Тема нашего научно-исследовательского проекта «Как рождаются слова в русском языке».
Цели и задачи проекта:
3. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.
Объект исследования: русское слово
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskiy_proekt_na_temu_kak_rozhdayutsya_slova_v_russkom_yazyke.pptx | 599.29 КБ |
Слайд 1
Научно-и сследовательский проект на тему: «Как рождаются слова в русском языке» Выполнила : Сочина Анна , ученица 8 класса Предмет : русский язык Руководитель: Ольнева Наталья Юрьевна , учитель русского языка и литературыСлайд 2
Оглавление 1. Введение 2. Актуальность, проблема, гипотеза 3. Словообразование 4. Как рождаются новые слова в русском языке? 5. Ведущим способом русского словообразования является морфемный 6. Заключение 7. Список используемых источников
Слайд 3
Введение Тема нашего исследовательского проекта «Как рождаются слова в русском языке». Цели и задачи проекта: Расширить познания в теме «Словообразование». Рассмотреть условия появления новых слов. 3 . Вызывать интерес к родному языку у сверстников. Объект исследования: русское слово Методы исследования: поисковый, исследовательский.
Слайд 4
Обоснование проблемы: Мне стало интересно узнать о происхождении слов. Актуальность проблемы: Проблема актуальна, так как знание состава слова помогает лучше понять значение слова, видеть родственные связи и грамотно писать. Гипотеза: Я предполагаю, что новые слова появляются вместе с новыми предметами, а изменяются благодаря словообразующим морфемам.
Слайд 5
Словообразование ( деривация ) — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский , работа → работник . Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке. Лексико -семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) — долг (обязанность). Мир (вселенная) — мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами)-реакция (политика подавления общественного прогресса).
Слайд 6
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами ( др.-греч . νέος — новый + λόγος — слово). Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов. Как рождаются новые слова в русском языке? Новые слова заимствуются из других языков (общеязыковые неологизмы); Новые слова создаются писателями и журналистами (авторские неологизмы). 1 Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших: Калькулятор, космонавт, магнитофон, пионер, пылесос . 2 Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными): вай-фай , джо́йстик , интерне́т , компью́тер , ме́неджер , моби́льник , сма́йлик . 3 Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года: С е́лфи , смартфо́н , спи́ннер , фэйк
Слайд 7
Ведущим способом русского словообразования является морфемный. В зависимости от того, какие морфемы и как используются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования: 1. Приставочный – образование слова при помощи приставки: пере писать – писать, сверх прочный – прочный. 2. Суффиксальный – образование слова при помощи суффикса : картофель н ый – картофель , гриб ник – гриб . Разновидностью суффиксального способа является нулевая суффиксация : синь о – син ий, насыпь о – насыпа ть, четверть о – четверт ый. Примечание. Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным , либо безаффиксным . 3. Постфиксальный – образование слова при помощи постфикса: расчесывать ся – расчесывать, кто- либо – кто. 4. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: про глот и ть – глота ть, под одеяль ник – одеял о. 5. Приставочно-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: в думать ся – дума ть, вы спать ся – спа ть. 6. Суффиксально-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения суффикса и постфикса: резв и ть ся – резв ый, холм и ть ся – холм
Слайд 8
7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса: при цен и ть ся – цен а, рас щедр и ть ся – щедр ый. Примечание. Приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов . 8. Сложение – образование слова в результате объединения двух или более полных основ : лес о степь – лес + степь, диван-кровать – диван + кровать. Путем сложения образуются сложные слова: водоустойчивый, плащ-палатка, юго-восток. 9. Сложение сокращенных основ (аббревиация) – образование слова в результате сложения: а) нескольких сокращенных основ: завуч – зав едующий у чебной ч астью; б) сокращенной основы с целым словом: турпоход – тур истический поход. Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. abreviare — сокращенно излагать). Аббревиатуры бывают (основные виды): а) слоговые – состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком – проф союзный ком итет;
Слайд 9
б) слого-словные – состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт – агит ационный пункт; в) буквенные – состоящие из названий начальных букв: БГУ [ бэ-гэ-у ] – Б елорусский г осударственный у ниверситет; г) звуковые – состоящие из начальных звуков каждого слова: вуз – в ысшее у чебное з аведение. Аббревиация характерна только для имен существительных. 10. Сложно-суффиксальный – образование слова путем сложения с одновременным присоединением суффикса: широк о кост н ый– широк ий+ кость,скор о вар к а – скор о + вари ть. Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например: а) чередование звуков : глуш и ть – глух ой ( ш // х ), продукци [ йа ] - продукт ( ц // т); б) усечение основы : даль о – далёк ий, глуб ин а – глубок ий, самб ист «- самбо, сниж ени [ й э ] – снизи ть; в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки: Минск + - ск - – мин ск ий (полное наложение суффикса - ск -), такси + - ист – таксист (частичное наложение суффикса - ист -), пальто + - ов - – пальт ов ый и т. д.
Слайд 10
Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два или более корней, называются сложными. Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах: мореход (ходит в море, корни мор-, ход-), пар о ход (ходит на пару, корни пар-, ход-) Сложное слово — слово , имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
Слайд 11
Расширила познания в теме «Словообразование». Рассмотрела условия появления новых слов. 3 . Постаралась вызвать интерес к изучению родного языка у сверстников. Выполняя данный проект, я смогла убедиться в том, что слова действительно рождаются с появлением новых предметов и научно-технического прогресса, а также благодаря словообразующим морфемам. Значит, выдвинутая мною гипотеза верна. Исследуя тему, я достигла поставленных целей: Заключение
Слайд 12
Используемая литература: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1472/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Д.Э. Розенталь «Современный русский язык» Д.Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Лиса и волк
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Пейзаж