Данная работа была представлена на НПК. Материал может послужить для внеклассной работы по истории родного края, музея, уроков по истории Бурятии.
Вложение | Размер |
---|---|
za_rekoy_beleet_tserkov.doc | 73 КБ |
Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное управление образования Джидинского района
Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1
Научно-практическая конференция
Секция «Краеведение»
Тема: «За рекой белеет церковь…»
Выполнила: Елисеева Валерия,
ученица 11 класса,
ПСОШ №1
Руководитель: Елисеева Елена Юлисовна.
2016 год
Оглавление
а) Строительство церкви
б) Священнослужители Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церкви
в) Миссионерская и прочая деятельность церкви
3. Заключение.
4. Список используемой литературы
5. Приложение: слайды, фотографии, архивные документы, рисунки.
Аннотация
Данная работа содержит материал по истории создания, деятельности Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церкви. Работа создана на основе архивных материалов, воспоминаний местных жителей, краеведов. В приложении к работе имеются слайды, фотографии, рисунки, архивные документы.
Цель исследования состоит в том, чтобы путем поиска документов, анализа и сопоставления архивных материалов, воспоминаний старожилов рассказать о некогда действующем в нашем районе Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церкви.
Задачи исследования:
В исследовательской деятельности автором были использованы следующие методы:
В ходе исследования автор приходит к следующим выводам, что Баян-Хосунская миссионерская Николаевская церковь играла в жизни наших земляков важную роль. Являлась центром духовным и просветительским. Дало образование нескольким родам, чьи потомки до сих пор проживают в нашем районе.
Автором подготовлена презентация и показ слайдов с использованием архивных материалов, фотографий, рисунков.
Руководитель: Елисеева Е.Ю.
Введение
«Не зная, прошлого, нельзя понять настоящего
и невозможно представить будущего»
В.Г. Белинский.
Весь опыт 20 века показал несостоятельность прогнозов относительно дальнейших судеб религии – либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Актуальность моей работы я вижу в том, что религия, являясь необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества, в настоящее время вновь обретает прежнюю силу. Народ всегда обращался и будет обращаться к Церкви и Богу как в трудные моменты жизни, так в моменты радости. Цель работы состоит в том, чтобы путем поисков документов в архивах района и республики, анализа различных источников, а также воспоминаний местных жителей рассказать о некогда действовавшей в нашем районе, ныне, к сожалению, почти забытой, Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церкви.
Предметом исследования является не только история основания данной церкви, но, также связанные с ней истории некоторых родов, известных в нашем районе и за его пределами. Объектом исследования служат находки в архивах Джидинского района, национальном архиве РБ, воспоминания местных жителей, а также краеведов. Задача – доказать, что история Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церкви уникальна и своеобразна. Церковь имела не только свое прямое предназначение, но и выполняла другие функции – статистическую, финансовую, просветительскую.
Методы поиска, сравнения и анализа позволяют реализовать задачи и достичь поставленной цели.
«За рекой белеет церковь…»
Тема, над которой работаю я, связана с Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церковью. Корни моего рода из села Баян, это еще одна из причин, почему я выбрала именно эту тему. Свое прошлое не нужно забывать, а по возможности – восстанавливать, возрождать. В настоящее время церковь не действующая, хотя, по мнению специалистов, может являться памятником истории. Одна из немногих сельских церквей, выполненных из камня. Судьба ее счастливая и одновременно трагична. Кратко скажу, что село Баян, по данным местного архива, также как и церковь основали казаки, которых отправляли сюда из-за Урала для охраны государственной границы в 1730 году. Позднее сюда были направлены польские ссыльные, наказанные русским царем за восстания на родине. Именно они привезли сюда свою культуру, возделывание огородов, зимние заготовки из овощей. От пришлых людей пошли новые роды. Это такие семьи, как Правдинские, с ударением на первое «и», Пан-Фединские, Хорошевские и т.д. Жили они зажиточно. Выращивали табак, который до переселенцев привозили сюда из Монголии, и стоил он огромных денег. Среди переселенцев были не только богатые казаки, но и священнослужители. Далее «эти польские фамилии претерпели изменения на местный лад …» (из воспоминаний местных жителей). Так вот, как раз эти православные зажиточные крестьяне и казаки стали инициаторами строительства каменной церкви. «Люди понимали, что строить церковь из камня накладно» (по воспоминаниям местных жителей). Название свое церковь получила по местности, где была построена. По монгольски это место называлось Баин-Хосун, в переводе на русский «богатое место», а также Николаевская по имени святого Николая Чудотворца. Первую церковь построили в 1778 году из дерева, самого распространенного в те времена материала. Но она сгорела. И, надеясь на милосердие всевышнего, и на помощь верующих, баянцы решились на строительство новой церкви, но уже каменной. В 1789 году освятили место для строительства. Из воспоминаний старожилов «место подобрали самое лучшее. Церковь оказалась на возвышении, была видна издалека. Храм строили долго, потому что была огромная трудность с доставкой материалов. Каждый житель окрестных сел считал своим долгом привести на подводе или просто принести в котомке несколько кирпичей. Кладка этих кирпичей также была не совсем обычна, в раствор добавляли яичный белок, который придавал особую прочность раствору. В селе Капчеранка, по свидетельству старожилов, построили специальные печи для обжига кирпичей. Также его привозили на подводах из Читы, Верхнеудинска и Иркутска. За свой счет баянцы привозили из городов отделочников, архитекторов, художников. Все старались сделать по церковным канонам и архитектурным правилам. Строительство получилось всенародным. Огромную помощь оказали ламы Гэгэтуйского и Дырестуйского дацанов. Старики говорили, что Гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть подготовленного для своих нужд леса, а Дырестуйский дацан помог при покупке некоторой церковной утвари, а также в последующие времена оказывал материальную помощь. Ощутимую помощь оказали церкви Иркутской и Читинской епархии. Иконы дарили верующие других приходов. Самые дорогие иконы приобретались за наличные деньги в Иркутске, Верхнеудинске, Чите, а «…чтобы их доставить казаки снаряжали подводы и отряд при всем обмундировании и оружии…» (свидетельство старожилов). «Храм по кирпичику вырастает, а Боженька знает, кто помогает»,- говорили детям далекие наши предки». В начале 1805 года привезли колокола, покрыли сусальным золотом купола и кресты. Главный колокол «благовест» весил 10 тонн. По воспоминаниям современников звон его слышен был даже в Желтуре. В этом же году церковь была освящена. Богослужения в ней не прекращались, не мешало даже строительство. Приход состоял из большого числа верующих. Река преградой не являлась. Летом паром, а зимой по льду добирались на службу. Не один раз приходилось прекратить строительные работы, т.к отсутствовали материалы, тогда из Иркутска был выписан человек, который руководил работой, а потом так и остался служить в церкви. Имя его не сохранилось. Итак, церковь была построена за долгих 14 лет, в 1820 году. Общая ее длина составляла 22 метра, толщина стен – от 1,5 метров. Толщина стен колокольни до 1 метра. Поскольку церковь называлась Баян-Хосунская Николаевская, то и село решили переименовать в Николаевское, но название это не прижилось среди народа.
2. Служители Баян-Хосунской миссионерской Николаевской церкви.
В те далекие времена церковь выполняла множественные функции. Руководил храмом попечительский совет. В 1868 году председателем попечительского совета был избран отставной зауряд-сотник Николай Шишмарев, членами совета избраны казаки Карпов и Григорьев, потомки их ныне проживают в нашем селе. Именно попечительским советом производился ремонт церкви, огораживалось церковное кладбище. Ведали они и финансовыми делами, например, повышение жалования псаломщику до 100 рублей в год, о чем свидетельствуют документы Национального архива РБ. В документальной повести Григорьева М.И. « Родословная казаков Григорьевых 1700-2000г» можем найти более точные данные о некоторых служителях церкви. Кто являлся самым первым священником, выяснить не удалось, т.к. все бумаги сгорели еще тогда, когда церковь была деревянной. Однако известно, «… что в 1804 году священником был Георгий Кузмич Ощепков. Умер он 19 мая 1826 года. Все Ощепковы были в то время служителями церкви. Одновременно с Георгием Кузмичем в этой же церкви дьяконом был его брат Матвей Кузмич Ощепков. После смерти Георгия Ощепкова исполняющим обязанности священника с 1826 по 1830 год был Иоанн Корнаков, священник Торейской церкви. В 1828 году старший сын Георгия Ощепкова – Иван окончил духовную семинарию в г. Иркутске и с 1830 года приступил к духовной деятельности в баянской церкви, вторым священником был Лука Сукнев. Пономарем, а затем дьячком был второй сын Георгия Ощепкова – Алексей, окончивший в 1823 г. духовное уездное училище в г. Троицкосавске. Люди жили не богато, поэтому сын пономаря Алексея – Матвей из-за материальных трудностей учебу в духовной семинарии Троицкосавска оставил и в 1890г. он упоминается всего лишь, как псаломщик. Зарплата у служителей церкви была не плохая по тем временам. Священнику платили 68 рублей 60 копеек в год, дьякону 19 руб. 60 коп., пономарю 15р. 68 коп. Разница существенная. Такая зарплата, как видно из документов, выплачивалась в течение всего 19 века. Деньги тогда были дорогие, на 5 рублей можно было купить корову. Церковь имела свои пахотные земли и покосы, на которых работали крестьяне и казаки, а доход получала церковь. Служащие церкви и члены их семей после ухода со службы получали пособие, о котором крестьяне и казаки даже и не знали. Так, например, «12 января 1871г назначено пособие заштатному дьячку Алексею Ощепкову – 15 руб. серебром, жене его – 10 руб., дочери Агрепине до 18 лет – 6 руб. в год. Назначено попечительством о бедных духовного звания». По данным Нац. архива РБ можно привести список имен известных церковнослужителей Баян-Хосунской церкви:
С 1860 года до 1869г. священником служил Лука Матвеевич Сукнев (1820г/р);
С 1869 до 1872 г. священником служил Андрей Рассохин,
С 1872 г до 1897 г – Порфирий Малков,
С 1897 г. до 1902 г. – Павел Корнаков,
С 1902 г до 1916г – Дмитрий Писарев и Петр Николаевский,
В 1916 г. и примерно до 1925 года священником служил Тихон Якимов,
Последними священниками Баян-Хосунской Николаевской церкви были Конев и Зуйков, они пострадали от репрессий в 1930-е годы. Потомки священника Зуйкова в настоящее время проживают в г. Улан-Удэ.
3. Миссионерская и прочая деятельность церкви.
В названии указывается, что церковь являлась миссионерской, пришлые казаки обращали местное население в православную веру. Попытаемся раскрыть эту сторону вопроса деятельности церкви. Действительно сохранились документы в архиве, есть данные и у краеведов о том, что коренное население, которое по закону должно было платить ясак русскому царю переходило в православную веру после чего освобождалось от уплаты данного ясака. Выдавался документ, который в архивных списках значится как «Билет»:
«По приказу Его Императорского Величества предъявитель сего Сартаулова роду ясашный Гонбо Табонаев от роду 19 лет по самоизвольному желанию и усердию сего 1840 г. февраля 5 дня Троицкосавского заказа Верхнеудинского округа Баинхосунской слободы Николаевскаой церкви священником Иоанном Ощепковым в православное исповедание приведен, наречено ему имя Иннокентий и святым крещением посвящен у коего восприемным отцом был пономарь Алексей Ощепков. …» Далее по этому документу следует, что 23 декабря 1832 года новокрещенный Иннокентий Ощепков (Гонбо Табонаев) из прежнего ясашного общества исключен и причислен к христианскому обществу. «…Если дальше проследить жизненный путь новокрещенного бурята Ощепкова Иннокентия Алексеевича (читаем в документальной повести Григорьева М.И.), то в церковных документах за 1857 год, хранящихся в Читинском областном архиве, значится: были на исповеди в Баинхосунской Николаевской церкви – выписка – «…из деревни Щокиновской Ощепков Иннокентий Алексеевич – 47 лет, его жена – Ирина Никифоровна – 47 лет, их дети: Милентий, Федот, Пелагея…». Получается, что Гонбо Табонаев обратил в православную веру не только себя самого, но и всю свою семью жену и детей….». Подобных фактов можно перечислить много, что является прямым доказательством именно миссионерской деятельности Баян-Хосунской Николаевской церкви.
Также эта церковь несла просветительскую миссию, т.е при церкви была приходская школа. Данных об этом не много. Известно только из документов местного Джидинского архива, что здание этой школы хорошо сохранилось в первозданном виде и в настоящее время оно перевезено в с. Булык. Сохранились также сведения о первых учителях, среди которых была Анна Прокопьевна Лазарева. Имеются данные о том, что учителя проходили курсы повышения квалификации в Чите, выписывали необходимые для работы книги.
Церковь выполняла еще одну не менее важную роль - финансовую, имеются расписки о вкладах на хранение. Таких расписок не много, но и это уже является доказательством того, что церковь выполняла некую функцию хранилища денежных средств, выплат процентов. Видимо это связано с тем, что село находится далеко от города и не каждый житель может отправиться в город по делам всякий раз, когда это требуется.
Заключение.
В те далекие времена, церковь в России была единственным местом, где можно было получить начальное образование, приобщиться к культуре. К тому же церковь выполняла очень важную задачу – регистрацию рожденных и умерших. А значит, и вся история писалась именно в церковных книгах. И если наши современники проявляют желание восстановить свою родословную, обращаться приходится именно к церковным книгам. И, как ни крути, вся жизнь деревенских жителей вращалось вокруг церкви. А это значит, что роль церквей и уж тем более церковных документов, которые оставили наши потомки очень велика!
Таким образом, проанализировав многие документы из архивов РБ, Джидинского района, воспоминания старожилов и местных краеведов, прихожу к выводу, что Баян-Хосунская Николаевская миссионерская церковь играла в жизни наших земляков важную роль. Одновременно являясь центром духовным, просветительским. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет, и не может быть истории России без истории Русской православной церкви.
Список используемой литературы
1. Григорьев М.И. «Родословная казаков Григорьевых 1700-2000гг. Документальная повесть» (рукопись)
2. Елисеев А.А. «Белеет церковь одиноко …» газета «ТВ Дубль» ноябрь 2008г.
3. Материалы архива Джидинского района
4. Материалы национального архива РБ, фонд № 193
Рецензия
на исследовательскую работу «За рекой белеет церковь …»
Что бы ни говорили атеисты, но религия составляла и составляет основу всего нашего исторического наследия и современного общества. Влияние же Православной Церкви на формирование общества и государства Российского было столь огромно, что его можно назвать определяющим. Сегодня, правда, это влияние труднее заметить, чем сто лет назад, но и сейчас Православие продолжает оставаться значительным фактором общественной жизни, оказывающим огромное воздействие на граждан нашей страны.
Автором была проделана большая работа по отбору материала. Сюда вошли газетные статьи, воспоминания местных жителей, краеведов, архивные материалы. Сделаны слайды по фотографиям и рисункам.
Метод исследования, который применяет Татьяна в своей работе поисковый, т. к. нет литературы по истории создания церкви. Материал собирался по крупицам из разных источников, в основном воспоминаний местных жителей и архивных материалов.
В конечном счете, получилась единственная в своем роде работа по истории создания, деятельности Баян-Хосунской миссионерской церкви, выполненная на основе различных источников.
В работе сделаны обоснованные выводы по отношению церкви и общества. Православие давало и дает людям надежду, духовную силу. В какой-то мере удерживает от дурных поступков.
Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям.
Работа проделана большая, хотелось, чтобы Таня продолжила сбор материала о потомках церковнослужителей, которые в настоящее время проживают в разных уголках страны (Норильске, Москве и Улан-Удэ).
.
Руководитель: Елисеева Е.Ю.
Зимний лес в вашем доме
Ручей и камень
Воздух - музыкант
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари