Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели.
Вложение | Размер |
---|---|
ves_shkolnogo_portfelya.ppt | 750 КБ |
proekt.odt | 23.65 КБ |
Слайд 1
Сколько весит здоровье ученика? Исследовательская работа Учеников 1 класса «Г» МБОУ гимназия № 65 им. Н. Сафронова Руководитель Кузнецова Л.В.Слайд 2
Тяжёлый портфель вредит здоровью?
Слайд 3
Сколько весит пустой портфель? 1 кг Рекомендуется - 600 г!
Слайд 4
Результаты взвешивания День недели Вес портфеля с учебниками Понедельник 3 кг Вторник 3,45 кг Среда 2,8 кг Четверг 3,2 кг Пятница 2,42 кг
Слайд 5
Гигиенические нормы Вес портфеля первоклассника не должен превышать 10% от веса ребёнка! Мой вес 25 кг вес портфеля 2,5 кг
Слайд 6
Как вес портфеля вредит здоровью Тяжёлый портфель Нарушение осанки Плоскостопие Болезни суставов
Слайд 7
Сколиоз – искривление позвоночника Период с 4 до 10 лет – самый важный в формировании осанки! Чем ты старше, тем труднее исправить осанку!
Слайд 8
Нарушение осанки нарушает работу других органов Нарушение осанки Плохое зрение Заболевания органов дыхания Заболевания нервной системы Заболевания органов пищеварения
Слайд 9
Наши предложения Брать в школу только необходимые вещи Заменить тяжёлый пенал лёгким При выборе портфеля учитывать вес Договориться с соседом по парте носить один учебник на двоих По возможности оставлять учебники и школьные принадлежности в классе
Слайд 10
Решение проблемы Родители откликнулись на просьбу первоклассников и теперь в нашем классе замечательный шкаф, в котором мы храним все необходимые для занятий школьные принадлежности
Слайд 11
Спасибо за внимание!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Тема. «Сколько весит здоровье ученика?»
I. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
II. Цель
Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
III. Задачи
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
IV. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 1 Г класса.
V. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
VI. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
VII. Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 22 человека.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг);
– самый легкий портфель;
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
– самый «тяжелый» учебный день;
– самый «легкий» учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
12 человек с нарушением осанки;
10 человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в табл. 1.
Таблица 1
Ф.И. учащегося | Год рождения | Вес тела | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
Бабкин Андрей | 2004 | 22 кг | 2.2 | 3.2 |
Денисов Иван | 2004 | 28 кг | 2.8 | 3.4 |
Дмитриев Андрей | 2004 | 22 кг | 2.2 | 3.1 |
Журавлев Егор | 2004 | 32 кг | 3.2 | 3.8 |
Князьханов Алим | 2004 | 22 кг | 2.2 | 3 |
Кочетков Александр | 2004 | 20 кг | 2 | 3.1 |
Кудашева Виктория | 2004 | 35 кг | 3.5 | 3.9 |
Лебедев Александр | 2004 | 21 кг | 2.1 | 2.8 |
Мадьяров Артем | 2004 | 21 кг | 2.1 | 2.6 |
Малахова Елизавета | 2004 | 36 кг | 3.6 | 4 |
Малётин Данил | 2003 | 35 кг | 3.5 | 4.1 |
Мосолов Артем | 2004 | 22 кг | 2.2 | 2.8 |
Обухова Валерия | 2005 | 20 кг | 2 | 2.7 |
Пономарева Анна | 2004 | 24 кг | 2.4 | 3 |
Рузаев Сергей | 2004 | 22 кг | 2.2 | 3.9 |
Саблина Ксения | 2004 | 24 кг | 2.4 | 3.4 |
Селеверов Иван | 2004 | 23 кг | 2.3 | 2.8 |
Солонченко Илья | 2004 | 26 кг | 2.6 | 3.1 |
Трачукова Олеся | 2004 | 20 кг | 2 | 2.7 |
Халтурин Владислав | 2004 | 31 кг | 3.1 | 4 |
Черкашин Андрей | 2004 | 25 кг | 2.5 | 3.6 |
Яргунов Валерий | 2004 | 26 кг | 2.6 | 2.8 |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ф.И. учащегося | Вес ранца (кг) | Выводы |
Бабкин Андрей | 0,6 | превышение |
Денисов Иван | 0,6 | превышение |
Дмитриев Андрей | 0,5 | норма |
Журавлев Егор | 0,7 | превышение |
Князьханов Алим | 0,4 | норма |
Кочетков Александр | 0,6 | превышение |
Кудашева Виктория | 0,65 | превышение |
Лебедев Александр | 0,7 | превышение |
Мадьяров Артем | 0,9 | превышение |
Малахова Елизавета | 0,3 | норма |
Малётин Данил | 0,5 | норма |
Мосолов Артем | 0,5 | норма |
Обухова Валерия | 0,6 | превышение |
Пономарева Анна | 0,5 | норма |
Рузаев Сергей | 1 | превышение |
Саблина Ксения | 0,4 | норма |
Селеверов Иван | 0,3 | норма |
Солонченко Илья | 0,8 | превышение |
Трачукова Олеся | 0,7 | превышение |
Халтурин Владислав | 0,5 | норма |
Черкашин Андрей | 0,8 | превышение |
Яргунов Валерий | 0,3 | норма |
Выводы
Мы увидели, что у 10 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,3 кг. Однако у 12 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Азбука» – 200 г; «Математика» – 200 г; «Окружающий мир» –200 г; Дневник – 100 г; Тетрадь-задачник по математике– 200 г; Тетрадь на печатной основе по «Окружающему миру» – 50 г;
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник : 3,45 кг или 3,34 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данный день он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в пятницу. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 2,42 кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Рекомендации ученикам
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);
– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
– организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
На основании проведённого исследования, наши родители решили: для уменьшения нагрузки на детский организм, приобрести индивидуальные шкафчики для школьных принадлежностей. В классе мы будем оставлять форму, для занятий физкультурой; все принадлежности для уроков - изобразительное искусство и технологии.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Тема: «Сколько весит здоровье ученика?»
Над проектом работали:
Ученики 1 Г класса
МБОУ гимназия № 65
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рождественские подарки от Метелицы
Горячо - холодно
Машенька - ветреные косы
Солдатская шинель