Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа № 1»
Ярцевского района Смоленской области
Исследовательский проект
по истории православной культуры земли смоленской
на тему:
Таинство Крещения
Выполнил:
ученица 9 «А» класса
Зуев Петр
Руководитель:
Анисимова Валерия Вадимовна.
Ярцево 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…4
Основная часть
Заключение…………………………………………………………………...12
Источники информации………………………………………………....….13
Паспорт проекта
Название проекта | Таинство Крещения |
Актуальность (проблематизация) | Разные знания людей в истории Таинства Крещения ведут к незнанию многих традиций (обрядов) церкви |
Цель проекта | Изучить историю Таинства Крещения |
Задачи проекта |
|
Проектный продукт | Презентация «Таинство Крещения» |
Целевая аудитория | Обучающиеся 8-х классов школы |
Этапы работы над проектом | I этап Подготовительный: теоретический анализ исторической, научно-исследовательской, энциклопедической литературы по исследуемому вопросу, постановка цели и задач. II этап Основной: составление паспорта проекта, сопоставление полученных на первом этапе результатов анализа. III этап Заключительный: получение рецензии, защита и представление продукта проекта. |
Введение
Таинство Крещения – это одно из наиболее древних Таинств, и одно из трех, символизирующих духовное перерождение человека, рождение его в новую жизнь.
Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, их всего семь, но только через Таинство Крещения мы получаем возможность приобщиться к остальным Таинствам. Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, иметь жизненный успех или избавиться от неприятностей, а для того, чтобы иметь Жизнь Вечную в Боге.
Крещение – это Таинство в Православной Церкви, совершаемое над уверовавшим во Христа человеком, и представляет собой священное действие, во время которого человек троекратно погружается в освященную воду с призыванием священником имени Пресвятой Троицы. Крестясь с верой в Бога, человек получает прощение во всех прежде совершённых им грехах, получает свободу от первородного греха, на него снисходит благодать Святого Духа. Совершается Таинство Крещения единожды в жизни человека, и с этого момента крещёный становится полноправным членом Церкви Христовой и может участвовать во всех остальных её благодатных таинствах.
Первое из таинств, которое принимает человек, - это Крещение. В «Православном катихизисе», то есть изложении православной веры, о Таинстве Крещения написано так: «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать.
Разные люди принимают крещение по разным причинам, от этих причин и зависит, изменится их жизнь после данного таинства или нет. С одной стороны, принятие человеком крещения становится все более популярным и носит массовый характер, но с другой стороны, мало кто понимает истинную сущность этого таинства.
Из выше указанного противоречия вытекает следующая проблема: непонимание большинством прихожан подлинного значения Таинства Крещения.
Целью данной работы является изучение истории Таинства Крещения.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
Объект исследования: Таинство Крещения.
Предмет исследования: история изменения церковного таинства.
Выдвинутая гипотеза: история возникновения Таинства Крещения для современного поколения является наследием.
Практическая значимость: проект призван помочь в изучении предмета Истории православной культуры земли Смоленской в разделе «Крещение Руси и святость». Конечный продукт исследования может быть использован как наглядное пособие при изучении нового материала.
Основная часть
Процесс крещения - один из важнейших в Православной Церкви. Он имеет свои особенности и традиции, которые менялись в виду различных обстоятельств. В истории известны споры по поводу используемых методов в Церкви. Эти споры иногда перерастали в крупные конфликты, тоже внося изменения в уже принятые церковные процессы.
В XVII веке Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа. Необходимость реформ назревала на протяжении долгого времени, но не было единства в вопросе о выборе образца, по которому вносились бы изменения. В долгой борьбе победу одержали сторонники приведения церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами. Реформа проводилась под руководством патриарха Никона. Датой начала раскола считается 1653 год, когда были введены изменения в богослужебные правила.
Изменения коснулись многих аспектов церковной жизни, с том числе и таинства Крещения.
В древней Церкви людей крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые Христианские праздники. Крещение само по себе для жителей того времени было большим всеобщим событием, в котором могли участвовать люди, прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Язычники, уверовавшие во Христа, впервые приходя в церковь, должны были пройти через беседу с епископом, пресвитером или диаконом. Они должны были всерьез рассказать о своих намерениях принять Христианство. После этого проходило посвящение в оглашенные, затем начинался период изучения веры. Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений. Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма.До Второго Вселенского собора в 381 году, на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры, в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ. Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные. Древней христианской практикой, которая сохранилась до наших дней, является крещение детей в раннем возрасте. Много веков назад имя ребенку выбирали по Святцам, а это значит, что человеку давали имя Святого, день памяти которого приходился на его день рождения. Именно под этим именем происходило таинство крещения для людей. Языческие имена заменялись христианскими, которые получили большое распространение. Необходимым предметом для крещения является вода. В первые христианские времена людей массово крестили в реках, ручьях и т.д. При храмах строились специальныекрещальни.
Преобразования, произошедшие в ходе реформы Никона в XVI веке, были довольно разнообразными. Было установлено троеперстное крещение, троекратное пение «аллилуйя», написание «Иисус», поясные поклоны, а так же новые правила иконописания. Развитие истории страны неразрывно связано с религией. Христианство было признано одной из наиболее распространенных религий в мире. Древнерусское государство прияло его, как главную веру для народа. Период XVIII и XIX веков характеризуется большими завоеваниями новых территорий. Многие правители заставляли людей, живущих на захваченных землях, принимать государственную религию. Например, в 1706 году Петром I был издан указ, по которому церковные власти должны были заняться массовым крещением северного населения, исповедующего язычество. Предписывалось сжигать языческих идолов, стоить на их местах церкви, а всех жителей приводить к святому крещению. Первая четверть XVIII стала начальным этапом последовательной христианизации Северо-Западной Сибири. Процесс христианизации Приобья получил дальнейшее развитие во второй половине XVIII столетия. В начале XVIII века крещение иногда производилось воеводами. Для этого таинства достаточно было только одного желания. В этом же столетии христианизация становится основным направлением государственной политики, методы и приемы которой постоянно менялись. Массовые крещения связывались с именем Филофея Лещинского. Крещение носило формальных характер. Были заложены правовые основы христианизации коренных народов: они освобождались на три года от рекрутской повинности, от подушных сборов и казенных повинностей. С начала XIX века в России меняется отношение к крещению коренных народов. Происходит отказ от политики массового крещения, разрешается проведение богослужений в отдаленных местах.
Для Православной церкви ХХ века стал одним из самых тяжелых. К 1917 году в России насчитывалось 117 миллионов православных. В 20-х годах ХХ века, с приходом к власти большевиков, началось закрытие, а потом и снос храмов. 28 октября 1917 года в РПЦ было восстановлено патриаршество. 20 января 1918 года был прият Декрет, который отделял Церковь от государства. Каждый человек получал право исповедовать любую религию. На церковь начинались гонения. Обер-прокурор Синода вспоминал: «…библия не существует, остается лишь служба церковная и несколько молитв, которые передаются от родителей к детям. В некоторых местностях народ ничего не понимает в церковных молитвах».
Сейчас в России 34 764 храма, 35 171 священник и 4 816 диаконов, 926 монастырей, 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ.
Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры.
Многие современные родители не знают всех моментов таинства крещения, что необходимо заранее подготовить, и как происходит это таинство.
Что же нужно заранее подготовить для обряда крещения?
Для обряда крещения младенца необходимы определенные вещи:
Перед крещением желательно заранее приехать в церковь, чтобы ребенок немного привык к обстановке, а батюшка не ждал. Когда всех пригласят в церковь, девочку берет на руки крестный отец, а мальчика – мать.
После процедуры купания они поменяются местами. Задача крестных родителей четко повторять все то, что говорит им святой отец. Они отрекаются от дьявола три раза, обещают придерживаться всех Божьих заповедей и повторяют за священником «Символ Веры».
После этого батюшка берет младенца и подносит к алтарю (девочку) или в алтарь (мальчика). Далее ребенка оголяют и три раза окунают в купель. После этого малыша передают крестному родителю.
В процессе крещения присутствует еще один обряд – миропомазания. Священник помазывает тело крещенного дитя специальным маслом – миром. После миропомазания ребенку одевают освященный крестик. Также батюшка остригает волосы малыша крестообразно. Затем малыша одевают и отвозят домой.
Таким образом, происходит обряд таинства крещения. Сколько длиться обряд крещения по времени зависит от того, как ведет себя ребенок, как быстро читает молитвы батюшка и как активно принимают участия в процессе крестные родители. Зачастую этот обряд не длиться более получаса.
Мой опыт таинства крещения складывается со слов моих родителей, с их воспоминаний и рассказов об этом событии. Меня крестили младенцем. Мама говорит, что младенцев крестят по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. Родители верят в Бога, и привили их веру мне. Крестные родители ручаясь за свое, обязуются воспитывать свое чадо в православной вере. Необходимость крестных есть всегда, особенное для детей. Но в случае необходимости, взрослый человек может креститься и без взрослых, так как имеет сознательную веру в Бога. Он вполне отдает отчет своим действиям, чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За все это делают крестные. Но в моем случае, крестили меня без восприемников. Такой нуждой стало отсутствие достойных крестных. Родители считают, что быть крестным родителем очень ответственная обязанность. Крестные отвечают за духовное развитие малыша, приобщают его к церкви. Крестил меня Отец Сергий в храме Петра и Павла. Во время обряда меня на руках держала мама, священник, читая молитву, освящал воду, окунал меня в купель. После этого на меня надели крестик и осуществили миропомазание. После крещения крестик всегда оставался на теле, снимала его мама в редких случаях. Что касается одежды, то крестили меня в крестильной рубашке, которая после обряда осталась у нас дома. Таинство крещения – приобщение ребенка к церкви, является важным событием в его жизни. Поэтому очень важно отнестись к нему серьезно, правильно выбрать крестных, церковь, дату, одежду…
Заключение
Сейчас многие воспринимают Крещение, как дань традиции. Однако это событие одно из главных в жизни - духовное рождение человека, т.е. начало его духовной жизни. Оно должно определять все наши поступки и мысли. Поэтому в ранние годы от родителей и крёстных зависит, каким будет продолжение этой жизни. Христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения залог новой жизни приумножается путём личных усилий. В связи с этим, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Родителям и крёстным необходимо постараться, чтобы моё общение с Богом продолжилось и после крещения, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.
В данном исследовании произошло знакомство с Таинством христианского Крещения; были выявлены исторические корни возникновения Таинства Крещения, причины гонения на Русскую Православную Церковь.
Источники информации
Отзыв о работе
Редко кто задумывается о том, что существует ли разница Крешения в разные периоды истории. За большой период времени происходили разные изменения, которые влияли на Таинство Крещения. Работа посвящена актуальной теме, так как древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.
Работа структурирована по временным отрезкам, которые позволяют проследить преобразования, которым подвергалась религия. Выбранная тема интересна с точки зрения современности, так как в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры.
Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, так как при написании работы использует свой опыт Крещения, основываясь на воспоминаниях родителей.
При работе над теоретической частью проведена большая работа с литературой. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов.
В подаче материала используется интерактивные компьютерные технологии – презентация.
Сверчок
Растрёпанный воробей
Швейня
Никто меня не любит
Прекрасная химия