Очень часто среди моих одноклассников можно услышать: «А зачем мне нужна математика, ведь можно посчитать на калькуляторе? В жизни она мне нигде не пригодится, я же не ученым буду, а рабочим»
И мне в голову пришла мысль: а есть ли профессии, где знание математики совсем не нужно? И можно ли в быту обойтись без элементарных математических знаний?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_v_professiyah.docx | 59.58 КБ |
Филиал МБОУ СОШ с. Стегаловка в с. Стрелец
учащейся 5б класса
Болговой Надежды
руководитель: Хлыстова И.П.
Краткая аннотация работы.
Почему я выбрала эту тему?
Очень часто среди моих одноклассников можно услышать: «А зачем мне нужна математика, ведь можно посчитать на калькуляторе? В жизни она мне нигде не пригодится, я же не ученым буду, а рабочим»
И мне в голову пришла мысль: а есть ли профессии, где знание математики совсем не нужно? И можно ли в быту обойтись без элементарных математических знаний?
Гипотезой исследования
стало предположение, что знания математики необходимы людям любой профессии.
Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- провести опрос среди учащихся школы;
- проанализировать полученные ответы;
- пообщаться с людьми различных профессий;
- изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою гипотезу;
- по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы;
- сделать буклет для учащихся о профессиях и применяющихся математических знаниях.
Проблемные вопросы:
Цель исследования:
Ответить на вопрос: «Во всех ли профессиях нужна математика?»
Было проведено анкетирование 42 учащихся 2-11 классов школы.
Ответьте на вопросы:
1) В какой профессии больше всего нужна математика ___________________________________________________________
2) В какой профессии совсем не нужна математика ___________________________________________________________
Больше всего на вопрос, «В какой профессии больше всего нужна математика» ответили:
- продавцу, кассиру – 17 чел.
На вопрос, «В какой профессии совсем не нужна математика» ответили:
- учителю русского (английского) языка – 9 чел.
- дворнику – 4 чел.
- циркачу - 5 чел.
Моя мама, Юлия Анатольевна, работает воспитателем группы дошкольного образования. Вот что она мне рассказала:
«Дошкольники в садике изучают математику, и я их учу. Дети от 3 до 5 лет охотно изучают веселый счет, геометрические фигуры, решают логические задачки. Ребята постарше (5-7 лет) решают более сложные задачи и примеры на сложение и вычитание».
И еще она ведет учет детей (считает, сколько детей пришли в ГДО) и делает отчет заболеваемости в %.
Мама и папа Лены, социальные работники. Вот что рассказала Ирина Викторовна:
«В моей работе очень нужна математика. Я оплачиваю коммунальные услуги бабушек. Для этого, сначала надо посчитать, сколько оплатить за свет, газ, воду. Делаю для них покупки в магазине. Я веду журнал учета оказанных услуг: сколько получено денег, сколько истрачено на выполнение заказа, сколько вернула клиенту» .
Мама Дениса продавец. Галина Ивановна рассказала:
«Когда я стала работать продавцом, оказалось, что продавец должен не только правильно считать, чтобы дать сдачу и не обмануть ни покупателя, ни себя, но и много различных формул. Есть формулы для работы с весовым товаром и отсюда мы можем узнать цену даже одной маленькой конфетки. Самый разный товар для продавца это набор чисел. Даже самое простое яблоко: его вес и стоимость.
И конечно отчет продавца это сплошные цифры. По ним можно судить о качестве его работы.»
Мама Артема, Юлия Геннадиевна, домохозяйка.
Сколько же всего ей нужно подсчитать:
- сколько денег уйдет на коммунальные услуги;
И еще много разных сколько…
Мой дядя Алеша охранник.
Почему- то ученикам кажется, что учителю русского и иностранного языков математика не нужна. Я обратилась к учителю русского языка Сорокиной Л.Н.
«На уроках русского языка, мы подсчитываем количество грамматических основ в предложении. При фонетическом разборе слова, считаем количество букв и звуков. В письменных работах подсчитываем
орфографические и пунктуационные ошибки. И, как любой учитель, при
анализе письменных работ считаю какой процент учащихся справился с работой, какой процент ошибок на ту или иную тему».
Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс
–чик - обозначает людей по роду занятий, затем слова, в которых суффикс
–чик - придает уменьшительное значение. Вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик,
переводчик, карманчик, разносчик, стаканчик, водопроводчик.
Множество представляет собой объединение некоторых объектов,
предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.
Например. Дано множество слов:
А={вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик,
переводчик, карманчик, разносчик, стаканчик, водопроводчик}.
Это множество состоит из 10 элементов – слов с суффиксом – чик -
В = {вкладчик, вертолетчик, переводчик, разносчик, водопроводчик};
n (В)=5.
С ={стульчик, лимончик, графинчик, карманчик, стаканчик}; n(С)=5.
Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В, С ⊂ А .
И еще я узнала…
Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Все буквы можно разбить на 4 группы.
Буквы с горизонтальной осью симметрии:
В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю.
Буквы с вертикальной осью симметрии:
А Д Ж М Н О П Т Ф Х Ш Λ
Буквы, не имеющие ось симметрии: Б Г И Р У Ц Ч Я Щ.
Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии:
Ж Н О Х Ф.
И еще я узнала…
«Душа музыки – ритм – состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения», - писал в 1908 году известный русский физик Г.В. Вульф.
Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Композитор в своей симфонии может по нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно раскрывая ее.
В стихотворениях подразумевается симметрия чередования рифм, ударных слогов.
Все ярко, все бело кругом.
На стеклах легкие узоры,
Сорок веселых на дворе,
Деревья в зимнем серебре,
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольной поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики.
Очевидно, математика используется в каждом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В современной экономике спорта довольно широко используется математический аппарат – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка статистических данных. Например, в атлетике крайне важны арифметические расчеты при разбеге прыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планку отталкивания.
Еще я узнала …
Спорт и математику роднят три величины:
Скорость
Время
Расстояние.
Скорость | Скорость броска Скорость бега Скорость движения по трассе Скорость в принятии решения |
Время | Время выполнения разминки Время прохождения тайма Время прохождения дистанции Отметка секундомера |
Расстояние | Длина дистанции Длина прыжка Дальность полета мяча Игровая площадка |
За каждым дворником закреплена определенная площадь и он должен рассчитать время чтобы выполнить свою работу. Зимой надо подсчитать какое количество реагента, соли или песка необходимо на посыпание дорожек на его территории. Сейчас в городах труд дворника механизируют. Им в помощь появились специальные машины, а там где появляется техника не обойтись без математики.
Профессия КЛОУНА считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоун должен быть и драматургом, и сам себе режиссером, и визажистом, и портным, и суметь придумать такой номер, который удивит, рассмешит, заставит зрителей задуматься. Значит, он должен просчитать свой номер.
Цирковые клоуны имеют множество специализаций (акробаты, дрессировщики, пантомимисты, жонглеры и т. д.)
Акробат строит траекторию своего полета, учитывает силу толчка и скорость полета. Жонглеры делают тоже самое для мячей и булав.
Дрессировщик должен следить за рационом животного, считать количество калорий. Знать его силу, чтобы рассчитать свои трюки.
ВЫВОДЫ:
В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты:
- есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, учитель русского (английского) языка, дворник, циркач, футболист, физрук, охранник.
В ходе исследования я убедилась, что математику обязательно надо изучать людям любой профессии и абсолютно всем она нужна в повседневной жизни.
Михаил Иванович Калинин говорил:
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»
Михаи́л Ива́нович Кали́нин (7 [19] ноября 1875 — 3 июня 1946) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель.
.
Источники:
Загадка Бабы-Яги
Заколдованная буква
О путнике
Яблоко
Весенние чудеса