Презентация создана для выступления в научно-практической конференции
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «Плоскостопие у учащихся и его профилактика» Подготовила: Акимова Валентина учащаяся 8 класса МОУ СОШ № 2 р.п.ПачелмаСлайд 2
Цель исследования: - установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся нашей школы, -предложить специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия. Задачи: 1. Изучить литературу по теме. 2. Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся 6 и 8 классов. 3. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся. 4. Подвести итоги и сделать выводы.
Слайд 3
Стопа человека представляет собой очень сложный механизм, предназначенный для удержания всего тела в вертикальном положении при стоянии и ходьбе. Этому небольшому по массе и размерам элементу всего опорно-двигательного аппарата на протяжении жизни человека приходится выдерживать колоссальные статические и динамические нагрузки
Слайд 4
Благодаря правильно сформированным сводам, стопа выполняет ряд необходимых функций: распределение нагрузки тела при движении, установление равновесия и приспособление к неровностям земной поверхности. смягчение ударов о землю при движении (амортизирующая способность)
Слайд 5
Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.
Слайд 6
Ранние признаки плоскостопия: Быстрая утомляемость ног Ноющие боли в стопах Боли в мышцах бедер, голени, пояснице возникающие при движении, а в дальнейшем и при стоянии, боли проходят после ночного сна Трудности при выборе обуви Напряжение в икроножных мышцах Отечность стоп Появление участков огрубевшей и утолщенной кожи , доставляющих дискомфорт при ходьбе (натоптыши), возникают у основания большого пальца.
Слайд 7
В диагностик е плоскостопия применяются следующие методы: осмотр, плантография, подометрия, рентгенологическое исследование и другие методы. 1.При осмотре стоит обращать внимание не только на стопу, но и на обувь. При плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть. Особенно родителям стоит больше уделять внимание необычной форме изношенной обуви своих детей, так как это может быть первым сигналом о существующей проблеме.
Слайд 8
По результатам осмотра внешнего вида стопы явно было видно наличие плоскостопия у четырех мальчиков. У них была сильно стоптана с внутренней стороны обувь. А при осмотре ступни почти не просматривалась сводчатость .
Слайд 9
2.Плантография - суть методики заключается в получении отпечатка контура стопы на бумаге. Стопу смазывают различными красящими веществами (йод, зеленка, тушь, и др.) и оставляют отпечаток стопы на листе бумаги. При этом исследуемый должен принять свою обычную осанку, встать удобно, так чтоб нагрузка на обе конечности была одинакова. Плантография даёт ориентировочные данные о состояние сводов стопы, в случае подозрения на плоскостопие обследование не должно останавливаться только на этой методик е .
Слайд 10
Класс Кол-во испытуемых Нарушения формы стопы Сводчатая стопа Плоская Количество: Количество: 6 24 учащихся 9 детей 15 8 24 учащихся 11 детей 13 Всего 48 учащихся 20 учащихся 28 В процентах 41,67 % 58.33% Результаты плантографии
Слайд 11
3.Подометрия – измерение внешних параметров стопы, с последующим определением продольного и поперечного индексов свода стопы (по Фридленду). Индекс продольного свода стопы – это отношение высоты стопы к её длине в процентах. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота - это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы. Индекс свода в норме от 31 % - 29%. Ниже 29% указывает на уплощение свода. Получение отпечатка контура стопы на бумаге - стопу намочить и оставить отпечаток стопы на листе бумаги. Прими свою обычную осанку, встань удобно, так чтоб нагрузка на обе ноги была одинакова. Затем фломастером обведи свой отпечаток. Измерить длину и высоту стопы ноги. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы. Запиши результаты.
Слайд 12
Степень плоскостопия Кол-во учащихся Продольный индекс стопы В норме У 28 учеников 29-31 I степень У 10 учеников 27-29 II степень У 6 учеников 25-27 III степень У 4 учеников Менее 25 Результаты подометрии
Слайд 14
Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты. Оказалось, что 58,33% школьников имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Плоскую стопу имеют 41,67% всех школьников, что достаточно много, если учесть, что при плоскостопии появляются боли в ногах, в коленных суставах, а также в поясничной области и судороги. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Такие нарушения необходимо лечить, а в школе с первых классов – проводить профилактические мероприятия.
Слайд 15
Педагогический эксперимент. Мы начали проводить эксперимент с целью определения эффективности использования коррекционных методов, как средство уменьшения симптомов проявления плоскостопия у учащихся. Начало эксперимента - с сентября 2017 года. Планируем проводить его до конца 2017-2018 учебного года. В течение эксперимента учащиеся на дополнительных занятиях будут выполнять комплексы корригирующих упражнений по предупреждению и коррекции плоскостопия.
Слайд 16
Комплекс упражнений для коррекции стоп: 1. Ходить в течение 2-3 минут на внутренних ребрах стоп и столько же на внешних краях стоп 2. Садиться на край стула и совершать ползающие движения стопами с помощью пальцев вперёд, а затем назад (10-15 раз). 3. Укладываться удобно лицом к верху. Ноги прямые. Сгибать пальчики 10-15 раз. 4. Ложиться на любую поверхность лицом кверху. Ноги выпрямлены. Делать круговые вращательные движения в голеностопных суставах влево, вправо, наружу, внутрь (4-6 раз). 5. Становиться ровно. Носки вместе, а пятки врозь. Ручки на поясе. Приподниматься на пальчики, вытягивая при этом туловище как можно больше вверх, локти одновременно отводить назад. Исполнять 10-12 раз. 6. Захватывать пальчиками ног мелкие предметы - очень хорошо прорабатывать мышцы стопы.
Слайд 17
Рекомендации родителям: 1. Купить ребенку ортопедические стельки – они останавливают процесс дальнейшей деформации стоп 2. Записать на занятия в бассейн – плавание улучшает кровобращение в тканях, корректирует форму стоп 3.Резиновый текстурный коврик – любая неровная поверхность – «тренажер» для стоп 4. Массаж стоп – устраняет застойные явления Рекомендации для профилактики плоскостопия: 1. Хождение по траве, песку, камушкам летом – лучший массаж для ребенка 2. Правильная обувь - высота каблука для взрослых должна быть 3-4 см, для детей 1-1,5 см 3. Плавание – улучшает кровообращение
Слайд 18
Выводы. 1. В результате проведенного эксперимента я определила наличие признаков плоскостопия у 41, 67 % учащихся в исследуемой группе. 2.Кроме того, признаки плоскостопия присутствуют чаще у мальчиков, чем у девочек 3.После окончания данного эксперимента, с учащимися была проведена беседа, в ходе которой им были даны рекомендации; так же полученные результаты были доведены до сведения родителей на родительских собраниях.
Слайд 19
Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у школьников 6 и 8 классов . В процессе исследования поставленные задачи – решены. В ходе работы, я изучила научную литературу, познакомилась с методами диагностики плоскостопия, а также научилась определять разные виды плоскостопия. Теперь, зная методы профилактики плоскостопия, я могу дать советы ученикам школы. В дальнейшем я думаю продолжить работу над данной темой и наблюдать динамику заболевания. Я считаю, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. Ведь наш мониторинг позволит своевременно выявить отклонения в развитии стопы и обратиться к врачу. А систематические коррекционные упражнения, которые мы порекомендуем, обязательно укрепят свод стопы.
Слайд 20
Я считаю, что моя работа актуальна тем, что в последние годы дети всё меньше двигаются, а больше времени проводят у компьютера. И очень важно, что о дефектах стопы ребенка должны своевременно узнать родители, чтобы принять необходимые меры профилактики и лечения этого заболевания.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Как нарисовать небо акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Ворона
Простые летающие модели из бумаги
Свадьба в Малиновке