Мы живём в XXI веке, в век бескрайних технических возможностей и в век спектра человеческих стремлений. Достижения науки и техники позволили человечеству высоко взлететь в небо, спуститься в жерло вулкана, попасть на самое дно Мирового океана или подняться на самую высокую горную вершину Земли.
Глобализация современных мировых процессов порождает коренные преобразования в жизни общества, порой отбрасывая первичные понятия и открытия.
Тем не менее, на нашей Земле есть такие места, где население незнакомо с модернизацией жизни всех сфер общества, а такие понятия, как смартфон и всемирная сеть, им либо незнакомы, либо не приветствуются. Это те, кто живёт вдали от современного мира, мира промышленных и компьютерных технологий. Долгое время живущим в таких местах людям удавалось сохранить в тайне своё существование.
Мне стало интересно, на самом ли деле эти люди не ведают о мировых процессах во всех сферах общественной жизни, событиях, войнах и реформах, достижениях мировой художественной культуры, или они просто сделали свой выбор, отказавшись от вторжения в самобытность своего мира сторонних, возможно, неприемлемых для них инноваций?
Это стало целью моей работы: выяснить, как живет этот социум, ведь, наверняка, ничто человеческое им не чуждо. Каким образом в наше время можно остаться в стороне от процессов научно-технической революции, так ли уж прогрессивно то, что мы называем прогрессом и считаем человека высшим звеном в биосфере? Ведь по каким-то причинам, по описанию исследователей жизни этих мест, народ предпочел сохранить свои традиции и обычаи, воинственно реагируя на попытки сближения с ним.
Я попыталась найти ответы на свои вопросы, и сегодня представляю вам проект своего видения этого вопроса. Я не уверена, что мы, те, кто в большинстве своём пользуется всеми последними достижениями человеческой мысли, абсолютно правы в своих убеждениях.
По мере исследования данного вопроса у меня сложилось впечатление, что я не склонна считать, что неконтактные народы обязаны откликнуться на наши призывы к привлечению их в мир современных технологий и открытий. Полагаю, что эти народы имеют свое право на эволюционный путь развития, и не факт, что результатом этой эволюции должна стать именно та картина современности, в которой живет большинство населения земного шара.
Возможно когда-нибудь, эти неконтактные народы в своем самобытном развитии и достигнут того уровня, что мы называем современностью, но это, возможно, уже будет другая история.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа. Научно-практическая конференция гимназистов | 271 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Элистинская многопрофильная гимназия
личностно ориентированного обучения и воспитания»
Гимназическая научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Секция «История, обществознание и ИРК»
Тема
"Вне цивилизации"
Выступила гимназистка 7 «А» класса ЭМГ
Бурцева Надежда
МБОУ ЭМГ им. В. Хлебникова
358014 г. Элиста 8 мкр., д. 21а
Руководитель проекта -
Болдырева Л.Х., учитель истории,
обществознания ЭМГ, 1кв. кат.
boldyreva-lidiya@mail.ru
Элиста 2019
Оглавление
Введение ________________________________________________________ 3-4
Глава 1. Вне цивилизации. Неконтактные народы – кто они?_________5-7
Глава 2. Самый опасный остров и самое опасное племя на планете __ 8-12
Глава 3. Попытка социализации неконтактных народов ____________ 13-15
Заключение _____________________________________________________ 16-18
Список используемой литературы _________________________________ 19
Приложения:
№ 1. Презентация «Вне цивилизации»
№ 2. Реферат «Вне цивилизации»
Введение
Мы живём в XXI веке, в век бескрайних технических возможностей и в век спектра человеческих стремлений. Достижения науки и техники позволили человечеству высоко взлететь в небо, спуститься в жерло вулкана, попасть на самое дно Мирового океана или подняться на самую высокую горную вершину Земли.
Глобализация современных мировых процессов порождает коренные преобразования в жизни общества, порой отбрасывая первичные понятия и открытия.
Тем не менее, на нашей Земле есть такие места, где население незнакомо с модернизацией жизни всех сфер общества, а такие понятия, как смартфон и всемирная сеть, им либо незнакомы, либо не приветствуются. Это те, кто живёт вдали от современного мира, мира промышленных и компьютерных технологий. Долгое время живущим в таких местах людям удавалось сохранить в тайне своё существование.
Как показали исследования жизни этих мест, там люди до сих пор живут по своим обычаям, традициям и не пускают глобализацию в свой мир. Таких мест на нашей Земле немного, но они есть...
Мне стало интересно, на самом ли деле эти люди не ведают о мировых процессах во всех сферах общественной жизни, событиях, войнах и реформах, достижениях мировой художественной культуры, или они просто сделали свой выбор, отказавшись от вторжения в самобытность своего мира сторонних, возможно, неприемлемых для них инноваций?
Это стало целью моей работы: выяснить, как живет этот социум, ведь, наверняка, ничто человеческое им не чуждо. Каким образом в наше время можно остаться в стороне от процессов научно-технической революции, так ли уж прогрессивно то, что мы называем прогрессом и считаем человека высшим звеном в биосфере? Ведь по каким-то причинам, по описанию исследователей жизни этих мест, народ предпочел сохранить свои традиции и обычаи, воинственно реагируя на попытки сближения с ним.
Поэтому свою задачу я увидела в том, чтобы попытаться посмотреть на мир глазами этого народа, и понять, что же все-таки происходит в их социуме.
Наверняка в нем присутствует собственная система общественных отношений, иерархия власти, есть своеобразная материальная и духовная культура, в том числе то, что мы называем социальным институтом – власть, семья, род, племя, военное дело, определенная внутренняя и внешняя политика.
Насколько этот социум можно отнести к так называемым неконтактным народам и почему? Почему они не приемлют новые технологии, которые намного и даже в корне облегчают быт человека? Как это сказывается на их самочувствии, продолжении рода и здоровье в целом?
Я попыталась найти ответы на свои вопросы, и сегодня представляю вам проект своего видения этого вопроса. Я не уверена, что мы, те, кто в большинстве своём пользуется всеми последними достижениями человеческой мысли, абсолютно правы в своих убеждениях.
По мере исследования данного вопроса у меня сложилось впечатление, что я не склонна считать, что неконтактные народы обязаны откликнуться на наши призывы к привлечению их в мир современных технологий и открытий. Полагаю, что эти народы имеют свое право на эволюционный путь развития, и не факт, что результатом этой эволюции должна стать именно та картина современности, в которой живет большинство населения земного шара.
Возможно когда-нибудь, эти неконтактные народы в своем самобытном развитии и достигнут того уровня, что мы называем современностью, но это, возможно, уже будет другая история.
Глава 1. Неконтактные народы. Кто же они такие?
Неконтактные народы - народы, которые не поддерживают контактов с внешним миром и современной цивилизацией.
В настоящее время таких народов осталось очень мало, информация о них поступает в основном из рассказов соседних с ними народов или, например, с аэрофотоснимков.
В научном сообществе существуют различные мнения относительно дальнейшей судьбы неконтактных народов: некоторые учёные считают, что с ними необходимо всё же установить связь, другие придерживаются точки зрения, что они должны оставаться в изоляции.
В качестве одного из аргументов против установления их контактов с цивилизацией высказывается опасение, что после контакта такие народы могут погибнуть от болезней, которыми ранее не болели их представители (и, соответственно, не имеют к ним иммунитета) или же пристраститься к табаку и алкоголю.
Например, на Адаманских островах жило племя джарава. Вот что на сегодня известно нам о нем из кратких материалов Википедии.
Джарава - один из адиваси, андаманских коренных народов. Живут в горной местности, на западном побережье островов Южный и Средний Андаман.
Численность племени - примерно 200 - 300 человек. Говорят на языке джарава, южной группы андаманской языковой семьи. Джарава промышляют охотой и сбором плодов в тропическом лесу. Расовый тип племени джарава - негритосы, ветвь австралоидной большой расы.
Негрито́сы, также негри́то (от исп. negrito, во мн. ч. negritos, уменьшительная форма от negro в знач. «негр»), - разнородная группа темнокожих и сравнительно низкорослых народов, проживающих в тропических лесах Южной и Юго-Восточной Азии, некоторых островов Меланезии, а также северо-востока и севера Австралийского континента и отдельных прилегающих островов. Их средний рост составляет от 1,40 до 1,55 м. Племена негритосов неоднократно становились жертвами работорговцев. Пираты часто ловили жителей Андаманских островов и доставляли «маленьких чёрных рабов» как экзотику или для развлечения к бирманскому, сиамскому, малайскому и индийским дворам.
Джарава входят в список официально зарегистрированных племён Индии. По материалам той же Википедии, это одно из самых «закрытых» для общения племён.
Они изредка вступают в стычки с индийскими поселенцами, когда те нарушают пределы их владений. Долгое время не удавалось установить с этим племенем дружеских контактов. Только исследовательские группы антропологов изредка посещали районы проживания джарава, оставляя на берегу подарки - ткани, гроздья бананов, пакеты риса. Однако все эти дары до недавнего времени отвергались. Джарава выбрасывали подарки в море.
Однако в 1974 году представители индийской миссионерской службы по делам аборигенов все же сумели добиться расположения этого племени. Островная администрация регулярно, раз в месяц, доставляет племени «гуманитарную помощь» в виде риса. Мешки с продовольствием складывают на берегу, ночью их забирают представители племени. Местным индийцам запрещено общаться с людьми джарава, сама программа миссионеров по социализации аборигенов была сведена к минимуму к концу 1990-х после ряда враждебных столкновений, приведших к смертельным исходам, а также из-за опасения внесения болезней в их группу. Власти объявили районы их обитания заповедными и закрытыми для туризма, другого посещения и лесоразработок.
В 1997 году туземцы в какое-то время пошли на контакт с белыми людьми. В результате каждый второй представитель племени пристрастился к наркотикам, алкоголю и сигаретам. Выяснилось, что туристы и исследователи пронесли на острова сигареты и вещества, к которым природной устойчивости у туземцев не было. Впрочем, как и к вирусам, которые также приехали с учёными. В результате этого половина племени просто вымерла.
Вот некоторые комментарии из интернета относительно того, нужно ли знакомить эти народы с современными технологиями:
Антон, 6 месяцев назад: …. вот бы побольше таких племён, пусть леса защищают. Нечего к ним туда лезть. Что мы можем им предложить? Деньги? Может, машину? У них другие ценности совершенно, которые мы когда-то давно уже утратили...
Михаил М. 5 месяцев назад: Пусть живут, как хотят. Это их право и их земля!
ВНИИ кормов, 5 месяцев назад: Нельзя трогать их!
Дикая тема, 5 месяцев: ВНИИ, согласен, у них нет иммунитета как у нас, вымрут все, так уже было. Да и вообще, пусть люди живут так, как им хочется.
Самые неконтактные племена на Земле
МАШКО-ПИРО
Этот народ живёт очень скрытно, в глубине перуанских джунглей, и почти не имеет мирных контактов с внешним миром. Индейцы очень агрессивно реагируют на появление незнакомцев на территории, которую считают своей, они посылают горящие стрелы в лодки туристов, которые проплывают посмотреть на них. В 2011 году жертвой индейцев стал антрополог, который пытался наладить контакт с затерянным племенем, его тело было найдено со стрелой сердце.
Также эти племена нападают на деревни, которые находятся на границе их джунглей, убивают скот и забирают кухонную утварь, правительство после таких нападений эвакуирует население деревень.
Машко-пиро живут по своим правилам, и для них вполне естественно красть женщин и детей других племен, что отличает их от племени джарава, и они яростно защищают свою самобытность и независимость. Считается, что этому племени грозит вымирание, из-за вырубки лесов и болезней современного человека, от которых у них нет иммунитета.
КОРУБО
В западной части долины Амазонки обитает агрессивное племя индейцев. Дикари вооружены дубинками и дротиками, наконечники которых отравлены.
Основным развлечением и способом пропитания для них является охота, еще индейцы промышляют набегами на соседние поселения.
У корубо нет религии и обрядов, но есть жестокая традиция: если в племени рождается ребенок с каким-либо дефектом или с заразной болезнью, его просто убивают.
ТАГАЕРИ
На востоке Эквадора проживает племя индейцев, все попытки наладить с ними контакт, жестоко отвергались. В 1987 году в племя пришли миссионеры, которые хотели принести индейцам христианскую веру, но были жестоко убиты ударами копий.
Еще одной жертвой индейцев стал нелегальный лесоруб, это произошло в марте 2008 года. Когда нашли его тело, из живота торчали 9 копий с железными наконечниками. Сегодня это племя считается малочисленным, примерная численность которых составляет чуть больше тридцати человек.
Глава 2. Самый опасный остров и племя в мире.
Я бы хотела с вами поговорить об одних из представителей андаманских коренных народов, таких, как сентинельцы, о которых немного упомянула выше.
СЕНТИНЕЛЬЦЫ
Это, наверное, самое большое, изолированное от людей племя, их численность примерно равна 250 человек. Племя проживает в бассейне Бенгальского залива, на северном Сентинельском острове. Они прославились своим диким нравом по отношению к гостям, любые попытки людей установить с ними контакт, получали жесткий отпор.
Около 60 тысяч лет сентинельцы проживают в полной изоляции от цивилизованного мира, и до сих пор не научились добывать огонь. Вместо этого у них есть способ хранения тлеющих углей в глиняной посуде.
