Исследовательский проект
по социологии и математике
ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rar | 1.85 МБ |
Департамент образования и науки Тюменской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №65
Исследовательский проект
по социологии и математике
ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
Выполнила: Куртякова Алина
Ученица 8 «Г» класса
МАОУ СОШ№65
Руководитель: Федотова Л. Н.
Тюмень 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4
Гипотеза, цели, задачи, проблемы и методы и исследования
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Знакомство с социологией, объект и предмет социологии
Функции социологии
Методы сбора информации
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В этом году успеваемость в моем классе понизилась. Это отмечают все: и учителя, и учащиеся, и родители. Я решила разобраться почему же так происходит, какие факторы влияют на успеваемость, и как исправить сложившуюся ситуацию. На мой взгляд лучше всего это можно понять, проведя исследование разных сторон жизни учащихся.
В курсе алгебры 7 класса я изучалараздел «Статистика»: работала с таблицами, диаграммами, наборами чисел и их характеристиками, училась проводить подсчёты результаты опросов. Для исследования мне нужно не только уметь обрабатывать результаты опросов, но и проводить их. А значит необходимо изучить основы социологии.
Я решила провести своё исследование на эту тему, выдвинув следующую гипотезу.
Гипотеза:если я проведу опросы учащихся своего класса на тему, касающуюся режима дня, здоровья, личного отношения к учёбе, внеурочной деятельности, окружения и питания, то в ходе анализа и подсчётов полученных результатов смогу выявить факторы, негативно влияющие на успеваемость.
Исходя из этого, я обозначила для себя цель и задачи проекторной работы.
Цель:
Выявить факторы, негативно влияющие на успеваемость учеников.
Задачи проекторной работы:
Выдвинуты проблемы: неочевидность факторов, негативно влияющих на успеваемость учеников.
Методы исследования:
Тема проекта актуальна, потому что, зная факторы, негативно влияющие на успеваемость, можно пытаться корректировать ситуацию, складывающуюся у каждого конкретного ученика, проводя работу с родителями и с самими учащимися. Если учащиеся будут знать от чего в большей степени зависит успеваемость, то они, имея возможность познакомиться с результатами исследования, смогут задуматься о том, что нужно сделать, чтобы учёба стала более результативной.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Знакомство с социологией
Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Социология — это способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, господствуют и тому подобное, то есть всё, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можно сказать, что социология – это научное изучение общества в его социально-человеческом обличии.
И наконец, социология призвана оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни, что прежде всего находит отражение в состояние общественного сознания, в различных формах и видах деятельности, в возможностях их проявления в конкретных исторических условиях.
Термин «социология» буквально означает «наука об обществе».
Впервые его употребил О.Конт.
Объект и предмет социологии
Долгое время вопрос об объекте социологии специально не выделялся. В русской социологии в течении длительного времени в качестве её объекта рассматривалось общество в целом.
Социологи, исследуя общественные процессы и явления, в центр своего внимания всё чаще ставят человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определённой общественной группы, социального слоя, института.
Существует два вида социологии:
Теоретическая социология – социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации (толковая, разъяснения) социальный явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приёмов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией или прикладной социологией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчёркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция- изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.
Функции социологии
Как общественная наука социология выполняет:
В свою очередь они могут образовывать производные функции:
Научный метод в социологии. Виды социологических исследований.Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении, процессах, о тенденциях и противоречиях из развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нём целей и задач.
3 вида социологических исследований:
Методы сбора информации
При выборе метода социологического исследования учитываются
условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид.
Существуют три основных метода сбора социологической
информации:
1. Опрос, который делится на два подкласса:
1) Анкетный опрос
2) Интервью
2. Анализ документов.
3. Наблюдения.
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с
вопросами к определённой группе людей.
Анкета (франц. – расследование) – опросный лист, самостоятельно
заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
Интервью - проводимая по определённому плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом
(опрашиваемым), причём запись ответов последнего ведётся либо
интервьюером (его ассистентом), либо механически (на плёнку).
Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором
документы используются в качестве главного источника информации.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в
отражённом виде многие стороны социальной действительности.
Наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд
очевидных преимуществ. Ещё до разработки программы исследования
специалист должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с
местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных
ролей, понять особенности среды и т.п.
Из всех методов исследования общественного мнения длядостижения целивыбрала социологический опрос.
Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определённая система воспитания. Существенно сказывается и то, что сегодня взрослые разрываются между обязанностями по жизнеобеспечению семьи и родительскими обязанностями. Это приводит к тому, что родители уделяют меньше времени своему ребёнку или не уделяют его вовсе.
Одним из вопросов исследования был: «Получаете ли Вы от родителей заботу и тепло?». Распределение ответов на вопрос представлено на Диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Из диаграммы видно отличие в отношении родителей «успевающих» и «не успевающих» учащихся к своим детям. Отношения в семье, где определяется эмоционально тёплая атмосфера семейного воспитания, в которой родители с уважением относятся к личности ребёнка, признавая его права, принимая его как личность, дают ребёнку возможность разносторонне развиваться и быть успешным в учёбе.
Как показало исследование, на успеваемость учеников в значительной степени влияет и то, как родители относятся к их учёбе и какие меры они предпринимают для того, чтобы дети учились лучше. Так, если родители следят за учебными делами ребёнка и помогают ему в освоении учебного материала, то и успеваемость ученика выше.Распределение ответов на вопрос: «Как родители относятся к Вашей учёбе?» приведено на Диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими, честными людьми. Но все в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемой детской лжи. Известно, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, представляют собой особого рода проекции существующих в семье отношений. Распределение ответов на вопрос: «Всегда ли Вы говорите родителям правду»? представлено на Диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Формирование мотивации к учёбе ученика должно происходить на основе чётко поставленной цели – получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребёнок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому задача взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели. Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывает данное исследование, получает более высокие оценки, чем дети которые учатся без желания. Распределение ответов на вопрос: « Ваша мотивация к учёбе?» представлено на Диаграмме 4.
Диаграмма 4.
К тому же заинтересованный ребёнок получает от своей работы удовольствие и с радостью идёт в школу.
Основная масса учеников идут с радостью, если они хорошо социализированы. А вот ученики, у которых не ладится общение с окружающими, идут с большой неохотой. Распределение ответов на вопрос: «Вы всегда с радостью идёте в школу?» приведено на Диаграмме 5.
Диаграмма 5.
Учение в школе – это основной род деятельности ученика, и его основная задача – успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшей жизни для себя, и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учёбе и каковы его собственные цели и планы. Распределение ответов на вопрос: «Связаны ли Ваши интересы (к учёбе или к внешкольным занятиям) с выбором будущей профессии?» приведено на Диаграмме 6.
Диаграмма 6.
Результаты проведённого исследования показали, что большинство учеников в категории «успевающие» положительно относятся к процессу обучения в школе. Учащиеся категории «не успевающие» показывают разные величины показателей положительной и отрицательной оценок отношения к учёбе. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к учёбе?» приведено на Диаграмме 7.
Диаграмма 7.
Умственный труд необходимо планировать. Во-первых, это высокая самодисциплина, настойчивость и целеустремлённость. Во-вторых, бережливое отношение ко времени, умение ценить его, не расходовать напрасно. Каждый ученик может спланировать если не всю свою жизнь, то, по крайней мере, неделю и месяц, попытаться построить планы на учебный год. Распределение ответов на вопрос: «Я планирую свой день…» приведено на Диаграмме 8.
Диаграмма 8.
Школа – это место, где дети получают необходимые в жизни знания, развивают свои способности, а ещё – это ступень социализации личности. В школе есть свои правила, как и в любом учебном заведении. Посещение уроков является для всех обязательным, и успеваемость всецело зависит от посещения уроков. Несмотря на то, что без уважительной причины уроки пропускать нельзя ни в коем случае, злостные прогульщики всегда есть в каждом классе. Распределение ответов на вопрос: «Вы пропускаете уроки только по болезни?» приведено на Диаграмме 9.
Диаграмма 9.
В ходе исследования были выявлены причины пропусков уроков. Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы пропускаете уроки?» приведено на Диаграмме 10.
Диаграмма 10.
Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать, как можно больше по предмету или по теме. Вторая функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. Третья функция домашнего задания – отработка знаний и умений, приобретённых на занятиях в школе. Распределение ответов на вопрос: «Вы всегда выполняете домашнее задание?» приведено на Диаграмме 11.
Диаграмма 11.
Самая главная, причина, по которой ребёнок чаще всего не выполняет домашнее задание – отсутствие внимания со стороны родителей.
В отношении к выполнению домашнего задания в определённое время важно учитывать особенности поведения ребёнка. Один поест, поиграет, посидит, не общаясь ни с кем, а потом сядет за уроки и сделает их все сразу. Другой потребует внимания взрослого, в перерывах между выполнение задания перекусит, а точные науки лучше всего «пойдут» у него вечером перед сном. Распределение ответов на вопрос: «Когда Вы выполняете домашнее задание?» приведено на Диаграмме 12.
Диаграмма 12.
Важнейшим фактором и условием развития ребёнка выступает социальная среда. Социальная среда – все то, что окружает нас в жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый ученик находится в специфических отношениях. Она обладает активностью, воздействует на ребёнка, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. Она может побуждать, а порой принуждать к определенным действиям. Однако такое воздействие социальной среды на личность не всегда направлено в нужное русло и, зачастую, не отвечает задачам воспитания и развития ребёнка. Распределение ответов на вопрос: «Из кого состоит Ваше окружение?» приведено на Диаграмме 13.
Диаграмма 13.
В ходе исследования были выявлены дополнительные факторы влияния в окружении ученика, которые опосредовано влияют на его отношение к учёбе. К ним можно отнести отношение друзей, знакомых и одноклассников к получению знаний. Распределение ответов на вопросы: « Как относятся Ваши друзья и знакомые к учёбе?» и «Как относятся к учёбе Ваши одноклассники?» приведено на Диаграммах 14,15.
Диаграмма 14.
Диаграмма 15.
Режим дня в значительной мере определяет состояние здоровья работоспособность ученика. Именно поэтому вопрос правильной организации режима дня учащихся постоянно привлекал внимание общественных деятелей, врачей, педагогов и физиологов. Неблагоприятное влияние нарушений режима дня на успеваемость учеников подтверждается и настоящим исследованием. Как видно из результатов исследования наибольшее влияние на успеваемость учеников оказывают сон и своевременное, полноценное питание. Распределение ответов на вопросы: «Когда Вы ложитесь спать?» и «Когда Вы просыпаетесь?» приведено на Диаграмме 16,17.
Диаграмма 16.
Диаграмма 17.
Распределение ответов на вопрос: «Вы своевременно питаетесь?» приведено на Диаграмме 18.
Диаграмма 18.
Крупнейшим русским учёным И. М. Сеченовым было доказано, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т.е. смена одного вида деятельности другим. Однако, неорганизованный досуг учеников – действительно проблема. Предоставленные самим себе, ребята могут подвергать себя опасности, приобретать вредные привычки, хулиганить или просто без пользы и без удовольствия проводить личное время. Поэтому одним из вопросов исследования был – «Знают ли Ваши родители где, с кем и как Вы проводите свободное время?». Распределение ответов на этот вопрос приведено на Диаграмме 19.
Диаграмма 19.
Отдых детей, так же, как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы свободное время детей стало – временем безделья и скуки.Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают хуже учиться, нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного отдыха они быстрее утомляются, истощают свои силы.
Одним из вопросов исследования был – «Чем Вы занимаетесь в свободное время?». Распределение ответов на этот вопрос приведено на Диаграмме 20.
Диаграмма 20.
В результате анализа полученных данных установлено, что такое полезное занятие как чтение, посещение спортивных секций и кружков не востребованы учениками категории «не успевающие». Также было установлено, что респондентов этой категории все свободное время посвящают играм на компьютере (телефоне).
Вредные привычки детей нередко влекут за собой многочисленные последствия для их здоровья и отрицательно сказываются на успеваемости. В школьной среде наибольшее распространение получили такие вредные привычки как, перекусы, увлечение жевательной привычки, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
«Перекусы» – вредная привычка, но это не значит, что нужно запретить ребёнку есть во время пребывания в школе. Растущий организм постоянно нуждается в пополнении своих энергетических запасов, но очень важно обращать внимание на то, из каких источников, или из какой пищи, он это запасы черпает. Если ребёнок нуждается в частых приёмах пищи, то лучше всего, если это будут фрукты или орехи.
Жевательная резинка также может стать источником проблем не только со здоровьем, но и с успеваемостью. Как правило, дети не ограничиваются жевание жвачки в течение 10 минут после еды, как можно себе позволить, а продолжают жевать ее и во время урока. А ведь в процессе жевания участвуют не только челюсти, но и головной мозг, который в это время подаёт сигналы желудку для выработки пищеварительного сока, из-за чего снижается концентрация внимания и уровень полученных знаний.
В ходе исследования были отмечены продукты, используемые для перекусов. Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы перекусываете?» приведено на Диаграмме 21.
Диаграмма 21.
Исследование показало, что распространение такой вредной привычки, как жевание «жвачки» в школе носит катастрофический характер. 83% учеников категории «не успевающие» и 90% «успевающих» заражены этой вредной привычкой. Распределение ответов на вопрос: «Жуёте ли Вы жевательную резинку?» приведено на Диаграмме 22.
Диаграмма 22.
Сведения о причинах употребления жевательной резинки приведены на Диаграмме 23.
Почему Вы жуёте жевательную резинку? Диаграмме 23.
Начиная с 5-6 классов поведения детей обусловлено не только примерами старшего поколения, но и влиянием компании, в которой ребёнок проводит большую часть времени. Запреты проводить свободное время так, как им хочется, обычно только усугубляют положение. Растёт ребёнок, и растут проблемы. Курение дополняется в лучшем случае приёмом алкоголя, а в худшем – употреблением наркотических средств.
3,4 % «успевающих» и 0% «неуспевающих» являются курильщиками. Распределение ответов на вопрос: «Курите ли Вы?» приведено на Диаграмме 24.
Диаграмма24.
Как правило, начавшие курить ученики в дальнейшем склонны к употреблению алкоголя. Но это не подтверждается результатами проведённого исследования. Распределение ответов на вопрос: «Употребляете ли Вы алкоголь?» приведено на Диаграмме 25.
Диаграмма 25.
По данным Министерства здравоохранения РФ, полученным в 2011 году, в России 16% учеников хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Распределение ответов на вопрос: «Пробовали ли Вы наркотики?» показывает, что 0% всех обследуемых приведено на Диаграмме 26. Распределение ответов на вопрос: «Пробовали ли Вы наркотики?» приведено на Диаграмме 26
Диаграмма 26.
На Диаграмме 27 представлены результаты , характеризующие окружение учеников, в котором они пробовали алкоголь и наркотики. «Если Вы пробовали алкоголь или наркотики, то в какой компании?»
Диаграмма 27.
Здоровье ребёнка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Понятно, что причина неуспеваемости может таиться в самом ребёнке – в его состоянии здоровья: плохой слух или зрение, быстрая утомляемость или какие-либо хронические заболевания. Ему попросту не хватает сил и энергии для учебы. Результаты исследования показывают, что для школы, в которой проводилось исследование, влияние на успеваемость таких факторов как, хронические болезни и утомляемость не существенно. Обе исследуемые категории «успевающие» и «не успевающие» имеют примерно одинаковые показатели. Распределение ответов на вопрос: «Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?» приведено на Диаграмме 28.
Диаграмма 28.
По статистике в период обучения здоровье учеников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70% относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их останется всего 30%. В ходе исследования учеников был задан вопрос: «Что вы делаете для того, чтобы сохранить здоровье?». Распределение ответов на этот вопрос приведено на Диаграмме 29.
Диаграмма 29.
ВЫВОДЫ
В результате, проведённого исследования методом статистического анализа выявлены следующие негативные факторы, влияющие на успеваемость учеников:
Закончив исследование, на мой взгляд, не стоит о нём забывать.
Проводя похожие анкетирования через некоторые отрезки времени, можно
получить хорошие статистические данные и отследить динамику изменений
изученных параметров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённой работы цели, поставленные мной, я считаю достигнуты, гипотеза подтверждена. Мне удалось выявить факторы, влияющие на успеваемость.
Полученные данные можно использовать на классных часах, родительских собраниях и при планирование воспитательной работы с классом.
Практическую значимость моей работы вижу в том, что выявив факторы, влияющие на успеваемость, можно попытаться изменить ситуацию, привлекая к этому учителей, родителей и самих учащихся.
Самодельный телефон
На горке
Кто должен измениться?
10 осенних мастер-классов для детей
Фильм "Золушка"