Применение компьютеров на занятиях иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса, способствует эффективному изучению иностранного языка, делает процесс обучения более интересным.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osipov_sa_yatek_pk.docx | 115.92 КБ |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ПОУ “Якутский торгово-экономический колледж потребительской коооперации” им.К.О.Гаврилова
XV республиканcкая студенческая научно-практическая конференция “Наука.Образование.Искусство”
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Автор:
Осипов Семен Александрович,специальность «Банковское дело»,ПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации» им. К.О.Гаврилова, 2 курс
Научные руководители:
Колодезникова Анна Михайловна, преподаватель иностранного языка, ПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации» им. К.О.Гаврилова
Прокопьева Елена Петровна, преподаватель иностранного языка, ПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации» им. К.О.Гаврилова
Якутск, 2019
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………………………………3
Научная статья………………………...……………………………………………………......4
Список использованной литературы………………………………………………………… 12
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Осипов С.А.
ПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»
им. К.О.Гаврилова, 2 курс
Аннотация
Применение компьютеров на занятиях иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных программ, тренажеров способствует эффективному изучению иностранного языка, делает процесс обучения более интересным.
Цель работы:Изучить влияние интерактивных тренажеров на формировение навыков правильного построения предложений на английском языке студентов неязыковых специальностей и использованием профессионального глоссария.
Актуальность:В век информационных и телекоммуникационных технологий разные компьютерные программы, тренажеры способствуют эффективному изучению английского языка.
Новизна:Разработан интерактивный тренажер, позволяющий в визуальном режиме конструировать и проверять правильность построения предложений на английском языке.
Из сформулированной цели вытекают следующие задачи исследования:
Объект исследования: изучение иностранного языка на неязыковых специальностях в ПОО СПО.
Предмет исследования: влияние применения интерактивных методов на процесс усвоения правильного построения слов в английских предложениях
Гипотеза:Применение интерактивных тренажеров повышает эффективность традиционных методов по правильномусоставлениюанглийскихпредложений.
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Осипов С.А.
ПОУ «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»
им. К.О.Гаврилова, 2 курс
От трудностей к интересу, от интереса к знаниям.
Грамматикаявляется структурой языка и превращает его вречь. Обучение грамматике должно занимать одну из ведущих позиций, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения. Типичной ошибкой у начинающих является, прежде всего, порядок слов в английских предложениях разного типа. Это понятно, так как на данном этапе обучения иностранному языку слишком велика интерференция родного языка. Это нередко приводит к нарушению смысла высказывания говорящего. В русском языке при изменении порядка слов смысл не меняется. Это связано стем, что врусском языка развита система падежных окончаний.В английском предложении обязателен строгий порядок слов, то есть порядок следования членов предложения по отношению друг к другу.
Например:
Как видите, в русском языке мы можем переставить слова в предложении, и это не помешает другому человеку понять ту мысль, которую мы хотим донести до него. В английском языке порядок слов является фиксированным, т.е. закрепленным в определенном положении. Это значит, что слова в предложении имеют свои места и переставлять их нельзя.
Если порядок слов в английском предложении неправильный, то собеседнику будет трудно понять, какую мысль вы хотите донести до него. Но усвоение грамматического материала требует от человека напряженной умственной деятельности, внимания и вызывает много трудностей, которые усугубляются изучением терминов, правил и исключений из них. Это вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса к изучению иностранного языка.
Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков. Поэтому используя различные технологии можно и нужно упрощать грамматический материал, его правила и сделать процесс обучения наиболее увлекательным и, как следствие продуктивным. Такой технологией является визуализация, так как рядом психологических исследований было выявлено, зрительные каналы обладают наиболее высокой пропускной особенностью, нежели слуховые. Считается, что 90% всей информации человек воспринимает именно с помощью органов зрения. Как отмечают Изотова Н.В. и Буглаева Е.Ю. в статье «Система средств визуализации в обучении иностранному языку», информация, полученная посредством зрения, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. В связи с этим вполне логичен вывод о том, что информацию на занятиях наиболее выгодно представлять с помощью зрительных образов, таких как схемы, иллюстрации, презентации, таблицы и т.п.
Как дается в большом энциклопедическом словаре, термин «визуализация» происходит от латинского словаvisualis, т.е. зрительный, наглядный, воспринимаемый. Клепикова Ю.А. и Андреева Н.М. считают, что визуализация – это такой процесс демонстрации информации, цель которого создать максимальные удобства для понимания, а также придание зрительной формы любому объекту, процессу субъекту. Визуализацию можно представить в виде промежуточного звена между учебным материалом и результатом обучения. Она служит механизмом, позволяющим оптимизировать когнитивные процессы обучающихся.
Визуализация позволяет наглядно и опосредованно представить изучаемый вопрос наиболее «зрелищно», тем самым она обеспечивает синтез знаний. В обучении иностранному языку может оказать действенную помощь в целом ряде вопросов:
Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию. Чем больше эмоций получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации. Для этого можно использовать приемы мнемоники.
Мнемо́ника (др.-греч.- искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Основные приёмы:
За основу данной работы мы использовали нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Сегодня существует масса приемов и методов визуализации, которыеспособствовали бы повышению интереса обучающегося к самостоятельному изучению иностранного языка. Таким методом обучения является интерактивный тренажер, основанный на современных информационных технологиях. Что такое «Интерактивный тренажёр»?
Тренажер – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий.
Интерактивный тренажер-этоудобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.Интерактивный электронный тренажер является также мультимедийным средством обучения.
Программа Интерактивный тренажер сама должна:
Как одна из методик обучения, тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающегося. Интерактивный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях.
Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие интерактивные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.
Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.
Интерактивные тренажеры, созданные при помощи программы презентаций PowerPoint, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание обучающего, делают легче процесс восприятия и запоминания информации. Он не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его понятым и долговременным. Интерактивные тренажеры помогают объединить учебный материал, включив в тренажер переход к дополнительному материалу по изучаемому предмету. Это позволяет несколько расширить материал самостоятельно. А иллюстративный и текстовый материал тренажера помогает акцентировать внимание обучающего на важнейших моментах изучаемой темы.
Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты:
Интерактивный тренажер – это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Тренажеры можно использовать при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.
Разработка интерактивного тренажера
Данный тренажер разработан для изучения порядка слов в предложениях английского языка для студентов неязыковых специальностей. Основой создания тренажера стала программа PowerPoint. Тренажер состоит из следующих разделов:
В разделе грамматики даются правила построения английских предложений. Для лучшего запоминания информации использовали приемы мнемоники. Используя прием нахождения ярких необычных ассоциаций, мы каждый член предложения окрасили в разные цвета. Подлежащее – красный, сказуемое – синий, определение – оранжевый, дополнение – голубой, обстоятельство – зеленый.
Пример повествовательного предложения будет выглядеть следующим образом:
A chief cooked delicious dinner yesterday.
Покажем на примере повествовательного предложения как составляется мнемоническое правило. Для данного типа предложения оно будет следующим: КСОГЗ - красное – синее – оранжевое – голубое – зеленое. Можно расшифровать это правило.
При составлении отрицательных предложений добавляются вспомогательный глагол и отрицательная частица not.
A chief did not cook
Для отрицательных предложений мнемоническое правило будет КЖФС.
В английском языке существуют 4 типа вопросительных предложений. В соответствии от типа вопроса составляются следующие схемы:
Общий вопрос
Did a chief cook?
Для общего вопроса мнемоническое правило будет ЖКС.
Специальный вопрос
When did a chief cook?
Для специального вопроса мнемоническое правило будет МЖКС (где М – малиновый).
Альтернативный вопрос
Did a chief serve or cook?
Для альтернативного вопроса мнемоническое правило будет ЖКСCБ (где C – серый, Б – бордовый).
Разделительныйвопрос
A chief cooked dinner, did not he?
Для разделительного вопроса данного типа мнемоническое правило будет КСГЖФК.
A cook did not cook, did he?
Для разделительного вопроса данного типа мнемоническое правило будет КЖФСЖК.
Во втором разделе дан глоссарий по специальности «Поварское и кондитерское дело», который включает в себя лексический минимум, профессиональные глаголы. Например, существительные:
Desserts. Десерты. | |
pancakes with fillings | блины с начинками |
strawberries with cream | клубника со сливами |
soft ice-cream | мягкое мороженое |
walnut ice-cream | ореховое мороженое |
fruit salad | фруктовый салат |
milk jelly | молочное желе |
raspberry pudding | малиновый пудинг |
vanilla ice-cream | ванильное мороженое |
Глаголы:
add | добавлять |
bake | печь, выпекать |
beat | отбивать (котлету), взбивать (тесто, яйцо) |
boil | кипятить, варить |
bone | удалять кости |
brown | зажаривать, подрумянивать |
brush | смазывать |
butter | смазывать маслом, намазывать масло |
carve | резать, вырезать |
coat (with) | покрывать, посыпать |
Третий раздел состоит из тренировочных упражнений, которые включают различные задания:
Пример: Повар готовит ужин
Задания предполагают наличие обратной связи, отсутствием временных ограничений, незамедлительным появлением сообщений о правильности или неправильности ответов. Причем при неправильном ответе обучающийся имеет возможность сразу исправить ошибку. Таким образом, каждый ученик тренирует правило порядка слов в предложении в нужном для него темпе и может повторять работу необходимое количество раз до полного усвоения материала.
В четвертом разделе даются тестовые задания с разными уровнями сложности. Студенты могут самостоятельно проверить свои знания.
Выводы
На основании данной работы была проведена апробация интерактивного тренажера среди студентов группы ПКДО-18, специальность «Поварское и кондитерское дело». При проведении входного контроля в начале учебного года из 28 студентов неудовлетворительные оценки получили 3 студентов. Им было предложено самостоятельно заниматься на интерактивном тренажере и написать повторный тест. В результате повторного контроля студенты все справились с заданием.
Интерактивные тренажеры, созданные при помощи программы презентаций PowerPoint, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание обучающего, делают легче процесс восприятия и запоминания информации. Он не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его понятым и долговременным. Интерактивные тренажеры помогают объединить учебный материал, включив в тренажер переход к дополнительному материалу по изучаемому предмету. Это позволяет несколько расширить материал самостоятельно. А иллюстративный и текстовый материал тренажера помогает акцентировать внимание обучающего на важнейших моментах изучаемой темы.
Список использованной литературы
Три орешка для Золушки
На горке
Мост Леонардо
Ель
Кактусы из сада камней