задачи данной работы (выбрать из массива языковых данных слова школа, школьник, школьный, школяр, охарактеризовать их по происхождению) выполнены, а цель (классификация этих слов с точки зрения их происхождения) достигнута. Исследовательская деятельность по теме помогла мне овладеть навыком работы со словарями, обогатить
словарный запас и узнать много нового о происхождении слов школа, школьник, школьный, школяр.
Вложение | Размер |
---|---|
shkola.docx | 46.45 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 2 ст. Зеленчукской»
Муниципальный детский конкурс
Научно-исследовательских и творческих работ
«Первые шаги в науке»
Направление: лингвистика.
Тема: «Этимология слова «школа»
Выполнила: Шипулина Кристина,
ученица 5 «Б» класса
Руководитель: Игнатова Раиса Андреевна,
учитель русского языка и литературы
ст. Зеленчукская
2016 г.
Тема: «Этимология слова «школа»
Содержание
Введение
1. Происхождение слова «школа». Этимология слова «школа»
2. Школа древнего времени
3. Шумеры: высокообразованная нация
4. Школа в Египте
5. Как учились древние греки
6. 1 сентября – День Знаний
7. Значение слова «школа»
8. Школа: корень и однокоренные слова
9. Происхождение слова «школа» по версии Я. Каменского
10. История некоторых слов
11.Заключение
12. Список литературы и источников
Введение
Лингвистической археологией можно назвать ту область науки о языке, которая занимается проблемой происхождения слов и выражений, их историей в жизни языка и народа. Значение полученных этой наукой сведений для языковой культуры и культуры человека вообще огромно. Вопрос о том, почему мы так говорим, каков буквальный или исконный смысл того или иного слова, возникает нередко. Происходит это обычно в двух случаях: во-первых, когда мы имеем дело с устаревшими, историческими словами, неясными с точки зрения современного состояния речи и, во-вторых, когда мы встречаемся с заимствованными словами, непонятными в структуре родного языка. Сложный путь постепенного преобразования слов определяет всю многотрудность задачи, которая стоит перед языковедами, когда они отвечают на вопрос: «Почему мы так говорим?» И вопрос этот совсем не праздный. Мы хотим знать историю слов. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Науку о происхождении слов называют этимологией. Термин составлен из греческих слов: etymon, что значит «истина», и logos, что значит «слово, учение». Таким образом, этимология – учение об истине, об истинном значении слов. Это один из древнейших и один из интереснейших отделов языкознания. Этимология слова уводит исследователя буквально в глубь веков; она рассказывает о жизни народов, давно исчезнувших, о древних культурных связях между народами.
На уроках русского языка мы знакомимся со значением и происхождением самых разных слов. Меня заинтересовало значение слова «школа» и производные этого слова, которые мы, ученики, постоянно используем в своей речи.
Объектом исследования в данной работе являются слова школа, школьник, школьный, школяр. Предметом рассмотрения явилась этимология данных слов.
Проблема заключается в том, что отсутствуют сводные сведения о происхождении этих слов, они есть в отдельных словарных статьях различных словарей. Исследование способствует обобщению знаний о происхождении данных слов . В этом мы видим актуальность нашей работы.
Целью данного исследования является знакомство со значением и происхождением слова «школа» и производными этого слова.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Выбрать из массива языковых данных слова школа, школьник, школьный, школяр.
2. Охарактеризовать их этимологические особенности.
3. Классифицировать слова по их происхождению.
Материалом нашего анализа послужила картотека слов, связанных со словом школа. При работе над значением слов привлекались данные «Толкового словаря» С. И.Ожегова, этимологических словарей и словарей иностранных слов, а также электронных ресурсов.
Нами была выдвинута рабочая гипотеза, которая состоит в том, что рассматриваемые слова могут быть классифицированы по своему происхождению.
В ходе исследования использовались следующие методы:
· отбор материала,
· описание,
· классификация,
· работа со словарями.
В процессе работы мы обращались также к различным видам лингвистического анализа: словообразовательному и элементам этимологического анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования и языковой материал могут быть использованы при изучении тем «Лексика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка.
Основным пластом словарного материала современного русского языка, как и русского языка на всем протяжении его развития, являются исконно русские слова. Они составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке, и образуют основную часть его богатства, определяющую самобытность русской речи, ее глубокое национальное своеобразие.
Как и современный русский язык в целом, словарный состав нашего языка в том виде, в каком он существует в настоящее время, представляет собой результат длительного развития, продукт целого ряда эпох. Среди слов, которыми пользуются сейчас говорящие на русском языке, наблюдаются самые различные по времени возникновения и по происхождению слова. Помимо слов исконно русского происхождения, в лексике современного русского литературного языка немало и заимствованных, пришедших в русский язык из других языков. Иноязычные слова в лексике современного русского литературного языка хотя и представляют довольно многочисленный пласт лексики, но тем не менее не превышают 10% всего его словарного состава. Под заимствованным словом следует понимать всякое слово, пришедшее в русский язык извне. Нет на земле такого языка, который был бы совершенно свободен от иноязычных влияний, так как ни один народ , носитель и творец того или иного языка не живет совершенно изолированной, обособленной жизнью. Общественный характер человеческой речи , исторические факты, определяющие развитие общества, неизбежно влекут за собой явления заимствования одним языком элементов другого, влияние одного языка на другой. Лексика русского языка находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Она складывалась в течение многих веков.
Происхождение слова «школа». Этимология слова «школа»
Слово «школа» является настолько привычным в нашем словарном запасе, что мало кто интересуется, откуда пришло это слово, а происхождение слова «школа» относит нас в древность, во времена античные. «Школа» - так оно произносится в русском языке, «схолэ» - так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами - «приятное время- провождение».Понятие слова «школа» изменялось с ходом истории. Обозначая изначально «праздность» и «бездействие», это слово поменяло значение на противоположное. Многие знают, что в Древней Греции излюбленным искусством греческих философов являлось ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед. Так древнегреческий философ и ученый Платон стал употреблять слово «школа», говоря о беседах на досуге, занятиях с учениками. А позже Плутарх употребил слово «школа» в значении философская беседа, занятие, упражнение, лекция. Со временем у этих мудрецов и мыслителей появились постоянные ученики, и понятие «школа» стало обозначать учебный процесс, а позже и помещение, под него приспособленное.
Откуда произошло слово «школа» понятно, но как, какими путями пришло оно в русский язык? По существующей версии, слово «школа» из греческого перекочевало в латинский язык – «schola», а уже оттуда – в польский язык – «szkola». Именно поляки принесли понятие и слово «школа» в русский язык.
Сейчас совершим краткий экскурс в историю, когда появились первые школы и чему там учили.
Школа древнего времени
Процесс обучения происходил еще на самой первой ступени развития человечества, поэтому можно считать, что первые школы появились именно в тот период. Значение слова «школа» в Древнем Мире несло другой смысл: детей учили не грамоте (ее еще и в помине не было), а способности выживать в окружающем мире. Умение охотиться и воинское искусство были самыми главными уроками для мальчиков. Девочки, как и во все времена, осваивали ведение хозяйства, рукоделие, приготовление пищи. Ну и куда без экзаменов? Конечно, они были, но представляли собой тяжелое испытание, так называемый «обряд инициации». Юношу для проверки силы воли и терпения могли пытать огнем, бить, рассекать кожу, что почти всегда вызывало у подростка потерю сознания. Успешная сдача такого экзамена была для мальчика гордостью, так как он становился полноправным членом взрослого общества.
Шумеры: высокообразованная нация
Сохранилась очень интересная информация о школах шумеров – одной из первых цивилизаций. «Дома табличек» - так назывались учебные заведения населения, которое за 3 тысячи лет до н. э. овладело гончарным искусством, умело орошать поля, ткать, прясть, ковать орудия труда из меди и бронзы. Шумеры искусно писали стихи, сочиняли музыку, имели свою письменность, знали астрономию, владели главными правилами алгебры (умножение, деление и даже извлечение из числа квадратного корня). Именно такие школы давали дорогу в жизнь юношам, которые впоследствии становились предводителями.
Школа в Египте
Очень тяжело приходилось школьникам Египта, ведь учебный процесс был сложным: требовалось знать более 700 иероглифов, написание которых требовало большой аккуратности. Непременным предметом обучения была треххвостая плеть, лежавшая у ног преподавателя. Ученики каждый школьный день начинали с заучивания стихов, повторяя большие отрывки вслух за учителем, и в конце дня уже могли их свободно рассказать.
