Вложение | Размер |
---|---|
nazarova.doc | 313 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
Экологический проект по теме:
«Стресс как негативный биосоциальный фактор»
Назаровой Екатерины,
ученицы 10-А класса
Руководитель:
Захаренко Лариса Александровна,
учитель биологии
г. Балтийск
Оглавление
Введение
Наше время – время стрессов. Проблема стресса становится все более актуальной. Он стал естественной и неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей, в том числе и детей, которые особо остро переживают его последствия. Параллельно развитию человека растет количество стрессов, воздействующих на него.
Процессы становления человека идут в непрерывной связи с окружающей средой, которая определяет их направление. Понятие «окружающая среда» рассматривается нами в самом широком смысле. Оно включает в себя семью, школу, взаимоотношения с друзьями и т.д. Именно в отношениях «ребенок – семья», «ребенок – школа» и т.д. могут возникнуть проблемы, которые могут стать причиной стресса. Изучение проблем стресса и устранения их в детстве и юношестве может помочь избежать множества проблем во взрослой жизни, этим объясняется актуальность данной проблемы.
Целью работы является изучение основных причин, способствующих появлению стресса.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
а) уровня чувствительности к стрессам у учащихся 9-11-х классов;
б) уровня стресса на настоящий момент у учащихся 9-11-х классов;
в) определить, как сильно подвержены стрессу учащиеся 9-11-х классов;
г) определить основные причины, способствующие появлению стрессов в школе у учащихся 5-7-х классов.
4. Разработать комплекс мер для устранения стресса (познакомиться с различными способами преодоления стрессовых ситуаций, рекомендациями психологов и врачей).
Работа состоит из традиционных разделов: введение, литературный обзор, практическая часть, которая включает методы исследования и результаты, полученные в процессе исследования, выводы и рекомендации, а также содержит оглавление, список использованной литературы и приложения.
В работе использовались такие методы исследования как опрос, сравнение, анализ полученных результатов, анализ тематической литературы. Объектом исследования выступали учащиеся.
I. Литературный обзор
Основатель концепции стресса, канадский ученый, нобелевский лауреат Ганс Селье писал в одной из своих работ: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс».
В начале своих исследований Ганс Селье полагал, что стрессами являются только негативные события. Последующие эксперименты Селье показали, что стресс – это реакция организма на любое изменение внешней или внутренней среды. Стресс возникает от введения в организм любого химического вещества – не только яда, но и лекарства, от обычного приема пищи, от вдыхания аромата цветов или табачного дыма. В общем, факторы, вызывающие стресс, встречаются на каждом шагу. И Селье сделал вывод: стресс – не что иное, как сама жизнь: это глобальное биологическое понятие, применимое ко всему живому; его постоянно испытывают и одноклеточные микроорганизмы, и растения, и животные, и, конечно, человек.
Позже он предложил выделять две разновидности этого явления: дистресс – неблагоприятный стресс, и эустресс – положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий. Канадский психотерапевт Я. Воробейчик предложил разделять дистрессы на вредоносные и мобилизирующие. К последним можно отнести спортивные состязания, экзамены, обливание холодной водой, которые применяются при закаливании. В отличие от них чрезмерно напряженные тренировки, тяжелая учебная сессия, длительное переохлаждение уже будут относиться к категории вредоносных стрессов.
Р. Лазарус в 1977 году ввел понятие «психологический стресс», определив его как комплексную реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позднее это определение было уточнено, и психологический стресс стали определять как процесс, возникающий в случае, если личность оценивает требования социальной среды как превосходящие имеющиеся в наличии ресурсы. Например, у школьника через три дня экзамен, а ему нужно еще выучить 100 вопросов. В. Зикмунд считает, что основным компонентом стресса является потеря контроля над ситуацией и сопровождающая ее беспомощность.
Позже Р. Лазарус вместе с С. Фолкманом выяснили, что стрессорные реакции могут запускаться не только реальными событиями, но и вероятностными, т.е. теми, которые пока еще отсутствуют, но наступления которых субъект боится.
Большой вклад в изучение стресса сделал российский ученый К. Судаков, который показал значение индивидуальных особенностей организма в протекании стрессов.
Стресс есть неспецифическая реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие повышенной силы. У человека величина стресса зависит от его интерпретации события, поэтому большая часть стрессов носит психологический характер.
Основную роль в развитии стрессорных реакций играет кора больших полушарий (воспринимающая и оценивающая событие) и гипоталамус (запускающий нервные и гуморальные реакции). В нервных реакциях главную роль играет симпатический отдел вегетативной нервной системы, а в гуморальных – надпочечники, вырабатывающие адреналин и глюкокортикоиды.
В развитии стресса различают три стадии: тревога, адаптация и истощение (Приложение № 1). На первой стадии тревоги организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает вторая стадия – адаптация, на которой удается более-менее компенсировать ущерб от воздействия. Эту стадию испытывает спортсмен на середине длинной дистанции, разведчик – в тылу врага. Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, т.к. запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограничены. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, человек заболевает. Задача человека – не допустить развития третьей стадии, которая является началом болезни. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и другие заболевания, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.
А. Калуев отмечает, что третья фаза стресса – истощение – при определенных условиях может сопровождаться повышенной тревожностью, а затем переходить в депрессию, причем наиболее часто это явление наблюдается у субъектов, которые и в нормальных условиях отличались выраженным пессимизмом.
Существуют общие для разных людей причины, вызывающие стресс, но с другой стороны, у каждого человека есть свои индивидуальные «болевые точки», воздействие на которые провоцирует особо сильные стрессовые реакции.
Наши стрессы часто связаны с невозможностью удовлетворить наши потребности. В настоящее время наиболее известной схемой организации потребностей является «пирамида» Абрахама Маслоу, который полагал, что у человека они выстроены в определенную иерархическую структуру. По мере реализации «низших», биологических потребностей человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, согласно воззрению А. Маслоу, высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности.
В экстремальной ситуации человек испытывает стресс. Величина стресса зависит от силы стрессора – фактора, вызвавшего это состояние. Стрессоры бывают физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура окружающей среды, недостаток кислорода, сильная боль от травм и т.д.) и психологические (сильный страх, горе, обида, информационная перегрузка и пр.). В качестве психологического стрессора, помимо отрицательных, могут выступать и положительные факторы (долгожданный успех, сопровождаемый чрезмерным радостным возбуждением).
Стрессовое состояние начинается с мобилизации резервных возможностей организма. На физиологическом уровне это проявляется в усилении работы сердца, легких, гормональной системы, повышении мышечного тонуса. На психологическом уровне – в повышении эмоционального возбуждения и активизации мыслительной деятельности.
При воздействии кратковременного стрессора умеренной силы человек к нему адаптируется (приспосабливается). Адаптацию обеспечивают, во-первых, имеющиеся в организме физиологические резервы (в виде свободной энергии), которые мобилизуются благодаря активизации деятельности сердца, легких и других органов. Во-вторых, адаптироваться к такому стрессору человеку помогает его способность поддерживать в себе оптимальное эмоциональное возбуждение. Благодаря хорошей саморегуляции (на физиологическом и психологическом уровнях) человек не только выходит из стрессового состояния без всяких осложнений для здоровья, но и повышает резервы своего организма. Затраченная в процессе преодоления стресса энергия не только восстанавливается полностью, но и происходит ее кратковременный всплеск – сверхвосстановление работоспособности. Растет устойчивость к стрессору и на психологическом уровне. У человека совершенствуются механизмы саморегуляции психики.
В экстремальной ситуации человек чаще всего подвергается воздействию либо сильного, либо не очень сильного, но продолжительного по времени стрессора. С такими стрессорами не удастся справиться. В этих условиях организм либо вообще не успевает мобилизовать свои энергетические ресурсы, либо они хронически не восстанавливаются и начинают постепенно истощаться. На физиологическом уровне это проявляется в учащенном и неровном сердцебиении, повышении кровяного давления, ухудшении состояния внутренней среды организма и ослаблении его защитных сил (иммунитета). На психологическом уровне это проявляется в эмоциональном перевозбуждении, нарушениях речевого и двигательного поведения. Все это приводит к полному истощению резервных запасов энергии в организме, возникновении нервного расстройства и образованию состояния, близкого к хроническому заболеванию.
Таким образом, в зависимости от силы стрессора, физиологических резервов организма и способности человека управлять своими психическими состояниями в напряженной ситуации у него может возникнуть стресс либо мобилизующий силы и укрепляющий здоровье (валеологический стресс), либо истощающий силы и вызывающий заболевание (патологический стресс).
При патологическом стрессе основной удар приходится на нервную систему. Возникает полное истощение сил, и психические расстройства начинают возникать у человека даже в самых, казалось бы, обычных ситуациях. Большой опасности подвергается также сердечно-сосудистая система (появляется гипертония, со временем переходящая в инфаркт или инсульт). При сильном стрессе может даже остановиться сердце.
Под влиянием патологических стрессов возникают нарушения и в пищеварительном аппарате, и в половой системе, а также ослабевает иммунитет.
Ослабление иммунитета приводит к понижению противомикробной защиты организма, отчего возрастает опасность заражения инфекционными болезнями. Перенапряжение организма приводит также к обострению хронических и наследственных заболеваний (сахарного диабета). У людей, постоянно испытывающих стрессовые напряжения, чаще, чем у других формируются всякого рода вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков).
У детей поводов для стресса не меньше, чем у взрослых. Можно назвать такие, как физическое наказание, оскорбление, ощущение школьной несостоятельности, болезнь, тяжелая травма или уродство, трудности в общении или измена друзей. Стрессом являются также события в семье: развод родителей, болезнь одного из членов семьи, переезд на новое место жительства, финансовые затруднения, алкоголизм отца или матери.
Последствия стресса у детей и подростков проявляются несколько иначе, чем у взрослых, чаще всего невропатическими и эмоциональными расстройствами, нарушениями поведения. Симптомами стресса у детей являются утомляемость, несобранность, безразличие, заикание, ночные страхи, недержание мочи, снохождение, сноговорение, потеря аппетита. Нередко в стрессовой ситуации появляются несвойственные ранее детям трудности в поведении: жестокость, агрессивность, конфликты со сверстниками, побеги из дома, нежелание учиться. Родители недоумевают по поводу необычных для их ребенка лживости, изворотливости, склонности к воровству, стремления к разрушениям, злобности, не догадываясь, что все это является следствием стресса.
Чтобы не подвергать свой организм сильным напряжениям надо стараться избегать стрессовых ситуаций, учиться противостоять стрессам.
II. Исследования стрессов школьников
1. Мы решили оценить уровень стресса на настоящий момент. Для этого мы использовали признаки стресса, которые ученые разделили на четыре группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие (Приложение № 2).
Было проведено тестирование учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов, в количестве 119 человек. Тесты были обработаны следующим образом: наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивалось в 1 балл, каждый симптом из «эмоционального» стресса оценивался в 1,5 балла, а каждый симптом из «физиологического» стресса оценивался в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически могла достичь 66 баллов. Результаты теста представлены в виде таблицы и диаграмм.
Показатели | Классы | Итого | ||
9 классы чел. - % | 10-11 классы универсальные чел. - % | 10-11 классы профильные военно-морские чел. - % | ||
От 0 до 5 баллов | 15 чел. – 42% | 35 чел. – 76% | 22 чел. – 60% | 72 чел. – 61% |
От 6 до 12 баллов | 9 чел. – 25% | 7 чел. – 15% | 7 чел. – 19% | 23 чел. – 19% |
От 13 до 24 баллов | 7 чел. – 19% | 4 чел. – 9% | 8 чел. – 21% | 19 чел. – 16% |
От 25 до 40 баллов | 5 чел. – 14% | - | - | 5 чел. – 4% |
Кол-во учащихся | 36 чел. | 46 чел. | 37 чел. | 119 чел. |
9 классы
10-11 универсальные классы
10-11 профильные военно-морские классы
Учащиеся 9-11-х классов
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- показатель от 0 до 6 баллов имеют 72 человека (61%), считается хорошим, т.к. в данный момент стресс отсутствует;
- показатель от 6 до 12 баллов имеют 23 человека (19%), считается, что учащиеся имеют умеренный стресс. Им мы рекомендовали компенсировать стресс с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации;
- показатель от 13 до 24 баллов имеют 19 человек (16%), он указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, которое возникает в ответ на сильный стрессорный характер, который учащимся не удалось компенсировать;
- показатель от 25 до 40 баллов имеют 5 человек (4%), который указывает на состояние стресса. Учащимся была рекомендована помощь психолога или психотерапевта.
