Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремится занять в этом обществе определенное место и играть в нем значимую роль. В свою очередь любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности. Вся история, - пишет Рольф-Вальд Эмерсон, - есть летопись могущества меньшинства, в том числе из одного человека. Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история бы застыла в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. Д. Майерс, американский психолог.
Вложение | Размер |
---|---|
lider.docx | 57.88 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Иволгинское районное управление образования
МОУ ДОД Иволгинский районный центр дополнительного образования детей
Республиканская научно-практическая конференция
молодых исследователей Шаг в будущее
Выявление лидерских качеств и их характеристика у подростков
Автор: Рабданова Оюуна учащаяся кружка Основы журналистики и газетного дела МОУ ДОД ИРЦДОД
Научный руководитель: Алсаева Зинаида Иннокентьевна педагог ИРЦДОД руководитель Основы журналистики и газетного дела
с. Иволгинск 2015 г.
Содержание
Введение 3
1. Определение понятия лидерства и его квалификация 4
2. Диагностика лидерских качеств у подростков 11
3. Заключение 15
4. Список использованной литературы 16
Приложение 17
Введение
Если ты всегда впереди
В массе жизни, гуще событий,
И других готов да собой вести, Значит, ты по натуре - ЛИДЕР!
Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремится занять в этом обществе определенное место и играть в нем значимую роль. В свою очередь любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности. Вся история, - пишет Рольф-Вальд Эмерсон, - есть летопись могущества меньшинства, в том числе из одного человека. Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история бы застыла в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. Д. Майерс, американский психолог.
Современное общество испытывает кризис, охватывающий все стороны жизни человека. Кризис в социальной сфере породил страшное явление в российском обществе - детскую безнадзорность и беспризорность. Сегодня называется цифра в три миллиона безнадзорное детей. Это ставит под угрозу национальную безопасность нашей страны. Возникает необходимость целенаправленного процесса формирования лидеров среда детей, способных организовывать социально значимую деятельность, культивировать в детской среде высокую нравственность. Вывести Россию да кризиса могут сильные мудрые личности, способные веста за собой, решать жизненно важные для общества проблемы и задачи. Исходя из объективной потребности нашего общества в социально активной личности, школа призвана осуществлять личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное образование – воспитание каждого ученика развитой самостоятельной, внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствие со своими задатками, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью. Именно такая личность школьника в будущем способна взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка. Такие люди становятся лидерами. Способность к лидерству проявляется в раннем детстве. Но, к сожалению, в школах мало уделяется внимания этому социально - психологическому феномену. Мало внимания уделяется созданию условий для целенаправленного формирования лидерских качеств, развития организаторских способностей школьников. Сложившаяся в связи с социально-экономическим кризисом ситуация в школах затрудняет воспитание активной жизненной позиции учащихся. С упразднением комсомольской и пионерской организаций исчезла система подготовки организаторов школьных дел, активистов. Стихийно выделившимся лидерам среди сверстников не хватает знаний об организаторской работе, а педагогам не хватает времени на обучение своих помощников. Поэтому становится необходимым создание предпосылок для возникновения среды деловых цивилизованных людей в российском обществе.
Для выявления учащихся с лидерскими качествами, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди сверстников и стремятся вести их за собой, вовлекая в интересные, социально значимые дела, нами было проведено исследование.
В прошлом году я была в лагере Артек у нас проводились различные мероприятия. Мне очень понравились игры, проводимые для выявления лидерских качеств. Приехав домой, я применила эти игры на своих одноклассниках. То есть провела, исследовательскую работу кто является у нас лидером.
Цель исследования; выявление личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за коллектив на себя и стремящейся к самосовершенствованию и саморазвитию.
Задача исследования: создание условий для диагностики индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе, его социализации и личностного развития.
Данная работа состоит из: содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы.
Определение понятия лидерства и его квалификация
Лидерство – способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на языке своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.
Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах.
Лидер - это такой человек, который, но отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на тебе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Поэтому пересаживание лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве руководителя малоэффективно.
Почему человек становится лидером? Теории лидерства многообразны. Среди них можно выделить подходы с опорой на личные качества лидера - поведенческий и ситуационный подходы.
Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех.
