Влияет ли вес рюкзака школьника на его осанку, здоровье? Существуют ли нормы веса рюкзака для детей разных классов? На что нужно обращать внимание при выборе школьного портфеля? На эти вопросы ответит эта работа.
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasny_li_nashi_ryukzaki.docx | 97.19 КБ |
«Правильная осанка - залог твоего здоровья».
И.П. Павлов
Оглавление
1.Введение………………………………………………………… …..2
2.Оснавная часть……………………………………………………….3
- Влияние рюкзака на здоровье………………………………………………3
- Выбираем рюкзак………………………………………………...................5
- Такой нужный и тяжёлый рюкзак…………………………………………6
3.Заключение…………………………………………………………..9
4.Список литературы………………………………………………… 10
Здравствуйте, меня зовут Глушенков Данил, я ученик 4 «Г» класса Лицея № 7 города Саяногорска.
В свободное время я занимаюсь футболом, мое хобби - ворка́ут (от английского слова, означающего – тренировка) это любительский вид спорта. Включает в себя выполнение различных упражнений на уличных спортплощадках. И мне очень важно чтобы моя осанка была подтянутой, гибкой, спина сильной. Поэтому мне захотелось ответить на вопросы: что может испортить нашу осанку? Ответы на эти вопросы я искал в сети интернет, беседовал с фельдшером Лицея, искал информацию в книгах. В моей работе мне помогли ребята из моего класса, они заполнили анкеты, где ответили на вопросы. Их ответы я использовал в своем исследовании.
Тема исследовательской работы:
“Безобидны ли наши рюкзаки?”
Цель работы: выяснить влияние веса школьного рюкзака на здоровье ученика.
Узнать существуют ли какие-то нормы, какую тяжесть можно поднимать детям младших классов. Узнать к каким последствиям может привести тяжелый портфель и что можно сделать, чтобы осанка детей осталась красивой, а спина здоровой.
Задачи:
1.Узнать существуют ли какие-то нормы, какую тяжесть можно поднимать детям младших классов;
2. Узнать у одноклассников, на что обращали их родители внимание, когда выбирали детям рюкзаки;
3.Описать, как влияют тяжёлые школьные ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью;
4. Измерить вес школьного рюкзака группы учащихся 4 «Г» класса, состоящей их 28 человек. Сделать выводы;
5. Предложить свои способы решения проблемы. Дать рекомендации ученикам.
Объект исследования: рюкзаки учеников 4 «Г» класса Лицея № 7 г. Саяногорска.
Предмет исследования: осанка ученика.
Гипотеза: Я предполагаю, что из-за повседневного ношения тяжелых ранцев за спиной, у школьников могут появиться проблемы со здоровьем.
Методы: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации, эксперименты.
ВВЕДЕНИЕ.
Что же такое портфель, ранец? Портфель слово французского происхождения. Слово портфель образовано от двух французских: potter – «носить» и feulle – «лист». В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
Первые модели рюкзаков были привезены американцами в Европу в 1914 году во время первой мировой войны. В объемном мешке на ремнях, расположенном за плечами удобно располагались, необходимые в военном быту предметы. После окончания сражений рюкзаки повсеместно стали использовать спортсмены, путешественники, туристы. В 1990 году рюкзак - стал завоевывать внимание школьников всего мира. Оказалось, что в школьных рюкзаках удобно переносить книги, учебники, канцелярские принадлежности, сменную обувь, многое другое. Дети всего мира с удовольствием начали использовать школьные рюкзаки.
Но чтобы рюкзак не навредил здоровью не менее важно его правильно подобрать.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Влияние рюкзака на здоровье.
У меня есть гипотеза, что тяжёлый рюкзак плохо влияет на нашу еще не окрепшую осанку. Родителям необходимо уделять особое внимание формированию правильной осанки у ребенка.
Взрослые часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Осанка человека формируется в первые годы жизни, с 4 до 10 лет это самый важный период. Деформация костей происходит из-за нескольких причин – это - чрезмерные физические нагрузки, неправильное положение тела во время уроков, несоответствие мебели росту, ношение неудобной обуви и одежды и ежедневное ношение тяжести за спиной, а также носим сумку на одном и том же плече, малоподвижный образ жизни. Наш позвоночник еще очень хрупкий и находится в процессе роста, а если не следить за своей осанкой, то позвоночник искривляется, что влечет за собой боли в спине, животе, слепоту, усталость, недомогание и просто плохой внешний вид. Человек с правильной осанкой он красивый и здоровый.
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. По последним данным, в России число детей с нарушениями осанки достигает 30-60%.
Изучив данные статистических отчетов, размещенных на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, данные статистических отчетов Саяногорской детской поликлиники я выяснил, что в 2015 году из 1000 детей в Саяногорске 591 ребенок имеют искривление позвоночника, в 2016 году 558 детей из 1000.
Диаграмма № 1. «Сравнение состояния осанки детей города Саяногорска».
У фельдшера нашего Лицея я выяснил, что в моем классе на сегодня у троих учеников нарушение осанки (у двух мальчиков и одной девочки). Причем у девочки проблемы с позвоночником начались еще до школы, у одного мальчика в конце первого класса, а у второго – в конце третьего класса. В моем классе учится 28 учеников, значит нарушение осанки у 11 % учеников.
Диаграмма № 2. «Сравнение состояния осанки учащихся 4 «Г» класса в 2013 и 2017 гг.»
2. Выбираем рюкзак.
Что важно в выборе рюкзака для школьника? В классе я поинтересовался, как моим одноклассникам выбирали рюкзаки. И результат такой, оказывается, что каждый выбирал рюкзак по нескольким параметрам. Из 28 учащихся: 16 ребят отметили такое качество как удобство,13- понравился цвет рюкзака и его вместимость, 10 учеников отметили цену рюкзака, а 3 – форму. Так же 2 ученика обратили внимание на тенденции в моде и обратились за советом к старшим товарищам, а 5 ребят даже обратили внимание на страну производителя.
Диаграмма № 3. «Параметры выбора рюкзака в 4 «Г» классе».
На вопрос: кто выбирает вам портфель – 6 учеников ответили, что сами, 2 – что мама, 1- бабушка. Но в основном в моем классе ребята выбирают портфели вместе с родителями (19 учеников).
К выбору ранца необходимо подходить с особым вниманием.
Рассмотрим 6 шагов, которые помогут легко и просто подобрать портфель.
ШАГ 1.Обращаем внимание на внешний вид.
Остановите свой выбор на ранцах из водонепроницаемой, морозоустойчивой, прочной нейлоновой ткани, которая должна быть плотной, но достаточно легкой. Швы должны быть тщательно обработаны (это исключает возможность травм).
ШАГ 2. Пустой ранец должен весить 500 грамм.
ШАГ 3. Спинка ранца желательно должна быть «ортопедической». Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и помогает формированию правильной осанки.
Ребятам всегда помнить, что к той части ранца, которая соприкасается со спиной, нельзя располагать предметы, которые могут повлиять на здоровье ребёнка.
ШАГ 4. Лямки и ремешки должны иметь регулирующую пряжку, позволяющую менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребёнка. Обязательно покупать ранец на двух лямках и не в коем случае не покупать сумки на одной лямке! Это вызывает деформацию неокрепшего позвоночника. Ширина ремней должна быть не меньше 4 см.
ШАГ 5. Безопасность. Чтобы не произошло беды на дороге, обратите внимание на наличие у ранца светоотражающих элементов.
ШАГ 6. Самая важная часть выбора - примерка. Школьник должен обязательно примерить ранец.
3. Такой нужный и тяжёлый рюкзак.
С 1998 года в России введены санитарные правила и нормы –
«Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального профессионального образования, «в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы». В 1-4 классах вес учебника должен составлять 300 грамм. Вес ранца должен равняться 10% от нашего веса. Но очень часто вес ранца угрожает нашему здоровью. Часто ранец весит 20 или 30% веса нашего тела.
Каждый день мы с одноклассниками несём свои портфели за спиной и даже не задумываемся, а сколько весит наша ноша? Определив ранцы-тяжеловесы, мы сможем предотвратить развитие заболевания опорно-двигательной системы конкретного ученика: снизив вес рюкзака.
Я решил провести исследование, и выяснить, как обстоят дела с ранцами у моих одноклассников? В исследовании участвовал 28 человек, из них 15 девочек и 13 мальчиков. Все данные я занес в Таблицу № 1.
1. Начать работу необходимо с анализа личных карточек учеников и беседы с фельдшером Лицея, а полученные данные о весе учеников занести в таблицу.
2. Второй шаг исследования: ребята сначала узнали вес самого ранца и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Пустой рюкзак по нормам должен весить до 0,5 кг. По итогам взвешивания получилось, что у 4 учеников 4 «Г» класса вес рюкзака не превышает 500 грамм, что соответствует норме. У 6 учеников нашего класса вес пустого рюкзака превышает 1 килограмм. Это значит, что при уже выборе школьного рюкзака мы совершаем ошибки, которые могут негативно отразиться на нашем здоровье. К счастью из исследуемой группы ребят, никто не носит сумку через плечо, у всех рюкзаки и портфели. Почти у всех ребят рюкзаки из не промокающего материала, что защищает от сезонных дождей и снега нашего края.
3.Следующий шаг исследования - это взвешивание учебников. Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. Самый тяжелый и объемный у нас учебник английского языка – 359 грамм.
4. Следующий шаг – мы посчитаем, сколько будет весить наш рюкзак, когда у нас 5 уроков, если в нем нет лишних учебников и предметов. Результаты занесем в Таблицу № 2.
Таблица № 2 «Школьные принадлежности и учебники».
Наименование принадлежностей | Вес принадлежности, грамм |
Литературное чтение (учебник) | 334 |
Русский язык (учебник) | 266 |
Математика (учебник) | 293 |
Окружающий мир (учебник) | 248 |
Дневник | 204 |
Тетрадь обычная в обложке 4 шт. (вес 1 – 56 гр.) | 224 |
Пенал | 306 |
Папка для тетрадей | 40 |
Всего вес | 1915,00 |
Получается, если сложить вес пустого рюкзака по норме 500 грамм и все необходимые принадлежности 1 кг 915 грамм, то получается вес рюкзака минимум – 2 кг 415 грамм.
Во время исследования оказалось, что у детей помимо необходимых, в ранце лежали невыложенные учебники и тетради, прошедшего учебного дня и много лишних предметов, например, журналы, книги, планшеты, бутылки и коробки с напитками, игрушки. Только четыре ученика отметили, что лишнего в их ранце нет ничего.
5. В заключение эксперимента, я выяснил, отличается ли вес рюкзаков учеников моего класса от нормы - 10 % от нашего веса. Из Таблицы № 1 видно, что из 28 учеников у 5 вес школьного ранца превышает гигиеническую норму.
По данным собранным в таблицу в ходе эксперимента я рассчитал правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записал в графу 6 Таблицы № 1.
По полученным результатам я составил диаграмму: у 23 учеников 4 «Г» класса вес ранца соответствует норме (меньше или равно 10 % от массы тела), а у 5 учеников вес ранца составил более 10 % от веса самого ученика.
Диаграмма № 3. «Соответствие веса ранца учеников 4 Г класса гигиеническим нормам»
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что 82 процента ребят моего класса (23 ученика) не перегружают позвоночник тяжелыми портфелями, и это положительно отражается на их здоровье. А 5 учеников, это 18 процентов ребят из моего класса, к сожалению, носят в школу тяжелые ранцы. Однако если сравнить данные исследования можно увидеть, что если бы при выборе рюкзака соблюдались гигиенические нормы, то трем из пяти учеников перегруза можно было избежать.
По окончании эксперимента я сделал следующие выводы:
1. Чтобы спина не была кривой, носи портфель за спиной.
2. Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам.
3. Чтобы сколиоз не получить, ранец тяжелый не надо носить.
4. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники.
5. Не носите лишние предметы в ранце.
6. Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того, чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.
7.Необходимо соблюдать баланс межу правой и левой сторонами.
8. Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине.
Я понял, что правильная осанка не только делает человека красивым и стройным, но и помогает сохранить здоровье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Из экспериментов стало очевидно, что причина тяжести школьного рюкзака кроется в том, тяжелый рюкзак или лёгкий, и не кроется в весе учебных пособий, которыми мы пользуемся. Мы сложили вес своих учебников, тетрадок, и дидактический материал. У меня получилось, что мой рюкзак должен весить всего 2,5 килограмма, но почему, то часто он весит больше. Оказалось, это происходит по двум причинам:
- часто мы покупаем очень тяжелые рюкзаки, не соблюдя при этом гигиенические нормы;
- часто в наших рюкзаках помимо учебников оказывается ненужные учебники, игрушки, журналы. И всё это делает настоящий вес наших рюкзаков.
Мои выводы и рекомендации:
Работая по данному исследованию, я узнал много для себя нового и интересного, думаю, что и другим ребятам было интересно послушать мою работу и воспользоваться советами. Кроме того, проводя исследования я научился взвешивать на весах «безмен», на электронных весах предметы, сравнивать и вычислять соответствие нормам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Большая книга интересных фактов – Росмен 2015 г.
2.Детская энциклопедия. Школьные истории – 2010 г. №10
3.Здоровье на ”отлично”! – Москва 2012г.
4.Ресурсы интернета. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48469/
5.Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С.И.Ожегова, медицинский словарь.
6.Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
7.Протасов Б.И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru
8.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru
9.«Лечебная физическая культура» 2003г С.Н.Попов;
10.Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2006г.
11.Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И Степановой И. 2015г.
Рыжие листья
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Несчастный Андрей
Браво, Феликс!