В данной презентации рассматривается теоретический материал, правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в том числе с обобщающим словом. Предлагаются упражнения и правильные ответы. Презентацию можно использовать на уроках знакомства с новой темой, а также на уроках ее повторения и закрепления.
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny_predlozhenia_i_obobschayuschee_slovo_pri_odnorodnykh_chlenakh_1.pptx | 479.08 КБ |
Слайд 1
Однородные члены предложенияСлайд 2
Однородные члены предложения Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Однородные члены – это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочинительной связью. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения . Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).
Слайд 3
Например: Лесной перегной и мох впитывают тот дождь не торопясь, основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие перегной и мох соотносятся с одним сказуемым – впитывают ; однородные обстоятельства образа действия не торопясь, основательно зависят от сказуемого ( впитывают (как?) не торопясь, основательно ).
Слайд 4
Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи. перегной и мох – имена существительные в именительном падеже. Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами . В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже ( лет двадцати пяти ), второе – причастным оборотом ( блещущий здоровьем ), третье – сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с зависимым причастием ( со смеющимися щеками, губами и глазами ).
Слайд 5
Примечание Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно , кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как , но связаны они сочинительным союзом и ).
Слайд 6
Не являются однородными членами предложения : 1 ) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость, такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения: Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад ( Куприн ). 2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ; 3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.; 4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!): ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.
Слайд 7
Знаки препинания при однородных членах А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится . Например : Потекла со страшной быстротой густая , пёстрая, странная жизнь . Б) Одиночные соединительные союзы - ( и , да = и ) или разделительные союзы ( или , либо ) – запятая между однородными членами не ставится . Например: Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка . Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится . В) Повторяющиеся соединительные союзы ( и... и; ни... ни ) и повторяющиеся разделительные союзы ( или... или; либо... либо; то... то; не то... не то ) – запятая между однородными членами ставится . Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения
Слайд 8
Г) Противительные союзы ( а, но, зато, да = но , однако = но ) – запятая между однородными членами ставится . Например: На взгляд-то он хорош, да зелен ; Теперь море сияло не сплошь, а лишь в нескольких местах ; Приют наш мал, зато спокоен. Д) Двойные и парные союзы ( если не..., то; если не..., так; хотя..., но и; как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы..., а ) – запятая между однородными членами ставится . Например: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг ; Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим ; Для Алевтины Васильевны хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея Кузьмича . Примечание. Союзы а также, а то и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Обратите внимание, что после второго однородного члена предложения с таким союзом запятая не ставится. Например: Бывает трудно, а то и невозможно сразу разобраться в подобной ситуации.
Слайд 9
План разбора однородных членов Указать, какими членами предложения являются однородные члены и какими грамматическими формами они выражены. Указать, как связаны между собой однородные члены (бессоюзная связь, союзная связь – тип союза или союзов). При наличии обобщающего слова указать его положение по отношению к однородным членам (перед однородными членами или после них). Знаки препинания при однородных членах.
Слайд 10
Образец разбора Везде : над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо . Данное предложение осложнено однородными обстоятельствами места, выраженными существительными в косвенном падеже с предлогом ( над головой, под ногами ) и наречием ( рядом ). Два первых обстоятельства связаны бессоюзной связью, поэтому разделяются запятой ( над головой, под ногами ). Второе и третье обстоятельства связаны одиночным соединительным союзом и , поэтому запятой не разделяются ( под ногами и рядом ). Однородные члены имеют при себе обобщающее слово ( везде ), выраженное местоимённым наречием. Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие. Поскольку предложение не заканчивается однородными членами, то после них ставится тире.
Слайд 11
Упражнение 1. Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны, расставьте знаки препинания. 1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода изящна любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).
Слайд 12
Упражнение 2. Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются , расставьте знаки препинания Земля обсохла душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков гусениц слизней жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету ни на дереве. Его корм всюду на земле и в земле. Знаете сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть когда он идя между грядок или вдоль дорожки охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа. (К. Паустовский.)
Слайд 13
Упражнение 1. Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны, расставьте знаки препинания. 1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков ) (Обстоятельство). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов ) (Сказуемое). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков )(Сказуемое и дополнение) . 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко ) (Сказуемое) . 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький ) (Сказуемое) . 6) Она молода, изящна любит жизнь... (Чехов ) (Сказуемое) . 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков ) ( Сказуемое, дополнение ) .
Слайд 14
Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются , расставьте знаки препинания Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды (сказуемые). Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок (Дополнения)! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве (обстоятельства) . Его корм всюду: на земле и в земле (обстоятельства при обобщающем слове) . Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа. (К. Паустовский.)
Слайд 15
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 16
При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так называемые обобщающие слова . Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Например : В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали… В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто. В корзине была дичь: два тетерева и утка .
Слайд 17
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение : обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены – части этого целого : За деревней с холма был виден город : квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов ; обобщающее слово обозначает родовое (общее понятие), а однородные члены – видовые (более частные понятия ): Пронзительно кричала птица : петухи, гуси, индейки ;
Слайд 18
Обобщающие слова выражаются разными частями речи, но чаще всего местоимениями и местоимёнными наречиями и существительными: Лес прекрасен всегда : и в зимние дни, и весной (всегда – местоимённое наречие); Здесь всё : и здание, и зелень – воспринимал особо я (всё – местоимение). Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами зависят от положения обобщающего слова по отношению к однородным членам и от положения однородных членов вместе с обобщающим словом в предложении в целом . А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то перед первым однородным членом ставится двоеточие . Например: Лес прекрасен всегда : и в зимние дни, и весной.
Слайд 19
Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов . В зависимости от позиции обобщающие слова обнаруживают разное значение. Обобщающее слово является действительно обобщающим в том случае, когда оно стоит после однородных членов: Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха — всё это полночь.
Слайд 20
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами , то между ним и однородными членами возникают уточнительно -пояснительные отношения, которые иногда оформляются специальными союзами а именно, как-то, то есть: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ; Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку , ладил с барином и прочими властями ; Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах .
Слайд 21
Б) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире . Например: Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди . В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после продолжается предложение, то после однородных членов ставится тире. Например: Лиственные деревья: осины, ольха, березки – все они росли в этом саду.
Слайд 22
Примечание: Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово ( словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова – запятая. Пример: Он поёт о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте – словом, обо всём том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока .
Слайд 23
Упражнение 1 . Придумайте и запишите по три предложения с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, и с обобщающим словом, стоящим после однородных членов . Пример: мебель (стулья, шкафы, диваны) деревья (липы, березы, пихты) цвет (синий, красный, зеленый)
Слайд 24
Упражнение 2. Перепишите, расставьте знаки препинания. 1 ) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли . 2 ) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу. 3 ) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда. 4 ) Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования...
Слайд 25
Упражнение 1 . Придумайте и запишите по три предложения с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, и с обобщающим словом, стоящим после однородных членов. У нас были овощи: огурцы, помидоры, лук. У девочки были разные рисунки: львы, тигры , слоны и жирафы . Вова любил домашних животных: собак, кошек, кроликов . Алгебра, русский язык, история - сложные предметы . Математика, русский язык, английский язык, физика – зачетные предметы. Лимонный, голубой, белый, синий – холодные цвета.
Слайд 26
Упражнение 2. Перепишите, расставьте знаки препинания. 1) В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 2) Живя умей всё пережить: печаль, и радость, и тревогу. 3) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. 4) Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши - не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования...
Слайд 27
Упражнение 3. I. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором. 1) На дачу приехали мать, отец и два сына. 2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына . II. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором . 1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода. 2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.
Дымковский петушок
Сила слова
Весёлая кукушка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Груз обид