Показатели свыше 40 баллов у нас не встретились. Этот показатель свидетельствует о переходе организма к третьей стадии стресса – истощению запасов адаптационной энергии. Человеку, который имеет столь высокий индекс показателя стресса, следует заняться своим здоровьем, пока обратимые психопатологические процессы не привели к стойким физиологическим или органическим изменениям, компенсировать которые будет весьма сложно. Таким образом, чем раньше человек обратит внимание на проявления стресса и примет соответствующие меры, тем лучше!
2. Для того чтобы оценить примерный уровень чувствительности к стрессам, мы провели специальный тест на стрессочувствительность.
Выполняя задание (Приложение № 3), учащиеся должны были определить насколько сильно они переживают по поводу следующих событий. Всего в исследовании приняло участие 119 учащихся 9-11 классов.
Существуют средние результаты:
Устойчивость к стрессу | Норма | Повышенная чувствительность к стрессу |
Менее 35 баллов | От 35 до 85 баллов | Более 85 баллов |
У нас получились следующие результаты:
Показатели | Классы | Итого | ||
9 классы чел. - % | 10-11 классы универсальные чел. - % | 10-11 классы профильные военно-морские чел. - % | ||
Устойчивость к стрессу | 10 чел. – 28% | 13 чел. – 28% | 15 чел. – 41% | 38 чел. – 32% |
Норма | 21 чел. – 58% | 27 чел. – 59% | 19 чел. – 51% | 67 чел. – 56% |
Повышенная чувствительность к стрессу | 5 чел. – 14% | 6 чел. – 13% | 3 чел. – 8% | 14 чел. – 12% |
9 классы
10-11 универсальные классы
10-11 профильные военно-морские классы
Учащиеся 9-11-х классов
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: более устойчивы к стрессу учащиеся профильных военно-морских классов (41%), имеют норму – учащиеся 10-11-х универсальных классов (59%), повышенная чувствительность к стрессу у учащихся 9-х классов (14%).
3. Также мы изучили как сильно учащиеся подвержены стрессу. Анкетировали учащихся 9-11-х классов в количестве 119 человек. Нужно было прочитать каждое из утверждений и обвести ответ, который больше всего соответствовал поведению и состоянию учащегося. Использовалась анкета Э. Ховарда (Приложение № 4).
После обработки анкет, мы определили, к какой группе относятся учащиеся:
1 группа – 15-25 баллов: учащиеся слабо подвержены стрессу
2 группа – 26-35 баллов: учащиеся умеренно подвержены стрессу
3 группа – 36-45 баллов: учащиеся сильно подвержены стрессу
Показатели | Классы | Итого | ||
9 классы чел. - % | 10-11 классы универсальные чел. - % | 10-11 классы профильные военно-морские чел. - % | ||
1 группа | 13 чел. – 36% | 21 чел. – 46% | 21 чел. – 57% | 55 чел. – 46% |
2 группа | 22 чел. – 61% | 25 чел. – 54% | 16 чел. – 43% | 63 чел. – 53% |
3 группа | 1 чел. – 3% | - | - | 1 чел. – 1% |
9 классы
10-11 универсальные классы
10-11 профильные военно-морские классы
Учащиеся 9-11-х классов
Таким образом, слабо подвержены стрессу 55 учащихся (46%), умеренно подвержены стрессу – 63 учащихся (53%), сильно подвержен стрессу 1 ученик (1%).
4. С целью определения основных причин, способствующих появлению у детей стрессов в школе, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 130 школьников 5-7-х классов. Учащимся было предложено закончить предложения описанием своего эмоционального состояния в той или иной ситуации (Приложение № 5). Полученные ответы классифицировались по 3 группам:
- отрицательные эмоции, которые дети испытывают в предложенной ситуации, т.е. те, которые могут способствовать возникновению у них стрессового состояния (-);
- нейтральные ответы, которые не говорят об испытываемых детьми положительных или отрицательных эмоциях, либо те, в которых школьники в качестве ответа использовали слова «ничего», «не знаю» (0);
- положительные эмоции (+).
Некоторые вопросы (например, № 8) предполагали «отрицательную» форму ответа, наличие которой говорит об адекватной реакции школьника на заведомо отрицательную ситуацию.
Результаты, которые мы получили, представлены в таблице:
Вопросы | (-), % | 0, % | (+), % |
1. Когда меня вызывают к доске, я испытываю… | 85 | 7 | 6 |
2. Если я не готов к уроку, то чувствую… | 72 | 25 | 3 |
3. Если учитель делает мне замечание, то я чувствую… | 60 | 36 | 4 |
4. Когда родители просят показать им дневник, я испытываю… | 20 | 62 | 18 |
5. Если учитель кричит на меня, то я ощущаю… | 88 | 10 | 2 |
6. Если сосед по парте мешает мне работать на уроке, я… | 31 | 68 | 1 |
7. Если мне ставят «плохую» оценку, то я чувствую… | 85 | 15 | 0 |
8. Если меня в школе кто-то обидел, то я испытываю… | 80 | 20 | 0 |
9. Когда до конца урока остается 5 минут… | 4 | 30 | 66 |
10. Если моих родителей вызывают в школу, то я чувствую… | 74 | 24 | 2 |
11. Когда я заболеваю и не хожу в школу, то я испытываю… | 45 | 35 | 20 |
12. Когда я прихожу в школу, то я чувствую… | 18 | 56 | 26 |
13. Иногда я не хочу идти в школу, так как… | 40 | 51 | 9 |
14. Когда я узнаю, что завтра будет контрольная, то я… | 72 | 21 | 7 |
15. Когда учитель ко мне несправедлив, то я ощущаю… | 86 | 9 | 5 |
16. Иногда мне трудно работать на уроке, если… | 28 | 71 | 1 |
Согласно полученным результатам, больше всего отрицательных эмоций, т.е. тех, которые могут спровоцировать появление стресса, ученики испытывают:
- когда учитель кричит (88%);
- когда учитель несправедлив к ученику (86%);
- когда их вызывают к доске (85%);
- когда ставят «плохую» оценку (85%);
- когда кто-то обидел (80%);
- когда родителей вызывают в школу (74%);
- когда не готов к уроку (72%);
- перед контрольной работой (72%).
Положительные эмоции учащиеся переживают, когда приходят в школу (26%) и когда до конца урока остается 5 минут (66%).
Таким образом, исследование показало, что наиболее конфликтными являются отношения «ученик – учебный процесс» и «ученик – учитель». Причем мы видим, что большее число отрицательных эмоций учащиеся связывают с личностью учителя, особенностями его взаимодействия со школьниками.
Также большое значение имеет и косвенное влияние деятельности учителя на школьника. Часто учащиеся получают негатив в тех ситуациях, в которых педагог мог бы его предотвратить. Например, как показывают полученные результаты, довольно высокий процент отрицательных эмоций у учащихся связан с учебным процессом: предстоящими контрольными работами (72%), ответом у доски (85%) и др. Мы понимаем, что отрицательные переживания ученик связывает не с самой доской как таковой, а с тем негативным опытом, который он получил в этой ситуации. Может быть, когда-то он не очень хорошо ответил, чем вызвал насмешки одноклассников или гнев учителя, вследствие чего понизилась его самооценка и появился страх перед следующим вызовом к доске. Такой страх влияет на дальнейшие результаты, и каждый раз этот негативный опыт закрепляется. В данном случае от чуткости педагога зависит то, насколько успешно ученик преодолеет страх и негативный опыт.
То же самое касается и контрольных работ. Негативные переживания учащихся вызваны страхом получить плохую оценку, за которую будут ругать дома. Поэтому хочется, чтобы учителя перед контрольной работой давали установку на положительный результат, сняв напряжение, которое может отрицательно повлиять на результаты.
Большую помощь в борьбе со стрессами могут оказать те люди, с которыми учащиеся встречаются чаще всего – это в первую очередь родители, затем учителя и, конечно же, ученики. Взрослым очень важно быть более внимательными к эмоциональным, поведенческим реакциям детей, а также к оказываемому через слово и действие влиянию на ребенка.
Конечно, важнее вовремя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации и свести к минимуму ее воздействия, а еще лучше не допускать подобных проблем.
Выводы:
Рекомендации
Для того чтобы не подвергать свой организм сильным напряжениям надо стараться избегать стрессовых ситуаций, а также учиться противостоять стрессам. Необходимо повышать энергетические возможности своего организма и вырабатывать умение регулировать свои эмоциональные состояния.
Для того чтобы повысить энергетические резервы своего организма необходимо:
1. Выполнять физические упражнения с умеренной интенсивностью (прогулки, пешие походы, бег, плавание, подвижные и спортивные игры, направленные на развитие координации). Под влиянием таких упражнений в организме растет количество свободной энергии. Соответственно увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных и иных резервов организма, повышается его устойчивость к различным стрессорным воздействиям.
2. Творческая работа. Высокая самоотдача и положительный фон творческой деятельности обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии.
3. Регулярные обливания прохладной водой, обтирание мокрым полотенцем, посещение сауны или другие закаливающие процедуры, хорошо стимулирующие энергетические процессы в организме.
Для того чтобы вырабатывать умения регулировать свое эмоциональное состояние необходимо:
1. Переключение внимания на нейтральные темы – умение представить ситуацию покоя. При этом можно использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д.
2. Самоубеждение – умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Необходимо пользоваться формулой самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.)
3. Дыхательные упражнения – упорядоченные физические движения, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд).
4. Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 – поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).
5. Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять внимание на отдельные части своего тела (руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. Для этого обычно используют следующие словесные формулы: «Мои руки тяжелеют, ноги тяжелеют, веки становятся тяжелыми, лицо расслабляется и теплеет, тело расслабляется, все тело тяжелеет и расслабляется…» Это можно делать для того, чтобы расслабить как все тело, так и отдельные его части. Лучше всего расслаблять мышцы лица, дальше направлять свое внимание на веки, щеки, губы, язык, шею. Самовнушением обычно занимаются в положении лежа на спине, полулежа в кресле или сидя в позе «кучера на дрожках».
Приложение № 1
Стадии развития стресса
Приложение № 2
Оценка уровня стресса на настоящий момент
Интеллектуальные признаки стресса | Поведенческие признаки стресса |
1. Преобладание негативных мыслей 2. Трудность сосредоточения 3. Ухудшение показателей памяти 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы 5. Повышенная отвлекаемость 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе 7. Плохие сны, кошмары 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого 10. Нарушение логики, спутанное мышление 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения 12. Сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия | 1. Потеря аппетита или переедание 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий 3. Более быстрая, или, наоборот, замедленная речь 4. Дрожание голоса 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье 6. Хроническая нехватка времени 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность 9. Антисоциальное поведение 10. Низкая продуктивность деятельности 11. Нарушение сна или бессонница 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя |
Эмоциональные симптомы | Физиологические симптомы |
1. Беспокойство, повышенная тревожность 2. Подозрительность 3. Мрачное настроение 4. Ощущение постоянной тоски, депрессия 5. Раздражительность, приступы гнева 6. Эмоциональная «тупость», равнодушие 7. Циничный, неуместный юмор 8. Уменьшение чувства уверенности в себе 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью 10. Чувство отчужденности, одиночества 11. Потеря интереса к жизни 12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой | 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли 2. Повышение или понижение АД 3. Учащенный или неритмичный пульс 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование) 5. Нарушение свободы дыхания 6. Ощущение напряжения в мышцах 7. Повышенная утомляемость 8. Дрожь в руках, судороги 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний 10. Повышенная потливость 11. Снижение иммунитета, частые недомогания 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела |
Приложение № 3
Тест на стрессочувствительность
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе каждое событие, поставив любое число от 1 (совершенно не задевает) до 10 (очень сильно беспокоит и напрягает).
1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _ _ _ _ _ _ _
1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег _ _ _ _ _ _ _
1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _ _ _ _ _ _ _
1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) _ _ _ _ _ _
1.5 Правительство, депутаты, администрация города _ _ _ _ _ _ _
2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов – если данное свойство у вас очень выражено, 1 – если оно отсутствует).
