз. Турнеры занимались немецкой гимнастикой, много времени уделяли туризму и экскурсиям, военно-игровым упражнениям, развитию воли, физической силы, воспитанию дисциплины.С 1922 в городе Фрайбургежегодно проводится спортивный праздник, посвящённый основателю турнерского движения Ф. Л. Яну.
Таким образом, турнерство как средство физического воспитания в Германии в XIX века базировалось на трудных для исполнения гимнастических упражнениях, направленных на воспитание психофизических качеств, ведущих к созданию высокого уровня подготовленности молодёжи мужского пола к обороне страны – сила, выносливость, смелость, самоотверженность. Однако методика проведения занятий иклассификация упражнений не имела научного обоснования. Не было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического и врачебного контроля. Изучение позитивных и негативных характеристик турнерского движения создаёт условия для накопления фонда объективных представлений об актуальных вопросах физического воспитания в ГерманииXIX века, мотивирует специалиста по физической культуре и спорту к профессиональному развитию.
Список использованных источников
1. Гимнастика: Учебник для студентов высших учебных заведений / М. Г. Журавин, О. В. Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова.- 3-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Кряжева Е.В. Межпредметная интеграция в обучении как один из способов развития технического мышления у студентов//Среднее профессиональное образование.-2008.№ 9.- С. 30-31.
3. Кун Л. Всеобщая истории ФК и спорта. М.-1982.
4. Лях В.И. Физическое воспитание в немецкой школе // Физическая культура в школе. – 2005. №4.- С. 72- 76.
5. Прохазка К. Спорт и мир. – М.:Физкультурв и спорт, 1986.- 80с.
6. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989.
7. Таймозов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Пётр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности.- СПб.: ОАО «Печатный двор» им. Горького, 2006.
8. Физическая культура и спорт. Малая энциклопедия. М.-1982.
Разлука
Браво, Феликс!
Что общего у травы и собаки?
Ёжикина Радость
Распускающиеся бумажные цветы на воде