Итоговый индивидуальный проект «Социальные сети: вред или польза?» подготовлен учащейся 10 класса Терещенок А., 2019г.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._sotsialnye_seti.docx | 312.47 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя школа» Одесского района Омской области
Итоговый индивидуальный проект
«Социальные сети: вред или польза?»
Выполнила
Терещенок Анжелика,
ученица 10 класса
Руководитель:
Берковская Лариса Владимировна
Орехово
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1.1 Как создавался Интернет…………………………………………………...5
1.1.2 История возникновения социальных сетей………………………….…....7
1.2 Виды социальных сетей, наиболее популярные в мире и в России…….…7
1.2.1 Facebook……………………………………………………………………..7
1.2.2 Instagram …………………………………………………..………………..8
1.2.3 ВКонтакте …………………………………………………………………..8
1.2.4 Twitter………………………………………………………………………..8
1.2.5 Одноклассники………………………………………………………...……9
Глава 2
2.1 Социальные сети: за и против
2.1.1 Плюсы……………………………………………………………………….10
2.1.2 Минусы……………………………………………………………………...11
Глава 3
Предоставление собственных данных………………………………...……….14
4. Заключение…………………………………………………………………….21
Список источников……………………………………………………………....22
Приложения……………………………………………………………………...23
Введение
21 век- век глобализации и высоких технологий. Поэтому тема моего проекта «Социальные сети: вред или польза?» выбрана не случайно. Главная из причин - актуальность данной проблемы. Действительно, современный мир уже сложно представить без таких изобретений, как Интернет и социальные сети. Люди тратят уйму времени, проводя его в виртуальной реальности.
Объект исследования: обучающиеся 7-11 классов и учителя Ореховской СШ.
Предмет исследования: воздействие социальных сетей на человека.
Цель моей работы такова: выяснить, какое влияние социальные сети оказывают на человека - положительное или отрицательное.
Задачи:
Для создания работы применялись такие методы, как теоретический анализ, сравнение, классификация, наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
Результаты исследования можно использовать для проведения школьных классных часов, бесед, рекомендаций родителям.
Для создания индивидуального проекта я использовала различные виды интернет- ресурсов.
Гипотезы:
Глава 1
1.1 Из истории
1.1.1 Как создавался Интернет
Перед тем, как рассмотреть историю непосредственно самих соц.сетей, нельзя не упомянуть об истории возникновения Интернета в целом, ведь без него никаких социальных сетей и быть не могло.
Интернет- безразмерное виртуальное пространство, в котором можно найти все что угодно; оно поражает обилием контента. Сложно себе представить, но еще полвека назад никто не имел ни малейшего представления о нём. Днем рождения Интернета считается 29 октября 1969 года, но на вопрос «Когда появился Интернет?» ответить не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что под его днём рождения можно подразумевать появление прародителя Интернета, который мало похож на современный, и появление первого браузера.
История Интернета началась в 60-е годы прошлого столетия в США благодаря человеку по имени Боб Тейлор, который работал в Управлении перспективных исследований (ARPA) Министерства обороны США в Вашингтоне. Интересно, что его подобие Интернета было создано исключительно в военных целях – он служил для связи между различными военными объектами на случай ядерной войны. Он получил название ARPANET . Первым сообщением, отправленным в этой сети, было «lo». Передаваемое сообщение должно было гласить «login» («вход в систему»), но программа отказала после передачи двух букв (им удалось отправить полное сообщение в течение часа). Сеть постепенно развивалась, но все еще была недоступна широким массам и использовалась только учеными. Таким образом, США дали толчок к развитию привычного для нас Интернета. Идея создания всемирной паутины зародилась в Европе. Основатель Интернета - Тим Бернерс-Ли - работал над системой управления информацией, в которой текст может содержать ссылки и отсылки к другим работам, позволяя читателю быстро перескакивать с документа на документ. Он создал сервер для публикации такого типа документов (которые называют гипертекстом), а также программу для их чтения, которую назвал «WorldWideWeb» («Всемирная паутина»). А уже в 1991 году Интернет стал доступен всем желающим (второй день рождения Интернета- 17 мая 1991 года). И вот, наконец, в 1993 году появился первый по-настоящему популярный браузер - Мозаик, он был графическим, т.е. мог отображать не только текст, списки и таблицы, но и картинки. Именно он привлек в интернет миллионы новых пользователей, стал почвой для появления миллионов сайтов и оформления поисковых систем.
Ниже указаны темпы роста числа подключенных пользователей в сети:
Международным днем интернета принято считать 4 апреля. Почему? Потому если месяц (апрель) написать цифрами, то получится 4.04 или знаменитое 404. Эти цифры в какой-то степени стали визитной карточкой интернета, хотя означают одну из многих возможных ошибок, которые выдает сервер при возникновении внештатной ситуации. День Интернета в России официально отмечается 30 сентября.
1.1.2 История возникновения социальных сетей
Понятие «социальная сеть» было введено в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом. Тогда оно ничего общего с Интернетом не имело и трактовалось так:
Социальная сеть- социальная структура, состоящая из группы узлов(которыми могут являться люди и организации) и связей между ними.
В привычном для нас значении понятие стало употребляться с появлением Интернета. Итак, в современном понимании социальная сеть — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
Настоящую популярность соцсети обрели уже в 1995 году, когда американец Рэнди Конрадс создал Classmates.com — первую соц.сеть в современном понимании. Зарегистрированные в ней пользователи получают доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений.
1.2 Виды социальных сетей, наиболее популярные в мире и в России
Существует огромное количество социальных сетей. Одни из них носят общемировой характер, другие доступны только в определенных странах популярность даже одной соц. сети в разных странах различна.
1.2.1 Facebook
Facebook- крупнейшая социальная сеть в мире и одноименная компания (Facebook Inc.), владеющая ею. Была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете - Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.
Первоначальное название сети «Thefacebook», веб-сайт был доступен только студентам Гарвардского университета, потом- студентам других университетов США, а с сентября 2006 года - всем пользователям Итернета, достигшим 16-летнего возраста и имеющим адрес электронной почты. Facebook входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира, на данный момент в сети зарегистрировано свыше 2 000 000 000 (2 млрд.) пользователей.
1.2.2 Instagram
Instagram- приложение для обмена и оценки фотографий и коротких видеороликов с элементами социальной сети. Количество пользователей превышает 1 000 000 000 (1 млрд.). Владельцем данного сервиса также является компания Facebook Inc.
1.2.3 ВКонтакте
ВКонтакте (международное название VK)- российская социальная сеть, аналог Facebook. Сайт доступен более чем на 90 языках, но большую часть составляют русскоязычные пользователи. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями, играть в игры. Создатель соцсети - Павел Дуров. Запущенная 10 октября 2006 года, она изначально предназначалась для студентов и выпускников российских вузов, однако позднее стала одним из наиболее предпочитаемых способов общения в Интернете. На данный момент количество аккаунтов в сети превышает 500 000 000 (500 млн.).
1.2.4 Twitter
Twitter (от англ. to tweet — «чирикать, щебетать, болтать») — социальная сеть для публичного обмена сообщениями для пользователей интернета любого возраста. Владельцем системы «Твиттер» является компания Twitter Inc. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, «Твиттер» вскоре завоевал популярность во всём мире. В нем насчитывается более 1 300 000 000 (1, 3 млрд.) аккаунтов.
1.2.5 Одноклассники
Одноклассники (она же OK)- российская социальная сеть общего характера, позволяющая отправлять сообщения, обмениваться фотографиями, писать комментарии и многое другое. Изначально главной целью был поиск одноклассников и однокурсников Сеть запущена 26 марта 2006 года, в настоящее время ею пользуются более 300 000 000 (300 млн.) человек.
Глава 2
2.1 Социальные сети: за и против
На многих сайтах проводились исследования, в ходе которого люди должны были сказать, какие угрозы, по их мнению, таит в себе времяпрепровождение в интернете и соцсетях. Сведения обобщены, прокомментированы мной и представлены ниже.
2.1.1 Плюсы:
Мгновенный поиск информации по интересующей теме.
Соцсети сделали возможным общение между людьми, находящимися на огромном расстоянии друг от друга; сообщение с одного уголка планеты на другой можно передать мгновенно.
Возможность без труда завести новые знакомства - найти людей со схожими интересами - или же отыскать старых знакомых, с которыми была утеряна связь.
Соцсети предлагают много вариантов отдыха - общение, прослушивание музыки, просмотр фильмов, чтение, игры; каждый найдет развлечение по душе.
Существует огромное множество интернет- ресурсов, которые помогают в процессе самообучения.
Можно поделиться с общественностью своими достижениями. Социальные сети дают возможность раскрыть любой потенциал, снижают затраты и количество усилий необходимых для достижения целей. Музыканты, художники и писатели получили легкий доступ и шанс проявить себя.
2.1.2 Минусы:
Времяпрепровождение в соц. сетях и в интернете в целом грозит человеку различными проблемами со здоровьем: ухудшается зрение, портится осанка, из-за сидячего образа жизни появляются лишний вес и заболевания сердечно - сосудистой системы.
Информации в интернете настолько много, что эмоции притупляются. В итоге им на смену приходит главный враг человека - равнодушие. Возможно ослабление критического мышления, снижение аналитических способностей.
Зависимости от социальных сетей особенно подвержены подростки. Официально ее нет ни в одной из классификаций заболеваний, однако западные и российские психотерапевты признают наличие подобной проблемы. Зависимость от соцсетей ставят в один ряд с зависимостью от наркотических веществ и алкоголя. Часто зависимые люди выпадают из жизни, у них сужаются сфера интересов и круг общения.
Существует исследование о том, как социальные сети влияют на мозг. Подростков попросили смотреть на разные фотографии в инстаграме, при этом за активностью разных участков мозга следили с помощью метода ФМРТ. Когда подростки видели свои фото с большим количество лайков, у них активировались зоны, связанные с социальным познанием. Кроме этого, наблюдалась активация зоны мозга, связанной с системой вознаграждения. Она может активироваться при переживании положительных эмоций и при их ожидании и играет ключевую роль при формировании привычек и зависимостей. Поэтому можно предположить, что подкрепление в виде большого количества лайков в социальных сетях может играть важную роль в формировании аддикции (зависимости) от них.
Интернет (социальные сети в том числе) требует немалых финансовых затрат, ведь деньги нужно платить как за доступ к нему, так и внутри его пределов. В некоторых соц. сетях, какими являются «ВКонтакте» и «Одноклассники», реальные деньги можно обменять на специальную валюту и использовать на этом сайте - отправлять «подарки» другим пользователям, совершать покупки в играх.
Интернет - настоящий вор времени. Находящийся в виртуальной реальности человек не следит за временем, для него его течение как бы замедляется. Нередко в результате уйма времени тратится впустую.
Возможно, не все знают об этой проблеме и о том, какую опасность она представляет для обычного человека. Каждый раз, когда вы ищете что-то в Интернете, покупаете товары онлайн или посещаете любимые блоги и новостные сайты, за вами остается цифровой след. По отдельности все эти сведения кажутся неважными, но стоит собрать побольше таких данных — и из них сложится подробное досье, описывающее ваши привычки и предпочтения. Чаще всего сбором данных занимаются для продвижения товаров — данные о людях нужны, чтобы создавать точные и более эффективные рекламные кампании. Поисковые данные собирают, чтобы потом продать их организациям, специализирующимся на рекламе. Ну а в некоторых случаях вообще неясно, зачем тот или иной веб-ресурс собирает данные, где хранит и кому продает.
Мошенничество в сети отнимает время, средства и нервы. Чтобы не попасться на удочку грабителей, необходимо быть бдительными. Самые распространенные виды мошенничества: взлом аккаунтов, фишинговые приложения и сайты (фишинг — вид интернет-мошенничества, при котором данные пользователя утекают через фальшивые приложения и сайты, которые на первый взгляд выглядят в точности как подлинные сайты), выигрыш призов или внезапное наследство.
Наиболее опасными являются суицидальные группы( группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн), группы вербовки в запрещенные организации. Вербовщики работают повсюду, а особенно через социальные сети. Согласно данным около 80 % случаев вербовки в террористические организации происходит через социальные сети и форумы. Вербовщики — профессионалы экстра класса, часто славянской внешности, имеющие европейское образование. Будучи опытными психологами они точно знают, как заставить человека действовать в своих интересах. Вербовщик ищет ключи к конкретному человеку, определяя и давя на его болевые точки. Особенно помогают им в этом информация со страницы в социальной сети, анкеты на сайтах и форумах, болтливость в сети.
Глава 3
Предоставление собственных данных
Для того чтобы получить достоверные сведения об интересующей меня проблеме, я провела анкетирование среди учащихся и учителей Ореховской СШ. В анкетировании приняли участие 15 учеников и 6 учителей. Участникам анонимного опроса предлагалось ответить на следующие вопросы:
В ходе исследования было выяснено, что 100% учеников и 100% учителей зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети и пользуются ею. Более подробную информацию об ответах людей на этот вопрос смотреть в Приложении 1, Диаграмма 1. «Количество социальных сетей». Таким образом, гипотеза №1(Среди исследуемых не найдется ни одного человека, не зарегистрированного хотя бы в одной социальной сети) доказана.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу №2 помогут ответы на вопрос №6 о количестве времени, проводимого в виртуальной реальности ежедневно. Среди учеников: затруднились ответить 12%, 27 % тратят на соцсети 3 часа, 33% - 4 часа, по 7% приходится на пребывание в сети в течение 1, 2, 5 и 6 часов ежедневно(см. Приложение 1. Диаграмма 4. «Время, проводимое в соц. сетях. Ученики»). Таким образом, в среднем ученики проводят в интернете 3-4 часа в сутки.
Среди учителей: затруднились ответить 17%, 32% проводят в соц. сетях 1 ч, по 17% приходится на ответы 2 ч, 3-4 ч и 4-5 ч. Наиболее популярный вариант ответа- 1 час (см. Приложение 1. Диаграмма 5. «Время, проводимое в соцсетях. Учителя»).
По данным исследований норма для взрослых людей составляет не более 3 часов ежедневно.
На основе вышеприведенного анализа, гипотеза № 2 (На соцсети люди ежедневно тратят большое количество времени) частично доказана.
Для того чтобы доказать или опровергнуть гипотезу №3, необходим комплексный анализ ответов на задаваемые вопросы.
Вопрос №3- задание с множественным выбором ответа. Опрашиваемым предлагалось выбрать несколько подходящих вариантов ответа на вопрос: «С какой целью Вы чаще всего пользуетесь соц. сетями?» Результаты опроса занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Цели использования соц. сетей
Цель | Ученики | Учителя | ||
Количество из числа опрошенных | Результат, % | Количество из числа опрошенных | Результат, % | |
Общение | 13 | 87 | 2 | 33 |
Просмотр фильмов | 3 | 20 | 1 | 17 |
Прослушивание музыки | 6 | 40 | 1 | 17 |
Поиск информации | 3 | 12 | 4 | 83 |
Без цели | 1 | 7 | 0 | 0 |
Как видно из таблицы, у учеников в приоритете общение(87%), а у учителей поиск информации(83%). У учителей на втором месте по популярности общение, этот вариант ответа выбран третью опрашиваемых, что также обладает немалым значением.
Люди, проходившие опрос, должны были ответить на вопрос: «Социальными сетями Вы чаще пользуетесь для работы или для развлечения?» Проанализировав ответы, я выяснила, что у учеников и учителей разные приоритеты. Первые чаще выбирали вариант ответа «для развлечения», вторые же «для работы»(см. Приложение 1. Диаграмма 2. «Деятельность в соц. сетях. Ученики»; Приложение 1. Диаграмма 3. «Деятельность в соц. сетях. Учителя»).
Одним из важнейших вопросов анкеты, помогающих узнать о степени влияния соцсетей, является вопрос №8. Проанализировав ответы участников, я узнала, что среди учеников 47% опрошенных не способны отказаться от соцсетей. Из оставшихся 53% по 13% приходится на ответы «3-5 дней», «1 неделя» и «2 недели», по 7% на ответы «более месяца» и «навсегда». Среди учителей затруднились ответить 17%, 33% не способны отказаться от сетей, 33% могут отказаться на 1 месяц, 17%- на долгое время.
Итак, из вышеперечисленного следует, что 100% опрошенных зарегистрированы в соц. сетях, чаще всего пользуются сразу несколькими, проводят в них большое количество времени, причем целью использования может быть как самообучение, так и развлечение. К тому же, большинство пользователей либо вообще не могут отказаться от соцсетей, либо это время незначительно. Безусловно, социальные сети оказывают значительное влияние на жизнь человека. Несомненно, как у медали есть две грани, так и у соцсетей есть две стороны- положительная и отрицательная, ведь они могут приносить человеку как пользу, так и вред. Попробуем разобраться - чего же больше? Чтобы это выяснить, я применила еще один метод - интервьюирование. Участникам были предложены 3 вопроса, с которыми вы можете ознакомиться ниже.
Участники были разграничены на две категории: учителя и ученики. Их ответы рассматривались отдельно, чтобы понять, в чём мнения сходятся, а в чём - нет. Все результаты представлены в приложении 1, диаграммы 6-11. Анализ представленных данных позволяет сделать ряд следующих выводов:
Главным итогом данного исследования можно считать, что ученики и учителя в социальных сетях видят больше пользы, нежели вреда, хотя сталкиваются и с первым, и со вторым.
На основе всего вышеперечисленного, гипотезу №3 (Социальные сети оказывают значительное воздействие на жизнь человека, влияя на успеваемость и трудовую деятельность, причем это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным) считаю доказанной.
Я убедилась в том, что социальные сети играют немаленькую роль в жизни человека. А какие из них наиболее популярны у нас? На основе ответов участников на вопрос №2 анкеты, я составила топ соц. сетей по количеству зарегистрированных пользователей среди учеников и учителей нашей школы. Для наглядности результаты занесены в таблицы.
Название соц. сети | Количество пользователей сети из числа опрошенных | Результат, % |
ВКонтакте | 15 | 100 |
11 | 73 | |
Одноклассники | 3 | 20 |
1 | 7 |
Таблица 2. Топ соц. сетей среди учеников.
Название соцсети | Количество пользователей сети из числа опрошенных | Результат, % |
Одноклассники | 6 | 100 |
2 | 33 | |
ВКонтакте | 1 | 17 |
1 | 17 |
Таблица 3. Топ соц. сетей среди учителей.
Заметна тенденция- 100% опрошенных учеников зарегистрированы в социальной сети «ВКонтакте», тогда как среди учителей число составляет всего 17%. В свою очередь 100% учителей используют соц. сеть «Одноклассники», количество пользователей среди учеников составляет 20%. На втором месте у учеников Instagram, который пользуется спросом у 73% опрошенных.
Социальные сети – изобретение, без которого современному человеку не обойтись. Он проводит в них свое свободное время: общается, слушает музыку, смотрит фильмы, играет. У социальных сетей, безусловно, большое будущее. Из года в год социальных сетей становится все больше, а границы их действия расширяются и открывают все новые возможности. Но всему должна быть мера. Конечно, если часами сидеть в сети лишь для того, чтобы болтать с друзьями, смотреть смешное видео и фото, то тогда действительно социальная сеть - это бесполезное времяпрепровождение. Но социальная сеть способна принести немалую пользу тем, кто пользуется ей с умом. Если заходить на сайт только по необходимости, так сказать для дела, то вреда в этом никакого, а только лишь польза. Цель моей работы достигнута. В процессе исследовательской деятельности я узнала много нового, научилась ценить свое свободное время и пришла к выводу, что соцсети приносят человеку как пользу, так и вред. Чтобы минимизировать негативные последствия, нужно придерживаться определенных правил поведения в виртуальном пространстве, следить за количеством времени, которое тратится на соцсети. Желательно, чтобы оно не превышало 2-3 часов в день, остальное время лучше потратить с пользой - например, разобрать непонятую тему, сделать работу по дому или просто погулять на свежем воздухе. Нельзя заменить реальную жизнь виртуальной, ведь реальность гораздо интереснее.
5. Список источников:
Бурко Р. А., Терёшина Т. В. Социальные сети в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 607-608. — URL https://moluch.ru/archive/66/11009/
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kogda-poyavilsya-internet.html
http://retrobazar.com/journal/interesting/988_istorija-pojavlenija-interneta.html
https://daily.afisha.ru/relationship/4270-kak-na-vas-vliyayut-socseti-7-nauchno-dokazannyh-faktov/
https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-socialnyx-setej/
https://lifehacker.ru/moshennichestvo-v-internete/
https://xn--b1aew.xn--p1ai/document/1910260
https://www.kaspersky.ru/blog/kaspersky-private-browsing-feature-update/11120/
Приложение 1
Диаграмма 1. «Количество социальных сетей».
Диаграмма 2. «Деятельность в соц. сетях. Ученики».
Диаграмма 3. «Деятельность в соц. сетях. Учителя».
Диаграмма 4. «Время, проводимое в соц. сетях. Ученики».
Диаграмма 5. «Время, проводимое в соц. сетях. Учителя».
Диаграмма 6. «Минусы соцсетей. Учителя»
Диаграмма 7. «Минусы соцсетей. Ученики»
Диаграмма 8. «Плюсы соцсетей. Учителя»
Диаграмма 9. «Плюсы соцсетей. Ученики»
Диаграмма 10. «О пользе и вреде. Учителя»
Диаграмма 11. «О пользе и вреде. Ученики»
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Самый главный и трудный вопрос
Воздух - музыкант
В поисках капитана Гранта
Привередница