Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs_vernadskogo.doc | 121.5 КБ |
prezentatsiya2.ppt | 693.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Работа по теме «Обеспеченность организма человека витаминами, макро-
и микроэлементами»
Автор: Назарова Екатерина,
ученица 11-а класса
Руководитель работы:
Захаренко Л.А.,
учитель биологии
г. Балтийск
2008
Что значит здоровое и правильное питание? Наши родители еще с детства учат нас, что пища должна быть не просто вкусной, но и полезной, что пища должна быть богата витаминами и минералами. И все это не просто слова – каждый человек должен знать, что сущность питания – это не высоко- или низкокалорийная пища, а полноценность пищи, т.е. – наличие в ней основных, «строительных элементов» живой клетки – аминокислот (из которых сам организм построит необходимые ему протеины или белки), жирных кислот, углеводов, микроэлементов, витаминов, гормонов, ферментов, клетчатки и других компонентов.
Белки, жиры, углеводы – основные пищевые вещества. Именно они дают организму энергию и жизненную силу.
Витамины и минералы – жить без них невозможно: они помогают усваивать пищу, участвуют в обменных процессах и регулируют многие функции организма.
Рациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Организму человека необходимы практически все биогенные элементы. Однако, в настоящее время в России в силу сложившихся социально-экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным. Повседневный рацион большинства россиян – это «пища бедняков» углеводно-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов. По оценке Института питания в нашей пище не хватает многих элементов, что вызвано особенностями переработки продуктов, длительностью их хранения, снижением потребления овощей и фруктов.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и всё более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так дефицит витаминов группы В выявляется у 30-40%, а витамина С – у 70-90% обследуемых. Обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20-40%, а белково-витаминный дефицит испытывают до 90% детей России.
В настоящее время проблема насыщения пищи необходимыми элементами стала актуальной. Особенно важно полноценное питание в детском возрасте и подростковом периоде, когда формирующемуся организму требуются максимум элементов для нормального развития.
Целью работы является: определить достаточность микроэлементов, макроэлементов и витаминов А, группы В, С, Д, Е в организме.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Литературный обзор
Пищевые вещества, или вещества пищи – это компоненты пищевых продуктов, входящих в состав пищи. Пищевые вещества включают в себя следующие группы: питательные вещества, витамины, соли, микроэлементы, клетчатку, воду. Эти группы веществ являются источником энергии и пластическим материалом для метаболизма.
Одни из пищевых веществ являются незаменимыми, т.е. теми, которые необходимы, но не образуются в организме из других веществ или образуются в недостаточном количестве. Их поступление в организм с пищей является обязательным. К незаменимым пищевым веществам относятся белки, которые не могут быть заменены липидами и углеводами, некоторые жирные кислоты (липколевая кислота), витамины, минеральные вещества и вода.
Некоторые компоненты могут образовываться в организме из других веществ. К ним относятся липиды и углеводы. Поступление с пищей таких заменимых пищевых веществ является обязательным, поскольку при их недостатке в организме расходуются другие вещества. Это может способствовать нарушению метаболизма.
Сбалансированный пищевой рацион человека должен включать множество различных компонентов. К ним относятся: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.
В любом живом организме, помимо органических веществ – белков, жиров, углеводов, присутствуют и минеральные вещества. Они не являются источником энергии, но, тем не менее, без них невозможны нормальные процессы жизнедеятельности.
Минеральные вещества выполняют пластическую функцию в процессах жизнедеятельности человека, участвуют в обмене веществ всех тканей человека, но особенно велика их роль в построении костной ткани, где преобладают такие элементы, как фосфор и кальций. Минеральные вещества участвуют в важнейших обменных процессах организма – водно-солевом, кислотно-щелочном, определяют состояние свёртывающей системы крови, участвуют в мышечном сокращении. Многие ферментативные процессы в организме невозможны без участия минеральных веществ. Всасываясь в желудочно-кишечном тракте, минеральные вещества попадают в кровь. Многие из них соединяются там с транспортными белками и в виде таких комплексов переносятся к местам активного обмена или накопления. Из организма минеральные вещества выводятся большей частью с мочой и потом, нерастворимые с калом. Организм человека нуждается в минеральных веществах, причём в неодинаковых количествах.
Минеральные вещества – очень разнообразная группа незаменимых пищевых компонентов. Они подразделяются на макроэлементы (суточная потребность – больше 100 мг) и микроэлементы (суточная потребность – меньше 100мг). К макроэлементам относятся Na, K, Ca, Mg, Cl, P, S, I. К жизненно важным микроэлементам необходимым лишь в следовых количествах относятся Fe, Zn, Mn, Cu, Co, Cr, Se, Md.
Витамины – жизненно важные органические соединения, необходимые для человека в ничтожных количествах, но имеющие огромное значение для нормального роста, развития и самой жизни. Витамины обычно поступают с растительной пищей или с продуктами животного происхождения, поскольку они не синтезируются в организме человека и животных. Большинство витаминов являются предшественниками коферментов, а некоторые соединения выполняют сигнальные функции. Суточная потребность в витаминах зависит от типа веществ, а также от возраста, пола и физиологического состояния организма.
При нормальном питании суточная потребность организма в витаминах удовлетворяется полностью.
По растворимости витамины подразделяются на жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (С, В1, В2, В5, В6, РР, В12, В9).
При недостаточном поступлении витаминов в организм, развивается гиповитаминоз, в тяжелых случаях – авитаминоз с характерным для каждого витамина симптомами. Высокая психоэмоциональная нагрузка, ухудшение экологической обстановки, повышенный радиационный фон, нарушение культуры питания, бесконтрольное применение лекарств – вот далеко не весь перечень факторов, способствующих массовому развитию витаминной недостаточности.
Гиповитаминоз – это проблема современного питания. При нехватке какого-то микроэлемента в организме развивается дисмикроэлементоз – дисбаланс микроэлементов. Дисмикроэлементоз, как и гиповитаминоз – болезнь цивилизации: мы мало двигаемся, в нашем питании слишком много рафинированных, термически обработанных, замороженных, высококалорийных продуктов.
Витамины и минералы влияют на рост, нервно-психическое и половое развитие, регулируют обмен веществ. Они защищают от последствий стрессов, инфекций, стимулируют внимание, помогают развить память и интеллектуальные способности.
Дефицит витаминов и минералов часто сопровождается:
- сухостью кожи;
- склонностью к гнойниковым сыпям;
- ломкостью волос;
- частыми стоматитами;
- склонностью к кариесу;
- пониженным гемоглобином;
- частыми аллергическими реакциями;
- устойчивым дисбактериозом кишечника;
- ухудшением зрения;
- психоэмоциональной неустойчивостью;
- повышенной утомляемостью.
Для дефицита витаминов и минералов характерны также снижение аппетита, склонность к инфекционным заболеваниям.
Витамины и минералы являются необходимой частью ежедневного рациона человека. Они принимают активное участие практически во всех биохимических процессах организма. Витамины и минералы являются неотъемлемой частью здоровой жизни.
Определение обеспеченности организма подростка витаминами, макро- и микроэлементами.
Исследование проводилось среди учащихся 7-11 классов. Всего в исследовании приняло участие 105 школьников в возрасте 12-17 лет. С учащимися было проведено тестирование на обеспеченность организма макро- и микроэлементами, и витаминами. Учащимся задавались вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет». Если на большинство вопросов учащиеся отвечали «нет», то их организм в достаточной степени обеспечен тем или иным элементом. Результаты тестов представлены в виде диаграмм.
У 77% организм учащихся в достаточной степени обеспечен магнием, а у 23% в недостаточной степени. Признаки недостатка магния проявляются в следующем: наблюдается потеря аппетита, тошнота, головокружение, раздражительность, депрессия, апатия.
2. Результат исследования на обеспеченность калием (приложение № 2).
Из диаграммы видно, что у 92% организм учащихся в достаточной степени обеспечен калием, а у 8% - в недостаточной степени. Признаки недостатка калия проявляются в следующем: нарушение деятельности сердечной мышцы, в работе нервной системы и мышц, усталость, слабость мышц, сухость кожи и прыщи.
Суточная потребность в калии составляет 1,5 – 2г. Калию свойственна способность разрыхлять клеточные оболочки, делая их более проницаемыми для прохождения солей. Калий необходим для ясности ума, избавлению от шлаков, лечения аллергии. Лучшими натуральными источниками калия являются цитрусовые, томаты, все зелёные овощи с листьями, листья мяты, семечки подсолнуха, бананы, картофель.
3. Результат исследования на обеспеченность железом (приложение №3).
У 90% организм учащихся в достаточной степени обеспечен железом, и лишь у 10% организм в недостаточной степени обеспечен железом. Дефицит железа в организме может вызывать усталость, упадок сил, бледность кожи, со временем железодефицитную анемию, а также влияет на рост, нервно-психическое развитие и устойчивость детей к инфекциям и другим неблагоприятным факторам.
