В своей работе учащаяся рассказывает об истории возникновения кладбща, выяснила происхождение названия и познакомила с захоронениями знаменитых людей Усманского края.
Вложение | Размер |
---|---|
Покровское кладбище города Усмани | 904.5 КБ |
Тема работы «Покровское кладбище города Усмани»
Содержание.
I. Введение.
II. Основная часть.
2.1.История возникновения Покровского кладбища
2.2.Покровская церковь
2.3 Захоронения Покровского кладбища
2.3.1. Священнослужители
-Протоиерей Василий Иванович Никольский
- Георгий Яковлев
- Эсманский Александр Григорьевич
2.3.2 Могилы военнослужащих
- Фёдоров Пётр Иванович
- Исполатов Николай Николаевич
- Владимир Алексеевич Писарев
2.3.3.Деятели искусства
-Огарков Василий Васильевич
- Киселёва Анна Николаевна
III. Источники
Приложение
«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.»
Ф. Абрамов
Введение.
Некрополь - это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения предков у всех народов и во все времена почитались священными.
До XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ, но с умножением городского населения они сделались недостаточными, вследствие чего стали устраивать кладбища на окраинах городов. В XVII и особенно в XVIII столетиях правительства, исходя из соображений санитарного свойства, стали запрещать погребение умерших при церквях, а в XIX столетии установился принцип, не допускающий устройства кладбищ внутри городов и даже селений.
Послереволюционный вандализм, разрушение традиций, советский агрессивный атеизм, корысть и безразличие эксплуатационных служб — нее это привело к гибели многих сотен памятников в исторических некрополях и ликвидации ряда старых кладбищ.
Мне стала интересно, а какую память хранят захоронения старого Покровского кладбища г.Усмани.
Основная цель работы познакомиться с историей Усманского Покровского кладбища .
В соответствии с этой целью ставим следующее задач:
Для работы необходимо найти необходимую информацию, поэтому использовала следующие источники:
2.Основная часть.
2.1. История возникновения Усманского Покровского кладбища.
В 1646 году, по указу царя Алексея Михайловича, построен был воеводою Вельяминовым город Усмань. Вокруг города расположились слободы: Казачья, Стрелецкая, Пушкарская, для жителей которых тогда же были воздвигнуты три приходских и одна соборная церковь. Около каждой церкви находилось приходское кладбище, за городом же был один так называемый убогий дом, где хоронили тела умерших неестественною смертью: утопленников, самоубийц, казненных преступников и тому подобное.
Почти до конца XVIII столетия усманцы, как и вообще жители всех русских городов, погребались при своих приходских храмах, пока наконец правительство не обратило внимания на антигигиеничность погребения в черте города. После ужасной чумы 1771 года, говорит историк Соловьев, приведена была в исполнение повсеместно очень важная мера: запрещено хоронить внутри городов при церквах и отведены места для кладбищ. В конце 1771 года Синод разослал об этом повсюду указы. Можно думать, что именно после этого указа в Усмани было устроено за городом первое общественное кладбище. Первое усманское общеприходское кладбище размерами было небольшое (всего около полутора десятин), окружалось земляною насыпью со рвом. Десятка два с половиною надгробных камней служат памятниками погребенных здесь усманцев. На одном из камней сохранилась надпись: «...дня здесь погребено тело усманского купца Николая Иванова сына Смыкова».
Мало-помалу заполнилось мертвыми жильцами первое кладбище и явилась необходимость в новом, более просторном, месте вечного покоя усманских граждан. Новое кладбище получило свое начало приблизительно в 1815 -1820 годы. По крайней мере ,на кладбище есть памятник уже 1823 года. Приводим надпись на этом памятнике, как на самом древнем свидетеле первых лет существования кладбища. Вот она: «Под сим памятником погребено тело усманского купеческого сына Алексея Веденеевича Кузнецова, 1823 года, 27 ноября. Жития его было 21 год 2 месяца 16 дней». А название этому кладбищу дала церковь, построенная позднее.
2.2.Покровская церковь
В 1832 году усманскому купцу Венедикту Алексеевичу Кузнецову разрешено было построить на кладбище Покровскую церковь, постройка которой была закончена в 1834 году. Церковь была каменная, холодная, без колокольни, причислена к Собору и богослужение исполнялось в ней священниками Соборной церкви по очереди. Под алтарем, с южной его стороны «храмоздатель» устроил подземелье, предназначенное для фамильного склепа Кузнецовых. Но преосвященный Арсений не разрешил подалтарного склепа и подземелье было обращено в складочное место. Церковь бывшая до 1884 года весьма малого размера (длина вместе с алтарем - 18 аршин), в народе носила название «Покровчик». От храма и кладбище стало называться Покровским.