Как учились древние греки
В Древней Греции посещать школу разрешалось исключительно мальчикам из зажиточных семей – сыновьям рабов там места не было, поэтому они вынуждены были начинать работать с ранних лет. Девочки находились на домашнем обучении, под присмотром мамы, и осваивали науки, способные им пригодиться в будущей семейной жизни: домоводство, музыку, рукоделие, ткачество и, конечно, грамоту. Учеба в школе была платной. А поскольку афиняне, как и все рабовладельцы, презирали работающих за деньги людей, то и учителя уважением в обществе не пользовались. Значение слова «школа» ассоциировалось с учителем, а значит, и с бедным образом жизни, который он вел. Если о каком–нибудь человеке долгое время не поступало вестей, то его знакомые говорили, что последний или умер, или сделался учителем. Нищенское существование не позволяло ему даже дать о себе знать. Мальчики посещали школу с 7–летнего возраста и обязательно в сопровождении раба–педагога, присматривавшего за ребенком и носившего его школьные вещи. Основными уроками являлись письмо, чтение и счет. Именно с тех давних времен имеет место происхождение слова «школа». Чтение заключалось в изучении поэм Гомера - «Иллиада» и «Одиссея». Помимо получения дополнительных знаний по географии, ребенку ставилось в пример мужество и стойкость героев произведений в борьбе с трудностями. В счете наглядными пособиями служили камешки и специальная доска с отмеченными на ней разрядами чисел: единицами, десятками, сотнями. Письмом сначала занимались на досточке из дерева, покрытой воском, а позже - на папирусе. Предшественником современной ручки был стиль – специальная металлическая или костяная палочка, заточенная с одного конца. Особенное внимание уделялось музыке, являвшейся неотъемлемой составляющей жизни греков. Каждый мальчик учился петь и играть на флейте или кифаре. Также ученики усердно занимались гимнастикой, придающей телу стройность, гибкость – Греции нужна была здоровая нация. В отличие от современных школ (в которых происхождение слова «школа» интересует маленький процент учеников), в заведениях прошлого времени учителя могли наказывать детей за непослушание и плохую успеваемость. Для этого имелись палка и розги. В школе занятия заканчивали к 16 годам. Дети состоятельных родителей еще в течение 2 последующих лет могли продолжить образование
1 сентября – День Знаний
История слова «школа» всегда ассоциируется с датой 1 сентября – очередной жизненной ступенькой с букетами цветов, встречей с друзьями и первым звонком. Почему выбор пал именно на этот день для начала учебного года? Если происхождение слова «школа» связано с Древней Грецией, то основоположником осенней традиции является Византия, в которой 1 сентября означало начало сотворения мира Господом. Именно к этому числу заканчивались полевые работы, в которых был задействован и стар, и млад. Великий князь Иван ІІІ в конце XV века огласил 1 сентября началом Нового года (иначе, Новолетием) и церковно–государственным праздником. Позже, по указу Петра Великого, Новый год был перенесен на привычное всем 1 января, а церковный и сельскохозяйственный календарь оставили прежними по причине занятости населения в период сельскохозяйственной страды. 1 сентября двери школ открываются в таких странах, как Чехия, Украина, Белоруссия, Прибалтика. В Германии и Испании в каждой провинции учебный год зависит от сроков уборки урожая и начинается не позже 1 октября. В Италии именно эта дата является точкой отсчета начала занятий. Дети датчан идут в школу в середине августа, а англичане, канадцы и американцы – в первый вторник сентября. Этимология слова «школа» объединяет все страны, даже Японию, отправляющую подрастающее поколение получать знания 1 апреля.
Значение слова «школа»
В современном русском языке слову «школа» придается гораздо больше значения, чем мы к тому привыкли. Итак, синонимы к слову «школа» можно без труда подобрать, зная его полное значение. Это: учебное заведение (начальная и средняя, высшая школа); специализированное учебное заведение (музыкальная, детская спортивная школа); образовательная система в целом; выучка, обрастание опытом (филологическая школа, школа жизни); общественно–политическое, научное и художественное направление (Московская лингвистическая школа, школа современного искусства); питомник для выращивания растений. Исходя из вышеописанных определений, можно подобрать синонимы к слову «школа». Это - учебное заведение, училище, гимназия, питомник, киношкола, разведшкола, интернат, и еще ряд многих слов.
Школа: корень и однокоренные слова
Корень слова «школа» является основой для таких производных, как «школьник», «школьница», «школьный», «школьничать», «школьнический». Кстати, слово «школьничать» понимается как «баловаться», «ребячиться», то есть вести подобно школьнику. «Школьнический» обозначает проделки, свойственные ученику, несерьезный, недостойный взрослого человека. Раньше в употреблении было слово «школяр», то есть школьник, на сегодняшний день считается устаревшим. Оно имеет польские корни («szkolarz» - так оно пишется поляками). От слова «школяр» существуют производные – «школярство» и «школярский». Согласно толкованию В. Даля, «школярство» определено как сухое и тупое ученье, педантизм, неотступно следующий принятым, нередко вздорным и мелочным правилам.