Средний пищевой рацион человека должен содержать не менее 20 мг железа. Железо является жизненно необходимым элементом для организма. Оно входит не только в состав гемоглобина, но также и в состав протоплазмы всех клеток. Железо также входит в состав цитохромов (сложные белки, относящиеся к классу хромопротеидов), участвующих в процессах тканевого дыхания. В больших количествах содержится: в свиной печени, говяжьих почках, сердце и печени, непросеянной муке, сырых моллюсках, сушёных персиках, яичных желтках, устрицах, орехах, бобах, спарже, овсяном толокне.
4. Результат исследования на обеспеченность кальцием ( приложение №4).
У 79% организм учащихся в достаточной степени обеспечен кальцием, и только 21%, организм в недостаточной степени обеспечен кальцием. Недостаток кальция в организме приводит к замедлению роста, к нарушению формирования костей и зубов, в тяжёлых случаях – к развитию остеопороза, т.е. снижению плотности костной ткани и появлению риска переломов костей.
Кальций участвует во всех жизненных процессах организма. Нормальная свёртываемость крови, происходит только в присутствии солей кальция. Кальций играет важную роль в нервно-мышечной возбудимости тканей. При увеличении в крови концентрации ионов кальция и магния нервно-мышечная возбудимость уменьшается, а при увеличении концентрации ионов натри и калия – повышается. Кальций играет определённую роль и в нормальной ритмической работе сердца. Суточная потребность в кальции для человека составляет – 0,45-0,8-1,2г. в день. Кальций в пище, как растительной, так и животной, находится в виде нерастворимых солей.
5. Результат исследования на обеспеченность витамином А и бета-каротином (приложение №5).
У 83% организм учащихся в достаточной степени обеспечен витамином А и бета-каротином, а 17% - в недостаточной степени. Дефицит витамина А и бета-каротина ведёт к задержке роста, к снижению устойчивости организма к действию инфекции, вызывает ряд кожных болезней, сухость кожи и появление на ней сыпи и угрей, развитие гнойничковых заболеваний. Признаками недостаточного содержания в организме витамина А являются: ломкость и медленный рост ногтей, сухость и ломкость волос, отсутствие аппетита, снижение остроты зрения, вызывает ряд глазных болезней: ослабление зрения, конъюнктивит, блефарит.
Потребности в витамине А составляет 1,5 мг/сутки. Важнейшие источники: печень, сливочное масло, сливки, сыр, яичный желток, рыбий жир. При тепловой обработке витамин А значительно разрушается.
6. Результат исследования на обеспеченность витамином Д (приложение № 6).
Только у 89% организм учащихся в достаточной степени обеспечен витамином Д, а у 11% организм учащихся в недостаточной степени обеспечен. Первыми признаками недостатка в организме витамина Д являются: близорукость, выпадение и разрушение зубов, мышечная слабость, повышенная возбудимость, нервные расстройства, раздражительность, бессонница, депрессия.
Суточная потребность составляет 10 МЕ. Высокое содержание витамина Д в зародышах зерновых, зелёных листьях, пивных дрожжах, рыбьем жире. Богаты им яйца, сливочное масло, молоко.
7. Результат исследования на обеспеченность витаминами группы В (приложение № 7).
У 73% организм учащихся в достаточной степени обеспечен витаминами группы В, а у 27% - в недостаточной степени обеспечен. Недостаточность витаминов группы В подавляет физическую и психическую деятельность, снижает концентрацию внимания, повышает раздражительность, утомляемость. Недостаток этой группы витаминов характеризуется отсутствием аппетита, ощущением рези в глазах, потрескавшимися губами, повышенной светочувствительностью, жирной кожей и шелушением её на лице, выпадением волос, повышенной возбудимостью.
Суточная потребность витамина В1 от 1,3 до 2, 6 мг. Источник витамина В1 – зерновые, не освобождённые от зародышей, а также пивные дрожжи и печень.
Суточная потребность витамина В6 1,5-3 мг. Много витамина В6 в пивных дрожжах, печени, твороге, картофеле, гречке, горохе, капусте.
Основным источником витамина В12 являются продукты только животного происхождения. Детям требуется ежедневно 1-3 микрограмма витамина.
8. Результат исследования на обеспеченность витамином С (приложение № 8).
Организм 26% учащихся в достаточной степени обеспечен витамином С, а 74% - в недостаточной степени. Снижение необходимого уровня витамина С в организме ведёт к снижению защитных свойств организма, физической и умственной утомляемости, увеличивается проницаемость стенок кровеносных сосудов, нарушается структура костной и хрящевой ткани, наблюдается общая вялость организма, сонливость, нежелание учиться.
Суточная потребность 60-100 мг. Наибольшее количество витамина С в сухом шиповнике, чёрной смородине, землянике, капусте, укропе и петрушке.
9. Результат исследования на обеспеченность витамином Е (приложение № 9).
Суточная потребность 12-15 мг. Им богаты растительные масла, зародыши злаков, зелёные овощи.
Выводы:
1. При изучении обеспеченности организма микроэлементами и макроэлементами было установлено, что не наблюдается значительных изменений с обеспечением железа и калия, однако установлена тенденция обеднения организма магнием, что вероятно обуславливается увеличением стрессовых ситуаций в повседневной жизни, повышением нагрузок на организм, злоупотреблением алкоголем и табаком, с недостаточным употреблением свежих овощей и фруктов. Также происходит обеднение организма кальцием, дефицит которого в рационе неизбежно ведет к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста.
2. Исследование обеспеченности организма витаминами демонстрирует тенденцию к обеднению организма у подростков витамином А и бета-каротином, витаминами Д, В, С, Е. Это обусловлено комплексом факторов снижения качества жизни семей, прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды и повышенным расходом витаминов организмом подростка в связи со стрессами, необходимостью приспосабливаться к неудовлетворительным условиям окружающей среды, неадекватными школьными нагрузками и частой инфекционной, в первую очередь, респираторной заболеваемостью. В старшем возрасте учащиеся больше времени проводят за компьютером и употребляют табачные изделия, алкоголь, это приводит к частой раздражительности, депрессиям и плохой работоспособности.
3. Разработаны рекомендации по обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами.
Рекомендации
питания.
— витаминные столы;
— фруктовые диеты;
— салат-бар;
— витаминные чаи, соки, кисели.
7. Проводить с учащимися уроки «Здоровое питание», «Формирование
культуры питания».
витаминно-минеральных комплексов.
ные препараты.
Список литературы
Слайд 1
Обеспеченность организма человека витаминами, макро- и микроэлементами Автор: Назарова Екатерина, ученица 11-а классСлайд 2
Цель работы: определить достаточность микроэлементов, макроэлементов и витаминов А, группы В, С, Д, Е в организме учащихся МОУ СОШ №6
Слайд 3
Задачи: Определить (при помощи тестов), достаточно ли организм учащегося обеспечен микроэлементами и макроэлементами. Выявить, достаточно ли организм учащегося обеспечен витаминами (при помощи тестов). Разработать комплекс мер по обеспеченности организма витаминами, макро- и микроэлементами.
Слайд 4
Пищевые вещества Незаменимые вещества Заменимые вещества Белки Вода Жирные кислоты Витамины Липиды Углеводы Минеральные вещества
Слайд 5
Минеральные вещества Макроэлементы Na , K , C а, Mg , Cl , P , S , I Микроэлементы Fe , Zn , Mn , Cu , Co , Cr , Se , Md
Слайд 6
Тест на обеспеченность магнием Тест на обеспеченность калием
Слайд 7
Тест на обеспеченность железом Тест на обеспеченность кальцием
Слайд 8
Витамины Жирорастворимые A , D , E , K Водорастворимые C 1 B 2 B 5 B 6 B 12
Слайд 9
Тест на обеспеченность витамином А и бета-каротином Тест на обеспеченность витамином Д
Слайд 10
Тест на обеспеченность витаминами группы В Тест на обеспеченность витамином С
Слайд 11
Тест на обеспеченность витамином Е
Слайд 12
Выводы: При изучении обеспеченности организма микроэлементами и макроэлементами было установлено, что не наблюдается значительных изменений с обеспечением железа и калия, однако установлена тенденция обеднения организма магнием. Также происходит обеднение организма кальцием, дефицит которого в рационе неизбежно ведет к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста. 2. Исследование обеспеченности организма витаминами демонстрирует тенденцию к обеднению организма у подростков витамином А и бета-каротином, витаминами Д, В, С, Е.
Слайд 13
Рекомендации : Надо питаться разнообразно. Питание должно быть сбалансированным, содержащим пищевые вещества всех типов. Необходимо, чтобы набор продуктов, обладающий требуемой калорийностью, включал в себя необходимое количество витаминов и минералов в соответствии с суточной потребностью организма в этих веществах и их содержанием в продуктах питания. Обогащение массовых продуктов питания микронутриентами. Витаминизировать пищу в школьной столовой. Проводить с учащимися уроки «Здоровое питание», «Формирование культуры питания». Восполнить дефицит необходимых элементов можно при помощи витаминно-минеральных комплексов.
Фокус-покус! Раз, два,три!
"Морская болезнь" у космонавтов
Снежная книга
Яблоко
Заяц, косач, медведь и весна