В данной научно-исследовательской работе учащийся раскрывает значение школьного музея в патриотическом воспитании детей.
Вложение | Размер |
---|---|
vahta_pamyati_dalay.docx | 40.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №52»
Республиканская научно −практическая
конференция учащихся 3-6 классов
«Первые шаги»
Номинация: История Отечества
Тема: «Школьный музей−источник духовно-нравственного воспитания»
Автор: Лодоев Далай, учащийся 4А класса
МАОУ «СОШ№52»
Руководитель: Агафонова Людмила Ивановна
г. Улан− Удэ
2019г.
Оглавление
1.Введение 3
2. Основная часть
2.1 История создания музея Боевой Славы в СОШ №52 4
2.2 Основные направления музея 4, 5
2.3 Герой Советского Союза Борсоев Владимир Бузинаевич 5,6
2.4. Участие учащихся нашей школы в военно-патриотических конкурсах 6
2.5 Открытие Парты Героя 7
2.6 Педагоги, внёсшие вклад в развитие музея 7,8
2.7 Результаты социологического опроса 8,9
2.8 Заключение 9
3. Список использованной литературы 10
4. Приложение
2
Введение
Выбор темы: Приближается 75-летие со дня Великой Победы. 9 мая 1945 года закончилась кровопролитная Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Мы, потомки тех солдат, которые завоевали победу, помним и гордимся ими. В нашей школе есть музей Боевой Славы им. Героя Советского Союза гвардии полковника В.Б. Борсоева. Моя работа посвящена истории создания и деятельности музея.
Цель: Раскрытие темы истории и деятельности школьного музея Боевой
Славы имени Героя Советского Союза Гвардии полковника В. Б. Борсоева.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу /Книги, Интернет-ресурсы и т.д./.
2.Посещение музея, изучение музейных экспонатов, разделов.
3.Проведение социологического опроса.
4.Выявить значение музея как учреждения, занимающегося собиранием и хранением
исторических сведений.
5.Проанализировать полученные результаты.
6.Сделать выводы
Объект исследования: история Отечества
Предмет исследования: школьный музей.
Методы исследования: анкетирование, опрос, интервью.
Актуальность работы: Великая Отечественная война для нас, для нашего поколения – это история. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. Мы должны гордиться своим Отечеством, его историей, свершениями. Образец величайшего мужества, стойкости и силы народа нам достался от наших дедов, прадедов. Мы должны с достоинством, с чувством патриотизма продолжать их святое дело. Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны являются основными целями музея Боевой Славы имени Героя Советского Союза Гвардии полковника В. Б. Борсоева.
Гипотеза:
Музей имеет огромное значение в сохранении, передаче исторических, нравственных ценностей в цепи поколений.
3
«Гордиться славой предков не только можно, но и должно».
/А. С. Пушкин./
В 1967 году по инициативе участников войны, первого директора школы Дмитрия Васильевича Зыкова, председателя родительского комитета Копылова Николая Дмитриевича, а также организатора внеклассной работы Петрухиной Веры Сергеевны был создан уголок Боевой Славы, который со временем стал музеем.
Школьный музей имеет военно-историческую направленность. Музей Боевой Славы находится в отдельном помещении площадью 54 кв. м. С целью защиты экспонатов от воздействия солнечных лучей окна в музее почти полностью закрыты. Применено общее искусственное освещение. Музей состоит из 11 разделов:
1.Буркавдивизион.
2.Священная война.
3.Доватоовцы.
4.В труде, как в бою.
5.Юные герои.
6.Герой Советского Союза Гвардии полковник В. Б. Борсоев.
7.Земляки-однополчане.
8.Боевые подруги.
9.Великие битвы.
10.От Солдата до Маршала.
11.Подвиг продолжается.
В состав Музея входит Зал Боевой Славы (площадь 96кв.м.), в котором представлены портреты знаменитых военачальников России, начиная с Александра Невского до Георгия
Жукова, а также размещена информация об орденах и медалях РККА и времён Великой Отечественной войны.
Основные направления музея:
1.Фондовая.
2.Экспозиционная.
3.Массовая.
Экспозиционная работа музея знакомит с историей Великой Отечественной войны, с вкладом наших земляков в Победу народа над фашизмом. Школьники-активисты музея вместе с руководителем изготавливают макеты и стенды.
