На протяжении всей истории человеческого общества, цветущие растения всегда украшали жизнь людей. Комнатные растения - это непросто деталь интерьера, украшающая наш дом, офис, учебный кабинет. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, впечатляют своими живыми и сочными красками. В современном шумном, стремительном и загрязнённом мире роль растений возросла многократно. Особенно велика она в холодном климате, где человек большую часть своего времени проводит в помещениях и лишён возможности общения с живой природой. В этих условиях нормальное развитие и здоровье детей во многом зависят от качества среды обитания закрытых помещений - школ, детсадов и т.д. Защищаясь от пыли и шума, современные помещения становятся все более герметичными, и концентрация опасных веществ в них увеличивается. Снижение факторов риска можно достичь средствами озеленения. На занятиях экологии мы проводили работу по изучению фитонцидных свойств растений, произрастающих в кабинетах нашей школы. Работая с литературными источниками, выяснили, что многие ученые, работающие в этой области, предлагали свои методики определения фитонцидности комнатных растений. Известный российский ученый Б.П. Токин разработал свою методику. Он исследовал фитонцидность комнатных растений, используя простейших - инфузорий. На основании многочисленных исследований было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений. Я решила провести исследование и выяснить влияние фитонцидов комнатных растений, произрастающих в классных комнатах нашей школы, на простейших, а также проследить действие комнатных растений на очистку воздуха кабинета биологии от микроорганизмов. Гипотеза: действительно ли некоторые комнатные растения выделяют фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы, находящиеся в воздухе классных кабинетов. Цель: изучить фитонцидную активность комнатных растений, и ее влияние на здоровье школьников.
Задачи:
ü изучить литературу о растениях, обладающих фитонцидными свойствами;
ü выявить среди растений школьного кабинета, растения выделяющие фитонциды;
ü научиться применять исследовательские методики на практике;
ü доказать роль фитонцидов в уничтожении болезнетворных микроорганизмов;
ü развить интерес учащихся к экологическим проблемам;
ü дать рекомендации по озеленению школьных кабинетов с учётом воздействия растений на здоровье школьников.
Объект исследования: фитонцидно-активные растения, имеющиеся в учебных кабинетах школы.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fitontsidnye_rasteniya.docx | 56.2 КБ |
prilozhenie.docx | 12.84 КБ |
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ВЛИЯНИЕ ФИТОНЦИДОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила: Гилязова Александра,
Ученица 7 Б класса
Руководитель: Искандарова Ж.У.
учитель биологии
п.г.т. Излучинск
2018/2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...……...…...3
Раздел 1. Литературная справка.......................................................................................................5
1.1. История открытия фитонцидов …………………………………............................................5
1.2. Фитоцидные свойства комнатных растений …………………………....…………………...6
1.3. Растения фитонциды в школе ………………………………………. ……………….……....9
Раздел 2. Экспериментальная часть. …………………………………………………………......11
2.1. Получение культуры простейших (инфузорий) необыкновенных для исследования...…11
2.2.Влияние тканевого сока некоторых видов комнатных растений на культуру инфузорий……………………………………………………………………………….....………12
2.3 Анкетирование …………………………………………………………………………......….13
Заключение………………………………………………………………….....…………………...15 Список литературы……………………………………………………..…….....…………………16
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории человеческого общества, цветущие растения всегда украшали жизнь людей. Комнатные растения - это непросто деталь интерьера, украшающая наш дом, офис, учебный кабинет. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, впечатляют своими живыми и сочными красками. В современном шумном, стремительном и загрязнённом мире роль растений возросла многократно. Особенно велика она в холодном климате, где человек большую часть своего времени проводит в помещениях и лишён возможности общения с живой природой. В этих условиях нормальное развитие и здоровье детей во многом зависят от качества среды обитания закрытых помещений - школ, детсадов и т.д. Защищаясь от пыли и шума, современные помещения становятся все более герметичными, и концентрация опасных веществ в них увеличивается. Снижение факторов риска можно достичь средствами озеленения. На занятиях экологии мы проводили работу по изучению фитонцидных свойств растений, произрастающих в кабинетах нашей школы. Работая с литературными источниками, выяснили, что многие ученые, работающие в этой области, предлагали свои методики определения фитонцидности комнатных растений. Известный российский ученый Б.П. Токин разработал свою методику. Он исследовал фитонцидность комнатных растений, используя простейших - инфузорий. На основании многочисленных исследований было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений. Я решила провести исследование и выяснить влияние фитонцидов комнатных растений, произрастающих в классных комнатах нашей школы, на простейших, а также проследить действие комнатных растений на очистку воздуха кабинета биологии от микроорганизмов. Гипотеза: действительно ли некоторые комнатные растения выделяют фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы, находящиеся в воздухе классных кабинетов. Цель: изучить фитонцидную активность комнатных растений, и ее влияние на здоровье школьников.
Задачи:
Объект исследования: фитонцидно-активные растения, имеющиеся в учебных кабинетах школы.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.
Место и время исследования: МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2, кабинет биологии, октябрь - февраль.
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена многими факторами, и в первую очередь длительностью пребывания учащихся в закрытых помещениях - учебных кабинетах, что влияет на микрофлору воздуха и, естественно, на здоровье учащихся. Решение данной проблемы мы видим в изучении и применении естественных биологических помощников - комнатных растений с активными фитонцидными свойствами.
РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СПРАВКА
1.1 ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ФИТОНЦИДОВ
Ученые давно задумывались о способах и средствах защиты растений. И не из праздного любопытства. Обстоятельное изучение этой кладовой природы привело к открытию летучих соединений, так называемых фитонцидов, которые растительный мир выделяет в окружающую среду для защиты от бактерий, грибов, птиц, насекомых и животных. Впервые в 1928 году о фитонцидах в своих работах заговорил Б.П. Токин. По его определению фитонциды (от греческого «фитон»-растение и латинского «циды»-убиваю) - это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроорганизмов, простейших и микроскопических грибов. Фитонцидные свойства сначала были обнаружены лишь у немногих растений, но по мере изучения их круг расширился. Растения вырабатывают фитонциды для того, чтобы обеспечить себе защиту от бактерий, грибков и др. микроорганизмов, которые могут вызвать различные заболевания. Количество фитонцидов, выделяемых растением, увеличивается при ранении растения. По словам профессора Б.П. Токина, одного из первых исследователей фитонцидов, растение с помощью фитонцидов «само себя стерилизует». В здоровом растении фитонциды участвуют также в разнообразных обменных процессах. В своей работе Б.П. Токин описал интересное наблюдение. Если на предметное стекло нанести кашицу из растертого лука или чеснока, а рядом капельку воды, в которой плавают инфузории, то через несколько минут простейшие погибнут. Еще более активным оказался клеточный сок многих растений. Так, клеточный сок лука, чеснока, герани, хлорофитума и других растений, если его смешать с каплей жидкости, содержащей различные микроорганизмы, вызовет быструю, нередко мгновенную их гибель. Это свойство выработалось у растений в процессе эволюции и для самих растений стало важным защитным фактором. Так были открыты фитонциды, и в 1928-1930 годах была поставлена проблема фитонцидов, изучением которой занимаются многие ученые. Помимо Б.П. Токина, пионерами исследований в области фитонцидов были такие ученые как А.Г Филатов, А.Е. Тебякина, В.Г. Дробатько и другие, которые доказали бактериоубивающие свойства фитонцидов и фитонциды тканевых соков. В 1945 году при непосредственном участии академика В.Г. Дробатько, был получен препарат из растения зверобоя, а в 1948г. Препарат был внедрен в медицинскую практику и применяется до сих пор при лечении гнойных ран. Большинство комнатных растений имеют субтропическое и тропическое происхождение, поэтому сроки максимальной продукции фитонцидов приходятся у них на зимне-весенний период. Это очень ценно, т.к. именно в это время частота острых респираторных заболеваний особенно высока. При исследовании фитонцидной активности в течение суток, было установлено, что она максимальна днем и минимальна ночью. Имеются данные, что интенсивность производства фитонцидов связанна с интенсивностью дыхания - в темноте растения практически не выделяют фитонцидов. На выделение фитонцидов влияют также состав почвы и температура воздуха - плохое питание и понижение температуры снижают выделение растениями летучих веществ. В конце 1970 - 1980-х гг. возникло направление, получившее название фитодизайна. Его основатель, А.М. Гродзинский, дал ему такое определение: «Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах». Задачами фитодизайна являются очистка и оздоровление воздуха помещений, увлажнение, ионизация и обогащение его веществами, благотворно влияющими на состояние здоровья человека, а также создание комфортной и эстетически приятной обстановки. Так что специалисты, называющие себя фитодизайнерами, создавая интерьеры помещений, должны думать не только об эстетичности своего творения, но и об эффективном использовании фитонцидных свойств растений. Научный подход к подбору растений для озеленения помещений должен заключаться в исследовании микрофлоры в помещении и подборе ассортимента растений в соответствии с его результатами. В настоящее время изучению антимикробного действия комнатных растений посвящено множество работ.
1.2 ФИТОНЦИДНЫЕ СВОЙСТВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
Академик Н.Г. Холодный высказал предположение, что летучие вещества, выделяемые высшими растениями и находящиеся в окружающем нас воздухе, являются «атмосферными витаминами» и могут усваиваться легкими человека и благотворно действовать на его организм. Известно, что гектар лиственного леса выделяет летом за день 2 кг летучих фитонцидов, хвойного - 5 кг, а можжевельника - 30 кг губительных для микроорганизмов летучих веществ. Комнатные растения также выделяют фитонциды и очищают воздух от содержащихся в нем микроорганизмов. Фитонцидные свойства выявлены более чем у 40 видов оранжерейных растений. Учеными был составлен ассортимент комнатных растений, которые можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в местах массового скопления людей: в детских садах, школах, лечебно-профилактических и других учреждениях, которые можно объединить в 3 группы:
1-я группа - растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной и антивирусной активностью в отношении воздушной микрофлоры. (Сансевьера трехполосная, диффенбахия пятнистая, сциндапсус пестрый, цииссус антарктический, тетрастигма Вуанье, пеларгония (герань) душистая, колеус Блюма, кипарис вечнозеленый пирамидальный, олеандр обыкновенный, самшит вечнозеленый, фикус Бенджамина).
2-я группа - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями.
(Монстера привлекательная, пеларгония (герань) душистая, жасмин Самбак, мирт обыкновенный, лимон).
3-я группа - растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы. Например, комнатное растение спатифиллум способно поглощать ацетон, нефролепис и фикусы поглощают формальдегид. К этой же группе растений относятся: хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, цииссус антарктический.
Примечательно, что большинство комнатных растений имеют субтропическое и тропическое происхождение, поэтому сроки максимальной продукции фитонцидов приходятся у них на зимне-весенний период. Это очень ценно, т.к. именно в это время частота острых респираторных заболеваний особенно высока. При исследовании фитонцидной активности растений в течение суток, было установлено, что она максимальна днем и минимальна ночью. Имеются данные, что интенсивность производства фитонцидов связанна с интенсивностью дыхания - в темноте растения практически не выделяют фитонцидов. На выделение фитонцидов влияют также состав почвы и температура воздуха, плохое питание и понижение температуры снижают выделение растениями летучих веществ. Кроме того, некоторые авторы отмечают, что наибольшее влияние на количественное содержание фитонцидов оказывает температура. Ее повышение с 15 градусов до 20 приводит к значительному увеличению количества фитонцидов в воздухе. Повышение влажности воздуха отрицательно сказывается на выделении летучих фитонцидов, но дефицит влаги в засушливое время снижает фитонцидную активность. Изменение освещенности лишь незначительным образом отражается на содержании летучих фитонцидов. Для оздоровления воздушной среды помещений применяют растения, обладающие высокой фитонцидной активностью. Для изучения фитонцидной активности мы выбрали широко известные в комнатной культуре и имеющиеся в учебных кабинетах растения: бегония, хлорофитум хохлатый, пеларгония (герань), каланхоэ, фиалки, драцена, аглаонема, диффенбахия, фикус, кактусы и другие.
Чемпионом среди цветов является хлорофитум. Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом. Специалисты Всероссийского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. Растение это неприхотливое, оно хорошо растет как в прохладных комнатах, при температуре 10-12 градусов, так и в помещениях с центральным отоплением. Оно достаточно светолюбиво, но нормально переносит и затемнение. Летом хлорофитум требует обильного полива и в большом горшке может дать столько побегов, что кажется, будто растение раскинуло вокруг себя зеленый занавес. Другое широко распространенное растение, которое выделяет биологически активные вещества, убивающие бактерии - это пеларгония или комнатная герань. Вот почему этот цветок рекомендуют держать в спальне. Вдыхая эти целебные соединения, человек успокаивается, что очень важно при стрессах, неврозах и бессоннице. Пеларгония - растение светолюбивое, хорошо себя чувствует на солнечном окне, почва ей нужна легкая и плодородная. Зимой цветок поливают умеренно, в феврале-марте обрезают. Удаленные верхушечные стебли используют как черенки: их слегка подсушивают и высаживают в ящики. Еще одно растение с фитонцидными свойствами для комнат - диффенбахия пестролистая. Она очищает воздух жилых комнат от токсинов, поэтому ее место в жилых помещениях, окна которых выходят на шумную автостраду или крупный завод, фабрику. В комнате диффенбахию необходимо поставить в хорошо освещенное место (но прямые солнечные лучи она переносит плохо). Цветок любит тепло, интенсивный полив и опрыскивание мягкой водой комнатной температуры. При недостатке влаги растение вытягивается в длину и сбрасывает нижние листья, по мере роста верхушку нужно прищипывать. Пересаживать диффенбахию следует осторожно: сок ее может обжечь слизистые оболочки. Фитонцидными свойствами обладают и такие комнатные растения, как фикусы, плющи, драцены, аглаонемы. Фикус - комнатное растение с крупными кожистыми листьями. Хорошо растет в очень светлых комнатах, но не под прямыми солнечными лучами. Осенью или зимой фикус нередко сбрасывает здоровые зеленые листья. Чаще всего это происходит из-за чрезмерного полива. Поэтому опытные цветоводы советуют зимой не поливать растение, а только опрыскивать листья. К числу наиболее неприхотливых полезных растений относится и драцена. Чаще всего выращивают драцену душистую - крупное растение со светло-зелеными листьями, волнистыми по краям. Более декоративны пестролистые драцены, но им необходима более высокая температура, повышенная влажность воздуха и светлое местоположение, в то время как обычное растение хорошо приживается в полутемных местах. Время от времени драцену следует купать под душем, удаляя с нее пыль. Аглаонема - растение с кожистыми, узорчатыми листьями. К свету оно не требовательно, теплолюбиво и прекрасно зимует в комнате с центральным отоплением. Летом растение обильно поливают, зимой полив сокращают. После цветения могут появиться маленькие красные ягоды, но эти плоды ядовиты. И, наконец, еще одна группа полезных, фитонцидных растений - кактусы и другие суккуленты, особенно с длинными иголками, - выходцы из Перу, Чили и горных районов Мексики. По мнению специалистов, эти растения не только убивают микробов, но и снижают вредную ионизацию воздуха, защищая нас от электромагнитного излучения. Место для этих цветов - вблизи телевизора и мониторов компьютеров. Для нормального роста им необходимо много тепла и света, но к прямым солнечным лучам их нужно приучать постепенно. С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. Это фиалки, цикламены, разные папоротники.
1.3. РАСТЕНИЯ ФИТОНЦИДЫ В ШКОЛЕ
Уровень заболеваемости детей и взрослых острыми респираторными заболеваниями в настоящее время остаётся высоким. Особенно остро эта проблема стоит в детских коллективах. При длительном пребывании даже практически здоровых детей в закрытых помещениях увеличивается общая обсемененность воздуха микроорганизмами. Наша школа не исключение, ежегодно, статистика нашей школы подтверждает, что вспышка эпидемии ОРЗ приходятся на осенний и весенний периоды. В связи с такой чрезвычайной ситуацией, школу закрывали на карантин.
В МБОУ Излучинской ОСШУИОП №2 насчитывается около 40 кабинетов и 9 рекреаций. Исследование, проведённое нами в школе, в которой мы учимся, показало, что на всех трех этажах (в кабинетах и рекреациях) имеется огромное количество растений. (Приложение 1) Большинство фитонцидных растений находится в кабинетах классов начальной школы. Это свидетельствует о том, что дети 1-4 классов более защищены от острых респираторных и других инфекционных заболеваний, чем ученики средней школы. Много растений наблюдается в кабинетах биологии, географии, физики, русского языка, английского языка, но, к сожалению, мало растений с ярко выраженной фитонцидной активностью. А в некоторых кабинетах их вообще нет. А ведь именно здесь они будут как нельзя, кстати, так как там находятся кабинеты с большой информационной нагрузкой. Совсем нет растений в кабинетах информатики, хотя там они необходимы больше всего, потому что в этих кабинетах находятся компьютеры.
Наиболее распространенные растения-фитонциды в кабинетах нашей школы - хлорофитум, диффенбахия пестролистая, каланхоэ, фикус. В рекреациях школы в основном наибольшую популярность имеют следующие растения - китайская роза и папоротники.
Изучение степени экологического состояния воздушной среды классов школы показало необходимость ее дополнительного озеленения фитонцидными растениями. Процентное соотношение фитонцидных растений к общему количеству растений в школе составляет 27%.
В нашей школе имеется огромное количество растений, но все же следует увеличить растения именно с фитонцидными свойствами.
РАЗДЕЛ 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 ПОЛУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОСТЕЙШИХ (ИНФУЗОРИЙ) НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучив морфологию выбранных комнатных растений, мы решили изучить их фитонцидные действия на микрофлору воздуха.
Первоначально, для исследования, необходимо получить культуру сенной палочки, которая является пищей для инфузорий. Для этого в чистую посуду надо положить немного лугового сена (без цветов) из расчета 100 г на 1 л воды и кипятить его в течение 15-20 минут до получения крепкого настоя. Когда он остынет, его надо профильтровать с помощью воронки и ватки. Затем банку с профильтрованным настоем укрыть марлей. Через пару дней на поверхности появится бактериальная пленка, за счет которой будут кормиться инфузории.
Для получения культуры инфузорий в полученный ранее настой с бактериями сенной палочки нужно внести культуру инфузорий, которую можно взять из естественного водоема. Для этого предварительно в пробирку набрать воды из придонного слоя пруда, которую нужно просмотреть под микроскопом. Если в пробе кроме туфельки окажутся и другие инфузории, надо разбавлять воду взятой из пруда чистой водой до тех пор, пока в ней останутся только туфельки. Верх банки надо укрыть куском марли, сложенным вдвое, чтобы в нее не попали цисты других простейших. Через пять - семь дней инфузории начнут обильно размножаться, и их можно будет рассматривать под микроскопом при увеличении в 30-40 раз. Вначале в сенном настое развиваются различные инфузории, но постепенно начинают преобладать инфузории туфельки.
Кроме описанного выше способа получения культуры инфузорий, мы попробовали получить культуру этих простейших, добавив в остывший отвар сена воду из аквариума. «Старая» вода, в которой почти не происходят процессы гниения, для закладки культуры непригодна. Воду следует брать из аквариумов с регулярной частичной подменой воды. Из таких же аквариумов полезно собирать подгнившие листья и стебли растений, отжимая с них в питательную среду большие количества инфузорий. Смесь отвара с аквариумной водой должна иметь цвет густого чая.
Для развития культуры требуются минимальный свет и температура не выше 18-20°С. Сильный свет и тепло ускоряют процессы гниения, а в банке-инкубаторе они должны происходить в замедленном темпе. Через 1-2 дня после закладки культуры, вода в банке сильно мутнеет и начинает издавать гнилостный запах. Постепенно запах исчезает, а спустя 5-6 дней в верхних слоях воды, наиболее богатых кислородом, появляются скопления инфузорий.
2.2 ВЛИЯНИЕ ТКАНЕВОГО СОКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА КУЛЬТУРУ ИНФУЗОРИЙ
В своей работе мы использовали вариант методики определения фитонцидной активности экстрактов растений, разработанной Б.П. Токиным. В этом случае определяется активность фитонцидов, входящих в состав тканевого сока растений.
Оборудование: листья комнатных растений с черешками, микроскоп, ступка с пестиком, пипетка, предметные и покровные стёкла, сосуд с культурой инфузорий, ткань для протирания микроскопа и предметного стекла, чистая вода для промывания, секундомер.
Выполнение работы: подготовка оборудования к работе, получили тканевый сок из растений при помощи приготовления кашицы, растирая листья растений с помощью пестика и ступки. Отжали через марлю несколько капель сока исследуемого растения. Нанесли капли с культурой инфузорий на предметное стекло, наблюдали за активностью инфузорий под микроскопом. Затем нанесли капли сока растения рядом с каплей с инфузориями, соединили две капли. Наблюдали за изменением активности инфузорий, до их гибели, отмечая время с помощью секундомера. Опыты проводились по два раза. Данные заносились в таблицу.
Фитонцидность растений рассчитывается по формуле:
А=100: Т,
где А - фитонцидная активность (%);
Т - время гибели микроорганизмов (в минутах).
Таблица 1
№ | Название растений | Активность инфузорий | Замедление Реакции инфузорий | Гибель инфузорий | Фитонцидная активность растений |
1 | Бегония тигровая | 1 мин 10 сек | 2 мин. 20 сек. | 3 мин.10 сек | 32 |
2 | Диффенбахия | 2 мин. 30 сек. | 3 мин. 40 сек. | 6 мин. 10 сек. | 16 |
3 | Каланхоэ | 2 мин. 30 сек. | 3 мин. 40 сек. | 5 мин. 30 сек. | 19 |
4 | Пеларгония | 1 мин. 20 сек. | 2 мин. 30 сек. | 3 мин. 40 сек. | 29 |
5 | Фикус Бенджамина | 3 мин. 30 сек. | 4 мин. 40 сек. | 8 мин. 20 сек. | 12 |
6 | Хлорофитум | 2 мин.20 сек. | 3 мин. 40 сек. | 4 мин. 30 сек. | 23 |
Диаграмма рейтинга растений по фитонцидным свойствам
Вывод: разные виды комнатных растений проявляют различную фитонцидную активность клеточного сока. Наибольшую активность фитонцидов тканевого сока можно отметить у бегонии, пеларгонии, хлорофитума, каланхоэ. Наименьшую фитонцидную активность из исследуемых видов комнатных растений проявили - фикус Бенджамина. Многие выявленные нами виды фитонцидно - активных комнатных растений совпадают с литературными данными.
2.3. АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Анкетирование обучающихся МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 об использовании растений, выделяющие фитонциды, проводилось в октябре-ноябре 2018 года. В анкетировании приняли участие обучающиеся 7-8 классов в количестве 140 человек. Анкета состоит из шести вопросов. Результаты анкетирования смотреть в таблице №2.
Таблица №2
№ | Вопросы анкетирования | 7-е классы | 8-е классы | ||||
1 | Нужны ли комнатные растения в кабинетах? | Да | Нет | Не знаю | Да | Нет | Не знаю |
92% | 4% | 4% | 87% | 10% | 3% | ||
2 | Для чего нужны комнатные растения? | Для красоты | Для здоровья | Не знаю | Для красоты | Для здоровья | Не знаю |
54% | 36% | 18% | 24% | 67% | 9% | ||
3 | Знаете ли вы названия комнатных растений? | Да | Нет | Да | Нет | ||
54% | 46% | 66% | 44% | ||||
4 | Знаете ли вы о фитонцидных свойствах растений? | Да | Нет | Да | Нет | ||
26% | 74% | 39% | 61% | ||||
5 | Достаточно ли растений в вашем кабинете? | Да | Нет | Да | Нет | ||
70% | 30% | 77% | 23% |
На основании обработки данных анкетирования, можно сказать, что обучающиеся не достаточно хорошо осведомлены о понятии фитонцидов и об их свойствах, а также в каких растениях фитонциды содержатся и как влияют на человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создать здоровый микроклимат и очистить воздух в классных комнатах можно с помощью комнатных растений. Обычно в закрытых помещениях ощущается нехватка кислорода, что приводит к плохому кровоснабжению мозга, а значит и к быстрой утомляемости. Возможные последствия загрязненного воздуха хорошо известны: воспаление слизистой оболочки глаз, головные боли, кожные раздражения, сухость в носу и во рту. Это не только доставляет определенный дискомфорт, но и оказывает негативное действие на общее состояние человека. Зимой, когда отопительная система работает на полную мощность, воздух в закрытом помещении становится очень сухим, а это вызывает определенные проблемы. Многие люди чувствуют себя комфортно, если влажность воздуха в рабочем помещении составляет 30-60 %. Однако в зимний период во многих закрытых помещениях влажность не достигает даже низшей отметки 30. Что делать? Приобретайте комнатные растения! Растения помогут установить здоровый микроклимат в рабочих помещениях и улучшить атмосферу на рабочих местах. И не только потому, что домашние растения увлажняют воздух, а потому, что они также поглощают тепло и очищают воздух от находящихся в нем вредных частиц. Мы провели определение фитонцидной активности некоторых видов комнатных растений, исследуя влияние фитонцидов клеточного сока и летучей фракции на культуру простейших организмов (инфузорий). За основу был взят вариант методики определения фитонцидной активности экстрактов растений, разработанной Б.П. Токиным. В результате проведённых исследований я убедилась в том, что фитонциды многих растений действительно оказывают губительное действие на микроорганизмы. Данное исследование проводилось в школьной лаборатории кабинета биологии. В эксперименте были использованы культуры простейших (инфузории). Мною проводилась оценка фитонцидов сока комнатных растений. Использовался экстракт, полученный из кашицы листьев. Кашица готовилась путём предварительного измельчения и растирания листьев в ступке пестиком непосредственно перед работой. Для своих опытов я взяла самые распространенные комнатные растения, такие как, бегонию, пеларгонию, диффенбахию, хлорофитум, каланхоэ, фикус и т.д. Из литературных источников я выяснила, что эти растения являются одними из самых губительных для микроорганизмов. В моих опытах простейшие замедляли свои движения и погибали только тогда, когда капли, содержащие инфузорий и сок растений соединялись. На некотором расстоянии летучие вещества на микроорганизмы не действовали. По моим расчетам самой высокой фитонцидной активностью (т.е. быстрее всего губят простейших) обладают бегония, пеларгония, хлорофитум, каланхоэ. Таким образом, мною было изучено шесть наиболее распространенных комнатных растения, которые часто встречаются при озеленении. Все они в различной степени обладают фитонцидными свойствами. Наиболее эффективными, с санитарно-гигиенической точки зрения, для озеленения школьных кабинетов я могу рекомендовать бегонию тигровую, пеларгонию, хлорофитум, каланхоэ. А для дополнительной борьбы с болезнетворными организмами лучше применять лук и чеснок. Наименьшую фитонцидную активность из исследуемых видов комнатных растений проявили - фикус Бенджамина. Многие выявленные нами виды фитонцидно-активных комнатных растений совпадают с литературными данными. Исследование, проведённое нами в МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2, в которой мы учимся, показало, что большинство фитонцидных растений находится в кабинетах начальной школы, чем в средней, а в некоторых кабинетах их вообще нет. Изучение степени экологического состояния воздушной среды классов школы показало необходимость ее дополнительного озеленения фитонцидными растениями. Работа по данной теме будет продолжаться. Планируется изучить фитонцидную активность взятых ранее растений для сравнения фитонцидных свойств в зимний и летний периоды, а также изучить фитонцидные свойства других растений. Используя полученные результаты, мы рекомендуем для оздоровления школьников:
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеев В.В., Лукомская К.А.. Руководство к практическим занятиям по микробиологии.- М.: «Просвещение», 1983. С. – 127.
2. Багрова Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Том растения. - М.: ТКО «АСТ», 1996. - С.27 -28.
3. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия.- М.: «Советская энциклопедия», 1956. -С. 209-210.
4. Васильева З.П., Кириллова Г.А., Ласкина А.С. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: «Просвещение», 1979. – С. 17-18.
5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: «Просвещение», 1994. - С. 136 -137.
6. Голышенков П.П. Лекарственные растения и их использование. – Саранск. Мордовское книжное издательство, 1990. - С.29-30.
7. Кретович В.Л. Основы биохимии растений. – М.: «Советская наука», 1956. С. 218-219.
8. Кудряшова Н.И. Лечение лимонами. - М.: «Образ – Компании», 1999. – С. 5 -7.
9.Нуралиев Ю.Лекарственные растения. – Нижний Новгород. СП «ИКПА»,1991. - С.29-31.
10. Синяков А.Ф. О вершках и корешках. - М..: «Физкультура и спорт»,1992. - С. 211 – 246.
11. Творогова А.С. Микробиологический эксперимент в школе. - Саранск, «Нива», 1987. - С. 5-10.
12. ШвечиковаА.П., Косогова Т.М., Луценко А.И. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении научно – методический журнал «Биология в школе» №1-2 1992. - С. 66 – 67.
12. «Энциклопедический словарь юного земледельца» под ред.К.А. Иванович М.: «Педагогика», 1983. - С. 329.
13. «Энциклопедический словарь юного биолога» под ред., М.С. Гилярович М.: «Педагогика», 1986. - С.37.
приложение
Анкета
1. Нужны ли комнатные растения в кабинетах?
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Для чего нужны комнатные растения?
а) для красоты
б) для здоровья
в) не знаю
3. Знаете ли вы названия комнатных растений?
а) да
б) нет
4. Знаете ли вы о фитонцидных свойствах растений?
а) да
б) нет
5. Достаточно ли растений в вашем кабинете?
а) да
б) нет
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Ах эта снежная зима
Свадьба в Малиновке
Новый снимок Юпитера