Цель работы: изучить зоны повышенной опасности («Слепую зону автомобиля и «Ловушки») в пст. Якша и их влияние безопасность дородного движения.
Для достижения цели исследовательской работы я поставил ряд задач:
1. Дать чёткое определение понятий «Слепая зона» автомобиля и «Ловушки» на дорогах и изучить их влияние на безопасность дорожного движения.
2. Изучить статистику ДТП на российских дорогах с влиянием данных факторов.
3. Разработать анкету и провести социологическое исследование с использованием метода анкетирования
4. Доказать актуальность и важность данной проблемы
5. Найти пути решения проблемы.
Гипотеза: я предполагаю, что зная зоны повышенной опасности - «Слепую зону» автомобиля и места «Ловушки» в пст Якша, можно предотвратить опасные ситуации на дороге.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пст Якша
Исследовательская работа
Зоны повышенной опасности на дорогах.
Якша 2019
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть
1.1 Статистические данные ДТП.
1.2. Что такое «Слепая зона»?
1.3. Что такое «Ловушка» на дорогах?
2. Практическая часть
2.1. Анализ безопасности дорожного движения в пст Якша
III. Заключение
Список источников.
Проблема безопасности на улицах и автомобильных дорогах по-прежнему остается одной из самых острых. Я живу в маленьком поселке, где нет интенсивного движения, но все же каждый раз, когда я выходу из дома, родители обязательно напоминают мне о правилах поведения на дороге. В стране проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: изучение с детьми правил поведения на улице, проводятся уроки пешеходов, конкурсы, викторины, соревнования, акции по безопасности дорожного движения, создаются отряды юных инспекторов движения, работает родительский патруль. Однако почти каждый день в соцсетях можно увидеть ролики о дорожно-транспортных происшествиях.
(Видеоролик)
Среди водителей есть мои родственники и знакомые моих родителей. И я знаю, что все они ответственные люди, водят машину аккуратно. Всегда пропускают пешеходов, не нарушают скоростной режим. И страшно подумать, что может произойти на дороге. Особенно меня потрясла история девочки моей сверстницы, жительницы Троицко-Печорскиго района, которая попала под машину, Ариша Вавилова, в своем обращении к водителям она пишет: «Водитель, помни! Когда рядом дети, тебе нужно быть очень осторожным! Не лишай нас - детей - счастливого детства, а наших родителей - покоя!». Эти слова я не могу забыть. Свою работу я посвящаю всем детям и хочу, чтобы не пришлось делить жизнь на «До» и «После», как это у Ариши. ( Приложение 1)
Цель работы: изучить зоны повышенной опасности («Слепую зону автомобиля и «Ловушки») в пст. Якша и их влияние безопасность дородного движения.
Для достижения цели исследовательской работы я поставил ряд задач:
1. Дать чёткое определение понятий «Слепая зона» автомобиля и «Ловушки» на дорогах и изучить их влияние на безопасность дорожного движения.
2. Изучить статистику ДТП на российских дорогах с влиянием данных факторов.
3. Разработать анкету и провести социологическое исследование с использованием метода анкетирования
4. Доказать актуальность и важность данной проблемы
5. Найти пути решения проблемы.
Гипотеза: я предполагаю, что зная зоны повышенной опасности - «Слепую зону» автомобиля и места «Ловушки» в пст Якша, можно предотвратить опасные ситуации на дороге.
Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия
Предмет исследования: слепая зона автомобиля и места «Ловушки» в пст. Якша
Методы исследования:
* определить способы сбора и анализа информации;
* отобрать и изучить необходимую литературу по теме;
* определить этапы решения проблемы;
* сформулировать выводы и предложения;
Этапы решения проблемы:
1 этап: определить область исследования и его проблема, цель и задачи, изучить специальная литература и видео материалы по вопросам особо опасных зон на дорогах.
2 этап: провести анкетирование среди обучающихся и взрослых.
3 этап: проанализировать полученные результаты.
дорожного движения.
1.1. Статистические данные ДТП.
Правила дорожного движения - свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
В нашей стране Петр 1 издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. С 1718 года за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские.
Постепенно правила перерабатывались, дополнялись. В 1961 году появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах - «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».
По данным опубликованного центром детального отчета о состоянии аварийности за 2018 год, зарегистрировано 119,3 тысяч ДТП, в которых погибло 12,8 тыс. человек и ранено 152,8 тыс. человек.
Основные причины ДТП:
Анализируя данные можно отметить, что одна из основных причин ДТП – это наезд на пешехода. Посмотрев, видеоролики можно сделать вывод , что чаще всего на пешехода наезжают грузовые машины. Через наш поселок всю зиму идут машины, перевозящие лес и они вызывают страх, можно попасть в «Слепую зоны» автомобиля. (4)
1.2. Что такое «Слепая зона» автомобиля
Слепая зона автомобиля — это то пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Такая зона есть сзади, сбоку и, даже перед автомобилем. Бывает так, что проезжающий мимо автомобиль уже не видно в зеркале заднего вида, но и с боку его тоже не видно. Это же и относится к пешеходам. Мертвые зоны являются самой распространенной причиной, по которой происходят аварии на дорогах. Как не стать жертвой мертвой зоны? Любой водитель в силах контролировать мертвую зону своего автомобиля, для чего достаточно повернуть голову в нужную сторону. Особенно опасна мертвая зона, её еще иногда называют слепой, находится сразу за задним бампером и представляет серьезную опасность при движении назад. Например, водитель садится в салон и заводит автомобиль, смотрит в зеркала и начинает трогаться назад. Но в тот момент, когда он садился и заводил автомобиль, сзади к машине подошел ребенок, которого из машины совсем не видно, так как он находится в слепой зоне. Подобные происшествия достаточно часто происходят в наших дворах и имеют трагические последствия. Бороться с этой слепой зоной практически невозможно, просто следует быть предельно внимательным при движении задним ходом. Лучше лишний раз убедиться, что за машиной никого нет, чем чувствовать на себе вину. (1)
Особую опасность представляют фуры, увидеть человека возле бампера водителю почти невозможно. В передней мертвой зоне грузовика могут спрятаться больше 10 человек.
Фуры огромны и неповоротливы, занимают слишком много места на дороге, поэтому автомобилисты и пешеходы их не любят. Но огромные грузовики никуда не денутся с дорог, поэтому надо учиться выживать рядом с ними и не попадать в мертвую зону.(2)
1.3. «Ловушки» на дорогах
Дети и подростки должны научиться реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта. Поэтому так необходимо рассматривать проблемные дорожные ситуации, разбор которых заставляет логически мыслить, анализировать, сравнивать, принимать правильные решения.
Опасные дорожные ситуации – дорожные “ловушки”
Можно ли быть уверенным в собственной безопасности на дороге, если ты хорошо знаешь Правила дорожного движения и выполняешь их? Правила не могут рассказать обо всех возможных ситуациях, которые случаются на дороге. Поэтому, выполняя все, что предписывают Правила, надо еще учиться предвидеть, что может произойти в той или иной ситуации.
95% дорожно-транспортных происшествий с детьми случаются примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях – “ловушках”.
“Дорожная ловушка” – это ситуация на дороге со скрытой опасностью, к тому же незамеченной. Насчитывается 10 разновидностей ловушек:
1. «Ловушки» закрытого обзора.
2. «Ловушки» в зоне остановки общественного транспорта.
3. «Ловушки» на пешеходном переходе.
4. «Ловушки» на углу перекрестка.
5. «Ловушки» у светофора.
6. «Ловушки» отвлечения внимания.
7. «Ловушки» пониженного внимания или «Пустая дорога».
8. «Ловушки» подстерегающие возле дома.
9. «Ловушки» середины дороги.
10. «Ловушки» при движении вдоль проезжей части.
В поселке Якша встречается несколько видов ловушек:
- «Ловушка закрытого обзора»
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.
Если обзор ограничен или закрыт, то выходить на проезжую часть опасно, так как участники дорожного движения (пешеход и водитель) не видят друг друга. Вдруг перед глазами водителя внезапно появился пешеход, но даже если он его заметил сразу же, ситуация может быть очень опасной. Водителю нужно очень быстро принять правильное решение и выполнить его. Но такого решения может просто не быть! И наезд становится неизбежным. Может пострадать и сам нарушитель, и совсем неповинные люди. Поэтому пешеход тоже должен уметь просчитывать возможные действия водителя, и в любом случае надо постараться сделать себя видимым, замеченным.