Массовая работа опирается на научность, связь с жизнью, дифференцированный подход к музейной аудитории. В музее проводятся экскурсии, тематические вечера, конкурсы,
4
викторины. Члены экскурсионной группы ежегодно проводят около 100 экскурсий. На базе музея проходят уроки истории, классные часы, уроки мужества, республиканские, городские, районные мероприятия. Традиционно по линии Октябрьского военкомата проходят встречи с допризывной молодёжью с целью воспитания юношей к службе в рядах Российской Армии, на которых присутствуют ветераны войны. Учащиеся нашей школы принимают участие в фестивале «Сыны России−жизнь Отечеству», становились неоднократно победителями военно-спортивной игры «Зарница». Давняя дружба связывает нашу школу с воинской частью Соснового Бора. К 60-летию Великой Победы создан фильм по результатам встреч с ветеранами микрорайона «Юность, опалённая войной». Ежегодно школьный музей проводит Неделю Семьи, конкурсы и конференции на темы «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейный альбом».
За последние годы в фонд музея поступили интересные материалы. Это письма с фронта, которые были переданы в 2011 году бывшим директором школы Ганиевой Л.А.. Как самую дорогую реликвию хранила их её мама Анна Панфиловна. Письма писал её муж Димов Иван Филиппович, который погиб в январе 1944 года вбоях за освобождение Украины. На временное хранение поступили фронтовой блокнот и фотоальбом участника войны Григорьева Алексея Васильевича. Блокнот исписан песнями и стихотворениями военных лет. Он был начат летом 1944 года в Чехии, в городе Сантов. За время работы школьный музей смог сохранить и приумножить архивные материалы и уникальные документы о событиях Великой Отечественной войны. Не зря музей назван в честь Героя Советского Союза В. Б. Борсоева.
Борсоев Владимир Бузинаевич родился 13 апреля 1906 года в Иркутской области в деревне Холбот Баяндаевского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в семье скотовода. Член КПСС с 1930 года. По окончании школы был избран председателем сельскохозяйственной коммуны деревни Тухум Баяндаевского района. Окончил совпартшколу и работал инструктором Эхирит−Булагатского райкома партии. В 1932 году был направлен в Ленинградское артиллерийское училище. В 1941 году окончил Военную академию имени Фрунзе. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 года. Воевал на 1-м Украинском фронте. Командуя 7-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригадой, гвардии полковник Борсоев В.Б. в боях с гитлеровцами проявил стойкость, находчивость и мужество. Части под его
командованием наносили уничтожающие удары по врагу.8 марта 1945 года Борсоев В.Б. погиб в боях на Одерском плацдарме. Похоронен в городе Львов на холме Славы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за мужество и героизм,
5
проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии полковнику Борсоеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, американским орденом «Легион заслуженных офицерской степени». Именем Героя названы улицы в городе Улан-Удэ, Львове, школа №1 в посёлке Усть-Ордынский. В августе 2014 года состоялось открытие памятника на улице его имени в Улан-Удэ. В 1973 году поисковая группа совершила пеший поход на родину В. Б. Борсоева, во время которого были записаны рассказы родственников и земляков о детстве и юности Героя. Одно из важных событий−встреча с женой и братом Героя Ильёй Бузинаевичем и автором книги «Гвардии полковник» Николаем Зугеевым в школьном музее. В архивах нашего музея хранится переписка с фронтовиками, сослуживцами Борсоева В.Б., которые вспоминают о нём как о способном, мужественном, преданном своей Родине офицере, о его стремлении всегда находиться с людьми, вместе с ними нести тяжесть боёв, делить невзгоды и радости фронтовой жизни. У В.Б. Борсоева были превосходные командирские качества. Сдержанный, немногословный, он был необычайно требовательным к себе, вызывал уважение подчинённых своим мужеством и находчивостью. В нашем музее проводятся Уроки Мужества, на которых мы узнаём много интересного о Владимире Бузинаевиче Борсоеве и о других героях войны. На их примере мы учимся мужеству и патриотизму. С работой «Славный сын бурятского народа» о Борсоеве В.Б. я принял
участие во Всероссийским ежегодном литературном конкурсе «Герои Великой Победы-2019» и стал финалистом конкурса. Также моя работа о Владимире Бузинаевиче участвовала в этом году в республиканском конкурсе «Мы наследники Победы».
В нашей школе проводится большая работа по патриотическому воспитанию.
