О правописании непроизносимых согласных
Вложение | Размер |
---|---|
2a_issledovani_kuzminyh_natasha.rar | 527.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо
Секция: русский язык
Исследовательская работа
Тема: Как согласные играют в прятки?
Автор работы:
Кузьминых Наталья Васильевна, 2 А класс
Руководитель:
Кочетова Элла Геннадьевна,
учитель начальных классов
п. Хор
2018 год
Содержание:
Введение ………………………………..…………..………………….…….3
Основная часть
1.1 Результаты проведения анкетирования. ……………………….…….....5
1.2 Непроизносимые согласные. Теория. ………………………….…….…5
1.3 Какие слова являются проверочными?.....................................................6
1.4 История появления правил ………………………………………………7
1.5 Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных……….9
Заключение……………………………………………………………………11
Литература………………………………………………………….....….........12
Введение
Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
но пишутся в тетрадке.
Проблема грамотности человека является актуальной на протяжении многих поколений людей. Взрослые люди и учащиеся часто пишут с ошибками. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, знать его и пользоваться богатством языка в полной мере.
Я знаю, что многим детям трудно даются правила. Однажды, на уроке русского языка, мы проходили правило о написании непроизносимых согласных в корне слова. Один из моих одноклассников воскликнул: «Да это согласные играют в прятки!»
И мне стало интересно: «Как согласные играют в прятки?» Я провела опрос среди учащихся, спросив у них: «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?» и «Как их отыскать?» Оказалось, что не все мои друзья смогли ответить на первый вопрос, да и способ, как их отыскать знают не все. И я решила провести своё исследование.
Цель исследования: выяснить, какие согласные не произносятся в словах и как их можно обнаружить
Гипотеза исследования: если согласная спряталась, то её можно отыскать
Задачи исследования:
Предмет исследования: русский язык
Объект исследования: правило русского языка
Методы исследования:
Продукт: презентация, сказка
Практическая значимость:
- пропаганда знания правила русского языка;
- распространение материала исследования посредством показа и публикации презентации
Основная часть
1.1 Анкетирование учащихся
По теме моего исследования был проведен опрос, в котором приняли участие –25 учеников.
Результаты проведения анкетирования по вопросам:
1. «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?»
Не знают – 19 чел. Не задумывались– 6 чел.
Вывод: Многие мои одноклассники не знают этих согласных, некоторых эта тема вообще не интересует.
2. «Как их отыскать?»
В другом слове – 14 чел. Не знают – 11 чел.
Вывод: Не все одноклассники знают способ поиска потерявшейся согласной.
Данные опроса утвердили меня в решении провести исследование по теме: «Как согласные играют в прятки?» (Приложение 1)
1.2 Непроизносимые согласные. Теория
Что такое непроизносимые согласные? Почему они пишутся, если не произносятся?
Непроизносимыми согласными в орфографии и фонетике называют буквы, обозначающие согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Например, в слове «солнце» нужно писать непроизносимый согласный «л», а в слове «праздник» - непроизносимый согласный «д».
Их написание связано с одним из основных принципов русской графики и орфографии - с морфемным (есть ещё 2 других: традиционный и фонетический).
Морфемный принцип в системе русского языка ( в некоторых пособиях он называется морфологическим) является главным (более 90% написания всех слов подчиняется ему). Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов. На основании этого принципа и пишутся в корнях слов непроизносимые согласные.
1.2.1 Особенности непроизносимых согласных
- Непроизносимыми чаще всего бывают согласные В, Д, Л, Т, С.
- Непроизносимые согласные чаще встречаются в словах, имеющих сочетания СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, НТСК, НДСК и др.
Например, доблеСТНый, поЗДНо, счаСТЛивый, здраВСТВуйте, дилетаНТСКий, голлаНДСКий.
- Непроизносимые согласные могут находиться в корне слова (чаще это согласные Д, Т, В, Л, С) или в суффиксе (в суффиксе -ОСТ- – Т), в сложном слове - в приставке. Например, в корне - деТство, соЛнце, маСштаб; в суффиксе - радосТный; в приставке - сумаСшедший.
- Непроизносимые согласные могут быть непроверяемыми и проверяемыми.
Вывод: Слова с непроизносимыми согласными следует проверять или запоминать.
1.3 Какие слова являются проверочными?
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо знать правило, которое говорит о том, что слова с непроизносимыми согласными необходимо проверять. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.
Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:
✔согласный звук ясно слышится на конце слова;
✔согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.
1.3.1 Способы проверки непроизносимых согласных
1. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?
властный – (что?) власть
радостный – (что?) радость
несчастный – (что?) несчастье
прелестный – (что?) прелесть
ненастный – (что?) ненастье
бескорыстный – (что?) корысть
доблестный – (что?) доблесть
честный – (что?) честь
Вывод: в проверочном слове есть Т, значит и в слове её нужно писать.
2. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос каков?
вкусный – (каков?) вкусен
интересный – (каков?) интересен
безопасный – (каков?) безопасен
прекрасный – (каков?) прекрасен
ужасный – (каков?) ужасен
напрасный – (каков?) напрасен
Вывод: в проверочном слове нет непроизносимой согласной, значит и в слове её не следует писать.
3. В словах «солнце» и» сердце» есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д. Подобрать однокоренные слова нам помогут пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко». Или надо подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? В этом случае непроизносимые согласные Л,Д находятся в сильной позиции, так как перед ними стоят гласные.
солнышко, (какой?) солнечный – солнце
сердечко, (какой?) сердечный – сердце
Вывод: Слова «солнце» и «сердце» можно проверить однокоренными словами, в которых проверяемая непроизносимая согласная стоит в сильной позиции.
1.4 История появления правил
Правило – это сложный текст, учить его трудно и долго и без него не обходится ни один урок русского языка.
Первым, кто поставил вопрос об основе русской орфографии, был Тредиаковский. (Приложение 1) В своем трактате «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи» (1748) Тредиаковский провозглашает фонетический принцип правописания, считая его доступным всему народу. Большую роль в развитии русской орфографии сыграла книга М. В. Ломоносова «Российская грамматика». (Приложение 2) Появлению правил так же способствовали труды В. Светова и А.А. Барсова, авторов грамматических работ школьного типа. В своих работах авторы дали краткий перечень орфографических правил второй половины XVIII в.. Важным событием в истории русской орфографии является капитальный труд академика Я.К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» и его книга «Русское правописание», представляющая практическое руководство для школы и печати. (Приложение 2)
В начале XX в. результатом длительной работы филологов и педагогов явились «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 г. Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. (Приложение 2) С этих пор правила являются обязательными для всех пользующихся письмом, как для органов печати, учебных заведений, государственных и общественных организаций, так и для отдельных граждан. Так же в 1956 году был издан «Орфографический словарь» (110 тысяч слов), составленный на основе «Правил». С тех пор правила прошло много лет, некоторые правила устаревают, поэтому в Институте русского языка Российской академии наук создана специальная комиссия, которая занимается созданием нового перечня правил орфографии и пунктуации.
Учить правила русского языка необходимо, чтобы быть образованным и культурным гражданином нашей страны.
О важности знания русского языка высказывалось много великих людей. (Приложение 3)
Писатель Ф.М. Достоевский писал: «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».
А.Н. Толстой: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно»
К. Паустовский: "Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь... Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».
1.5 Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных
На вопрос «Учите ли вы правила?» - одноклассники отвечали:
Да -17, нет – 3, не всегда - 5
Вывод:. Большинство ребят учат правила, остальные – не всегда или не учат, потому что правила плохо запоминаются. (Приложение 3)
Для лучшего запоминания правил существуют нестандартные правила, которые составлены преподавателями, родителями, а иногда и самими учениками. Их легко усвоить, но они не имеют научной основы.
До 20 века нестандартных правил не существовало, но еще с 19 века люди пытались зарифмовать некоторые правила, иногда ради развлечения. В Настоящее время идёт новое осмысление подходов к изучению русского языка, и нестандартным правилам здесь нашлось место. Уже существуют много разных книг и пособий по изучению правил в стихотворной форме, созданные писателями и педагогами.
Вот примеры таких правил.
И ужасно, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем известно как прелестно
Букву «Т» писать уместно!
***
Сегодня погода ненастная,
И я такая несчастная.
Сеет дождь совершенно ужасный.
Скорей бы снова стало ясно,
И засияло б солнце красное,
И стало бы вокруг прекрасно!
***
Известный – известие, здравие – здравствуй.
Теперь от ребят не прячься согласный!
А трудности будут – словарик возьмём
И нужное слово всегда в нём найдём.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте! » сегодня не сказал.
Правила- стихотворения помогут учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами. (Приложение 4)
Сделать орфографические правила русского языка интересными можно при помощи сказок. А сказка, сочиненная самим учеником, становится средством повышения уровня его теоретической подготовки, формирования практических навыков, развитию творческих способностей. Например, «Сказочный сон», автор Кузьминых Н. (Приложение 5)
Заключение
Как показали мои исследования и выдвинутая гипотеза, что если согласная спряталась, то её можно отыскать, подтвердилась.
В результате проделанной работы я узнала, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.
Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался. И что существуют нестандартные правила, которые помогают быстро и с интересом разучивать правила русского языка.
Свою работу я могу использовать на уроках русского языка для того, чтобы грамотных людей становилось больше.
Любите русский язык, учите правила, и вы будете грамотным и образованным человеком!
Литература
Снежная сказка
Юрий Визбор. Милая моя
Мальчик и колокольчики ландышей
Круговорот воды в пакете
Юрий Алексеевич Гагарин