«Ловушки» не пешеходном переходе.
Обычно думают, что пешеходный переход – это безопасная зона, на которой с пешеходом ничего не может случиться. А ведь и здесь остановившийся автомобиль может скрывать движущийся, равно как и проехавший «Ловушки» на углу перекрестка
Опасность на углу перекрестка состоит в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Водитель должен уступить дорогу пешеходу, но все, же пешеход тоже должен быть внимательным. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на «бровку» тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.
«Ловушки» на отвлечение внимания.
Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч, собака, лужа после дождя, шляпа, которую сдул с головы ветер…
К дорожным “ловушкам” могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон. Конечно, хорошо совмещать полезное с приятным, но так ли это безопасно? Экспериментально доказано, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. То же самое и с пешеходом, разговаривающим по телефону на ходу или слушающим музыку в наушниках.
«Ловушки» пониженного внимания или «пустая дорога».
Это улица, окруженная жилыми домами, зеленью, здесь часто играют дети. По ней редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках. Катание на скейтбортах и роликовых коньках стало еще одной причиной дорожно-транспортных происшествий.
Даже если на дороге транспорт проезжает раз в месяц, она все равно опасна. Берегитесь автомобиля! Имейте в виду, что транспорт ездит и во дворе по местным проездам.
«Ловушки» при движении вдоль проезжей части
В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение Правил дорожного движения, то есть по правой обочине или правому краю проезжей части. В этом случае движение транспорта происходит со стороны спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.
Вывод: Пешеходу никогда нельзя бегать на дороге. Дайте себе и водителю время среагировать в случае опасности. Всегда ищите ловушки. Продумывайте, откуда может выскочить машина, и выглядывайте туда, перед тем как пойти. Вы не должны быть неожиданностью для водителя, вас всегда должно быть видно издалека. Водитель тоже должен постоянно искать ловушки. Выявлять их и тормозить перед ними. И соблюдать скорость, даже если дорога позволяет ехать быстрее. Это значительно облегчит последствия, если неожиданно выбежит пешеход.(3)
Выводы по первой главе
Изучение литературных и видео источников об особо опасных участках на дорогах большую опасность несут: «Слепая зона» автомобиля и «Ловушки» на дорогах. Незнание этих особенностей приводит к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают люди. На сегодняшний день Россия имеет один из самых высоких уровней риска гибели населения в ДТП. Страшно, что страдают невиновные люди. Недостаточная информированность и очень низкая дисциплина участников дорожного движения, привела к возникновению острой проблемы аварийности. Перечисленные факты требуют исследования.
2. Практическая часть
2.1. Анализ безопасности дорожного движения пст. Якша
Исследование осуществлялось в четыре этапа. На первом этапе была определена область исследования и его проблема, определены цели и задачи, изучалась специальная литература и видео материалы по вопросам особо опасных зон на дорогах.
На втором этапе решал поставленные задачи, используя следующие методы исследования:
Анализ и сбор информации я начал с просмотра роликов на ютубе и мы пришли к выводу, что в некоторых случаях наезда автомашины на пешехода он этого не замечает. Почему?? Изучив литературу, я понял: Водители не видят пешеходов, находясь в «Слепой зоне», а пешеходы во многих случаях не видят машины и находятся в зоне «Ловушки».
С целью выявления информированности жителей России по данным вопросам мы провели онлайн тестирование (ВК, «Одноклассники») по выявлению причин самых частых ДТП на дорогах. Респондентам были заданы следующие вопросы (по причине нарушения ПДД, по причине – не увидел пешехода (Машину) или увидел поздно): По результатам опроса, в котором приняли 23 человека: 18 чел – 78% считают, что ДТП из-за не соблюдения ПДД, 5 чел – 22% считают, что при соблюдении ПДД можно попасть в ситуацию ДТП, так как на дороге встречаются «Ловушки», а транспортные средства имеют «Слепую зону».
Таблица, диаграмма 1. Результаты анкетирования
Данное исследование показывает, что большинство опрошенных считают, что причины ДТП это нарушение ПДД, но немаловажную роль в этом играют опасные зоны на дорогах («Ловушка» на дороге и «Слепую зону» автомобиля) и мало кто обращает на это внимание.