Происхождение слова «школа» по версии Я. Каменского
Существует еще одна версия происхождения слова «школа», состоящая из аббревиатуры, которую придумал чешский педагог и мыслитель Я. Каменский (1562-1670). Он разработал известную идею всеобщего обучения на родном языке, а название дал ей из начальных букв девиза, в переводе на русский язык звучавшего как «Мудро мыслить, благородно действовать, умело говорить»
История некоторых слов
Так же, как история слова «школа», обращает на себя внимание происхождение связанных с ней слов. Портфель. Имеет французские корни и состоит из двух частей: "порт" ("носить") и "фель" ("лист бумаги"). Тетрадь. Происходит от греческого «тэтрадион», что означает «сложенное из четырех частей». Именно таким образом греки в давние времена делали тетради, сшивая для удобства по 4 листочка. Каникулы. Любимое слово всех школьников « каникулы» в буквальном переводе с латинского обозначает «собачонки». Где связь? «Каникулой» (собачонкой) римляне именовали звезду Сириус, как они считали – охотничьего пса ловчего Ориона. При появлении на небосклоне Сириуса в Риме наступало очень жаркое лето и объявлялся перерыв во всех занятиях, который и получил название «каникулы».
Еще Михаил Васильевич Ломоносов в книге «О пользе чтения церковнославянских книг» писал, что церковнославянский язык «богатый от природы... еще более обогатился с греческого». В славянском языке мы находим «греческое изобилие и оттуда умножаем Еще Михаил Васильевич Ломоносов в книге «О пользе чтения церковнославянских книг» писал, что церковнославянский язык «богатый от природы... еще более обогатился с греческого». довольство российского слова, которое и собственным своим достатком велико, и к приятию греческих красот посредством словенского сродно...»
Попробуем прочесть слова, написанные на греческом языке:
Что они нам напоминают? Разумеется, мы без труда узнали в них знакомые вам слова:
ИСТОРИЯ, ТЕТРАДЬ, КАТАЛОГ, ПРОГРАММА, ГРАМОТА, МЕТАФОРА, ПАРАГРАФ, ХРОНИКА, КОСМОС, ЛАМПА.
Это обстоятельство достойно удивления: многие буквы и слова в русском и греческом языках очень схожи по написанию. Чем объяснить подобное явление?
Во-первых, тем, что в основе нашей славянской азбуки лежит греческий алфавит. Во-вторых, многие слова в русском языке — греческого происхождения. Однако, мы к ним так привыкли, что не замечаем их иностранного обличия. Обратим внимание, например, на слова: тетрадь, педагог, школа, хрестоматия, алфавит, эпоха, эхо, герой, политика, диалог, археология, морфология, синтаксис, фонетика, грамматика, арифметика, математика, фантазия. Все эти слова заимствованы из греческого языка.
Таким образом, осваиваясь в русском языке, заимствованные слова теряют свои признаки «иностранности», чужеродности и не воспринимаются как иноязычные, входя в активный запас современных школьников
Заключение
В ходе исследования было проанализировано слово «школа» и производные этого слова с целью рассмотрения их происхождения. Результаты анализа,
проведенного в работе, позволяют сделать следующие выводы:
1.Появление в языке слов школа, школьник, школьный, школяр связаны с учебным процессом.
2.С течением времени происходит расширение лексического значения слов.
3. Заимствованные слова, оставаясь в языке, приспосабливаются к фонетике,
графике и грамматике нового для них языка.
Предпринятый в работе анализ фактического материала позволил подтвердить рабочую гипотезу о том. Что слова школа, школьник, школьный, школяр могут быть классифицированы по своему происхождению.
Таким образом, задачи данной работы (выбрать из массива языковых данных слова школа, школьник, школьный, школяр, охарактеризовать их по происхождению) выполнены, а цель (классификация этих слов с точки зрения их происхождения) достигнута. Исследовательская деятельность по теме помогла мне овладеть навыком работы со словарями, обогатить
словарный запас и узнать много нового о происхождении слов школа, школьник, школьный, школяр.
Заколдованная буква
Рисуем кактусы акварелью
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Любили тебя без особых причин...