В 2010 году по инициативе администрации школы и городского казачьего общества был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. Кадеты дважды становятся
победителями Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох», четырежды победители республиканской военно-спортивной игры «Казачий сполох», победителями различных конкурсов и соревнований. 16.10.2019 года учащиеся нашей школы, и я в том числе, приняли активное участие в городском конкурсе «Скажем терроризму−нет!» и стали победителями и призёрами в номинациях публицистическая работа и конкурс видеороликов. Также в этом году четверо учащихся нашей школы стали финалистами Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы-2019», Работы Земскова Д. и Надточиной К. , принявших участие в республиканском конкурсе «Мы наследники Победы», опубликованы в газете «Судьба».
6
3 сентября 2019 года в СОШ №52 состоялась торжественная линейка, посвящённая открытию Парты Героя Советского Союза гвардии полковника В. Б. Борсоева, чьё имя
носит школьный музей. Данное мероприятие проведено в рамках Всероссийского образовательного проекта «Парта Героя». Всероссийскому пилотному проекту «Парта героя» партии «Единая Россия» дан старт 19 февраля 2018 года. Основная цель проекта –
рассказать школьникам о Великой Отечественной войне, о земляках, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество и воспитать у подрастающего поколения уважительное отношение к истории нашего государства. Каждый герой имеет непосредственное отношение к той школе, в которой устанавливается "Парта Героя". Парта Героя представляет собой ученический стол с размещенной на нем информацией о В. Б. Борсоеве с его фотографией, биографией, боевыми заслугами. Почётные гости, присутствовавшие на мероприятии, в своих выступлениях подчеркнули значимость
данного проекта. Директор школы Гапоненко Н.В. отметила, что право сидеть за партой Героя получат отличники учебы, принимающие активное участие в жизни школы. «Парта Героя» −это важный для воспитания молодежи и объединяющий поколения образовательный проект. Я горжусь тем, что мне выпало право сидеть за Партой Героя. Я заслужил это право тем, что со 2 класса учусь на отлично, принимаю активное участие и являюсь победителем и призёром мероприятий различного уровня. Также я – курсант военно-патриотического клуба «Гюйс» Городского Дворца детского (юношеского) творчества, в котором воспитывают будущих защитников Родины, формируют у курсантов волевые качества, необходимые для защиты Отечества. Я против войны, потому что война – это разрушенные жизни, осиротевшие дети, смерть и ранения, голод, нищета и постоянный страх. Война не забывается никогда. Она всегда приходит во снах к тем, кто ее пережил. Но это не значит, что мы, не увидев ее наяву, имеем право забыть. Мы живем для того, чтобы предотвратить последующие войны и позаботиться о наших спасителях. Музей−это своеобразный мостик между прошлым, настоящим и будущим. Я считаю, что такие музеи, как наш музей Боевой Славы, играет большую роль в воспитании подрастающего поколения, то есть нас. Музей учит опыту прошлого, в нём можно соприкоснуться с историей.
Деятельность музея держится на большом энтузиазме людей, вкладывающих много труда и сил в благородное дело сохранения памяти. Это, прежде всего, первый директор школы Дмитрий Васильевич Зыков, учителя-ветераны труда: Шергина Валентина Григорьевна, Дорогина Анастасия Степановна. Эти люди стояли у истоков музея нашей школы. Но любое дело может заглохнуть, если у него не будет продолжателей. Нашей
7
школе повезло, так как бывший директор школы Лидия Алискеровна Ганиева была большим патриотом и всячески поддерживала музей. Благодаря её усилиям, энтузиазму стало возможным открытие музея в отдельном кабинете, обустройство Зала Боевой Славы. Долгое время музеем руководила опытный и мудрый педагог Ринчинова Сэсэгма Базаржаповна, которая внесла большой вклад в его развитие. На данный момент руководителем школьного музея является учитель истории Смолина Галина Валерьевна, которая достойно продолжает дело, начатое её предшественниками. Наш школьный музей Боевой Славы им. Героя Советского Союза гвардии полковника В.Б. Борсоева неоднократно становился победителем и занимал призовые места в городском смотре - конкурсе школьных музеев, награждён грамотами за вклад в гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодёжи. В книге отзывов много благодарностей от посетителей, в том числе от родственников гвардии полковника Борсоева В.Б., редакции газеты «Информ-полис», коллективов школ и детских садов. Благодаря существованию музея учащиеся нашей школы имеют хорошую возможность узнать многое о Великой Отечественной войне. На стендах многие из ребят узнают своих прадедушек и прабабушек. Узнают о том, какой подвиг совершили они для нас, будущих поколений.
Мы провели социологический опрос. В нём приняли участие учащиеся и учителя нашей школы. На вопросы анкет ответили 52 учащихся. Анализ анкет показал, что 92%
детей знают, что школьный музей носит имя Героя Советского Союза В.Б.Борсоева; 97 % считают, что мы должны знать об участниках Великой Отечественной войны; 96% детей согласны с тем, что мы должны помнить о подвигах наших прадедов во время В.О.войны; 63% ответили, что их интересует история. На другие вопросы анкет учащиеся ответили, что историю нужно знать для того, чтобы хорошо учиться, знать и любить свою Родину, помнить и чтить своих предков. Мы с моим руководителем Людмилой Ивановной были рады тому, что дети хорошо знают биографию В.Б.Борсоева, не раз были в школьном музее, участвовали в мероприятиях, проводимых в его стенах.. Мы узнали, что почти в каждой семье есть участники Великой Отечественной войны.
Из интервью с учителями нашей школы Филипповой Татьяной Николаевной, Гомбоевой Людмилой Цыреновной, Сусанной Алексеевной мы выяснили, что, по их
мнению, школьный музей способствует патриотическому воспитанию школьников,
развивает у них интерес к истории. Учителя считают, что современные школьники недостаточно интересуются историей нашей Родины, знают её плохо. Они были единодушны во мнении, что нужно изучать историю В. О. войны, чтобы знать какой ценой нам досталась победа.
8
Из интервью с руководителем школьного музея учителем истории Смолиной Галиной Валерьевной я узнал много интересных фактов, событий из истории музея. Галина Валерьевна отметила, что «Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается системное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это
неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Работа школьного музея направлена на выполнение этих задач». В школьном музее дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Изучают и описывают музейные предметы, создают миниэкспозиции, проводят экскурсии, уроки мужества, конференции. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. В планах на будущее−принять активное участие в мероприятиях, посвящённых 75-летию Великой Победы, продолжать воспитательную работу с подрастающим поколением.
Заключение
В ходе выполнения работы я узнал:
- много новых сведений о музее нашей школы из архива музея, книг, из Интернет-ресурсов, из интервью с руководителем музея.
−научился проводить анкетирование, брать интервью, обрабатывать полученную информацию.
Мы сделали следующие выводы:
− Большинство опрошенных нами учащихся считает, что нужно знать историю своей Родины, знать участников В. О. войны и помнить об их подвиге ради нашего будущего
− Учителя нашей школы уверены, что школьные музеи вносят значительный вклад в
развитие и воспитание учащихся
−Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьного музея
−Школьным музеем Боевой Славы проводится большая работа
−Следовательно, Работа, проводимая руководителями школьного музея, способствует
патриотическому воспитанию подрастающего поколения, способствует развитию у детей
уважительного отношения к своей Родине, малой Родине, к семье. Надеемся, что наша
работа будет полезна и интересна учащимся школ, которые увлекаются историей, а также учителям и всем, кто интересуется историей. Я понял, что ещё очень много интересного можно узнать и написать о школьном музее и в дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме.
9
Список литературы:
1. Н.Д.Зугеев. Гвардии полковник Борсоев, Улан-Удэ, 2016г.
2.Н.Д.Зугеев. Гвардии полковник Борсоев. Бурятское книжное издательство,
Улан-Удэ, 1966г.
3..Материалы из архива музея.
4.Книга отзывов музея.
5.Интернет-ресурсы.
https://mmediaresursy.ru/media/parta-geroya-proekt-obedinyayushhiy-po/
https://gazeta-n1.ru/archive/2016/45/46529/
10
За чашкой чая
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Домик зимней ночью
За еду птицы готовы собирать мусор
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Комментарии
Далай!Спасибо за участие в
Далай!Спасибо за участие в Вахте памяти,за очень интересный рассказ о работе школьного музея.В нашей школе тоже есть школьный музей, и все ученики школы-патриоты!О вашем Герое много материалов на сайтах Память народа,Подвиг народа.В наградных листах написано,какие подвиги совершил солдат.
Светлана Найдановна! Спасибо за то,что растите патриотов!