Краткий лингвистический комментарий к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_literature_prilepina_sofiya.pptx | 728.71 КБ |
Слайд 1
Проект Краткий лингвистический комментарий к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Л юдмила» Учебный предмет: русский язык, литература Подготовила Прилепина Софья ученица 5Б МБОУ «СШ №9 с УИОП» Учитель Тарасова Т.А.Слайд 2
« Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения…» Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 3
Цель: толкование семантических значений устаревших слов и оборотов, намеренно используемых А. С. Пушкиным для выражения художественной идеи произведения
Слайд 4
Задачи: 1. собрать языковой материал (устаревшие слова, затрудняющие понимание произведения ); 2. определить значение устаревших слов, обратившись к лингвистическим словарям; 3. создать картотеку устаревших слов; 4. сделать вывод о роли устаревших слов в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила ».
Слайд 5
Объект исследования: устаревшие слова, которые используются в поэме .
Слайд 6
Актуальность развитие словарного запаса учащегося для дальнейшего использования в работе над текстом.
Слайд 7
Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находились устаревшие слова к поэме «Руслан и Людмила». Я решила сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда в одном источнике найти толкование всех устаревших слов
Слайд 8
Гипотеза: предполагаю , что составленный краткий лингвистический комментарий к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» облегчит читателям её прочтение
Слайд 9
Методы и приёмы: анализ научной и методической литературы, сбор устаревших слов и оборотов, анкетирование учащихся
Слайд 10
Итоговый продукт «Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», опубликованная в отрывках журналов, а потом вышедшая в начале августа 1820 г. отдельной книжкой, стала этапным произведением поэта. Своей ярко выраженной самобытностью, оригинальностью она окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта» (Ревякин А.И.1985). «Руслан и Людмила» привлекает к себе читателей ХХ I века верой в победу добра над злом, захватывающим сюжетом, глубоким чувством патриотизма («Там русский дух, там Русью пахнет») Н.Скатов, говоря о « Руслане и Людмиле», отмечает, что фантазия юного поэта « смогла построить необычайный мир, сказочный…»(Скатов Н. 1991).
Слайд 11
Действительно, в поэме можно обнаружить признаки волшебной сказки: реальный мир и несуществующий; главные герои - люди смелые, сильные, умные, красивые; волшебные предметы (шапка-невидимка, меч - кладенец ); борьба добра со злом; герой проходит испытания, терпит страдания; чудесные события (похищение Людмилы, воскрешение Руслана при помощи живой и мертвой воды, пробуждение Людмилы при помощи волшебного кольца); в конце произведение все получают по заслугам: злые наказаны, добрые вознаграждены. Перенося читателя в далекие времена царствования князя Владимира, поэт воссоздает колорит эпохи древней Руси, намеренно используя устаревшие слова. Их Пушкин вводит в словесную ткань поэмы и для придания торжественности , когда показывает богатырскую силу русского национального характера.
Слайд 12
А.И. Ревякин, говоря о языке поэмы «Руслан и Людмила», отмечает, что в произведении «много славянизмов» (Ревякин А.И.1985). Мы согласны с мнением ученого. Действительно читая произведение, мы не можем обойтись без специальных словарей, чтобы понять значение устаревших слов. Данная учебно – исследовательская работа представляет собой попытку создания лингвистического комментария к поэме «Руслан и Людмила». Предметом лингвистического анализа являются устаревшие слова, намеренно введённые Пушкиным в поэму. Устаревшие слова, обозначающие ушедшие из жизни предметы, называют историзмами. Устаревшие слова, которые в современном языке заменились другими, синонимичными, называются архаизмами. (Русский язык. Энциклопедия, 1997).
Слайд 13
Исследовательская часть После прочтения поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» учащимся 5 «А» класса было предложено ответить на вопросы анкеты. Социальный опрос (опрошено – 21 человек ) 1. Понравилось ли вам данное произведение? Варианты ответов: Да – 10 человек Нет –11человек 2. Легко ли было читать произведение? Да – 18 Нет – 3 3.Если нет, то почему? Были непонятны многие слова.
Слайд 14
Результаты исследования :
Слайд 15
Выводы В ходе учебно-исследовательской работы собрано и определено значение 51 слова, среди них - 29 устаревших (25 архаизмов и 4 историзма). Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что лингвистический анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», на наш взгляд, является актуальным для понимания современными школьниками художественной идеи произведения, написанного почти 200 лет назад. Учащимся 5 «Б» класса была предоставлена данная картотека, которую они использовали во время прочтения текста поэмы.
Слайд 16
Результаты опроса учащихся 5 б класса: Всего опрошено – 21 человек 1. Понравилось ли вам данное произведение? Да - 18 человек Нет- 3 чел 2. Легко ли было читать произведение? Да - 19 Нет - 2 3. Были ли затруднения при прочтении поэмы? Какие? Затруднений у учащихся при прочтении не было.
Слайд 17
Результаты исследования:
Слайд 18
Рисунки учащихся 5 Б класса по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Слайд 19
Рисунки учащихся 5 Б класса по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Слайд 20
Спасибо за внимание !
Сочинение
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Простые новогодние шары из бумаги
Лягушка-путешественница
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое