Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда, эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма, поднимают аппетит и способствуют крепкому сну.
Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной стороны – умению подчинять свое поведение интересам коллектива, а с другой – управлять своими товарищами.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить роль подвижной (спортивной) игры в физическом воспитании школьников и изучение игр на Руси наших предков.Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sportivnye_igry_i_zabavy_na_rusi.doc | 185.5 КБ |
МКОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ НА РУСИ»
Выполнили учащиеся 4Б класса
Левина София,
Каптеловайте Анастасия
Руководитель проекта
Учитель начальных классов
Кондукторова Светлана Анатольевна
Лахденпохья
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Интернет ресурсы и литература 18
ВВЕДЕНИЕ
Подвижная игра – это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, способное интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в диалектической взаимосвязи физических и духовных качеств и личностную самореализацию.
С помощью подвижных игр дети развивают не только физические качества и способности, но и познают первые элементы грамотности, изучая наизусть стихи, скороговорки, считалки, развивают математические способности и раскрывают для себя живую историю своего народа, учатся любить народных героев и ненавидеть обидчиков.
Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда, эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем организма, поднимают аппетит и способствуют крепкому сну.
Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной стороны – умению подчинять свое поведение интересам коллектива, а с другой – управлять своими товарищами.
Педагогическая эффективность игры зависит от методики, организаторских способностей руководителя, его умение доходчиво и интересно объяснить игру, умело управлять ее процессом, следить за дозировкой физических нагрузок, быть объективным и внимательным в оценке игровых действий детей; усовершенствованы средства (подвижные и спортивные игры, забавы, эстафеты, теоретический материал, туризм, моральные дилеммы, морально-этические ситуации), методы и формы (игровой и соревновательный, личный пример учителя физической культуры, контроль и самоконтроль, ритуалы поддержки и поощрения учащихся, групповые дискуссии и индивидуальные беседы, наказания и поощрения, стимулирования интереса и осознанного участия учащихся в учебном процессе, уроки физической культуры, соревнования, туристические походы), физического воспитания в контексте формирования гуманных качеств учащихся.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: изучить роль подвижной (спортивной) игры в физическом воспитании школьников и изучение игр на Руси наших предков.
Анкетирование
Перед началом проекта мы провели анкетирование учащихся, чтобы выявить в какие игры играли наши предки. Мы задали им вопросы и провели исследование.
- Во что играли твои родители, бабушки, дедушки? (салки,казаки-разбойники, прятки, жмурки, колечко)
- Какие игры ты предпочитаешь(спортивные, интеллектуальные, компьютерные)?(из 26 опрошенных-6человек предпочитают спортивные игры, 5-интеллектуальные, а 15-компьютерные)
- Как ты считаешь, способствует ли игра духовному развитию личности?(3 человека думают что нет, 10 человек ответили «смотря какие», а 13 сказали, что игры закаляют, учат помогать, взаимодействовать друг с другом)
(Диаграммы смотреть в приложении)
Цели и задачи проекта
Проблема
-Современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предыдущие поколения
-Игры в скором времени могут потерять свое значение в воспитании и развитии личности.
Цель проекта
Определить значимость игр русского народа в жизни нескольких поколений и убедиться в необходимости их возрождения.
Задачи проекта.
Проследить, что представляет собой русская народная игра.
Рассмотреть игры прошлых поколений
Показать их значимость
Народные игры
Народные игры - это игры, созданные народом и передаваемые из поколения в поколение.
Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей.
Почти все народные игры образны. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту.
Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе.
Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил.
Теория игры
Зазывалки помогают организовать игру. Эта традиция сбора участников игры, существующая с давних времён, используется как игровой зачин. После выбора игры необходимо распределить роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь приходят различные считалки, жеребьевки. Когда роли распределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные для всех участников. Нарушающие правила удаляются из игры.
Подвижные игры на Руси
Горелки
Подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка).
Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик не оборачиваясь старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Условия:
Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово. Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки. Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущаяпара не должна снова соединять руки. Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт «гореть» — либо наоборот.
Кулачный бой
Боевое искусство и народная потеха, представляющая собой бой кулаками. Существует на Руси с глубокой древности. Традиционный русский кулачный бой
Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.
О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”». Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.
Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.
Лапта
Лапта — игра командная. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Лапта была любимейшей молодецкой забавой.
Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой — отводится место для кона.
По жребию игроки одной группы идут в город, а другой — расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.
Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.
Правила
1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.
2. Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии.
3. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.
4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.
Указания к проведению
Первое условие этой игры — дружное действие всех игроков партии и точное выполнение правил. Очень важно также правильно выбрать водящего: он должен хорошо владеть мячом, быть активным, следить за ходом игры, умело расставить игроков с учетом их умений.
Водящему лучше начинать игру первому — это позволит ему в дальнейшем наблюдать за ходом игры, помогать игрокам, а если нужно при случае, и выручить своих товарищей.
Играющие при подаче мяча должны смотреть, куда его направить: туда, где меньше игроков или где их нет совсем. Если игроки бегут в город, то мяч в поле нужно послать дальше к линии-кона; если же они бегут из города, то слабым ударом мяч подать так, чтобы он упал ближе к линии города.
Городки
Старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков.
В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.
Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке (приложение 1)
Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.
Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров. (приложение 2). Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.
«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков. (приложение 3)
Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.
Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.
Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.
Взятие города (крепости)
На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега. Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней», начинают приступ. Их задача разрушить укрепления. Эта игра представляет собой развитие классических снежков и требует заблаговременной подготовки. Строительство снежного укрепления — само по себе отдельное развлечение для ребят.
Строительство крепости
Вначале из снега изготавливают кирпичи или снежные шары, из которых складывают крепость. Лучше, если крепость будет располагаться на возвышении. Для того, чтобы она получилась ровной, желательно вначале сделать разметку на снегу. Если есть много плотного слежавшегося снега, кирпичи можно не лепить, а выпиливать ножовкой. Высота крепостной стены делается от 1,5 до 2 метров.
Размер и форма укреплённого снежного городка зависит от числа игроков и количества снега. Это может быть от небольшой стены-укрытия до настоящей крепости с башнями и воротами. Для создания маленькой крепости можно использовать подходящий большой и плотный сугроб, в котором просто прокопать ходы. В стенах делаются ниши для хранения снежков и бойницы. Внутри необходимо сделать приступки из снега или подставить ящики для того, чтобы обороняющиеся могли следить и вести через стену «огонь» снежками по атакующим.
Вот ещё несколько идей по конструкции крепости:
Можно построить крепость в форме корабля и устроить пиратский абордажный штурм.
Можно «украсить» крепость макетами пушек, мушкетов, пулемётов и бластеров, знамёнами и вымпелами.
Можно сделать «колючую проволоку» из верёвок с флажками и «минные поля» из флажков, до которых нельзя дотрагиваться.
Обычно строительство растягивается на целый день. Иногда для укрепления вечером обливают стены крепости водой, которая за ночь замерзает.
Правила игры «Взятие снежной крепости»
Игроки делятся на две команды. Для обеспечения баланса игры желательно, чтобы число обороняющихся было вдвое меньше, чем атакующих. Обе команды выбирают себе командиров и в течение 5-10 минут готовят запас снежков, которыми будут обстреливать противника. Команда обороняющихся занимает места в крепости, команда нападающих — перед ней. По сигналу нападающие начинают штурм, цель которого — ворваться в крепость. Обороняющиеся препятствуют этому, обстреливая противника снежками и выталкивая из крепости. Если в крепости закончились снежки, обороняющиеся могут подбирать снежки атакующих или предпринять рискованную вылазку, чтобы пополнить их запасы. Перед началом игры необходимо оговарить условия штурма:
есть ли ограничения игры по времени
можно или нельзя разрушать стены крепости
можно ли пользоваться подручными защитными средствами (щитами и катапультами)
можно ли бросаться большими глыбами снега
можно ввести дополнительные условия, например: в кого попали снежком, считается раненым и выходит из игры на 2 минуты. Или в кого трижды попали снежками, считается убитым. Для соблюдения этих условий необходимы рефери.
-что делать с пленными
-запрещается бросать снежки в лицо
-запрещается причинять соперникам физический ущерб (бить, пинать, бросать игроков, использовать палки, куски льда или облитые водой снежки)
Коняшки
Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско» делится на «всадников» и «коней». Задача игроков — вывести из равновесия другую пару. Выигрывает тот, кто дольше всех устоит на ногах. Игра «Коняшки» имеет много разных названий. В каждом регионе на Руси ее называют по-своему: «Коники» и «Коняшки», «Битва» и «Всадники» и так далее. Сама игра проходит по следующему сценарию: Все игроки разделяются попарно (парень-девушка) на два одинаковых войска. Парни выступают в роли «коней», а девушки – в роли «всадниц». Основная цель игры – самому удержаться на ногах или в «седле», и, при этом, заставить своего противника потерять равновесие. Выигрывает та пара, которая дольше всех сохранит равновесие и удержится на ногах. Насмотревшись из-за кустов или из-за угла за подобными играми, христиане начали сочинять для народа страшные сказки о «демонических плясках» и «скачущих ведьмах», которые загоняют людей до изнеможения или даже до смерти (вспомните хотя бы бессмертное произведение Гоголя Н.В. «Вий»). Нам предстоит по крупицам восстанавливать свое волшебное прошлое и нести в люди свет и знания наших древних Богов и Предков.
Заключение
Народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонической развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Они расширяют историко-культурный кругозор.
Вызывают активную работу мысли. Народная игра организует детей, учит делать выбор и адекватно оценивать его, приучает к определённым правилам, учит быть ответственным за отведённую роль в игре. Народная игра является средством взаимодействия детей, даёт первый опыт общения в детском коллективе.
Игровая деятельность присуща человеку. В ней с самых первых шагов жизни находит свое выражение потребность в творческой деятельности. Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Область игры сейчас неизмеримо расширилась. Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, прочитанное и услышанное – все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимоотношения между играющими.
Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом, происходит взаимное обогащение: усложняется содержание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на формирование этих качественных особенностей человека.
В историческом аспекте игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединил поколения, позволил человеку накапливать и передавать опыт.
Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отличается от труда, так как не преследует целей создания каких-либо материальных ценностей, но все же отражает его основные признаки. Это, прежде всего реальная сознательная деятельность, вызывающая сходные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду.
Содержание игр тесно связано с производственными отношениями и трудовыми процессами. Неизбежные изменения в этой области вызывают отмирание одних и рождение других игр.
Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивационных действий.
Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования – в детские и юношеские годы – игровая деятельность занимает наибольшее место.
Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрошенный характер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.
Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в общении друг с другом. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, сопротивлений и т.д.)
Эти двигательные действия мотивированные сюжетом игры. Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
Таким образом, подвижную игру можно отнести к числу потребностей человека, обусловленных самой природой. Это потребность в тренировке, детских забавах, потребность в получении новой информации. Механизм игровой деятельности, всегда опирается на объективные физиологические и психологические и исторические закономерности.
В настоящее время недостаточно информации и пропаганды народных игр.
Необходимо возрождать народные традиции спортивной (подвижной) игры. Подвижные игры полностью удовлетворяют природное состояние ребёнка, его потребность в жизнерадостных движениях, ознакомлении с окружающее средой непосредственно через игру, приобретении трудовых навыков в интересных видах движений. Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много весёлых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребёнка, – «каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Павел Флоренский- русский священник, филосов, ученый, поэт сказал: «Только сломленный, закостеневший, не вовремя постаревший, злой или совсем утративший искру божию человек теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении»
Интернет ресурсы и литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Анкетирование по вопросам. Диаграммы
2.Игра в городки.
1. Пушка | 2. Вилка | 3. Звезда |
4. Стрела | 5. Колодец | 6. Коленчатый вал |
7. Артиллерия | 8. Ракетка | 9. Пулемётное гнездо |
10. Рак | 11. Часовые | 12. Серп |
13. Тир | 14. Самолёт | 15. Письмо |
Приложение 3 .
Приложение 4
Сладость для сердца
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ворона