Исследование истории старообрядчества в нашем крае.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 555.15 КБ |
XI региональный Фестиваль экологических инициатив
Номинация «Наша гордость»
«Здесь затеплилась лампада духовной жизни»
Выполнила:
Михеева Полина (8 кл)
Руководители:
Муравьева Л.А, учитель биологии
Куликова Е.Г., учитель истории
МАОУ ООШ с. Быков Отрог
Балаковский район Саратовской обл.
Сентябрь 2018г.
В былые времена во время разлива Иргиза и Монастырского озера вся окружающая местность покрывалась водой, и только сам скит оставался на верху холма символом Церкви, которую не в силах потопить бушующее житейское море.
Сейчас таких разливов нет. Но если отъехать подальше и взглянуть на храм с противоположной стороны озера, то кажется, что возведенный храм парит в воздухе, напоминая нам о том, что мы должны стремиться к Церкви Небесной.
Место, где расположен Иргизский монастырь, входит в число самых красивых мест Саратовской губернии. Умиротворяющая своим величием природа. Неподалеку старенькие ветхие домики села Криволучье. С одной стороны ветвеобразный изгиб реки Иргиз, с другой - небольшое Монастырское озеро. Божественная тишина полуострова, изредка нарушаемая птичьим щебетом.
Вот такая открывается картина, когда попадаешь в одну из древних святынь Саратовской Епархии Иргизский Воскресенский мужской монастырь.
Окрестности рек Большой и Малый Иргиз уже с начала XVIII века становились местами поселения старообрядцев, несмотря на постоянную угрозу нападений кочевников. Манифест Екатерины от 4 декабря 1762 года разрешал старообрядцам свободно возвращаться в Россию и селиться в левобережье Волги, где на реке Иргизе им отдавалось 70 тысяч десятин прекрасной пахотной земли. Стаpообpядцы Ветковских скитов в числе 120 семейств, добравшись до Иpгиза, основали несколько сел, одно из них Кpиволучье. Очень скоро рядом с этими селами образовались старообрядческие скиты, превратившиеся со временем в цветущие монастыри. Одним из первых таких скитов стала обитель, основанная выходцем из Польши иноком Авраамием, бывшим некогда крестьянином Казанской губернии. Авpаамиевский скит, который после строительства церкви стал называться Нижне-Воскpесенским монастырем.
В 1791 году монастырь возглавил инок Прохор. За монастырской оградой был выстроен хутор для хранения хлеба и прочих припасов. Помимо амбаров и других хозяйственных помещений, в нем находилось десять деревянных келий. Здесь же были устроены две ветряных и одна водяная мельницы. В версте от хутора расположилась монастырская пасека. Во время генерального межевания 1801 года, проводившегося по указу благосклонного к старообрядцам императора Павла Петровича, Нижнее-Воскресенский монастырь получил 2660 десятин земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом.
Воскресенский монастырь стал активно строиться и обзаводиться хозяйством. Вопреки существующему запрету для старообрядцев на создание каменных церковных строений из кирпича были выстроены трапезная и настоятельские покои. В собственности монастыря находилось много старинных икон, украшенных жемчугами или серебряными вызолоченными ризами. Посреди главной церкви монастыря висело огромное медное, но обильно высереберенное паникадило с 54-мя подсвечниками общим весом в 18 пудов. Павел I благоволил иргизским монастырям. Он даровал монахам освобождение от рекрутской повинности, официально разрешил строительство новых церквей и келий. Вскоре при межевании Саратовской губернии земли, занятые монастырём, были официально оформлены и дарованы ему, что в дальнейшем подтвердил и новый император Александр I, лишь незначительно уменьшив площадь отведённых территорий.
Монастырь содержал школу в селе Криволучье, открытую в 1894 году в доме местного крестьянина Исидора Дружинина, постригшегося в монахи. В 1897 году в монастыре было построено здание для училища, где обучали единоверческому чтению, письму и крюковому пению. В училище дальнейшем занималось несколько десятков учеников.
После установления советской власти братия пыталась сохранить обитель под видом трудовой артели, но это лишь ненадолго отсрочило закрытие монастыря. В январе 1928 года монастырь был закрыт.
Его храмы были уничтожены. В 1918 году сгорела Воскресенская церковь, а каменный храм Рождества Богородицы был разобран. Главный храм во имя Воскресения Христа Спасителя во время второй волны борьбы с религией в начале 1930-х годов был уничтожен.
Находившееся на территории монастыря кладбище сровняли с землей, а богатые каменные надгробья использовали в хозяйственных целях либо побросали в Монастырское озеро.
В оставшихся настоятельском и братском корпусах размещались в разное время разные социальные учреждения: санаторий, детский дом. Дольше всех здесь «задержалась» психиатрическая лечебница, открывшаяся в 1956 году. В 2003 году из-за недостатка средств психиатрическая лечебница была закрыта.
В июле 2004 года по указу епископа Саратовского и Вольского Лонгина (Корчагина) на территории монастыря было учреждено подворье Свято-Никольского монастыря Саратова во главе с иеромонахом Максимилианом (Кононенко).
В феврале 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского Иргизский Воскресенский мужской монастырь стал восстанавливать свою былую мощь и красоту.12 февраля 2005 года в одном из полуразрушенных корпусов был отслужен первый молебен.
Здесь затеплилась лампада духовной жизни.
Акварель + трафарет = ?
И тут появился изобретатель
Северное сияние
Учимся ткать миленький коврик
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев