Способно ли наше современное образование подготовить молодое поколение к жизни, к работе и адаптации в современном мире, который постоянно меняется в условиях стремительного развития технического прогресса и науки, непрерывного повышения требований к квалификации кадров? Каким должно быть отечественное образование, чтобы удовлетворять запросы современного развития? Все эти вопросы рассматриваются в статье.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obrazovanie_cherez_vsyu_zhizn.doc | 32 КБ |
Образование через всю жизнь как принцип жизнедеятельности современного человека
Хасанов Ахаджон Акмалджонович,
студент II курса,
профессия «Сварщик», ГБПОУ ВО «БТПИТ» , г.Борисоглебск
Научный руководитель: Чернова Е.Е.
Ежегодно сотни тысяч российских юношей и девушек покидают школьную скамью, чтобы затем продолжить своё обучение, поступив либо в высшие учебные заведения, либо в средние профессиональные учреждения (техникумы, колледжи).
Однако способно ли наше современное образование подготовить молодое поколение к жизни, к работе и адаптации в современном мире, который постоянно меняется в условиях стремительного развития технического прогресса и науки, непрерывного повышения требований к квалификации кадров? Каким должно быть отечественное образование, чтобы удовлетворять запросы современного развития?
Стремительные перемены в обществе естественным образом сказываются на роли образования. Те знания, которые когда-то получили наши родители, сегодня во многом устарели и потеряли свою актуальность. Требованием этого дня является освоение новых компетенций и обновление ранее полученных в условиях непрерывного образования.
«Образование длиною в жизнь» возвращает нас в 2000 год, когда на саммите стран-участниц Европейского союза был принят Меморандум непрерывного образования. В этом документе отмечалось, что успешность перехода общества к экономике, основанной на знаниях, возможна только в том случае, когда этот переход сопровождается процессом непрерывного обучения в течение всей жизни.
Прошло почти 19 лет с момента принятия Меморандума. Как концепция непрерывного развития проникает в российскую практику?
Следует отметить, что присоединение России к Болонской декларации в 2003 году ускорило работу по внедрению «образования длиною в жизнь». В 2015 году Министерством образования и науки РФ была принята Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этой концепции, образование в нашей стране осуществляется через «формальную», «неформальную» и «информальную» формы.
«Формальное образование» предполагает освоение долгосрочных образовательных программ или кратковременных курсов в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность. Как результат – предоставление в ходе успешно сдавших выпускных экзаменов законодательно установленных прав (например, права на поступление в учебные заведения более высокого ранга). Такие права могут быть предоставлены только в случае наличия диплома или сертификата единого, как общегосударственного, так и международного образца.
Особенностью «неформального образования» является обучение в форме стажировок, тренингов, наставничества, в форме обучения в клубах, кружках, посредством прохождения различных коротких программ подготовки и различных курсов. Такое обучение может проводиться как по месту работы, так и на базе общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций. По сравнению с формальным образованием к неформальному не предъявляются единые стандартизированные требования к результатам учебной деятельности. Такое образование можно получать в любое время и в любом месте.
«Информальное образование» - это индивидуальная познавательная деятельность человека, которая отличается отсутствием каких-либо процедурных формальностей и происходит на рабочем месте, в повседневной жизни, в семейном кругу, а также в свободное время. Примерами такого обучения являются, например, учение методом проб и ошибок, стихийное самообразование, когда человек самостоятельно пытается найти ответы на волнующие его вопросы, а также обогащение духовного мира посредством чтения и посещения учреждений культуры.
Последние две формы образования – следствие развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым стираются пространственно-временные границы, обеспечивается мгновенный доступ к любым видам информации.
Сегодня можно уверенно говорить о том, что наша страна ведёт активную работу по становлению и развитию системы непрерывного образования. Об этом свидетельствует многое: возрождение таких типов учебных заведений, как колледжи, лицеи, гимназии; появление в стране альтернативных школ, в том числе авторских, религиозных, народно-культурных; перестраивание системы профессионального образования; всё большее распространение в высшем образовании бакалавриата и магистратуры как системы двухуровневой подготовки высококвалифицированного специалиста.
Чтобы полностью отвечать запросам современного общества, российское образование должно быть более гибким, а сам человек должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием. 21 век со своими кардинальными переменами диктует нам необходимость «образования длиною в жизнь».
Сказка "Морозко"
Где спят снеговики?
Ласточка. Корейская народная сказка
Подарок
Астрономический календарь. Март, 2019