2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _ _ _ _ _ _ _
2.2 Стеснительность, робость, застенчивость _ _ _ _ _ _ _
2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах _
2.4 Плохой, беспокойный сон _ _ _ _ _ _ _
2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _
3. Как отражаются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по 10-балльной шкале признаки):
3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _ _ _ _ _ _ _
3.2 Затрудненное дыхание _ _ _ _ _ _ _
3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом _ _ _ _ _ _ _
3.4 Напряжение или дрожание мышц _ _ _ _ _ _ _
3.5 Головные боли, повышенная утомляемость _ _ _ _ _ _ _
4. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда):
4.1 Алкоголь _ _ _ _ _ _ _
4.2 Сигареты _ _ _ _ _ _ _
4.3 Телевизор _ _ _ _ _ _ _
4.4 Вкусная еда _ _ _ _ _ _ _
4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) _ _ _ _ _ _ _
5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, а 10 – применяю почти всегда):
5.1 Сон, отдых, смена деятельности _ _ _ _ _ _ _
5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _ _ _ _ _ _ _
5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т.д.) _ _ _
5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов _ _ _ _ _ _ _
5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации _ _ _ _ _ _ _
6. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три года (отметьте V).
Значительно уменьшился | Незначительно уменьшился | Не изменился | Незначительно возрос | Значительно увеличился |
-20 | -10 | 0 | +10 | +50 |
Приложение № 4
Как сильно ты подвержен стрессу?
Обычно | Иногда | Редко | |
1. Я легко раздражаюсь и обижаюсь | 3 | 2 | 1 |
2. Я терпеть не могу проигрывать | 3 | 2 | 1 |
3. Если кто-то нападает на меня или критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств | 3 | 2 | 1 |
4. Я страдаю от нетерпения, когда приходится стоять в очереди | 3 | 2 | 1 |
5. Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно | 3 | 2 | 1 |
6. Мне трудно обратиться за помощью, когда она мне требуется | 3 | 2 | 1 |
7. Я прибегаю к лекарственным препаратам, чтобы снять стресс | 3 | 2 | 1 |
8. Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю | 1 | 2 | 3 |
9. Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку | 3 | 2 | 1 |
10. Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку | 3 | 2 | 1 |
11. Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это | 1 | 2 | 3 |
12. Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них | 3 | 2 | 1 |
13. Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений | 1 | 2 | 3 |
14. Я нахожу время для ежедневных или почти ежедневных занятий физкультурой | 1 | 2 | 3 |
15. Я часто смеюсь и улыбаюсь | 1 | 2 | 3 |
Итого: |
Приложение № 5
Закончить предложение описанием своего эмоционального состояния в той или иной ситуации.
1. Когда меня вызывают к доске, я испытываю… |
2. Если я не готов к уроку, то чувствую… |
3. Если учитель делает мне замечание, то я чувствую… |
4. Когда родители просят показать им дневник, я испытываю… |
5. Если учитель кричит на меня, то я ощущаю… |
6. Если сосед по парте мешает мне работать на уроке, я… |
7. Если мне ставят «плохую» оценку, то я чувствую… |
8. Если меня в школе кто-то обидел, то я испытываю… |
9. Когда до конца урока остается 5 минут… |
10. Если моих родителей вызывают в школу, то я чувствую… |
11. Когда я заболеваю и не хожу в школу, то я испытываю… |
12. Когда я прихожу в школу, то я чувствую… |
13. Иногда я не хочу идти в школу, так как… |
14. Когда я узнаю, что завтра будет контрольная, то я… |
15. Когда учитель ко мне несправедлив, то я ощущаю… |
16. Иногда мне трудно работать на уроке, если… |
Приложение № 6
Упражнения для снятия стресса
Каждое упражнение выполнять три раза:
1. Для глаз
2. Для снятия напряжения в области живота
Приложение № 7
Испытывая стресс, мы теряем огромное количество энергии. Чтобы восстановить ее, необходимо помнить о восьми природных источниках: пища (но с удовольствием), вода (хотя бы глоток), физическая форма (хотя бы несколько физических упражнений), общение с природой (подышите свежим воздухом), сон (поставьте «батарейку» на подзарядку), личные приятные отношения (любите и будьте любимыми), юмор (смейтесь чаще). Балансируйте свой стресс – все это источники необходимой энергии! Удачи Вам!
Список литературы
с. 32-35.
с. 33-35.
Мастер-класс "Корзиночка"
В поисках капитана Гранта
Заколдованная буква
Горка
Карты планет и спутников Солнечной системы