Личностные качества лидера:
Можно выделить следующие виды лидеров, опираясь на ряд категорий:
1) обаятельный - авторитетный. Обаятельный лидер пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих людей. Авторитетный лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем;
2) лидер с воображением, душевный - лидер контролер манипулятор. Лидер с воображением, с творческой фантазией, дающей реализовывать возможности подчиненных, способен вносить инициативу, вдохновлять свою группу, проявляя нежно любовную заботу, участие в делах своих подчиненных. Лидер - контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным с легко прикрытым сожалением. Подчиненные воспринимают душевного лидера с воображением следующим образом: как одного из нас, как нашего выразителя, который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет: вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий - принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривается:
Мобилизация начинается с формирования команды. На основе, каких критериев определяют виды лидеров в группе? В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:
1) Лидер - организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
2) Лидер - творец. Привлекает к себе, прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
3) Лидер - борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. Безумство храбрых - вот его стиль.
4) Лидер - дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
5) Лидер – утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратится за сочувствием, поплакаться в жилетку. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового. Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства.
3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать ту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства:
1. Соверен, или патриархальный повелитель. Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитания.
2. Вожак. В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. Тиран. Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер - тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно бояться и подчиняются смиренно.
4. Организатор Он выступает для членов группы как сила для поддержания Я -концепции, и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. Соблазнитель. Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли магической силы, давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают, часто не замечают его недостатков.
6. Герой. Жертвует собой ради других, такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер - герой увлекает людей за собой.
7. Дурной пример. Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. Кумир. Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.
9. Изгои.
10. Козел отпущения.
Большую роль во взаимоотношениях между людьми играют организаторские способности. Это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.
Выделяются следующие качества личности организатора:
К лидерским качествам необходимо отнести способность к творчеству (креативность) и умение понять другого человека, встать на его место (эмпатия). Все вышеназванные качества лидера не даются человеку с рождения. Их надо вырабатывать в себе, Это нелегкий труд, ежедневная, кропотливая работа над собой. Но плата за этот труд - признание другими людьми лидерства.
В республике Бурятия разработана программа Будущее – это мы. Главная идея программы - организовать в учебных заведениях республики целенаправленную подготовку старшеклассников, студентов способных вести организаторскую деятельность среди сверстников; обеспечить педагогическую поддержку лидерам среди учащихся. Программа призвана решат задачи создания условий для формирования и развитии индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития. Организовано движение Школа молодого лидера. Единые требования к слушателям Школы молодого лидера:
- активная жизненная позиция;
- потребность и стремление к достойному самоутверждению;
- стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
- готовность к самоотдаче, реализации собственного творческого потенциала;
- готовность к принятию ответственности за коллектив на себя;
- уверенность в своих возможностях.
- целеустремленность;
- креативность;
- компетентность;
- активность;
- инициативность;
- общительность;
- сообразительность;
- настойчивость;
-самообладание;
- работоспособность;
- наблюдательность,
- самостоятельность,
- организованность.
- основ организаторской деятельности;
- особенностей коллектива сверстников, закономерностей его развития;
- особенностей подросткового и юношеского возраста;
- искусства создания своего имиджа;
- кодекс конструктивной критики;
- требований, предъявляемых к современному лидеру;
- стилей работы лидера;
- техники общения;
- технологии организации коллективной творческой деятельности;
- владение организаторской техникой;
- умение управлять собой и коллективом сверстников;
- умение правильно выбрать стиль общения;
- умение организовать общение;
- умение вести дискуссию, убеждать и переубеждать сверстников;
- умение планировать работу коллектива сверстников;
- оформительские навыки.
Диагностика лидерских качеств у подростков
Мною было проведено исследование среди учащихся старших классов на выявление лидерских качеств. Всего было опрошено 54 человека. В результате тестирования были получены: следующие данные: у 43 % учащихся лидерские качества выражены слабо, такие подростки имеют неопределенность личных жизненных целей, неумение влиять на людей, 44% - со средне - выраженными лидерскими качествами. У данных подростов недостаточное понимание особенностей работы руководителя, неспособность организовать эффективную совместную работу людей.
У 7% учащихся лидерские качества выражены сильно и 6% учащихся с очень сильно выраженными способностями лидера.
Таким образом, из результатов исследования мы видим, что подростков с ярко выраженными лидерскими способностями немного. Также следует учесть, что в ряде случаев при тестировании учащиеся могут завышать свои способности и возможности, представляя идеал некой личности, а не реальное состояние качеств. Они рассматривают предложенные ситуации в идеальном исполнении, а не так, как действуют в реальной жизни. Особенности исторического периода, переживаемого Россией, социально-политические и экономические преобразования российского государства как никогда ранее обнаружили проблему подготовленности людей к новому типу отношений, обеспечивающему перспективное развитие личности, общества и государства.
Сегодня нужны люди, способные управлять нововведениями в обществе, обладающие видением будущего, способные проектировать и развивать общественные процессы в позитивном русле, готовые взять на себя ответственность за судьбу нации.
Современные катаклизмы российского общества во многом связаны с кадровой политикой. Социальная психология сегодня говорит о потребности в 4-х миллионах управленцев во всех сферах жизни общества, которые могут вывести страну из кризиса.
Для того, чтобы подготовить достойный руководящий состав, способствовать развитию лидерских качеств у учащихся предлагаются следующие рекомендации по улучшению недостаточно сформированных лидерских качеств:
Умение управлять собой:
1. Стремись изучить себя. Посмотри внимательно на себя в зеркало. Подумай, что привлекает людей к тебе, а что отталкивает. Ответь, на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?
2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.
3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.
4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.
5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам, Это придает тебе уверенность.
Осознание цели:
Постарайся ответить на вопросы:
1. Действительно ли твои цели важны для тебя?
2. Реальны ли твои цели?
3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?
4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?
5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?
Умение решать проблемы.
Постарайся найти ответы на следующие вопросы:
1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или хватаюсь за первый, который мне сразу понравился?
3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
5. Поддерживают ли мои товарищи мои решения.
Наличие творческого подхода.
Постарайся ответить на следующие вопросы:
1. Ценю ли я творческий подход в других людях?
2. готов ли я к неопределенности?
3. Верю ли я свои творческие способности?
4. Могу ли я порвать с традициями?
5. Испытываю ли я потребность в переменах?
Влияние на окружающих.
Если у тебя затруднено влияние на окружающих, то предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:
1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
3. Наведи мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
Организаторские способности.
1. Поставь себя на место другого человека. Как он смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что он вкладывает свои силы, о чем говорит.
3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
4. Можешь ли ты определить стиль общения с человеком?
5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
А. Лутошкин в своей книге Как вести за собой рассказывает одну притчу. Люди переносили тяжелые грузы. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил, брал мешок поудобней, относил его и возвращался, с тем, чтобы вновь выбрать для себя такой же груз. Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь среди работавших были люди и посильнее его, тот ответил: Кому-то ведь надо будет ее нести. Рано или поздно. Пусть это буду я. И если вы вдруг станете свидетелем того, когда необходимо включиться в организацию общего дела, выполнить трудную, но необходимую для коллектива работу, а в ответ на просьбу – тишина, произнесите фразу: Пусть это буду Я!
Заключение
Современное технологическое общество быстро и интенсивно развивается и требует того же от систем обучения и воспитания. Сегодня школа призвана осуществлять личностно-ориентированное образование, которое направлено на воспитание каждого ученика самостоятельной личностью. Необходимо создание благоприятных условий для развития того, что доминирует в формирующейся личности воспитанника. Для решения этой задачи необходим новый педагогический подход с новым технологическим обеспечением.
Исходя из концепции личностно-ориентированного образования, педагоги должны создать условия для развития лучших личностных качеств. Но формирование личности школьника происходит не только во взаимодействии с его воспитателями (педагогами и родителями), но и в контакте со сверстниками, с которыми он находится наиболее продолжительное время.
Коллектив сверстников играет большую роль в развитии личности. Воспитательное значение коллектива усиливается, если его деятельность направляется выборными органами учащихся, а во главе находится лидер группы, который в силу своего высокого статуса и престижа выделяется из всех членов группы и поэтому приобретает право брать на себя более ответственные решения, затрагивающие интересы всех членов группы.
Педагогу необходимо использовать лидерство как эффективный рычаг воспитательной работы с учащимися. Это возможно лишь при знании структуры данного явления.
В классе может быть несколько лидеров. Когда в классе выбирается, а чаще назначается актив класса, выдвигаются номинальные (формальные) лидеры - которые имеют официальный статус лидера, но фактически не выполняют его функции. Бюрократический лидер – лидер, авторитет которого обусловлен главным образом его положением, а не личными качествами. Но в группах всегда стихийно выдвигается неформальный лидер - член группы, оказывающий существенное влияние на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса.
Задача педагога классного руководителя – установить правильные взаимоотношения в коллективе и в первую очередь между лидерами. Лидерство - это один из примеров силы личности. При неправильных взаимоотношениях в группе возникают конфликты между лидерами, микрогруппами, поддерживающими конфликтующих лидеров. Коллектив оказывается в разрозненном состоянии. С таким коллективом сложно достигнуть главных педагогических целей. Идеальный вариант - дать неформальному лидеру официальные полномочия формального лидера. Совпадение лидера и руководителя (ответственного) в одном лице является оптимальным вариантом.
Задача педагога – оптимальное использование каждого из лидеров в организации воспитательного процесса. Очень важно дать каждому учащемуся возможность проявить себя, свои способности, то есть создать ситуацию успеха каждому. Этому способствует периодическая смена актива групп. Появляется возможность проявить себя в роли организатора и исполнителя. Каждый учащийся может попробовать свои силы, найти дело по душе.
Список литературы
Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Психологическая игра Адаптация проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).
Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.
Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.
Четвертое задание – «три» «Д» ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.
Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.
Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков исследователей.
«Большая семейная фотография»
Эту игру можно проводить как в оргпериод для выявления лидера, так и также в середине смены для отслеживания групповой динамики.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка. Он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” «фотограф» считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат слово сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.
Другой вариант игры на выявления лидеров, состоящий из нескольких заданий:
Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую Начали!. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали! Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры Карабас: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо отверженным.
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.
Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.
«Упражнения с веревками»
10 – 20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: Закрыть глаза и не открывать их – и задание: Образуйте квадрат. Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово КА-РА-БАС и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ре6ят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу счастливых. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру — 4-5 раз.
После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.
Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.
Конкурс второй: Агитатор. Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.
Конкурс третий: Организатор. Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.
Конкурс четвертый: Люди. Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.
Конкурс пятый: Программа. Каждый должен продолжить фразу: Если меня выберут…, то я….
Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в коллективе.
Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей.
Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными именинниками. Они приглашают в гости всех участников игры.
Ведущий предлагает выбрать каждому того именинника, к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из именинников, то он имеет на это право.
Создаются разные по количеству микрогруппы.
Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.
В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.
Цель: обучение ребят разным стилям управления коллективом и анализу практики организатора коллектива, анализу собственной позиции в структуре взаимоотношений. Для этой цели служит игра под названием Стили лидерства.
Содержание игры: прожить три стиля управления: демократический, авторитарный, попустительский. Любой из этих стилей носит яркий тип отношений: демократический – коллегиальность принятия решений, соотнесение собственной точки зрения и коллективной, поиск компромисса; авторитарный – единоличное принятие решений, игнорирование других точек зрения; попустительский – формальное руководство, отсутствие контроля.
Игру можно проводить в двух вариантах:
1 вариант: Ребятам предлагается проиграть эти стили лидерства. Отряд делится на три группы (три стиля управления). Каждой группе дается задание подготовить отрядное дело определенным способом. Задания должны быть равноценными (дело может быть только одно, основное внимание уделяется именно отношениям). Перед игрой выбирают группу экспертов, которая дает характеристику каждому стилю, следит за следование лидера в игре. Может быть выбрана и группа аналитиков, социологов, цель которой собрать мнение ребят. Позиция вожатого – в роли участников игры. В процессе анализа игры важно обратить внимание на позитивные и негативные стороны определенного стиля лидерства, отметить ситуации, где эти стили имеют место.
2 вариант: ребята не в курсе о начале игры. Все три стиля лидерства демонстрируют или вожатые, или существующие лидеры отряда. Игра должна проводиться небольшой группой в определенный промежуток времени (например, три часа). По истечении этого срока ребятам предлагается проанализировать, что им понравилось, кто из лидеров учитывал их мнение, в каком случае был достигнут наилучший результат.
Мы можем. Мы знаем. Мы умеем:
Каждый отряд выступает организатором и разработчиком общелагерного мероприятия, показывая тем самым уровень развития временного детского коллектива, сплоченность отряда, умение вести за собой.
Каждый день завершается общелагерной линейкой с подведением итогов прошедшего дня и планами на будущий. Во время линейки определяется герой дня, человек, отличившийся в лагерной жизни.
Показ синхронных танцев всем составом компании.
Главным и основным требованием при проведении различных игр является регулярная рефлексия. Эмпирическое познание происходит, когда подросток возвращается к проделанному упражнению, анализирует, что он чувствовал, что происходило в группе, как этот опыт может быть связан с другими аспектами его жизни и, наконец, как результат заключает, что он будет делать в будущем иначе.
Галка в чужих перьях
Два Мороза
Соленая снежинка
Разноцветное дерево
Филимоновская игрушка