Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех известных миру воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_2017.doc | 170 КБ |
МБОУ « Ластольская СШ» филиал «Вознесенская СШ-ДС »
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Работу выполнил:
Надеин Михаил
Ученик 11 класса
МБОУ « Ластольская СШ»
филиал «Вознесенская СШ-ДС »
Научный руководитель:
Пономарев А.В.
Учитель физкультуры
МБОУ « Ластольская СШ»
филиал «Вознесенская СШ-ДС »
Вознесенье 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………………3.
ГЛАВА 1 Методы исследования..............................................................................……….4
ГЛАВА 2 Организация исследования…………………………………………………...…4
ГЛАВА 3 Анализ физической подготовленности школьников 5-6-х классов…………..5
ГЛАВА 4 Оценка физической подготовленности школьников 7-8-х классов………….8
ВЫВОДЫ…………….…………………………………………………………………..…10
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………….....11
ВВЕДЕНИЕ
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Актуальность исследования. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.
Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания, учащихся с 1-го по 11 класс должен быть «физически совершенный» человек.
Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки в общеобразовательной школе.
Целью исследования – является оценка динамики физической подготовленности учащихся средних классов в малокомплектной средней школе.
Задачи исследования:
Объектом исследования являются учебный процесс общеобразовательной средней школы.
Предметом исследования является физическая подготовленность школьников в системе физического воспитания.
Предполагаемый результат (гипотеза) предполагается, что учащиеся развиваются согласно динамике физического развития и физической подготовленности.
1 Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы проводился для изучения особенностей физического развития учащихся в возрасте 11-15 лет, динамики процесса физического воспитания школьников, средств и методов развития основных двигательных качеств школьников, уточнения методов исследования.
2. Система педагогических контрольных испытаний (тестов) использовалась для определения уровня развития двигательных качеств у школьников. При тестировании двигательной подготовленности руководствовались теоретическими положениями и рекомендациями, принятыми в научных исследованиях и изложенных в работах отечественных и зарубежных авторов [12, 13, 17, 25]. Для тестирования было использовано шесть двигательных тестов:
- прыжок в длину с места;
- подтягивания на высокой перекладине (мальчики), отжимание в упоре лежа (девочки);
- подъем туловища лежа на спине за 30 сек.;
- вис на перекладине согнув руки, удержание;
- челночный бег 3х10 м;
- наклон вперед;
2 Организация исследования
Исследование происходило в спортивном зале МОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа». МОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа» является малокомплектной сельской школой, поэтому наполняемость классов небольшая и составляет от двух до восьми человек в каждом классе. В исследовании участвовали две группы испытуемых в количестве 19 человек:
На первом этапе исследования были проанализированы литературные источники по теме исследования. Были определены: тема исследования, её актуальность, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
В сентябре 2009 г. был проведен второй этап исследований, в ходе которого было проведено тестирование по физической подготовленности учащихся. Затем в течение учебного года учащиеся занимались физической культурой на уроках и посещали различные секции. Кроме этого большая часть учащихся школы принимала активное участие в школьной спартакиаде, посвященной 65-летию со Дня Победы, посещая дополнительные тренировочные занятия и факультативы по физической культуре. Каждый ученик был заинтересован в том, чтобы как можно больше принести зачетных очков в копилку своего класса. Победители школьных туров спортивных состязаний готовились к выступлениям за честь школы на районных и областных соревнованиях.
В апреле 2010г был проведен третий этап исследования – повторном тестирование по контрольным упражнениям, процедура тестирования была такая же, как на первом этапе исследования.
.
3 Анализ физической подготовленности школьников 5-6-х классов
В ходе исследования было проведено тестирования учащихся по основным физическим качествам. Оценка контрольных упражнений проводилась отдельно у мальчиков и девочек (табл. 1).
Таблица 1
Результаты физической подготовленности школьников 5-6 классов
Контрольные упражнения | пол | 1 срез M±m | 2 срез M±m | Прирост, % |
1. Подъем туловища из положения лежа | Д | 18,20±1,56 | 19,60±1,81 | 7,41% |
М | 19,50±3,06 | 20,50±3,27 | 5,00 % | |
2. Вис, согнув руки | Д | 5,60±4,08 | 6,00±4,28 | 6,90 % |
М | 7,00±2,17 | 8,83±2,60 | 23,12 % | |
3. Прыжок в дл. с места, см. | Д | 144,80±10,58 | 146,40±11,21 | 1,10% |
М | 156,00±8,21 | 164,00±9,35 | 5,00 % | |
4. Челночный бег, 3х10, сек | Д | 9,62±0,28 | 9,64±0,37 | 0,21 % |
М | 8,71±0,21 | 8,60±0,26 | -1,27 % | |
5. Гибкость, см | Д | 8,00±0,89 | 8,80±0,58 | 9,52 % |
М | 1,16±1,27 | 3,00±1,18 | 88,46% | |
6. Отжимания(д) Подтягивание(м), кол-во раз | Д | 6,40±2,31 | 7,8±2,81 | 19,72% |
М | 3,00±0,81 | 4,17±0,98 | 32,40 % |
Проанализировав контрольные тесты среди учащихся 5 – 6 классов по основным физическим качествам, мы наблюдаем следующую картину. Подъем туловища из положении лежа при проведении повторного тестирования показал прирост на 5 – 7% как среди девочек, так и среди мальчиков, причем он оказался с небольшой разницей, что говорит о том, что развитие ребят в данном направлении является равномерным.
В висе согнув руки, мальчики показали гораздо больший прирост результата (23,12%), чем девочки (6,90%). Это показывает, что у мальчиков силовая выносливость лучше развита, чем у девочек в этом возрасте. Прыжок в длину с места также зафиксировал повышение прироста результата, по сравнению с первым тестом, и опять же у мальчиков оно более заметно (5%), чем у девочек (1%).
В челночном беге результаты показали наименьший прирост, как у девочек (0,21%), так и у мальчиков (-1,27%). Анализ периодов развития физических качеств указывает о сенситивном развитии скоростно-силовых способностей в данном возрасте, как у мальчиков, так и у девочек. Следовательно, можно утверждать о недостаточном развитии скоростно-силовых способностей школьников 5-6 классов.
Очень большую разницу в приросте среди учащихся показал тест на гибкость. У девочек он составил 10%, а у мальчиков почти 89%. Такой прирост у мальчиков получился вследствие очень низкого начального результата. У девочек гибкость находится на среднем уровне, как в начале, так и в конце исследования.
И, наконец, подтягивание на высокой перекладине у мальчиков и сгибание, разгибание рук в упоре лежа у девочек, также отразили прирост в выполнении тестовых упражнений. У мальчиков он оказался 32,40%, а у девочек почти 20%.
При оценке t – критерия Стьюдента результатов физической подготовленности школьников 5-6 классов, достоверность различий не выявлены ни по одному показателю.
Рис. 1 . Годовой прирост физической подготовленности школьников
5-6 классов (%)
Оценивая прирост полученных результатов, можно сделать заключение, что прирост физической подготовленности мальчиков в течение учебного года выше, чем у девочек (рис.1). Полученные результаты не согласуются с данными литературных источников, указывающих, что в 5-6 классах девочки опережают по физической подготовленности мальчиков. Следовательно, это является особенностью сельских мальчиков, занятых не только обучением, но и домашним трудом.
4 Оценка физической подготовленности школьников 7-8-х классов
В ходе исследования школьников 7-8 классов были соблюдены все требования для проведения тестирования в первом и во втором срезе (табл.2).
Анализ данных исследований говорит о том, что по всем контрольным упражнениям результаты физической подготовленности увеличились как у девочек, так и у мальчиков. Так, подъем туловища из положения лежа при проведении повторного тестирования показал прирост на 8 - 10% как среди мальчиков, так и среди девочек, причем он оказался с небольшой разницей, что говорит о том, что развитие ребят в данном направлении является равномерным.
Таблица 2
Результаты физической подготовленности школьников 7-8классов
Контрольные упражнения | пол | 1 срез M±m | 2 срез M±m | Прирост, % | |
1. Подъем туловища из положения лежа | Д | 19,00±3,08 | 21,00±2,70 | 10,0 % | |
М | 21,00±1,00 | 22,75±0,47 | 8,0 % | ||
2. Вис согнув руки | Д | 2,00±2,00 | 2,75±2,42 | 31,58 % | |
М | 14,50±8,56 | 15,50±7,64 | 6.67 % | ||
3. Прыжок в дл. с места, см | Д | 149,00±5,11 | 152,25±5,66 | 2,16 % | |
М | 155,25±5,45 | 159,25±4,23 | 2,54 % | ||
4. Челночный бег, 3х10, сек | Д | 9,45±0,24 | 9,17±0,18 | -3,01 % | |
М | 9,25±0,27 | 8,97±0,28 | -2,56% | ||
5. Гибкость, см | Д | 1,75±3,35 | 5,00±2,61 | 96,30 % | |
м | 3,50±2,36 | 6,75±2,56 | 63,41 % | ||
6. Подтягивание, раз | Д | 6,25±4,73 | 8,50±6,93 | 30,51 % | |
м | 1,25±0,75 | 2,50±1,04 | 66,67 % |
В висе согнув руки, девочки данной группы показали гораздо больший прирост результата(31,58%), чем мальчики (6,67%). Прыжок в длину с места показал равный прирост результата, как у мальчиков, так и у девочек. И составил 2%, как у тех, так и у других.
В челночном беге большой разницы в приросте результата не наблюдалось, он составил у девочек (-3,01%), а у мальчиков (-2,96%).
Очень большой прирост результата учащиеся показали в тесте на гибкость. У девочек он составил (96,30%), а у мальчиков (63,41%). Такой прирост является следствием низкого результата в первом срезе.
В последнем тесте, подтягивание на высокой перекладине у мальчиков и сгибание, разгибание рук в упоре лежа у девочек, наблюдается прирост результата, у девочек он составил (30,51%), а у мальчиков (66,67%). Такой прирост у мальчиков получился вследствие слабого результата в начале года.
При оценке t – критерия Стьюдента результатов физической подготовленности школьников 7-8 классов, не выявлены достоверные статистические различия ни по одному показателю.
Рис. 2 . Годовой прирост физической подготовленности школьников
7-8 классов (%)
Данные результаты исследования говорят о том, что прирост физической подготовленности мальчиков и девочек в течение учебного года был относительно одинаковый (рис.2).
ВЫВОДЫ
1. Оценив физическую подготовленность учащихся 5-6 классов можно увидеть, что в среднем прирост физической подготовленности мальчиков в течение учебного года выше, чем у девочек. Полученные результаты не согласуются с данными литературных источников, указывающих, что в 5-6 классах девочки опережают по физической подготовленности мальчиков. Следовательно, это является особенностью сельских мальчиков, занятых не только обучением, но и домашним трудом.
В 7-8 классе выявили, что прирост физической подготовленности мальчиков и девочек в течение учебного года был относительно одинаковый. Так, например высокую физическую подготовленность исследуемые показали в трех тестах, а именно подтягивание на высокой перекладине у мальчиков и сгибание, разгибание рук в упоре лежа у девочек, на гибкость и вис согнув руки у девочек. В остальных тестах прирост составил значительно меньше.
2. В ходе исследований установлено, что уровень физической подготовленности учащихся оказался ниже среднего у мальчиков и у девочек 5-8 классов в упражнениях отражающих силовые способности школьников. В тоже время уровень физической подготовленности скоростно-силовых способностей и гибкости наблюдается выше среднего, как у мальчиков, так и у девочек. По остальным физическим качествам учащиеся показали средний уровень развития. Также следует отметить, что в ходе исследований в нашей школе установлено, что уровень физической подготовленности повышается по мере взросления учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт. 1998.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1989.
3. Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6,1999
4. Зимкин Н.В. Двигательный навык. – В кн.: Физиология человека. 4-е издание. – М.: 1975 .
5. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. – М.: Просвещение, 1977.
6. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности.: Теория и практика физкультуры 1997 г. № 6.
7. Платонов Д.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: «ФиС», 1986.
8. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: «ФиС», 1982.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Учебн. пособие для ст-ов высш. учебн. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Шелковая горка
Горка
Крутильный маятник своими руками
Два петушка