Алгоритмы решения текстовых задач
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_resheniya_tekstovyh_zadach_2.docx | 51.46 КБ |
МБОУ «Школа №3имени Героя России Сергея Медведева» |
Алгоритмы решения текстовых задач |
Учебно-исследовательская работа по математике и информатике |
Выполнила: ученица 9 «Б» кл. Трофимова В. |
Учитель: Зайда М.Н |
Саяногорск 2016 |
Оглавление
Этапы решения текстовых задач 4
Примеры решения текстовых задач 5
Применение алгоритма решения задач в жизни 8
Тема данной учебно-исследовательской работы: «Алгоритмы решения текстовых задач». В работе рассмотремы примеры решения тестовых задач по математике и информатике разных типов. Особенность этой работы заключается в представлении общего алгоритма решения текстовых задач по предметам математика и информатика. Автор предполагает, что данный алгоритм можно использовать в реальной жизни.
Введение
Актуальность(проблема)
Актуальность данной проектной работы обусловлена тем, что в математике накоплен значительный материал для решения текстовых задач. Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об алгоритмах решения текстовых задач. Одной из первых задач является определить к какому виду относится задача. Так как практически любую задачу можно свести к решению по алгоритму.
Цели:
Задачи:
Гипотеза
Проанализировав текстовые задач разных типов (по математике и информатике) и разобрав принципы их решения, мы педпологаем, что большинство текстовых задач можно обобщить и решать спомощью одного общего алгоритма.
Изучение текстовых задач происходит в основной школе, но рассматриваются они недостаточно глубоко, таким образом, приобретённые в основной школе навыки и знания решения текстовых задач со временем теряются. При решении каждой задачи мы производим небольшое математическое исследование, с помощью которого проверяется наша сообразительность и способность к логическому мышлению.
На первом этапе анализируется условие задачи, определяются исходные данные и результаты, устанавливается зависимость между величинами, рассматриваемыми в задаче. Некоторые задачи имеют множество способов решения, поэтому необходимо выбрать способ решения (сделать постановку задачи, составить модель задачи). Для этого необходимо определить математические соотношения между исходными данными и результатом. Выполнив перевод задачи на язык математики, получают математическую модель.
Второй этап заключается в составлении алгоритма решения задачи по выбранной модели.
Алгоритмом называется точная инструкция исполнителю в понятной для него форме, определяющая процесс достижения поставленной цели на основе имеющихся исходных данных за конечное число шагов.
Основными свойствами алгоритмов являются:
1. Универсальность (массовость) - применимость алгоритма к различным наборам исходных данных.
2. Дискретность - процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные действия.
3. Однозначность - правила и порядок выполнения действий алгоритма имеют единственное толкование.
4. Конечность - каждое из действий и весь алгоритм в целом обязательно завершаются.
5. Результативность - по завершении выполнения алгоритма обязательно получается конечный результат.
6. Выполнимость - результата алгоритма достигается за конечное число шагов.
Алгоритм считается правильным, если его выполнение дает правильный результат. Соответственно алгоритм содержит ошибки, если можно указать такие допустимые исходные данные или условия, при которых выполнение алгоритма либо не завершится вообще, либо не будет получено никаких результатов, либо полученные результаты окажутся неправильными.
На третьем этапе алгоритм записывается на доступном языке (в доступной форме) и производятся необходимые вычисления. Далее проводится анализ результата, т.е. выбор логически подходящего ответа. Далее проводится проверка результатов.
Текстовые задачи из курса математики мы можем условно классифицировать по типам:
Мы предлагаем Вам решение и анализ задачи по математике на «движение» и по информатике «скорость передачи информации».
Задача №1.
Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправились два велосипедиста. Проехав некоторую часть пути, первый велосипедист сделал остановку на 56 минут, а затем продолжил движение до встречи со вторым велосипедистом. Расстояние между городами составляет 93 км, скорость первого велосипедиста равна 20 км/ч, скорость второго велосипедиста равна 30 км/ч. Определите расстояние от города, из которого выехал второй велосипедист, до места встречи.
Решение:
1. Анализируется условие задачи, определяются исходные данные и результаты, устанавливается зависимость между величинами, рассматриваемыми в задаче.
В задачи используются три переменные: скорость (V), время (T) и расстояние (S). Зависимость этих переменных мы определяем по следующей схеме (Приложение 1):
Таблица 1.
S (Расстояние до места встречи) | V (Скорость) | T (Время) | |
Первый велосипедист | 93-х км | 20 км/ч | + ч |
Второй велосипедист | Х км | 30 км/ч | ч |
3. Ход решения:
Пусть х км-расстояние второго велосипедиста до места встречи, тогда 93-х км-расстояние первого велосипедиста до места встречи.
Воспользуемся формулой S=V*T
Составим уравнение:
= +
2х = 279-3х+56
5х = 335
х = 67
3.Запишим ответ:
Ответ: S2= 67 км
Задача №2.
Файл размером 2 Мбайт передается через некоторое соединение за 64 секунды. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через другое соединение с вдвое большей скоростью за 40 секунд.
Решение:
1. Анализируется условие задачи, определяются исходные данные и результаты, устанавливается зависимость между величинами, рассматриваемыми в задаче.
В задачи используются три переменные: скорость передачи данных (V), время (T) и размер файла (S). Зависимость этих переменных мы определяем по схеме из приложения 1.
1.Составим таблицу для решения задачи:
Таблица 2.
S (Размер файла) | V (Скорость передачи файла) | T (Время передачи файла) | |
Первый файл | 2 Мбайт = 2048 Кбайт | ? | 64 секунды |
Второй файл | ? | V1*2 | 40 секунд |
2. Ход решения:
Чтобы определить размер второго файла, сначала нам надо найти V1 и V2 – скорости передачи файлов
Из формулы S = V*T, мы можем найти
Тогда V1 = 32 Кбайт/сек
По условию задачи V2 в два раза больше, чем V1. Значит V2=32*2=64 Кбайт/сек
Теперь мы можем определить размер второго файла, тогда S2=64*40=2560 Кбайт
3.Запишим ответ:
Ответ: S2=2560 Кбайт
Проанализировав решенные нами задачи (а также подобные задачи, не представленные в данной работе) мы сделали вывод, что все задачи такого типа по математике и информатике можно решать общим алгоритмом.
Если задаче используются три переменные: скорость (V), время (T) и расстояние (размер файла) (S). Зависимость этих переменных мы определяем по схеме из приложения 1:
Таблица 3.
S (Размер файла, расстояние) | V (Скорость) | T (Время) | |
Первый | |||
Второй |
Пример №1.
Для планирования летнего путешествия на автомобиле на оз. Шира. Мы планируем ехать в поселок городского типа Жемчужный. Нам необходимо рассчитать стоимость бензина и время в пути.
Решение:
В задаче используются три переменные: скорость (V), время (T) и расстояние (размер файла) (S). Зависимость этих переменных мы определяем по схеме из приложения 1:
Таблица 4
S (Расстояние) | V (Скорость) | T (Время) | |
Время | 235 км | 90 км/ч | ? |
Расходы на дорогу | Расход бензина (на 100 км) | Цена (за литр) | |
Расходы | ? | 17л | 35р 30 коп |
Т==2,6ч
Расходы на дорогу = Расход бензина*Цену бензина
Расходы на дорогу=17*35,30=600р (в одну сторону)
Ответ: Нам придется затратить на дорогу в среднем по 2 часа 10 минут в куждую сторону, а на бензин мы планируем потратить 1200 рублей.
Пример № 2.
За какое время документ объемом 10 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой. Средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 1Кбайт в секунду.
Решение:
10 Мбайт = 10 * 223бита.
Передать файл можно двумя способами:
А) Передать по каналу связи без использования архиватора.
Б). Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.
Объем сжатого архиватором документа равен 30% от исходного,
время, требуемое на сжатие документа – 5 секунд, на распаковку 1 секунда
В задаче используются три переменные: скорость (V), время (T) и расстояние (размер файла) (S). Зависимость этих переменных мы определяем по схеме из приложения 1:
Таблица 5
Файл | S (Объем файла) | V (Скорость) | T (Время) |
Без архиватора | 10 * 223бита | 218 бит/с | T |
Сжатый архиватором | (10 * 223)*0,3бита | 218 бит/с | T+5+1 |
А) Передать по каналу связи без использования архиватора
(секунд)
Способ передачи без использованием архиватора составляет 320 секунд.
Б) Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.
После сжатия архиватором объем данных составит: 3*223бита
(секунды)
Способ передачи с использованием архиватора составляет 102 секунды.
Как мы видим способ "А" быстрее на 218 секунд (320 - 102 = 218 секунд).
Анализируя полученные результаты реализации настоящего проекта, необходимо отметить следующее:
Методика работы над проектом дает неоценимый опыт творческой самостоятельной работы. В процессе работы познается и перерабатывается большой познавательный материал. Такая форма анализа и обобщения нового материала хотя и трудоемка, но привлекает больше. При обсуждении результатов проекта Виктория внесла предложение по применению данного алгоритма при решении задач на «работу», «совместную работы» и других типов текстовых задач.
Приложение 1
Если задаче используются три переменные: скорость (V), время (T) и расстояние (размер файла) (S). Зависимость этих переменных мы определяем по схеме:
Приложение 2.
Алгоритм решения задач
Если задаче используются три переменные: скорость (V), время (T) и расстояние (размер файла) (S). Зависимость этих переменных мы определяем по схеме из приложения 1:
S (Размер файла, расстояние) | V (Скорость) | T (Время) | |
Первый | |||
Второй |
Почему Уран и Нептун разного цвета
Ветер и Солнце
Растрёпанный воробей
Разноцветное дерево
Мороз и заяц