Районная научно-практическая конференция
обучающихся 2-4 классов «В судьбе каждого школа…»,
посвященная 135-летию Курумканской СОШ №2
Секция
«Династия учителей»
Исследовательская работа
«Учительская династия Санжиевых»
Автор: Абидуева Аяна, ученица 3 класса
МБОУ «Барагханская СОШ»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРАГХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________
671642, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Барагхан, ул.Ленина, 35. Тел. 8(30149)92-2-94
e-mail: baraghanschool@yandex.ru
Районная научно-практическая конференция
обучающихся 2-4 классов «В судьбе каждого школа…»,
посвященная 135-летию Курумканской СОШ №2
Секция
«Династия учителей»
Исследовательская работа
«Учительская династия Санжиевых»
Автор: Абидуева Аяна, ученица 3 класса
МБОУ «Барагханская СОШ»
Руководитель: Очирова Валентина Намуевна, учитель начальных классов
Барагхан
2019
Содержание работы
II. Основная часть
А) Что такое династия?
Б) Виды династий
2. Возникновение династии учителей в семье Санжиевых
2.1. Основатель династии;
III. Заключение
IV. Список используемых источников и литературы.
На свете есть очень много людей разных профессий: врачи, строители, полицейские, шахтёры, водители, учёные, учителя… Любая профессия нужна и важна. Человек сам выбирает себе профессию. Бывает и так, что дети одной семьи выбирают профессию своего отца, мамы, дедушки, бабушки. Так образуются династии.
В селе Барагхан проживает семья Санжиевых-Чимитцыреновых. Эта семья славится своей учительской династией. В этой семье очень много учителей! В своей исследовательской работе хочу рассказать, как образовалась эта династия, какой вклад внесли учителя этой династии в образовании нашей школы, района, республики и страны.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что изучение материала об учительских династиях, известных в школе, районе, в республике необходимо для воспитания уважения к профессии учителя. Несмотря на трудность этой профессии, люди выбирая эту профессию, продолжают династию своего рода.
Цель работы моей исследовательской работы: показать значимость учительских династий нашей школы, их вклад в развитие образования.
Задачи исследовательской работы:
1. Выявить источники, рассказывающие о педагогической династии семьи;
2. Собрать фотографии учительской династии;
3. Создать электронную презентацию по материалам.
Объект исследования: история родословной.
Предмет исследования: учительская династия семьи Санжиевых.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть
А) Что такое династия?
А что же такое «династия»? Как это слово попало в русскую речь? Давайте узнаем значение слова «династия». Из Интернета я узнала, что само слово родом из Греции. На языке древних афинян и спартанцев «династия» означало «владычество». Таким образом, первоначально оно было непосредственно связано с управлением, господством. Дополнительные значения древнегреческого слова «династия» – это "мочь, уметь
Прямое значение понятия «династия» – это несколько монархов, связанных кровным родством и последовательно сменяющих друг друга у власти. Согласно первому династия - это род монархов, сменяющих друг друга на троне и продолжающих вести государственные дела.
Б) Виды династий
Но есть и другой вид династии - рабочий, трудовой или профессиональный. Три слова разных, а значение у них одно. Младшее поколение идет по стопам старшего, выбирая свою профессию. Так и получаются трудовые семейные династии.
В толковом словаре С.И. Ожегова написано: «Династия – труженики, передающие от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции».
Удивительное это явление - династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови»? Дар учить, переданный по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу?
Основатель династии, Зуртанов Санжи Бадмаевич, родился 14 августа 1888 года в улусе Саранхур в многодетной семье бедняка-скотовода. Санжи Бадмаевич окончил начальную школу, затем – кратковременные педагогические курсы. Санжи Бадмаевич до 1916 года работал в своем хозяйстве. В сентябре 1916 года был призван на Западный фронт. Там он работал на тыловых работах около города Минска. Вернувшись на малую родину, работал председателем Барагханского сомонного совета, затем – членом аймачного исполнительного комитета. Великая Октябрьская революция открыла дорогу к знаниям детям бурят-бедняков. После окончания курсов учителей начальных классов работал учителем Гаргинской, Галтайской начальных школ. Вместе с женой, Сымжит Будаевной вырастили и воспитали 6 детей.
Трое дочерей Зуртанова Санжи Бадмаевича – Вера, Дышигма, Дынсема, стали учителями русского языка и литературы.
Старшая дочь, Санжиева Вера Санжиевна отдала делу образования целых 49 лет! 35 лет работала на руководящей педагогической работе: работала завучем, директором, инспектором районо. Большую часть своей педагогической деятельности она посвятила своей родной Барагханской школе. Много поколений учеников прошло через руки Веры Санжиевны. Уроки русского языка и литературы, которые вела Вера Санжиевна, были увлекательными, интересными. За многолетний труд она была награждена многими наградами, имела высокое звание «Отличник просвещения Российской Федерации».
Вторая дочь, Димитрова (Санжиева) Дышигма Санжиевна, после окончания Бурятского пединститута работала учителем бурятского языка и литературы в Курумканской средней школе. Затем 10 лет работала учителем Эрхирикской средней школы Заиграевского района.
Третья из дочерей Зуртанова Санжи Бадмаевича, Санжиева Дынсема Санжиевна, окончила БГПИ имени Доржи Банзарова. Дынсема Санжиевна всю свою жизнь посвятила обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Гармаева Цыпилма Баировна, внучка Зуртанова Санжи Бадмаевича, также выбрала профессию учителя. Она работала учителем истории и обществознания в Красноярском крае, в Северобайкальском районе Бурятии.
Гармаев Ревомир Баярович, сын старшей дочери, с отличием закончил историко-филологический факультет БГПИ имени Доржи Банзарова. Молодым педагогом работал в Курумканской средней школе. Затем был выдвинут на руководящие должности. Ревомир Баярович награжден Орденом Дружбы народов, медалями «За заслуги перед Отечеством 2 степени» и другими наградами. Супруга Ревомира Баяровича, Надежда Дмитриевна тоже учитель истории.
Чимитцыренова Сурена Санжиевна, дочь Веры Санжиевны Санжиевой. В 1966 году поступила в БГПИ имени Доржи Банзарова на историко-филологический факультет. После окончания института приехала работать в свою родную школу, где 34 года преподавала русский язык и литературу. За эти годы Сурена Санжиевна выучила и воспитала несколько сотен учеников. Отличным знанием своего предмета, своей энергией, требовательностью, весёлым характером она заслужила любовь и уважение своих учеников. Как классным руководитель многих классов, открыла дорогу, проводила интересные классные часы, турпоходы, школьные вечера.
Чимитцыренов Цыренжап Ширеторович, муж Сурены Санжиевны, навсегда связал судьбу с родной школой. Работал преподавателем начальной военной подготовки, вел уроки истории. 21 год проработал директором Барагханской школы. Тактичный, справедливый, но требовательный руководитель, умеющий находить общий язык с учителями и техперсоналом. Как эрудированный специалист в вопросах истории, этнографии, краеведения, Цыренжап Ширеторович заведовал школьным историко-краеведческим музеем. Под его руководством музей признан самым лучшим не только в районе, но и в республике.
Раднаева Елена Будажаповна, дочь Санжиевой Дынсемы Санжиевны, также является продолжателем учительской династии. Она работала учителем бурятского языка и литературы в Барагханской и Курумканской школах.
Представителями четвертой поколении учительской династии Санжиевых являются дочери Сурены Санжиевны и Цыренжапа Ширеторовича, Марина и Эльвира.
Марина Цыренжаповна после окончания школы поступила в БГПИ имени Доржи Банзарова на историко-филологический факультет. После успешного окончания института, работала учителем истории и обществознания в родной Барагханской школе, затем продолжила педагогическую деятельность в Курумканской средней школе №2.
Младшая дочь Чимитцыреновых, Эльвира Цыренжаповна, закончила филологический факультет БГПИ имени Доржи Банзарова, получила диплом учителя русского языка и литературы. Около 20 лет работает учителем русского языка и литературы в Улюнханской средней школе.
Заключение
Исследовав педагогическую деятельность четырех поколений семьи Санжиевых, я пришла к выводу, что потомки каждого поколения пошли по стопам родителей не потому, что родители захотели по наследству передать своим детям гордое знамя учительской профессии. На выбор профессии детей влияют яркий пример родителей - педагогов, увлечённость предметом школьной дисциплины, наличие преподавательских, организаторских и коммуникативных способностей, личностные качества. Такой выбор должен вызывать уважение восхищение.
В ходе исследования материалов о династии учителей Санжиевых мною сделаны следующие выводы:
русского языка и литературы, бурятского языка и литературы, истории и обществознания, представляющих четыре поколения одной семьи;
Список используемых источников и литературы:
Хризантема и Луковица
Чья проталина?
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Карандаши в пакете