В связи с этим встал вопрос, а знают ли обучающиеся нашей школы и жители поселка данную информацию.
С этой целью был проведен следующий опрос:
- Что такое «Слепая зона», чем она опасна?
- Что такое «Ловушка» на дороге, приведите примеры?
- Назовите место в пст. Якша, где есть такие «Ловушки» для пешехода??
- Были ли у Вас случаи, когда вы не видели приближающийся транспорт, и вы чудом остались живы??
Анализ полученных анкет показал: 54 % все опрошенных не знают, что такое «Слепая зона», в связи с этим не могли о ней сказать, чем она опасна. 77 % опрошенных решили, что «Ловушки» на дорогах – это ямы, и лишь 23% дали полное объяснение с приведенными примерами, 6% опрошенных назвали в пст. Якша места с «Ловушками», у 11% опрошенных были опасные случаи на дороге из-за плохо просматриваемой дороги.
Таблица, диаграмма 2. Результаты анкетирования
Знают что такое «Слепая зона», чем она опасна | Знают, что такое «Ловушка» на дороге, и приводят примеры | Назвали место в пст Якша, где есть такие «Ловушки» для пешехода | Были случаи, когда не видели приближающийся транспорт, и чудом остались живы | |
обучающиеся | 52 | 8 | 5 | 2 |
педагоги | 60 | 60 | 6 | 0 |
родители | 50 | 30 | 4 | 0 |
водители транспортных средств | 100 | 87 | 8 | 34 |
Изучив, ответы респондентов мы сделали вывод: Большинство респонденты не владеют информацией по данной теме, а незнание может привести к различному рода ДТП. В связи с этим нами было принято решение:
В начале марта было проведено 2 классных часа для обучающихся 1 – 9 классов, всем участникам беседы были предложены рекомендации по безопасному поведению на дорогах, (Приложение 3) взрослым и старшеклассникам - брошюры «Особо опасные зоны на дорогах» (Приложение 4)
В создании знака «Ловушка» приняло участие 18 человек. Выбрав лучший, на наш взгляд, воплотили его в реальность. Было нарисовано 3 плаката, и все они расставлены в поселке в зоне «Ловушек». (Приложение 2). Мы надеемся, что наши пллакаты окажутся полезными, особенно сейчас, когда из-за больших сугробов не видно приближающийся транспорт.
18 марта было проведено повторное тестирование и наши труды были не напрасны. Обучающиеся и взрослые запомнили данный мною материал, об этом свидетельствуют итоги анкетирования.
Диаграмма 3. Результаты анкетирования
98% - запомнили, что такое «Слепая зона» и смогли объяснить, чем она опасна, 100 % опрошенных с уверенностью приводят примеры всевозможных «Ловушек», после проведенной работы мы выяснили, что в нашем поселке есть 4 «Ловушки» (Приложение 5), каждый участник знает, где они находятся, и может дать рекомендации остальным жителям поселка, как себя вести в местах «Ловушек»
III. Заключение
* Обучающиеся и жители поселка готовы получать информацию о зонах повышенной опасности на улицах и дорогах в современном транспортном потоке;
* При передвижении по поселку необходимо быть особенно бдительны проходя места с «Ловушками» и остерегаться большегрузных машин, так как именно эти машины имеют большую «Слепую зону»;
* взрослые должны понимать «Дорога-это источник опасности», и необходимо информировать детей о необходимости бдительного отношения к опасным ситуациям на дорогах, это приведет к снижению ДТП на дорогах.
Результат моей работы – это тщательно проведенный анализ опасных зон пст. Якша, изготовленный плакат «Ловушка», проведенная информационная работа о «Слепой зоне» автомобиля и местах с «Ловушками» в пст Якша - поможет предотвратить опасные ситуации на дороге.
Список источников:
1. https://www.ntv.ru/novosti/1761239/ мертвая зона
2. http://spokoino.ru/articles/obuchenie_vogdeniu/mertvaja_zona/ мертвая зона
3. http://www.podolsk.ru/proisshestviya_v_podolske/n10708.html ловушка
4. http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html статистика
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Три загадки Солнца
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию