Проектная работа.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_pechat.docx | 133.94 КБ |
Содержание
Глава 1. Теория о жестах……………………………………………………………...4
Глава 2. Умение пользоваться языком жестов российских и итальянских подростков……………………………………………………………………………..9
2.1. Отношение учеников Нижнесортымской СОШ к языку жестов……………..9
2.2. Сравнение русских и итальянских жестов……………………………………..9
Заключение ………………………………………………………………………..…12
Список литературы…………………………………………………………………..14
Приложение 1…………………………………………………………….…………..15
Приложение 2………………………………………………………………………...17
Введение.
Необходимость изучения иностранных языков их значение и ценность, доказаны временем и в последнее время становится все нужнее и значительнее т. к. языки - средство общения. Но существует еще один международный язык, общедоступный и понятный, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижения человека – «боди лэнгвидж».
Мне стал интересен этот вопрос, и я начала наблюдать за тем как часто люди пользуются жестами. Оказалось, что использование невербального общения не зависит взрослый это человек, подросток или ребенок. В моем окружении все без исключения используют при общении и жесты, и мимику для того чтобы выразить свою мысль. И тут возник другой вопрос, а все ли народы используют жесты? И все ли жесты одинаково трактуются в разных странах. Тем более, что в нашей школе который год подряд приезжают итальянские ученики, и учатся у нас по три месяца. Поэтому мы можем наблюдать использование жестов и другими народами. Вот я и решила заняться исследованием этой темы. И попросила помочь мне в этом своего учителя по английскому языку.
Психологами установлено, что в процессе общения людей от 60 до 80% сообщения доносится за счёт невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передаётся с помощью вербальных.
Цель нашей работы: сравнение жестов разных народов при общении в повседневной жизни и выявление особенностей при их использовании.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Гипотеза:
Мы считаем, что необходимо изучать язык жестов для общения с представителями других стран, так как есть сходства, а также серьезные различия в мимике и жестах у разных народов.
Объект исследования: ученики и учителя Нижнесортымской СОШ.
Предмет исследования: жесты человека.
Актуальность работы состоит в том, что невербальное общение является важным компонентом национальной культуры, актуальной становится проблема формирования адекватного коммуникативного поведения при обучении иностранному языку. Это такой же важный аспект обучения языку, как и обучение основным видам речевой деятельности. Таким образом, описание и разъяснение национально-культурной специфики невербального общения способствует профилактике и предотвращению межнациональных недоразумений и конфликтов, позволяет выявить и разработать пути достижения эффективности общения с представителями разных культур.
Методы исследования. При исследовании жестов разных народов были использованы теоретический метод (описание употребления жестов в процессе коммуникации) и практический метод, который включает в себя сравнение, систематизацию и обобщение полученных результатов
Глава 1. Теория о жестах.
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой высокой степенью предсказуемости.
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.
«Вербум» в переводе с латинского – слово. Вербальные средства общения – словесные. Невербальные средства общения – мимика, жесты, поза, интонация.
«Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями».
Эти средства изучал психолог и писатель Аллан Пиз. Невербальное общение, по словам Аллана Пиза, австралийского писателя, автора книги «Язык телодвижений», - это «язык жестов, включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы» [1].
Слово «жест» восходит к латинскому gestus, производному от многозначного латинского слова gerere, означающего «действовать» в самом широком смысле [2] (Gesture, we have suggested, is a name for visible action when it is used as an utterance or as a part of an utterance [6]. Жестом мы можем называть любое движение, совершенное ладонями, руками или плечами [6]. Толковый словарь Ожегова определяет жест как движение рукой или другое телодвижение, что-то выражающее или сопровождающее речь [6]. Толковый словарь Ушакова дает следующее определение: «Телодвижение, особенно движение рукою, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или заменяющее ее» [5].
Жесты – это движения рук и пальцев, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внимания собеседника. Люди отличаются по интенсивности жестикуляции, сопровождающей их речь. Некоторые люди “говорят руками” гораздо больше других.
Движения в целом и жесты в частности во многом помогают передать смысл того, что хочется сказать.
Люди в разных культурах не одинаково используют жесты, движения и выражения лица. Жесты в частности, могут иметь совершенно разное значение. Формы выражения эмоций также различны.
На сегодняшний день существует большое количество различных классификаций жестов. Первая попытка классификации жестов была предпринята Д. Эфроном [6]. Он выделил две группы жестов:
1) употребляемые совместно с речью и 2) символические жесты, или эмблемы. В свою очередь, первую группу жестов он разделил на подгруппы: 1) идеографические жесты, которые схематически изображают логическую последовательность высказывания, структуру аргументации и находятся в сравнительно неконкретном отношении к содержанию высказывания; 2) дирижирующие жесты (жестовые ударения) – совершаемые в такт речи; 3) указательные (дейктические) жесты – указывающие на предмет высказывания; 4) изобразительные жесты – схематически обрисовывающие форму или размер предмета обсуждения, как бы иллюстрирующие содержание высказывания;
Базируясь на этой классификации, П. Экман и В. Фризен [7] создали свою классификацию жестов:
1) символы или эмблемы – жесты, имеющие языковой эквивалент и достаточно точное значение для данной социальной группы;
2) иллюстративные жесты, которые делятся на семь подгрупп: дирижирующие, акцентирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические и эмблематические движения;
3) аффективные жесты, являющиеся выразителями эмоций и чувств;
4) адаптеры – жесты, способствующие уменьшению или снятию внутреннего напряжения; 5) регуляторы – жесты, используемые для контроля или координации общения. Экман и Фризен описали степень, в которой каждый из знаков является панкультурным, т.е. используется многими народами независимо от особенностей их культуры. Те знаки, которые имеют панкультурную основу, выражают преимущественно аффекты. Жесты-эмблемы, иллюстративные жесты, жестырегуляторы обычно характерны для культуры и являются результатом индивидуального обучения.
Следующую классификацию предложил D. Мак Нейл [6].
1) образные жесты: – иконические: представляет форму или вид объекта;
2) необразные жесты: – ритмические: движения, которые подчеркивают определенный отрезок речи или ее ритм;
Одна из последних классификаций предложена А. Кендоном [6]. Он пишет о твердой связи между жестами и речью и предлагает следующую классификацию:
1) жестикуляция: спонтанные движения руками, которые синхронно сопровождают речь;
2) лингвистические жесты: жесты, грамматически дополняющие высказывание;
3) пантомима: жесты без речи для рассказа историй;
4) эмблемы: жесты, которые в каждой культуре имеют определенное значение, переводимое в слова или фразы.
Жесты о многом говорят. Они могут быть сигналом к окончанию встречи или иметь прямо противоположное значение и свидетельствовать о заинтересованности в беседе Автор многих популярных книг о невербальных компонентах общения доктор Дэвид Левис (Льюис) выделяет четыре типа жестов в зависимости от их предназначения [8].
Первый тип жестов — жесты-символы. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ "ОК", означающий "все хорошо", "все в порядке. Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать ноль, а в Японии — деньги [3].
Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко. Для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть определенный символ, в то время как в другой — подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй в макушку означает извинение. В Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей. В России жест качание головы сверху вниз означает согласие, «ДА», а в Болгарии наоборот «НЕТ».
Второй тип жестов — жесты-иллюстраторы, используются для пояснения сказанного. С помощью такого жеста усиливаются те или иные моменты сообщения, ключевые моменты беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Распространённым примером этому может служить указание направления рукой Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента.
Третью группу составляют жесты-регуляторы. Они играют очень важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру. Жесты-регуляторы позволяют поддержать беседу или указать на ее окончание. Например, частые кивки головой означают необходимость ускорить беседу, не отвлекаться на частности и пояснения, а медленные — показывают заинтересованность в беседе, согласие с партнером; немного приподнятый вверх указательный палец — стремление прервать на данном месте партнера, возразить ему, вернуться к другой теме и т.п..
Наконец, четвертую группу составляют жесты-адапторы, сопровождающие обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек, расстроен или сомневается, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях — почесывать затылок. Эту группу жестов делят на «открытые» и «закрытые». Руки выдадут вас или расскажут вам многое. Наполеоновская поза (руки сложены на груди) – защитная позиция или негативное состояние. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди – жест честности и открытости. Закладывание рук за спину с захватом запястий – свидетельство неудовлетворенности, попытки взять себя в руки.
Проанализировав предложенные классификации, можно выделить четыре типа жестов, которые встречаются в каждой из классификаций:
1) дейктические (от греческого dèicnumi = указание): указывающие на предмет или объект указательным пальцем или открытой рукой;
2) изобразительные: изображающие в воздухе форму или имитирующие типичное движение предмета, животного или человека;
«Как слова состоят из букв, так и жесты "складываются" в определенный текст», - подчёркивает Алан Пиз [1].
Глава 2. Умение пользоваться языком жестов российских и итальянских подростков.
2.1. Отношение учеников Нижнесортымской СОШ к языку жестов.
Первый этап нашей работы включал в себя опрос учеников школы (50 человек: 4-11-е классы) с целью выявления актуальности темы и изучения роли жестов в общении и на уроке (Приложение 1 ). И мы выяснили, что 76 % опрошенных, часто используют жесты в общении и 20% ответили, что не используют. Отметим, что эти 20 % ученики начальной школы, так что мы рискнем предположить, что они просто не совсем поняли, о чем шла речь. Так как на следующий вопрос, помогают ли жесты в общении и дополняют ли его, 92% ответили, что дополняют, и только 6% написали, что жесты не нужны. И почти однозначно, а именно 96% считают, что жесты помогают передать основную мысль текста, а значит, новый материал на уроке усваивается лучше, если его преподносят эмоционально и с жестами при объяснении. И наш самый главный вопрос показал, что российские подростки не осведомлены о разнице в языке жестов у разных народов, т.к. 92% ответили, что жестами можно и нужно пользоваться в любой стране, и только 4% считают правильно, что нельзя бездумно использовать невербальные средства общения за пределами своей страны, а остальные 2% можно прибавить к этим 4%, т.к. они не знают, а значит и не будут скорее всего использовать их. Самый последний пункт анкеты, где нужно было привести примеры распространенных жестов, привел почти всех в тупик, т.к. кроме жестов приветствия и прощания не смогли назвать ничего.
Обработав результаты анкеты, мы пришли к выводу: большинство учителей и учеников считают, что с жестами лучше запоминается речь говорящего, его лучше понимают. Однако не все верно определяют, что такое жесты, а некоторые объединяют жесты с позой, мимикой. Опрошенные знают мало жестов, не задумываются о их значении, что убедило нас в актуальности нашей темы.
2.2. Сравнение русских и итальянских жестов.
Мы понаблюдали и пообщались с подростками итальянской культуры. И увидели, как часто они пользуются жестами в сравнении с российскими школьниками. Мы провели интервью с нашими двумя учениками из Италии, что помогло лучше разобраться в теоретическом материале. В отличие от жестов европейцев русские жесты практически не синхронны – жестикуляция осуществляется одной рукой, обычно правой. Довольно часто движения руки заменяют движениями головой, плечами. Русская жестикуляция, мимика и поза определяются ситуацией, отношением говорящих друг к другу, их социальным статусом. Чем вежливее человек, тем более сдержаны его жесты. Интенсивность жеста свидетельствует о взволнованности, эмоциональности собеседника. И как мы видим из анкетирования наших учащихся, они мало знакомы с культурой невербального языка общения. Все пользуются жестами, но к сожалению очень мало знают об их значениях, когда и где можно ими пользоваться, и когда лучше не использовать их совсем.
Мы нашли таблицу наших русских исследователей о совпадении русских и итальянских жестах (Приложение 2) и сделали свои подсчеты в процентах:
Мы подтверждаем, что одной из наиболее эмоционально жестикулирующих наций являются итальянцы. Пообщавшись с ними, мы можем сказать, что есть ряд итальянских жестов, которые характерны только для жителей Италии, либо имеют смысл, сильно отличающийся от того, которые эти жесты имеют в России (Презентация). Также большое значение имеет, из какой части Италии человек, от его культуры и степени его воспитания, а так же от характера. Но все же после интервью мы поняли, что они более эмоциональны, чем русские ребята, очень отличаются от наших российских школьников.
Совсем недавно 4 ноября в нашу школу приезжали 30 ребят из разных стран из международного лагеря AFS . Это дало нам возможность пообщаться с ребятами из других стран и узнать об их традициях и стилях общения. Очень много о себе и своей стране рассказала нам подросток из Франции. После общения с ней, мы решили, что жесты у французов и русских очень схожи и такой культуры жестов как у итальянцев у них нет. А итальянские ребята выделялись из этой группы, т.к. их было больше чем остальных и они старались держаться вместе и общались очень оживленно на своем родном языке. Это еще раз доказало нам, что итальянская нация одна из самых эмоциональных наций мира.
Мы пришли к выводу, что русские и итальянцы, очень эмоциональные люди, но жестами они пользуются по разному. У итальянцев это свойство отточено и они с детства знают значение своих национальных невербальных средств общения, а вот российские ребята, зачастую пользуются жестами не правильно, мало осведомлены о значениях многих распространенных движениях рук и тела. Англичане в отличие от других более сдержаны, но по нашим наблюдениям они тоже эмоциональны, но больше всего эмоции они выражают мимикой. Это еще раз доказывает, что жесты культурно кодифицированы, существуют культуры, в которых их используют в большей или меньше степени. Особенно богата жестами - символами итальянская культура.
Заключение.
Язык жестов, во многих случаях может компенсировать незнание иностранного языка. Изучить его не сложно, применять довольно - таки интересно. Значение и смысл жестов в разных странах – наука занимательная, полезная, и необходимая, особенно если вы не сидите дома, а много путешествуете. Научитесь в совершенстве владеть языком жестов, и можете смело рассчитывать на 100% понимание при иноязычном общении. Знание языка жестов также необходимо, как и знание иностранного языка. Так как наше «невербальное поведение», то есть наши движения, жестикуляция, прикосновения могут в чужой стране поставить путешественника в неловкое положение. Когда мы готовимся к путешествию, стараемся получить как можно больше информации о пункте назначения. Мы просматриваем сводки погоды, новости о политической обстановке, берем с собой разговорник, но даже подготовившись приходим в замешательство, когда наши жесты истолковываются неверно.
С этой точки зрения данная тема не просто интересна для изучения, она полезна с практической точки зрения.
Выводы:
Рекомендации:
Итак, полезно научиться использовать положительные, «открытые» жесты для успешного общения с другими людьми, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.
Знание и владение языком жестов, также необходимо, как и знание иностранного языка.
Литература:
1. Аллан Пиз, Барбара Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М: «Эксмо», 2007. Электронная версия: http://www.litmir.net/br/?b=21936
2. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика : язык тела и естественный язык / – М. : Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с.
3. С. А. Кузнецов Большой толковый словарь, СПб.: Норинт 2009
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений – 4-е изд., доп. – М., 1999. – 939 с.
5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / [под ред. Д. Н. Ушакова]. – М. : Гос. ин-т «Сов. энциклопедия»; ОГИЗ ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов,1935–1940. – 930 с.
6. Е. И. Баева Вестник ВГУ. серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 2 «Жесты-символы в итальянской лингвокультуре».
7. Ekman P. The repertoire of nonverbal behavior: сategories, origins, usage, and coding / P. Ekman, W. Friesen // Semiotica. – № 1. – P. 49–98 [Электронный ресурс].
8. http://altairbook.com/go/1711643.html - электронный вариант книги Дэвида Льюиса «Язык эффективного общения». – М: «Эксмо-пресс», 2006.
Приложение 1.
Приложение 2.
Встречаются как в итальянской, так и в русской культуре | Не встречаются в русской культуре | Вербальный перевод | |
1 | Поднятый большой палец | О’кей! Все хорошо | |
2 | Большой палец поднят, рука наклонена в сторону | Автостоп | |
3 | Большой палец касается носа, другие двигаются. Возможно использование двух рук | Шуточный жест «показать нос». Я тебя надул | |
4 | Вытянутый указательный палец двигается вперед-назад | Будь внимателен | |
5 | Вытянутый указательный палец двигается слева направо | Нет | |
6 | Вытянутый указательный палец вращается у виска | Тот дурак | |
7 | Указательный палец постукивает по виску | Тот дурак | |
8 | Вытянутый указательный палец упирается в лоб | Нужно думать мозгами | |
9 | Указательный палец слегка ударяет по носу | Будь внимателен | |
10 | Вытянутый указательный палец опускает веко | Будь осторожен! Я тебя раскусил, я понял, что ты хитришь! Он хитрец! | |
11 | Указательный палец вкручивается в щеку | Очень вкусно! | |
12 | Указательный палец перед ртом | Тишина | |
13 | Указательный палец направлен в грудь | Я | |
14 | Указательный палец направлен на собеседника | Ты | |
15 | Указательный палец горизонтально вращается вперед | После | |
16 | Указательный палец сгибается несколько раз, ладонь сомкнута | Иди сюда | |
17 | Мизинец направлен вверх, остальные пальцы сжаты в кулак | Такой тощий | |
18 | Большой палец над плечом указывает назад | Здесь сзади | |
19 | Большой и указательный палец в виде кольца | О’кей! Хорошо! | |
20 | Указательный и средний палец в виде латинской буквы V, рука поднята вверх, ладонью вперед | Победа! | |
21 | Указательные пальцы горизонтально соприкасаются | Те двое – друзья. Они вместе! Эти двое, между ними что-то есть | |
22 | Указательный палец и мизинец, направленные вперед, двигаются вперед-назад | Чёрт тебя подери! Чур меня | |
23 | Указательный палец и мизинец направлены вверх | Рогоносец | |
24 | Указательный и средний палец находятся сзади головы | Рогоносец | |
25 | Указательный палец и мизинец на обеих руках двигаются несколько раз вниз | Стучу по дереву (против сглаза). Чур меня! | |
26 | Указательный и средний палец скрещены | На удачу | |
27 | Указательный и средний палец скрещены за спиной | Ложь | |
28 | Большой палец между указательным и средним | На удачу | |
29 | Поцелуй кончиков собранных пальцев | Превосходно! Что надо! | |
30 | Кисть с собранными в пучок пальцами двигается вверх-вниз (выражение лица вопросительное) | Что ты говоришь? Что тебе нужно? | |
31 | Кисть с собранными в пучок пальцами двигается вверх-вниз (выражение лица ироничное) | Ну что ты говоришь? Ну что ты делаешь? | |
32 | Кисти рук с соединенными пальцами на уровне груди | Столько людей, такой переполненный (чаще всего речь идет о транспорте) | |
33 | Пальцы направлены вверх, открываются и закрываются несколько раз | Страх | |
34 | Пальцы открыты и направлены вверх, медленно закрываются | Сокращай, переходи к сути дела. Короче! | |
35 | Пальцы соединены и направлены вниз, ладонь ударяет по лбу несколько раз | Ну ты и глупец! | |
36 | Тыльная сторона ладони скользит снизу подбородка наружу | Меня это не волнует! Мне всё равно! | |
37 | Большой и указательный пальцы спускаются по щекам, надавливая | Плохой вид | |
38 | Большой и указательный пальцы поглаживают щеки | Красивое лицо | |
39 | Рука поглаживает подбородок и спускается ниже | Какая скука! | |
40 | Рука рисует линию над головой | Я этим сыт по горло | |
41 | Рука режущим движением ударяет вертикально по желудку | Ты у меня уже здесь | |
42 | Рука ладонью вниз, пальцы сгибаются несколько раз вниз | Подойди сюда | |
43 | Руки, открытые ладонями вперед, на высоте плеч отводятся назад | Я здесь ни при чём | |
44 | Большой палец трется об указательный и средний | Деньги | |
45 | Ладони соединены, пальцы разведены, двигаются вперед-назад (выражение лица ироническое) | Ну что ты делаешь! Ну что ты говоришь | |
46 | Ладони соединены, двигаются вперед- назад (выражение лица умоляющее) | Я тебя прошу | |
47 | Большие и указательные пальцы согнуты в виде круга | Сейчас получишь у меня. | |
48 | Большие и указательные пальцы согнуты и двигаются вверх-вниз на уровне желудка | Тоска зеленая! | |
49 | Большие и указательные пальцы согнуты и изображают достаточно широкий круг на уровне желудка (выражение лица улыбающееся) | Ну что, сдрейфил? | |
50 | Кулак ударяет по вискам | Упрямый, как осёл | |
51 | Ребро ладони одной руки режуще ударяет по ладони другой, развернутой вниз | Пошел ты отсюда, убирайся! | |
52 | Ладони перекрещены, большие пальцы крутятся один вокруг другого | Потеря времени | |
Рука сотрясается над головой, ладонь зажата в кулак | Победа! | ||
53 | Ладонь, направленная вниз, ударяет корпус сбоку | Хочу есть! У меня пусто в желудке | |
54 | Рука поднята, ладонь открывается и закрывается несколько раз | Привет | |
55 | Большой, указательный и средний палец вытянуты, ладонь поднята | Я тебя люблю | |
56 | Голова наклонена, щека опирается на соединенные ладони | Спать | |
57 | Ладонь с соединенными в пучок пальцами, направленными вверх, двигается вверх-вниз перед ртом | Есть | |
58 | Большой палец вытянут и двигается вперед-назад по отношению ко рту | Пить | |
59 | Пальцы сгибаются по очереди, начиная с мизинца | Воровать. Есть кто-то, кто крадет | |
60 | Рука в виде телефонной трубки на высоте уха | Позвони мне! | |
61 | Указательный палец с силой ударяет несколько раз по ладони другой руки | Я настаиваю! | |
62 | Рука направлена вперед, большой палец оттопырен, остальные согнуты книзу, ладонь качается в воздухе и показывает в направлении выхода | Сматывайся | |
63 | Ладонь открыта и прислонена к уху для усиления слуха | Я не понял | |
64 | Указательные пальцы направлены один на другой | Контраст | |
65 | Руки перекрещены на уровне запястий, как будто они вязаны или в наручниках | Тюрьма | |
66 | Открытая ладонь лежит на груди | Слово чести | |
67 | Большой и указательный пальцы вытянуты, остальные прижаты. Ладонь вращается в запястье влево и вправо | Обозначает отсутствие: «Ничего нет!» Может обозначать: «Я не знаю», «У меня этого нет», «Я этого не сделаю» и т.д. | |
68 | Большой палец чертит полосу на щеке от уха ко рту | Он хитрец. Он знает, как это провернуть! | |
69 | Указательный и средний палец поднесены ко рту, как будто держат невидимую сигарету | Курить | |
70 | Рука неподвижна, ладонь на высоте головы, указательный палец вытянут вверх, остальные сжаты в кулак | Минуточку! (человеку нужно что-то уточнить или возразить) |
Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека (Приложение-Фото6). Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиеся движения вверх-вниз – жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей (Приложение-Фото7).
Сжатые в кулаки пальцы – свидетельства враждебности, закрытости (Приложение-Фото8, 8А). Подпирание ладонью щеки – демонстрация скуки (Приложение-Фото9, Фото10). Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами – о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве – о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.
Перекрещивание ног также говорит о негативном или оборонном отношении человека. "Двойной замок", когда ваш собеседник ушел в себя, осознанно отключился от разговора, - это закинутая нога на ногу и скрещенные на груди руки. Если при разговоре человек закинул ногу на ногу и обхватил закинутую ногу руками - готовьтесь к трудному разговору с упрямым человеком. Если обвил ногами ножки стула - неуверен в себе и будет лгать.
Жесты лжи по-детски просты - защита рукой рта (прямолинейная ложь), прикосновение к носу (замаскированная ложь), потирание века или уха, почесывание уха (желание укрыться, отгородиться от собственной лжи). Когда собеседник не уверен в своих доводах, но не намерен отступать в силу различных обстоятельств, он крутит мочку уха (реже - когда желает высказаться, но вынужден молчать), оттягивает воротничок рубашки или несколько раз почесывает шею.
«Как слова состоят из букв, так и жесты "складываются" в определенный текст», - подчёркивает Алан Пиз [1, 30].
Одеяльце
Сладость для сердца
Ласточка. Корейская народная сказка
«Течет река Волга»
Неньютоновская жидкость