В 1883 году был установлен при Покровской церкви особый штат, независимый от Собора. С этого же года начинается кладка новой кладбищенской ограды, захватившей вновь отрезанный городом участок земли. Первым кладбищенским священником назначен был Ф. И. Несмелов, которого в 1890 году сменил П. Г. Княжинский и он священствовал до 1928года.
В 1942 г., закрытый в предвоенные годы храм Покрова Богородицы, был взорван, а щебень вывезен для строительства взлетно-посадочной полосы аэродрома, с которого совершались боевые взлеты для обороны Воронежа. С той поры о храме напоминают котлован в центре старого кладбища.
2.3.Захоронения Усманского Покровского кладбища
2.3.1 Священнослужители
Протоиерей Василий Иванович Никольский
Священник, духовный писатель, соборный протоиерей г. Усмани, общественный деятель.Родился В.И. Никольский в 1929 г. в Борисоглебском уезде. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. В Усмани с 1859 года, гласный Усманского уездного земства, где явился ревнителем народного образования. В июле 1866 года избран председателем Уездного училищного Совета. Настаивал на принятии земством расходов на содержание школ, на повышение педагогического уровня учителей. Из-под его пера вышло несколько опубликованных работ на тему грамотности простого народа. Одним из первых в Тамбовской губернии в 1885 году открыл двуклассную мужскую и одноклассную женскую школы. В 1897 году на личные средства для этих школ приобрел двухэтажное здание (бывшее здание ГАИ и медвытрезвителя).
Много проповедей-поучений В.И. Никольского напечатано в «Тамбовских епархиальных ведомостях» и издано отдельными брошюрами. Умер 27 января 1911 года.
Георгий Яковлев.
Из газеты «Усмань Православная» я узнала о священнике Георгии Яковлеве. О нём пишет его внук, Яковлев Владимир Александрович, который сейчас проживает в Москве. «О. Андрей - мой прадедушка... Знаю, что о. Андрей ходил по Святым местам в Палестину, привез оттуда икону Богоматери. Я ее видел в 1975 году у моего дяди Вениамина Алексеевича Подвязкина в г.Ельце. Дальнейшую судьбу этой иконы я не знаю, но в Ельце живут правнуки о. Георгия (сын о. Андрея) и невестка, можно что-либо узнать у них. Мои дедушка, Яковлев Георгий Андреевич, был настоятелем храма в с. Девица. Там было два прихода. Верующие из с Новоугляновка относились к его пастве. Мы знаем, что прихожане любили о. Георгия. Это был очень добрый и порядочный человек. Многие вспоминали, как он вел службу, как хорошо пел, как во время засухи совершал с прихожанами крестный ход. Умер в 1933 году. Тогда начались с новой силой гонения па Церковь. Моя мама рассказывала, как приход обложили совершенно непосильным налогом и матушка о.Георгия Зинаида Васильевна (наша бабушка) объезжала своих детей, чтобы собрать деньги. Бабушка проживала в основном в Усмани, когда стало нужно учить пятерых детей. А дедушка постоянно находился при храме в с. Девица. Там и сейчас сохранился его дом по ул. Садовой 3 (сгорел в 2010году). Похоронили о. Георгия возле алтаря Покровской церкви, что стояла на кладбище возле рынка».
Эсманский Александр Григорьевич (1885-1943)
О Александре Григорьевиче Эсманском я прочитала в газете “Усмань Православная” за 1999 год. К о. Георгию Кондратюку обратилась дочь А. Г. Эсманского Зоя Александровна с такими словами: “Папа служил не в Усмани, он был Воронежским священником в храме Иоанна Предтече. В 30-е годы был арестован, пробыл 10 лет в лагерях. Александра Григорьевича Эсманского в 40-м году освободили, но запретили служить священником и жить в Воронеже. Вот он и приехал в Усмань, где у него не было ничего. Работал бухгалтером на птицекомбинате. 1 августа 1943 года скончался от паралича сердца в возрасте 58 лет. Поверьте, он очень хороший человек и очень хороший священник. Прихожане очень любили его и уважали. Называли “наш златоуст” за прекрасные проповеди.”Известно, что умер Александр Григорьевич на коленях перед иконой, когда молился.
2.3.2.Могилы военнослужащих
Фёдоров Пётр Иванович
Родился П.И. Федоров в 1906 году в г. Усмани. До Великой Отечественной войны долгое время работал печатником в районной типографии. В конце 1941 года был призван в Советскую Армию. Боевое крещение получил под Новгородом в 1942 году. Вскоре стал старшиной и возглавил отделение саперов. Его бойцы отличились в феврале 1944 года на Волховском фронте при отражении нескольких вражеских атак. Командир лично уничтожил пулемет с расчетом и до десяти автоматчиков противника. За мужество и отвагу в этом бою был награжден орденом Славы III степени. Летом 1944 года в ходе наступления наших войск в Прибалтике отделение Федорова успешно выполнило задачу по обеспечению переправы стрелковых подразделений на противоположный берег Дрисса. Федоров удостоился ордена Славы И степени. За отвагу и мужество, проявленные в ноябре 1944 года в Латвии при форсировании реки Венты и захвате плацдарма на ее левом берегу, отмечен орденом Славы I степени. После войны жил и работал в Усмани. Полный кавалер орденов Славы.Умер в 1953 году.
Исполатов Николай Николаевич
Николай Исполатов родился 1 апреля 1855 года в семье дьякона этой церкви Николая Ивановича Исполатова и его супруги Евгении Алексеевны. Отец мечтал видеть сына продолжателем фамильного занятия, но тот уже с юных лет высказывал строптивость характера и независимость суждений. В августе 1876 года он поступает в Медико-Хирургическую академию, славившуюся как один из «рассадников радикального направления мысли», ведет революционную пропаганду среди рабочих столицы, снабжает их нелегальной литературой. 6 декабря участвует в знаменитой Казанской демонстрации. Весной 1893 года Николай Исполатов переезжает в Воронеж, поступает в больницу Юго-Восточного общества железных дорог, руководит кружком рабочих и служащих железнодорожных мастерских, а также кружком учащихся земской фельдшерской школы.
В ночь с 8 на 9 декабря 1897 года свыше сотни жандармов сделали одновременно налет на 50 квартир членов и руководителей воронежских революционных кружков. Исполатов был арестован. По решению суда его высылают сначала в Керчь под особый надзор полиции, затем в Новороссийск. После окончания срока ссылки 12 февраля 1902 года выехал за границу. Исполатов, не замеченный жандармами, в апреле возвратился в Новороссийск, чтобы оттуда отправиться в Песковатку. Очевидно, прибыл он не с пустыми руками. Тамбовский начальник жандармского управления доносил: «Проживающий в районе Усманского уезда врач Николай Николаевич Исполатов часто приезжает в г. Воронеж, причем установлено, что с его приездом в этот город совпадает разброска по городу печатных прокламаций революционного содержания…»
Февральская революция застала его в Новороссийске. Николая Николаевича избирают членом и товарищем председателя губернского Совета, а в конце лета 1917 года он возвращается в Усмань.
«Врач Исполатов принимает больных ежедневно от 10 утра до 1 часа дня, и от 7 до 8 часов вечера. Козьмодемьянская улица, собственный дом». Такое объявление было напечатано в «Усманской газете» 9 августа. В последующие дни оно несколько раз повторялось. И, конечно же, доктор не оставался в стороне от общественной жизни. Его избирают председателем исполкома Усманского уездного Совета. В сентябре 1917 года этот Совет раньше всех других в Тамбовской губернии стал фактически хозяином в городе: отменяет распоряжения городской управы, берет в свои руки снабжение населения продовольствием, вводит 8-часовой рабочий день, заботится об улучшении труда рабочих. В октябре 1917 года Н.Н.Исполатов прибыл с отрядом усманцев в Петроград, штурмовал Зимний дворец, участвовал в работе 2 Всероссийского съезда Советов.
В сентябре 1918 года Реввоенсовет республики направил Н.Исполатова политическим комиссаром санитарной части Южного фронта. Только в 1920 году смог вернуться в Усмань. В городе и уезде царили разруха, голод, эпидемии. Озабоченный судьбой Советской власти Исполатов 15 октября 1920 года обратился с письмом к В.И.Ленину, в котором просил, что для ликвидации произвола в продразверстке «нужно быстрое авторитетное вмешательство центральной власти». Письмо не дошло до адресата. 2 декабря этого же года Николай Николаевич посылает В.И.Ленину второе письмо. Сообщая о вопиющих злоупотреблениях продкомиссаров и продагентов, он отмечал, что «уездные работники совершенно обезличены, а главное – крестьянство недовольно политикой военного коммунизма». Последние годы жизни Николай Николаевич Исполатов работал участковым врачом в Усманской уездной больнице.
Владимир Алексеевич Писарев
Родился 6 июля 1890 года в г. Усмани в семье ветеринарного врача. Здесь он и провел все свое детство. В 1900 году поступил в 1 класс Воронежской прогимназии, а затем учился в 1 Воронежской Губернской гимназии. В 1910 году поступил на юридический факультет Московского университета. В 1912-13 годы отбывал воинскую повинность в Витебском пехотном полку, после чего вернулся в университет. С объявлением войны назначается в чине прапорщика в 236 Борисоглебский пехотный полк. Боевое крещение принял уже в сентябре на территории Царства Польского. В своих немногочисленных письмах Володя сообщал о боях в районе Августова и Сувалок (польские города), о всех тяготах и лишениях войны. Последнее письмо пришло от его товарищей по полку, в котором они сообщили, что в бою у города Сохачев на реке Бзура (примерно 100-150 километров к западу от Варшавы) Володя был смертельно ранен и через 2 часа скончался в перевязочном пункте в деревне Ольшевец. Там же и был похоронен 10 декабря 1914 года. В 1915 г. война носила позиционный характер. В основном фронт стоял на месте и родители Володи сочли возможным вывезти тело сына для перезахоронения на родине. Его отец выехал в Польшу, где его сопровождал и оказывал всемерное содействие Виктор Петрович Княжинский, учившийся в то время в Варшаве. О чем он и писал в своем письме родителям в Усмань. Он описал все большие хлопоты, связанные с эксгумацией и отправкой тела, отдавая должное горячему участию командира полка и всех офицеров. Подробное описание похорон В. А. Лисарева в Усмани следует из письма матери Б. П. Княжинского, которая принимала активное участие в похоронах.
Володю Писарева привезли 1 марта 1915 года. На станции Усмань собралось много народа и команда солдат во главе с офицером. Солдаты несли цинковый гроб на руках до города. В начале Большой улицы, около тюрьмы, собралась огромная толпа горожан, В полном составе учащиеся реального училища и гимназии с учителями и дирекцией, был духовой оркестр и масса венков. Вся эта процессия двинулась по Большой улице (Ленина)-во направлению к собору. По дороге она завернула к дому Писаревых на ул. Косьмодемьянской, где отслужили большую панихиду. Гроб был установлен в соборе и отслужена заупокойная всенощная.
«2-го марта состоялись похороны молодого офицера В. А. Писарева, умершего на театре войны, от смертельных ран, полученных им в сражении с неприятелем. Молодой герой достойно выполнил свой долг", — писала губернская газета от 6 марта.
"Народу было так много, что я никогда не видела столько при погребении", — писала Варвара Фотиевна Княжинская сыну в Москву.
Во главе колонны несли большой металлический крест, изготовленный учащимися училища для могилы В. А. Писарева. На кресте рельефно выделялась надпись "Павшему за честь-достоинство Родины". Навстречу траурной процессии с кладбища вышел крестный ход. Трогательные речи были произнесены настоятелем Богоявленского собора о. Василием и настоятелем Покровской церкви о. Петром. На могилу было возложено 10 венков. Похоронен В. А. Писарев был рядом с могилой статскому советнику Новоселову.
Киселёва Анна Николаевна
Детский писатель. Родилась А.Н. Киселева 19 декабря 1906 года в деревне Нижняя Ведуга Воронежской области. Через 4 года от нищеты и безденежья семья уезжает в Казахстан, а потом — в Сибирь, в Барнаул.Трудовая жизнь А.Н. Киселевой началась в 7 лет — в соседнем селе «в няньках». В 1920 году ее отправили учиться на курсы красных учителей. В 1924-28 гг. она заканчивает Барнаульский педтехникум, а позже — Государственный учительский институт. В это же время начинает писать первые рассказы. Первая книга «Алтайские робинзоны» выдерживает три издания. В 1957 году за победу в конкурсе, посвященном 40-летию Советской власти, за драму «Из тьмы» получает главную премию. Ее принимают в Союз писателей.В конце 50-х годов Киселевы переезжают в Усмань. Анна Николаевна много публикуется в газете «Новая жизнь».Умерла в 1973 году, похоронена на Покровском кладбище в г.Усмани.
3.Заключение
Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям было в России одной из исконных традиций. Летопись родного края должна пополняться сведениями о наших земляках. За могилами на кладбищах необходимо ухаживать. Это, я считаю, часть культуры моей Родины. Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, традиции бережного отношения к некрополям. Работая над этим исследованием, я узнала много нового о своих земляках и считаю необходимым возродить в современном обществе уважительное отношение к самому месту кладбища, выражающему идею связи поколений и исторической преемственности.
Сейчас Покровское, или Старое кладбище — некрополь Усмани, располагающийся в центральной части города, на улице Глеба Успенского. Площадь, занимаемая мемориальным комплексом, составляет более 3 га. Территория погоста сосредоточена в лесном массиве и огорожена забором. Покровское кладбище считается недействующим, захоронения на его участках не производятся.
Источники:
Приложение
1.Старая фотография улицы Вельяминова и можно увидеть, что на территории кладбища до революции была церковь.
2.Покровская церковь. Снято: 1 января 1908
3.Памятный крест на храмовом месте
4.Надгробный памятник, принадлежащий статскому советнику Новоселову.
5.Надгробный памятник, принадлежащий купцу Сукочеву Г.Д.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Цветение вишни в лунную ночь
Какая бывает зима
Снеговик
Нас с братом в деревню отправили к деду...