В презентации представлен проектный материал о техническом приеме игры баскетбол - штрафном броске
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_o_shtrafnom_broske_v_basketbole.docx | 94.42 КБ |
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
«Физическая культура»
«Удивительный мир баскетбола»
Исследовательская (проектная) работа
Выполнена учениками 6б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подюжская средняя школа
имени В.А.Абрамова»
Грегайте Валерий Михайловной и
Романовой Аленой Сергеевной
Научный руководитель –
Зайкова Елена Владимировна
п. Подюга, 2018 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..…..стр..3
Глава I. Теоретические сведения о спортивной игре «Баскетбол»……………………...стр.4
Глава II. Изучение игровых ситуаций и правил выполнения штрафного броска в
баскетболе………………………………………... ……………………….……..стр.7
Глава III. Практический эксперимент «Изучение тренировочного эффекта для
повышения результативности штрафного броска…………………………….стр.8
Глава IV. Результаты эксперимента…………………………………………………….....стр.9
Заключение, выводы ………………………………………………………………..…….стр. 12
Используемая литература …………………………………………………………………стр.13
Введение
Баскетбол – игра резкая и быстрая, с постоянными силовыми контактами единоборствами, резкими ускорениями, внезапными остановками. То есть, баскетбол – сложная, но очень интересная игра.
Одним из самых эффектных и интересных технических приемов игры является штрафной бросок. Штрафной бросок (англ. Free throw, по-русски — «свободный бросок») — бросок, выполняемый баскетболистом после нарушения на нём правил игроком противоположной команды. Это возможность игрока набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга. Штрафной бросок назначается судьёй в случае фола в момент выполнения броска или за умышленную грубость. При попадании мяча в корзину во время нарушения пробивается один раз, в других случаях — два.
Практически в каждой игре игрокам приходится выполнять штрафной бросок. Представляется интересным изучить вопрос о том, можно научиться выполнять штрафной бросок с максимальной точностью и стабильностью.
Цель исследования: исследовать возможности тренировочного эффекта для успешного выполнения штрафного броска.
Задачи:
Объект исследования: штрафной бросок в игре баскетбол.
Предмет исследования: стабильность штрафного броска.
Субъект исследования: обучающиеся МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова».
Методы исследования: изучение литературных и Интернет-источников, эксперимент, контрольные нормативы, сопоставление полученных данных, обобщение результатов.
Перед исследованием мы выдвинули гипотезу о том, что в результате длительных тренировок можно научиться выполнять штрафной бросок в баскетболе с наибольшей точностью и стабильностью.
Глава I. Теоретические сведения о спортивной игре «Баскетбол».
Удивителен и прекрасен мир баскетбола! Игра с первых лет появления и до настоящего времени является одной из самых ярких, зрелищных и захватывающих в мире игровых видов спорта.
Игра в баскетбол оказывает комплексное воздействие на организм человека. Она формирует почти все физические качества: скоростные, скоростно–силовые, выносливость, ловкость, точность, прыгучесть, координацию движений. Игра развивает самостоятельность, инициативу, волю к победе, целеустремлённость, терпение и взаимовыручку. Она развивает внимание, память интеллектуальные способности, формирует волевые и нравственные качества, так как игрокам необходимо соблюдать правила игры, согласовать свои действия с действиями партнёров и соперников.
Родиной баскетбола являются Соединённые Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодёжной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забросить футбольный мяч (basket - корзина, boll - мяч.). Через год Нейсмит разработал 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Баскетбол из США проникает сначала на Восток – Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку.
В 1935 г. Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видам спорта. В 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры[3].
Датой зарождения баскетбола в России считается 1906 г. Место рождения – Петербург, спортивное общество «Маяк». Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, затем появились в обществе «Богатырь», некоторых других. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже – в Московском институте физической культуре. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране[3].
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за 3-х очковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 м — в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире[1].
А как загадочен и интересен мир баскетбольных баталий! Вот некоторые факты о самых ярких игроках.
История баскетбола знает немало и других интересных фактов.
Одним из самых эффектных и интересных технических приемов игры является штрафной бросок. Штрафной бросок (англ. Free throw, по-русски — «свободный бросок») — бросок, выполняемый баскетболистом после нарушения на нём правил игроком противоположной команды. Это возможность игрока набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга. Штрафной бросок назначается судьёй в случае фола в момент выполнения броска или за умышленную грубость. Каждый из забитых мячей, при выполнении штрафного броска, оценивается в одно очко. Также штрафной бросок может быть назначен судьей в других случаях при явных нарушениях команды.
Штрафной бросок придумал Джеймс Нэйсмит одновременно с другими правилами игры в 1891 году. Наиболее успешным баскетболистом НБА по реализации штрафных бросков является член Зала баскетбольной славы, Рик Бэрри. За свою 14-летнюю профессиональную карьеру основные очки Бэрри приносил команде именно со штрафной линии, атакуя с процентом 90[1]. Команды соперника намеренно фолят, чтобы направить их на линию штрафного броска, особенно в конце игры.
Существует несколько распространенных способов выполнения штрафных бросков: двумя руками снизу, двумя от груди, одной от плеча (самый распространенный способ) и другие. Вплоть до 1950-х годов его исполняли «из-под юбки» (самый простой способ). Классическим же способом — одной рукой от головы — в те годы владели далеко не многие. Сочетание сгибания ног и маха руками позволяет легко регулировать бросок, чтобы мяч при штрафном всегда пролетал одно и то же расстояние. Перед броском игроку необходимо расслабиться: опустить руки и глубоко вздохнуть, готовясь к следующему броску. Внимательно посмотреть на цель. Бросок нужно сделать спокойно, не спеша, затрачивая на него около трёх секунд. Лучшей стойкой считается такая, при которой ноги слегка согнуты в коленях, а ступни расположены на ширине плеч. Туловище и руки при броске должны тянуться к корзине. Бросок заканчивается движением кистей и пальцев. Мяч выпускается из рук в момент, когда он достигает уровня глаз игрока. Другие способы штрафных бросков: от груди, от головы и броски одной рукой — по технике выполнения мало чем отличаются от обычных бросков[3].
Глава II. Изучение игровых ситуаций и правил выполнения штрафного броска в баскетболе.
С первых дней 2017-2018 учебного года мы приступили к занятиям в спортивной секции по баскетболу. Перед занимающимся в спортивной секции стояла задача – подготовиться к выступлениям на районной Спартакиаде обучающихся школ Коношского района. Поэтому необходимо было научиться играть в баскетбол и выполнять различные технические приемы.
С первых занятий мы начали знакомиться с игровыми условиями, при которых назначается штрафной бросок. Штрафной бросок в баскетболе выполняется с позиции, обозначенной как штрафная линия. Назначается в случае фола (нарушения) в момент выполнения броска, либо за умышленную грубость. При попадании мяча в корзину во время нарушения пробивается один мяч, в других случаях - два. Исключением является только нарушение во время броска с трехочковой позиции: здесь игроку дается три попытки забить мяч. Каждый из забитых мячей при выполнении штрафного броска приравнивается к одному очку.
Техника выполнения штрафного броска в баскетболе существенно не отличается от выполнения других бросков. Ступни игрока не должны пересекать штрафную линию, в противном случае бросок не будет засчитан.
Игрок, выполняющий штрафной бросок:
Существует несколько популярных способов выполнения штрафного броска:
Наблюдая за игроками на соревнованиях, особенно в старшей группе, мы сделали вывод, что большинство игроков делает бросок одной рукой от плеча. Вторая рука лишь придерживает мяч. Этот способ уже считается классическим.
На тренировках мы познакомились и с техникой выполнения штрафного броска. В баскетболе идеальный бросок делается всем телом. Сочетание маха руками и сгибания ног позволяет добиться хорошего результата и повторять его каждый раз. Прежде чем выполнить бросок, нужно расслабиться, опустить руки и вдохнуть, посмотрев на цель. Затем не спеша нужно бросить мяч. Лучшая стойка для удачного броска – ноги немного согнуты в коленях, а стопы располагаются на ширине плеч. При этом руки должны тянуться к корзине. Особое внимание следует уделять работе кисти. Она должна повторять движение, будто вы закладываете мяч в корзину.
Глава III. Практический эксперимент.
В течение сентября и октября 2017 года занимающиеся баскетбольной секции изучали азы баскетбола. Мы решили поставить эксперимент по оценке тренировочного эффекта при выполнении штрафного броска. В качестве экспериментальной группы мы выбрали группу занимающихся из 9 человек (мальчики и девочки). Было принято решение: в течение тренировочного процесса 2017-2018 учебного года выполнить сдачу контрольных нормативов: в ноябре, январе и марте. В качестве контрольных данных мы решили взять две серии бросков:
Между сдачей контрольных нормативов участники эксперимента усиленно тренировались. Тренер спортивной секции Елена Владимировна Зайкова предлагала нам следующие упражнения:
Первое упражнение: нужно поставить себе сложную, но реальную цель, к примеру, забить 5 штрафных бросков подряд. Когда промахнетесь, увеличивайте задачу на один бросок. Уровень ответственности с каждым новым кидком будет расти, ведь вам будет жалко потерять уже забитые баллы. В результате, выполняя одно и то же действие, можно забыть об эмоциях нарабатывать технику в чистом виде.
Второе упражнение: заключается в том, что нужно «штамповать» штрафные броски на высокой скорости. Партнер должен подавать мячи. Здесь играет роль размер баскетбольного мяча и его вес, а точнее, наличие в зале одинаковых. Если все они разные, упражнение не состоится.
Кроме того, в течение нескольких месяцев мы выполняли на каждой тренировке от 20 до 40 штрафных бросков, стараясь повысить их точность. Особенно было важно научиться их результативно выполнять во время соревнований, когда накал баскетбольных страстей мешал сосредоточиться на броске и выполнить его с попаданием в корзину.
Глава IV. Результаты эксперимента.
В таблице 1 представлены результаты попаданий в кольцо штрафного броска в ноябре, январе и марте 2017-2018 учебного года. Мы также зафиксировали способ выполнения штрафного броска.
Таблица 1
№ | Фамилия, имя | ноябрь | январь | март | Способ броска | ||||||||
5 бр | 10бр | 5 бр | 10 бр | 5 бр | 10 бр | ||||||||
1 | Пирякова Наталья | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 | 5 | От груди | |||||
2 | Грегайте Валерия | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | От груди | |||||
3 | Попова Полина | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | От груди | |||||
4 | Романова Алёна | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | Из-за головы/ от груди | |||||
5 | Быков Андрей | 4 | 8 | 5 | 10 | 5 | 10 | Одной рукой от плеча | |||||
6 | Орлов Артём | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | Одной рукой от плеча | |||||
7 | Маурина Юлия | - | - | 3 | 2 | 4 | 9 | От груди | |||||
8 | Харитонова Ксен | - | - | 0 | 0 | 1 | 3 | От груди | |||||
9 | Поляков Вадим | - | - | 5 | 2 | 3 | 7 | Одной рукой от плеча |
Полученные данные можно представить в виде наглядных гистограмм.
Гистограмма 1
Гистограмма 2.
Из представленных данных видно, что из 9 человек, которые постоянно принимали участие в эксперименте:
- 7 занимающихся в целом улучшили свои показатели из 5 и 10 бросков вместе взятых;
- 1 занимающихся остался на прежнем уровне;
- 1 занимающийся показал по сравнению с началом и окончанием эксперимента худший результат. Но это свидетельствует, может быть, не столько об ухудшении результата, сколько о нестабильности в выполнении данного технического приема.
Войдя в азарт выполнения штрафного броска, мы также изучили, кто из обучающихся Подюжской школы считается самым результативным по штрафным броскам, выполненных из 10 бросков. Мы обратились к ребятам, которые считаются хорошими баскетболистами. Результаты представлены в таблице 2 и на гистограмме.
Таблица 2. Гистограмма 3.
Фамилия, имя | Кол-во |
Быков Андрей | 10 |
Маурина Юлия | 9 |
Порохин Сергей | 9 |
Симановская Полина | 8 |
Орлов Артем | 8 |
Новожилов Никита | 7 |
Поляков Вадим | 7 |
Маринич Дмитрий | 5 |
Пирякова Наталья | 5 |
Дьячков Никита | 5 |
Из представленных данных видно, что в школе есть игроки, которые выполняют штрафной бросок с большой точностью и стабильностью (Быков Андрей, Маурина Юлия, Порохин Сергей, Симановская Полина).
Заключение. Выводы.
В результате проведенного исследования мы сделали такие выводы:
Список используемой источников:
Две снежинки
Мороз и заяц
Хрюк на ёлке
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Свадьба в Малиновке