Из комментариев к материалу о племени в интернете:
Виктор Руденко, 4 года назад: ..."Огонь добывать они не умеют, но особым образом хранят тлеющие куски дерева в глиняной посуде". Значит, процесс-таки пошел
Nikolay Ivankov, 4 года назад: Они могли потерять технологию добычи огня. Тамошние жители вообще довольно много технологий позабывали. Насколько я знаю, сейчас теория о том, что люди сначала умели лишь поддерживать огонь, сейчас подвергается серьёзной критике в связи с тем, что в самых древних стоянках костры были именно один раз разведёнными кострами, а не очагами. Кроме того, луки и глиняная посуда - это, вообще-то, ого-го уже как продвинутая технология.
Племя крайне враждебно, они очень меткие лучники, если вы приблизитесь к ним, они будут пускать в вас стрелы и очень точно попадают в цель с расстояния до ста метров.
Северный Сентинельский остров пребывает под индийской юрисдикцией (вместе с Андамановыми островами). Но на самом деле это, пожалуй, самая независимая территория на планете - по той причине, что ее жители не подозревают (и/или не желают подозревать) обо всем остальном мире. Племя сентинельцев считают последним из первобытных народов, которые никак не были затронуты цивилизацией.
Все дело в том, что изначально остров располагался на окраине торговых путей (вообще, на Андамановы острова ссылали каторжников) и никому не было особого дела до его покорения и аборигенов. Тем более, что местное население, едва завидя проплывающие мимо корабли, тут же начинало их атаковать.
В настоящее время точная популяция сентинельцев неизвестна и по оценкам составляет от 40 до 500 человек. В 2004 году по дну Индийского океана прокатилось мощное землетрясение. Для того чтобы оценить ущерб, индийские власти выслали вертолёт к берегам Сентинельского острова. Туземцы не только не испугались, но и пытались сбить вертолёт деревянными копьями. Естественно, гуманитарную или медицинскую помощь тогда оказать не удалось. До сих пор неизвестно, как на коренном населении сказалось землетрясение.
При предыдущих визитах на остров размер групп визуально составлял 20-40 человек, а обнаруженные поселения были предназначены для 40-60 человек.
Эти цифры более точно отражают размер проживающих групп, так как некоторые обитатели острова, сталкиваясь с чужеземцами, почти наверняка прячутся и поэтому не попадают в подсчёт. Индийское правительство окружило остров зоной отчуждения в 3 мили, чтобы избежать смертей от рук дикарей.
Таким образом, можно предположить, что на всём острове живёт примерно от 2 до 6 групп аборигенов. Сопоставляя пищевые ресурсы острова (наземные и морские) и возможности охотников-собирателей, можно сделать вывод, что для сносного существования популяции хватило бы и весьма незначительной части острова.
Большая часть того, что известно о сентинельской культуре, основывается на исследованиях, проводившихся в конце XX столетия с целью установления контактов.
Сентинельцы ведут образ жизни охотников-собирателей, добывая себе пропитание охотой, рыбной ловлей и сбором дикоросов, что говорит о присваивающем уровне развития. Нет никаких свидетельств того, что они занимаются земледелием и сельским хозяйством.
Мы знаем, что они живут в хижинах из пальмовых листьев, но у них есть и крупные общие постройки с раздельными комнатами.
Технология выплавки металлов неизвестна сентинельцам, да и соответствующее сырьё на острове, как установлено, встречается чрезвычайно редко. Однако было замечено, что аборигены весьма ловко используют металлические предметы, найденные на берегу, демонстрируя при этом навыки ковки и заточки. Они употребляли эти детали при изготовлении оружия и других предметов. Их оружие это лук, пики, стрелы и Г-образная дубина или даже некоторое подобие топора. Есть несколько типов стрел: для рыбалки, охоты и незаострённые - для предупредительных выстрелов. Похоже, тактика ведения боя ими уже осваивалась, и возможно, это может продвинуть племя к более высокому уровню развития.
Сентинельцы живут кровнородственными связями, так как «чужаков» они к себе не подпускают, так же как и другие племена на этом острове.
Но, несмотря на это, все они здоровы и, как показывает аналитика поведения, мимики, двигательных функций и других характеристик патологии, у них нет никаких дефектов, которые наблюдаются у потомства кровнородственных браков в цивилизованном мире.
Впрочем, недостаточно изучена мыслительная деятельность этих людей, однако стабильность в реакции на появление «чужаков» может характеризовать их сознание как присутствие в природе другого живого организма или существа как возможного врага.
К примеру, вряд ли дикий лев или тигр позволят «чужаку» подойти к себе и погладить, просто из соображений того, что человек хочет его просто погладить. Объяснять зверю свои намерения немыслимо, поскольку он не обладает пониманием такой ситуации, когда незнакомец, а в его восприятии, враг, не желает ему зла. Зверь реагирует соответственно, «чужак» - это враг для него.
Или попавший в капкан волк агрессивно ведет себя по отношению к «чужаку», который пытается приблизиться к нему, чтобы помочь волку выбраться из ловушки.
У некоторых народностей все же есть косвенные контакты с цивилизованными людьми, например, через другие, менее закрытые, коренные народы.
Директор по исследованиям неконтактных народов организации Survival International Фиона Уотсон добавляет:
- Они знают гораздо больше о внешнем мире, чем думают многие люди. Они - эксперты, живущие в лесу и хорошо осведомленные о присутствии аутсайдеров.
В отношении таких людей существует романтизированное представление, будто изоляция для диких народов – это попытка отказаться от зла и искушений современного общества.
Несколько лет назад группа антропологов из Аризонского университета провела интервью с представителями неконтактных амазонских племен, которые решили выйти на контакт с цивилизацией. Как выяснили ученые, аборигены были заинтересованы в контакте с внешним миром, но они слишком боялись этого. Как сказал антрополог Ким Хилл:
- Нет такой группы людей, которая остается в изоляции, потому что думает, что здорово не контактировать с кем-либо еще на планете. Страх – вот что действительно держит эти народы вдали от нас. По этой же причине их представители бросают копьями в пролетающие вертолеты, убивают рыбаков и журналистов, которые зашли слишком далеко.
Поэтому, например, в Перу законы запрещают гражданам инициировать контакт с изолированными группами. Также государство предоставляет охраняемые территории, где племена могут жить в безопасности.
Аналогичные законы есть и в Бразилии, которые позволяют общаться только в ситуациях, угрожающих жизни. Согласно заявлению Американской антропологической ассоциации по этике, у антропологов есть этическое обязательство не наносить вреда своими исследованиями.
Тем не менее, они редко являются первыми людьми, которые вступают в контакт с изоляционистами, – миссионеры, скрывающиеся преступники и разработчики ресурсов делают это чаще. И встречи эти, как правило, трагически заканчиваются для одной из сторон.
Самые изолированные и удивительные.
Если поближе посмотреть на наших собратьев-противников цивилизации, то они не могут не показаться удивительными и даже трогательными. Чего только стоят сентинельцы – жители островов Бенгальского залива. Считается, что они непосредственно происходят от первых человеческих популяций в Африке. Тот факт, что их язык настолько отличается от других, свидетельствует о том, что они не имели контакта с людьми в течение тысяч лет.
Кстати, сентинельцы выжили после страшного цунами, унесшего тысячи жизней в 2004 году. И не просто выжили, а еще и прогнали индонезийских спасателей, забросав вертолеты камнями и стрелами.
Не менее интересно племя тьыт, о котором мир случайно узнал во время Вьетнамской войны. Тогда группа американских солдат, укрывавшаяся в лесах, встретила несколько сотен аборигенов, которые даже понятия не имели о том, что живут в каком-то там Вьетнаме и что идет серьезная война.
Среди ученых-антропологов часто возникают споры о том, нужна ли рука помощи неконтактным народам? До сих пор нет согласия по поводу того, в какое русло стоит направить судьбу изолированных народов.
Одни ратуют за то, чтобы налаживать контакты с ними: поставлять медикаменты, металлические предметы труда, организовывать образование, в конце концов. Другие уверены, что неконтактные сообщества лучше просто не трогать. Социализироваться они вряд ли смогут.
Как показывает практика, интегрированные племена часто оказываются на низшей ступени общества, к которому они присоединяются. Что более страшно, у таких народов отсутствует иммунитет ко многим заболеваниям и вирусам, то есть обычный грипп, скорее всего, станет для них смертельным. Проблему наркоторговцев и нелегальных лесорубов, от чьих рук страдают аборигены, должны решать правительства.
Ведь дело не только в защите неконтактных групп. Да и, судя по наблюдениям, закрытые племена могут о себе позаботиться. Например, спутниковые снимки Google Earth, которые недавно проанализировали антропологи, показывают, что одна большая изолированная деревня в Перу, кажется, мигрирует из года в год подальше от внешних посягательств на их землю, включая ведущиеся проекты по дорожному строительству.
Невольно напрашивается сравнение с периодом глобального потепления или ледникового периода, когда теплолюбивые животные навсегда покинули свои обжитые места и ушли на юг. Ничего не объясняя, поскольку у животных нет физической возможности это сделать, они двигались подальше от опасных мест.
Я ни в коем случае не приравниваю интеллект неконтактных народов к интеллекту животных, более того, я считаю, что сегодня можно получать важные сведения, проводя правильное наблюдение за поведением диких особей в природе.
Глава 3. Попытки цивилизации наладить с аборигенами контакт.
По сути, туземцы - живой памятник истории цивилизации. Однако есть одно «но». Изучить этот памятник практически невозможно. Сентинельцы никого не пускают на остров. Они не боятся вертолетов, и смело забрасывают их стрелами и копьями.
Многочисленные попытки учёных объяснить туземцам мирные намерения закончились ничем. Несколько раз исследователям грозила смерть. Нескольких незваных гостей сентинельцы даже убили и похоронили на своём острове. Ученые не подтверждают случаи каннибализма у этих народов, либо это недостаточно изучено.
О сентинельском языке практически ничего неизвестно, ни списка слов, ни языковых образцов никогда не было получено исследователями. По-видимому, он относится к семье андаманских языков, но при попытке коммуникаций в XIX веке другие племена не могли понять сентинельцев, так как их языки сильно отличались.
Одним из ранних известных упоминаний датированных 1771 годом стали заметки Джона Ричи, который заметил «множество огней», когда их судно Ост-Индской компании проходило мимо острова. Позже в том же году торговое судно потерпело крушение на одном из рифов близ острова. 106 пассажиров выжили и высадились на Северном Сентинельском острове, после чего им пришлось отбиваться от нападений сентинельцев до тех пор, пока спасательная группа Королевского флота не эвакуировала их. С тех пор об этом острове ничего не было известно вплоть до 1867 года.
В 1867 г. индийский торговый корабль разбился о риф около остров. Экипаж выбрался на пляж, где их атаковали местные, которые впервые увидели других людей за долгое время (по некоторым данным, именно этот инцидент был первым задокументированным контактом с сентинельцами). Они выжили и их спас другой корабль, а британцы совершали периодические контакты с населением острова до 1887 г.
В 1880 году, офицер, следивший за колониями в той зоне, Морис Видал Портман отправил на остров экспедицию. На острове их встретила пара аборигенов с другого острова и показала места их проживания. Это была деревня, но в ней было пусто. Портман не сдавался и продолжал искать людей. И позже нашёл шесть человек, пожилую пару и 4 детей. Портман решил, что лучшим способом представить себя и свою культуру сентинельцам, это похитить их. Людей погрузили на корабль и отвезли в Порт-Блэр. Через некоторое время люди сильно заболели, скорее всего, из-за того, что у них не было иммунитета к бактериям и вирусам остального мира.
Пожилая пара умерла, а детей срочно вернули на остров с кучей подарков. Портман решил, что подарки должны компенсировать смерть двоих людей и сам факт похищения, и вообще не испытывал никаких угрызений совести. Он пошёл ещё дальше и оскорбил местных назвав их идиотами с ужасными манерами. После этого Портман наносил ещё несколько визитов на остров и к его удаче он остался жив. Поняв, что люди не хотят ни с кем общаться, Портман перестал туда приплывать.
В 1896 году, до острова доплыл беглый преступник из Порта-Блэр. Сентинельцы не стали ждать сюрпризов от нежданного гостя и тут же убили его.
Начиная с конца 1960-х годов, индийское правительство направляло миротворческие отряды и пыталось установить дружеские отношения с народом Сентинела. Первым на остров отправился Triloknath Pandit и его экспедиция. Группа людей изучала остров, но нашла лишь пустую деревню. В ней для жителей оставили подарки, конфеты, вёдра и разные сладости.
В 60-х годах XX века, на остров была отправлена лодка с дарами, полная оптимистичных ученых и фоторепортеров.
Как и следовало ожидать, едва только лодка оказалась на расстоянии полета стрелы, как была немедленно атакована. Ученых это не смутило. Под градом стрел они подплыли к берегу, оставили на нем дары (свинью, куклу, кокосы, металлическую утварь и несколько пластиковых ведер) и с достоинством удалились. Дары были встречены со сдержанным любопытством. Кокосы были ими съедены, но не были посажены, кукла была похоронена, свинья не была съедена, но была убита и похоронена, как и кукла. Красные ведра были приняты с очевидным восхищением, в то время как зелёные были отвергнуты.
В 1970 г. Индия отправила группу антропологов, которые заметили сентинельцев на пляже. Трагедия произошла в 1974 г., когда команда телеканала National Geographic отправилась на остров для съемок документального фильма и была атакована градом стрел, когда их лодка подошла слишком близко к пляжу. Режиссер был ранен стрелой в бедро, и затем команда отступила.
В 1981 г. в северной части острова потерпел крушение корабль, который все еще можно увидеть на сайте Google Maps. Корабль Примроуз причалил к берегу и все его пассажиры были рады ступить на твёрдую землю. Однако радость длилась недолго и вскоре местные уже обстреливали людей. Гости решили ответить устрашающими залпами и топорами. Сентинельцы испугались и спрятались в лесу. Члены экипажа корабля подали сигнал о помощи, но помощь пришла лишь спустя 2 недели - в итоге их спасли на вертолете.
Несмотря на необщительность и агрессию местных, Pandit продолжал приплывать к острову ещё в течение 20 лет.
Первый, по-настоящему мирный контакт между аборигенами и внешним миром произошел в 1991 году. Они мирно побеседовали с местными жителями и те даже посидели в лодках своих гостей. Но индийское правительство решило прекратить любые дальнейшие экспедиции на остров в 1997 году из-за страха занести болезни, к которым у сентинельцев нет иммунитета.
Последняя трагедия произошла в 2006 г., когда 2 рыбака, нелегально рыбачащие в водах около острова, уснули, и их лодку прибило слишком близко к берегу. Другие моряки пытались их предупредить, но всё было тщетно. В итоге, лучники сентинельцев убили мужчин, и когда вертолет прилетел за их телами, его тоже атаковал град стрел, и он был отогнан. Хотя по закону приближаться к острову нельзя, некоторые турфирмы Омана, предлагают своим клиентам знакомство с самым закрытым народом в мире. Опасности уже подвергается другое племя соседнего острова, на нём даже началось строительство гостиниц. Ежедневно мимо деревни проезжают сотни машин на потеху туристам. Уже сейчас многих туристов в бронежилетах привозят к берегам Сентинельского острова и показывают местное население.
Активисты по защите природы работают над тем, чтобы прекратить «человеческое сафари» на Андаманских островах. Лидер организации Мириам рассказала:
- Мы продолжаем настаивать на том, чтобы дальнейших контактов с сентинельцами быть не должно! Власти Андаманских островов должны как можно тщательнее за этим следить, чтобы не столкнуться с повторением ситуации с рыбаками. Новые контакты сентинельцев с людьми могут принести горе обеим сторонам.
Конечно, исследование жизни, менталитета, традиций и обычаев этого народа и острова могло бы дать науке много информации. Ведь всё, что мы знаем о народе это результаты всего лишь наблюдений с вертолёта. С развитием информационных технологий есть возможность отправлять на остров небольшие дроны. Это поможет изучению, но влечёт за собой этические нарушения. Но, скорее всего, этот дрон будут также атаковать градом стрел. Многие люди уверены, что сентинельцам бы очень помогли достижения людей, к примеру, лекарство и промышленное оборудование.
Антрополог Оксида Венгатеш говорит о том, что попытка познакомить их с достижениями науки и техники в итоге оборачивается трагедией.
Заключение
Из-за отсутствия полноценных контактов с изолированными народами, информации о них очень мало, часто неизвестны даже их самоназвания. Сколько именно в современном мире осталось неконтактных народов, неизвестно. Однако, по некоторым оценкам, на сегодняшний день их насчитывается не менее ста.
По заключению большинства ученых, самое лучшее, что мы можем для них сделать, это постепенно налаживать простую дружбу и доверие. Нельзя просто сказать им через 15 минут после первого контакта и знакомства:
- О, кстати, если вся ваша деревня заболеет, отправьте всех на такое-то место, чтобы получить лечение.
Тем не менее, задача цивилизованного человека – сохранить своих уникальных «сородичей», даже если они об этом никогда сами не задумывались и вряд ли задумаются.
Антропологи считают, что лучше забыть о научном интересе и оставить изолированные племена в покое. Так антропологи Музея естественной истории в Нью-Йорке убеждены, что настоящая цель, прежде всего, должна состоять в том, чтобы не только обнаружить их, но и уберечь от контакта с внешним миром.
Этнограф по имени Сидней Поссуэлу - одна их главных фигур в бразильской индейской службе. Под его руководством, в течение только двух лет, территории, закрепленные за коренными индейскими племенами Бразилии, были удвоены в размере.
Сидней Поссуэлу позднее возглавил отделение Фунаи, занимавшееся установлением контактов с коренными индейскими племенами. Так вот, Поссуэлу пришел к выводу, что самое ужасное, что можно сделать, это установить физический контакт с ними. В основном - из-за болезней, которые занесут посетители из внешнего мира. Он выработал рекомендации, определявшие, что нужно обнаруживать эти племена, определять границы территорий их проживания, и оставлять их в покое. Эти рекомендации стали официальной политикой отдела по вопросам индейцев Бразилии.
Ученые также рассматривают разные гипотезы, насколько опасно для неконтактных племен вступать в контакт с внешним миром? В 80-х гг. XX века группа британских телевизионщиков, перейдя границы дозволенных контактов с изолированными племенами, заразила гриппом членов племени мачигенга. Восемь индейцев скончались.
Антропологи Музея естественной истории США считают, что оставить их в покое – это наиболее лучшая стратегия на сегодня.
Что касается их выживания, то это лучший вариант. Конечно, антропологи хотели бы их изучать, особенно изолированные племена, но для их же блага лучше оставить их в покое. Со временем, тем не менее, не останется ни одной неизученной изолированной группы.
Чем может им помочь другая часть человечества? Конечно, если есть признаки того, что они нуждаются в помощи, если есть признаки физических недугов, мы просто обязаны послать группу спасателей-медиков, считают почти все антропологи мира.
И, естественно, человечество задает вопрос: можно ли чему-либо научиться у неконтактных групп? Возможно, прежде всего, тому, как оно смогло выжить в джунглях в течение тысяч лет. Как они адаптировались к сложным диким условиям.
Я тоже надеюсь, что на нашей планете, останутся дикие и нетронутые цивилизацией племена. Но как считаете вы, пойдут ли им на пользу предметы и знания нашей цивилизации, или стоит оставить их в покое?
В своей работе я пыталась рассмотреть вопрос существования на планете Земля неконтактных с мировой цивилизацией народов. По мере исследования своей темы я поняла, что у каждого народа должен быть свой, естественный путь развития.
В этом плане нет революционного пути, может и должен существовать путь эволюции. Великие географические открытия привели к глобальному изменению жизни многих туземных племен и народов, а то и целых континентов.
На уроках истории мы выясняли и позитивные, и негативные стороны появления европейцев в тех местах, куда не пришла на тот момент их цивилизация. На мой взгляд, открытие новых материков и получение новых знаний о мире сопровождалось и регрессом в развитии миллионов племен, уничтожением массы самобытных цивилизаций и культурных достижений. Человечество, созидая новую эру, губило свои истоки – античность, экологию, порождая алчность и жестокость к тем, кто находился на более низкой, на их взгляд, ступени развития.
Технологически более развитая цивилизация, захватывает слабую, забирая ресурсы и истребляя представителей. Это происходит и по сей день. Населяющие планету Земля люди, разделились на страны, которые конфликтуют, воюют за интересы и ресурсы.
Каким сегодня прогрессивной цивилизации представляется чужак? Это злобный пришелец, который разрушает землю и захватывает ценные ресурсы планеты, он прибыл на наш островок, чтобы убить или поработить нас. Именно так рисует представителей инопланетных рас современная фантастика. Начиная с произведения Герберта Уэллса «Война миров» и заканчивая творениями наших дней.
Мы - точно такое же неконтактное племя, которое ждет врагов и готово обороняться от всего, чего мы не понимаем. Мы живем на своем клочке земли, не ведая того, как устроена вселенная, боясь вторжения извне, наращивая военный потенциал. Что уж говорить, мы даже сами с собой не можем жить в мире, ведь конфликты между людьми, населяющими нашу планету, не угасают никогда.
Мы живем в той же самой матрице, что и наши собратья, изолировавшиеся 60 тысяч лет назад. Мы сами представляем инопланетян такими же, как мы сами, наделяя их такой же степенью жадности, эгоизма и такой же точно парадигмой мышления. Мы верим, что они могут быть бесконечно более развиты технологически, но при этом будут такими же жадными, алчными и коварными, как мы сами. Боимся быть колонизированы, потому, что сами хотим колонизировать и другой формы взаимоотношений мы не знаем.
Если за нами наблюдает некий сверхразум, более высокая технологически и культурно цивилизация, то очевидно она примет решение оставить нас в покое, точно также, как правительство Индии оставило попытки наладить связь с сентинельцами.
Что нам даст контакт с сентинельцами? Нам не интересны ограниченные ресурсы их острова, ведь доступна вся планета/вселенная. Тем более, что они в силу своей дремучести агрессивно настроены.
Человечество - совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Человечество неразрывно связано с культурой, созданной на протяжении всего времени существования человечества и подвергающейся изменениям в ходе его развития.
Это должен помнить каждый человек, дополняя свою память тем, что у каждого народа, государства, страны или социума есть выбор – идти строго по линейке мирового развития, или сохранять свой исторический путь?
Список использованной литературы и источников
4. Назаретян А. П. Универсальная (Большая) история: версии и подходы // Историческая психология и социология истории. 2018. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сентинельцы
А теперь — мультфильм
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Снежный всадник
Большое - маленькое
Цветение вишни в лунную ночь