Исследовательская работа по обществознанию «Ценности современной молодежи» (социологическое исследование)
цель работы: выяснить, какие нравственные ценности являются значимыми для современной молодежи
изучение литературы по данной проблеме, выдвижение гипотезы, составление анкеты и её проведение среди обучающихся, обработка полученных данных и проверка гипотезы, формулирование выводов на основе анкетных данных.
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_sovremennoy_molodezhi.doc | 168.5 КБ |
tsennosti_sovremennoy_molodezhi.pptx | 783.3 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
Ценности современной молодёжи
(социологическое исследование)
Работу выполнил:
Камозин Иван Сергеевич
ученик 9 класса
МБОУ Стодолищенская СШ
Руководитель:
Скоблякова Елена Витальевна
учитель истории и обществознания
МБОУ Стодолищенская СШ
п. Стодолище
2018 год
Содержание
Введение | 3 |
1. Понятие ценность | 7 |
1.1. Употребление понятия ценности в различных науках | 7 |
1.2. Классификация ценностей | 9 |
3. Изменения в системе ценностей российской молодежи на рубеже XX - XXI веков | 14 |
4. Проведение социологического исследования на тему: «Ценности современной молодёжи» | 17 |
4.1. Программа исследования | 17 |
4.2. Анализ полученных результатов | 18 |
Заключение | 27 |
Список литературы | 28 |
Приложение | 29 |
Рефлексия | 32 |
Введение
Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России. При этом наиболее уязвимой социальной группой к этим негативным изменениям признается молодежь.
Общество нуждается в «нравственно-здоровых», перспективных молодых людях. Ведь именно молодежь является двигателем общественного развития.
В настоящее время со страниц газет и журналов, с экрана телевизора можно услышать упреки в адрес молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и отказе от патриотизма. Насколько справедливы эти упреки?
Практическая ценность проекта состоит в том, что проведенное социологическое исследование позволяет сделать выводы, так ли это, действительно или упреки не справедливы?
Будущее страны зависит от молодежи. Отсюда очевидна актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи. Ценности молодежи подвергаются значительным изменениям. Свое становление современная молодежь проходит в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и информатизации общества, в период социокультурных перемен. Происходит размытие ценностных основ и традиционной общественной морали, ослабление культурной преемственности. Все чаще наблюдается процесс заимствования современных «демократических западноевропейских ценностных моделей» поведения. ХХI век характеризуется утратой межличностного взаимодействия, следованием технологическому прогрессу, культу вещей и материальных благ. Молодое поколение – это особая социальная группа, находящаяся в стадии формирования структуры ценностной системы, становления и выбора профессионального и жизненного пути. Данная группа является группой риска, особенно в кризисные периоды, когда происходят изменения в социальной структуре общества и утверждается новая ценностная модель общества. Система ценностей имеет прямое отражение в поведении и мотивах молодого человека, его профессиональных и личностных качествах. Проблема нравственных и культурных ценностей складывается в течение нескольких лет, их становление — это долгий процесс. Формируются они под воздействием жизненного уклада, идеологии, в течение долгих исторических периодов, на индивидуальном уровне и на уровне государственной политики. Социология занимается изучением механизмов формирования ценностей молодежи, общей культуры, которые определяют жизненные стратегии и модели поведения современного человека.
Социализация молодежи - сложный социальный процесс. Это связано с переоценкой традиций, норм и ценностей. В политически и экономически неустойчивом обществе молодежь все меньше опирается на опыт предыдущих поколений, теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, который формирует поведение современной молодежи. В настоящее время современным молодым людям многие нормы морали кажутся устаревшими, обременительными, ограничивающими их свободу, волю и индивидуальность. Известно, что ценностные предпочтения оказывают влияние на выбор места личности в обществе, а также на определение своей рeферентной группы.
Социологическое исследование позволяет проследить взаимосвязь ценностных ориентаций и модели поведения молодежи, понять механизм формирования профессиональных предпочтений, а также изучить социальные условия, в которых формируется и раскрывается молодая личность.
Социальная наука изучает, что сегодня составляет жизненные ориентиры человека. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в правильное русло. Изучение ценностных ориентаций молодежной группы дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества, понять отношение молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, изучить самосознание молодежи.
Цель работы: выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодежи.
Задачи исследования:
Метод исследования:
- опрос путем анкетирования;
Объект исследования: современная молодежь от 14 до 18 лет п. Стодолище.
Предмет исследования: жизненные ценности современной молодежи
Гипотеза: Я предположил, что для современной молодежи не утратили свою ценность те качества, которые ценились во все времена: отзывчивость, ум, доброта. Я считаю, что в ходе анкетирования именно эти качества будут названы нашими респондентами как приоритетные. Я также предположил, что ценными окажутся для наших респондентов здоровье, семья, образование и престижная работа.
В исследовании приняли участие 30 человек. Социологическое исследование и обработка полученных данных проводились среди обучающихся
МБОУ Стодолищенской СШ с ноября 2017 года по февраль 2018 года.
1. Понятие ценность
1.1. Употребление понятия ценности в различных науках
В понимании разными авторами понятия «ценность» присутствует относительное терминологическое единство. Ценности понимаются как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности[1]
У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности. Так, для некоторых народов золото не являлось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д. Отсюда, казалось бы, напрашивается вывод о том, что ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так.
Во-первых, действительно, ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.
Во-вторых, ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, еще раз подчеркнем, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна.
Итак, ценности существуют там и тогда, где и когда существует человек.
В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивидума социума, которые представляют для него значимость. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. И в данном случае прослеживается связь с мотивацией[2].
Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что некоторые ценности поколений наших родителей и нашего отличаются друг от друга.
1.2. Классификация ценностей
Ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему. Исследователи по-разному классифицируют ценности.
Существует несколько оснований, по которым можно произвести классификацию ценностей.
По степени распространения ценности могут быть:
Общечеловеческие ценности признаются наибольшим количеством людей во всех странах на всём протяжении истории человечества. В частности, к общечеловеческим ценностям относятся базовые принципы нравственности, выражаемые в неписаной традиции, религиозных кодексах (например, 10 заповедях Моисея), правовых документах, этических теориях.
К национальным ценностям можно причислить то, что обусловлено духовным складом (менталитетом) того или иного народа, его историческим прошлым. Так, традиции православия являются национальной ценностью России, но вряд ли можно говорить о них как о ценностях китайского этноса. К разряду национальных ценностей относятся артефакты культуры народа, социально-политические идеи, сплачивающие нацию.
Социально-групповые ценности отражают систему идеалов и видения мира неких социальных групп (классов, сословий, профессиональных групп). Так, ценность физического труда в основном подчёркивается теми социальными группами, которые занимаются этим видом труда. Существуют также локально-групповые ценности, которые разделяют относительно небольшие группы людей (по месту поселения, по возрастным категориям).
Ценности можно подразделить на:
Витальные ценности являются базовыми и относятся к обеспечению условий выживания человека. К разряду витальных ценностей относятся жизнь, здоровье, качество жизни (полноценное питание, благоустроенное жильё), экологически безопасные условия окружающей среды.
Социальные ценности обеспечивают полноценное и безопасное существование человека в обществе, а также гарантируют цельность и прогрессивное развитие самого общества. Социальные ценности можно подразделить на социально-экономические и общественно-политические. К социально-экономическим ценностям относятся, в частности, природные ресурсы, орудия труда, технологии производства, результаты материального производства, деньги, драгоценности, ценные бумаги и пр.
К числу общественно-политических ценностей могут быть причислены социальные институты (семья, государство, образовательные учреждения), социальный статус, права и свободы, законность, гражданский мир, стабильность.
Духовные ценности отвечают за формирование устойчивых положительных качеств личности. К духовным ценностям можно отнести верования, нормы, идеалы.
Особенно важными в числе духовных ценностей следует признать этические и эстетические ценности.
Главной этической ценностью признаётся благо (добро). Категория блага признавалась в философии воплощением высшего идеала стремлений людей. Также к этическим ценностям относится счастье, благородство, любовь, дружба, долг, верность, справедливость и пр. Этическими антиценностями выступают зло, несчастье, подлость, ненависть, предательство и пр. Главной эстетической ценностью является прекрасное (красота), воплощающая в себе высшее эстетическое совершенство. С категорией прекрасного связана также эстетическая ценность возвышенного и других эстетических категорий: изящного, грациозного, комического, трагического и др. Эстетическими антиценностями считаются безобразное, низменное, пошлое, вульгарное, ужасное.
По значимости для человека и человечества все ценности делят на высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями, которые обусловлены длительностью их существования.
Абсолютные ценности имеют общечеловеческий характер и признаются высшими, т.е. теми, которым остальные ценности подчинены. Обычно наивысшей абсолютной ценностью для человека является жизнь, однако, не всякая жизнь, не животное существование, а достойная добродетельная жизнь, исполненная высшим смыслом служения Родине, семье и стремления к высоким идеалам. Все остальные ценности так или иначе соотносятся с этой абсолютной ценностью и выступают как относительные.
Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером, они являются ценностями не потому, что служат для чего-либо иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. Они воспринимаются человеком как нечто такое, что другим быть не может в принципе.
К высшим ценностям относятся:
- общечеловеческие - мир, человечество;
- социальные - справедливость, свобода, права человека;
- ценности общения - дружба, любовь, доверие;
- культурные - мировоззренческие, этнические;
- ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети;
- личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта и др.
Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено
По видам потребностей различают:
- материальные (способствующие жизни);
- духовные (дарят человеку моральное удовлетворение).
Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью. Духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности[3].
Ценности могут различаться и в зависимости от типа цивилизации. В этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской.
Восточная цивилизация ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде. В силу этого базовыми ценностями восточной цивилизации являются уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм. Общество рассматривается как большая семья, в которой глава (правитель) пользуется непререкаемым авторитетом, а установленные предками порядки и ценности считаются неизменными и не подлежащими пересмотру.
Западная цивилизация ориентируется на индивидуализм, на культ личности, на приспособление среды к интересам индивида. Поэтому ключевыми ценностями западной цивилизации являются свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие и др.
В евразийской цивилизации своеобразно сочетаются ценностные ориентации Востока и Запада. Для менталитета русского народа как одного из основных представителей данной цивилизации характерны коллективизм, корнями уходящий в общину; патриотизм, выработанный многовековой борьбой за независимость; взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, анархичность. Одновременно евразийская цивилизация не приемлет насилия, подавления свободы, чужеземного владычества, тирании доморощенных правителей. Но в отличие от Запада для евразийства особой ценностью является социальная свобода. Тому свидетельством являются ереси, борьба за веру, антикрепостнические бунты, восстания и другие социальные формы протеста. Евразийские ценности ориентируют человека на уважительно-критическое отношение к прошлому, настоящему и будущему, к отдельному человеку и коллективу, ко всем ценностям своего народа. Однако ценности любой цивилизации и эпохи не существуют вне человека.
3. Изменения в системе ценностей российской молодежи
на рубеже XX - XXI веков
Ценностный мир человека достаточно сложен, и ни один из методов социологических исследований не позволяет абсолютно адекватно его отразить. Ценности теснейшим образом связаны с эмоциями и стереотипами, поэтому человек не всегда может выразить их в вербальной (словесной) форме. Особенно это характерно для молодежи. К тому же ценностные ориентации молодого человека (по сравнению с взрослым) более динамичны, часто иллюзорны и не воспринимаются им как принципы собственного мировоззрения. Тем не менее, современная социология способна дать общую картину и отследить тенденции изменения системы ценностей той или иной социальной группы.
Как выглядело ценностное сознание советской молодежи? Не смотря на действовавшую несколько десятилетий мощную систему коммунистического воспитания, терминальными (т. е. целевыми, ценностями-идеалами) стали не идеологические постулаты типа преданности делу коммунизма, классовой борьбы, борьбы за мир или научного мировоззрения. По данным масштабных социологических исследований 1971–1982 годов, проведенных в нескольких регионах страны, в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье. Третье-четвертое места «делили» сознание того, что приносишь пользу людям и их уважение. С большим отрывом на пятом месте шло материальное благополучие. Далее по степени важности назывались: возможность заниматься только тем, что тебя интересует; расширение кругозора и др.
Изменения в ценностной иерархии в 1990-е годы носили противоречивый характер. Из ценностей-лидеров 1970-1980-х годов почти на прежних позициях остались «семья» и «интересная работа», но практически исчезли «сознание того, что приносишь пользу людям» и «уважение людей», что свидетельствует о переориентации интересов человека с общества «в целом» на ближайшее окружение. Увеличилась значимость материального благополучия и свободы, самостоятельности, независимости. Лидерами становятся ценности здоровья и безопасности. Криминализация жизни привела к увеличению числа молодых людей с асоциальной ориентацией.
Каковы тенденции трансформации ценностного сознания молодежи в начале ХХI века? В постсоветской социологии (по образцу западных социологических школ) утвердилось противопоставление человека «типа А» – современного, ориентированного на образованность, профессионализм, личный успех, предприимчивость, собственность, свободу и инструментальные ценности (т. е. ценности-средства), человеку «типа В», для которого характерны традиционализм, коллективизм, авторитаризм, приоритет традиционно устоявшихся в данном обществе терминальных ценностей. Данные социологических исследований 1990-х годов показывают, что разрушение советской системы ценностных ориентаций, хотя и стимулировало увеличение в России числа людей «типа А», однако не привело к его преобладанию. Пока к нему с различными оговорками можно отнести лишь 10–15 % населения современной России. 15–20 % остаются приверженцами советской системы ценностей, а 50–60 % ориентируются на традиционные российские ценности.
Между тем, со второй половины ХХ века происходит переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Если на Западе новая, постиндустриальная система ценностей, вероятно, сможет сложиться на основе «типа А», то в России это вряд ли возможно. Поэтому оптимизация процесса формирования ценностного сознания в нынешних условиях, должна заключаться в ориентации на новый тип, который условно можно обозначить как «тип С». От «типа А» его должен отличать приоритет традиционных российских (прежде всего, духовных) и терминальных общечеловеческих ценностей, таких как «справедливость», «глобальное выживание», «семья», «природа» и др., а не инструментальных («собственность», «материальные блага» и т. д.). В отличие от «типа В», для «типа С» приоритетом должно быть уважение к личности, в т. ч. к своей, и ориентация на творчество.
Определенные основания для формирования «типа С» уже имеются. По мнению социологов, для 50–70 % современной российской молодежи характерен устойчивый интерес к своему духовному развитию. Это подтверждает мониторинг, проводимый в течение последних 10 лет учеными Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) среди студентов данного вуза. По данным исследования 2012 года, основными ценностными ориентациями студенты определяют семью – 64 %, любовь – 61 %, друзей – 51 %, деньги – 50 %. Однако и духовная составляющая культуры для них важна, что отражают такие показатели, как общение с друзьями, на значимость которого указали 33 % юношей и 42 % девушек, творчество и реализация способностей – 25 и 32 %, независимость и свобода – 30 и 23 %, образованность и профессионализм – 26 и 32 %. Хотя духовные ценности не являются лидерами, но они явно опережают такие предпочтения, как: получение удовольствий, личная безопасность, престиж, слава, власть[4].
4. Проведение социологического исследования на тему: «Ценности современной молодёжи»
4.1. Программа исследования
Объект исследования: обучающиеся МБОУ Стодолищенской СШ
Предмет исследования: нравственные ценности современного общества.
Цель работы: выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодежи.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- опрос путем анкетирования;
Гипотеза: Я предположил, что для современной молодежи не утратили свою ценность те качества, которые ценились во все времена: отзывчивость, ум, доброта. Я считаю, что в ходе анкетирования именно эти качества будут названы нашими респондентами как приоритетные. Я также предположил, что ценными окажутся для наших респондентов здоровье, семья, образование и престижная работа.
Экспериментальной базой служат обучающиеся МБОУ Стодолищенской СШ.
В исследовании приняли участие 30 человек.
4.2. Анализ полученных результатов
Обработанные данные анкеты свидетельствуют о том, что большая часть респондентов задумывается о своем будущем и имеет цель в жизни (93%). Это свидетельствует о том, что молодые люди стремятся к осуществлению своих планов. 3,5 % опрошенных ответили, что пока не имеют цели в жизни, а 3,5 % респондентов еще не задумывались над этим вопросом.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что наибольшей ценностью для обучающихся Стодолищенской школы является семья. Это отметили 29% опрошенных. На втором месте стоят друзья (23%), третье место разделили здоровье и образование (16 % и 15 %) Затем идут карьера и деньги.
Главной жизненной целью большинство опрошенных считают иметь хорошую семью, это отметило 26% респондентов. На втором месте жить в достатке, так ответило 22% респондентов. На третьем месте идет желание быть здоровым (21%). 12% считают для себя важным иметь хороших друзей. 13% хотят получить хорошее образование, и только 6% хотят открыть свой бизнес.
37% респондентов опасаются остаться без средств к существованию. Также молодых людей беспокоят проблемы с трудоустройством (24%) и невозможность получить образование (20%). И только 2% беспокоит личная безопасность.
В ответах на данный вопрос меня удивило, что 18% опрошенных в свободное время предпочитают смотреть телевизор, а 17% предпочитает спать. Радует, что наша молодежь все-таки ценит и читает книги (17%). 15% респондентов предпочитают играть в компьютерные игры. Самыми непопулярными ответами оказались: ходить по магазинам и посещать музеи, выставки, театры. Также респонденты предложили свои варианты ответов: заниматься спортом, танцами, проводить время с друзьями т. д.
12% обычно испытывают эмоциональный подъём и чувство бодрости, 15% - обычный жизненный тонус, ровные чувства. Тревожным является факт, что 15% испытывают состояние безразличия и апатии, а 12% состояние неуравновешенности и тревоги и почти половина опрошенных имеет нестабильное эмоциональное состояние.
40% респондентов считают, что учеба позволят приобрести профессию, большое количество (30%) считают, что учеба позволяет стать образованным, варианты «стать богатым» и «подготовится к самостоятельной жизни» набрали практически одинаковое количество ответов. Лишь 2% респондентов учатся ради того, чтобы утвердиться среди близких.
Среди качеств, наиболее ценимых учащимися школы, являются доброта, отзывчивость, ум, юмор. Мало ценится в людях инициативность, целеустремленность и красота.
Опрос показал, что большинство респондентов эгоцентричны и преследуют только свои цели (70%)
Главным в будущей работе молодые люди считают получать большую заработную плату и удовольствие от деятельности. Всего 3% опрошенных предпочитают не выделятся среди других, столько же респондентов предложили свои ответы, среди которых: хорошее начальство, дружный коллектив, интересная работа
56% респондентов считают, что материальных успехов люди должны добиваться сами. 1/3 опрошенных считают, что надо проявлять гуманность, те кто материально преуспел должны заботится о тех, кто не преуспел. Для 1/10 опрошенных материальные ценности не имеют большого значения.
Больше половины респондентов (63%) считают, что будущая работа должна приносить много денег. Радует, что 30% опрошенных считают, что человек своей деятельностью должен приносить помощь людям и только 6% решили, что профессия должна быть престижной.
У 63% опрошенных молодых людей жизненные цели частично совпадают с будущей профессией. И только 27% респондентов не сомневаются в выборе своего будущего. У 1/10 учащихся жизненные цели не совпадают с будущей профессией
Заключение
Проанализировав полученные данные, я пришёл к следующим выводам:
Таким образом, я могу сделать вывод, что моя гипотеза оказалась верной, по основным показателям ответы моих респондентов совпали с моими предположениями. Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают здоровье, друзей, семью и образование. Для современной молодежи свойственны и духовно - нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные ценности.
Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Поэтому, не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, так как для неё просто не будет фундамента.
Таким образом, на рубеже XX–XXI веков в системе ценностей российской молодежи произошли существенные изменения. Новое поколение почувствовало себя более свободным и стало более прагматичным, однако важной остается и духовная составляющая культуры современной молодежи. Это подтверждает и мое социологическое исследование, проведенное среди молодых людей Стодолищенской школы.
Список литературы
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье; М.: Аспект Пресс, 591с., стр.65-71.
2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд. «Институт психологии РАН»,2006 г., стр.27, 32-33.
3. Черных В. Ю., Паначев В. Д. - Социологический анализ изменений ценностных ориентаций молодежи; Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия», выпуск №2(32) февраль 2013 Рубрика: Социологические науки, стр.81
4. Энциклопедический социологический словарь/ Под общ. ред., М.:Изд. ИСПИ РАН, с.871
Приложение
Анкета «Ценности современной молодёжи».
Уважаемый респондент, я провожу социальный опрос на тему «Ценности современной молодёжи п. Стодолище» (конкретно обучающихся МБОУ Стодолищенская СШ)» и буду признателен, если Вы ответите на вопросы моей анкеты. Опрос проводится анонимно.
Ваш пол: а) м б) ж | Ваш возраст: а) 14-15 лет б) 16-17 лет в) 18 лет и старше |
1. Есть ли у вас цель в жизни?
а) да;
б) нет;
в) не задумывался над этим.
2. Выберите наиболее ценно для Вас в жизни (не более 3-х ответов):
а) карьера;
б) семья;
в) деньги;
г) друзья;
д) образование;
е) здоровье.
3. Какие жизненные цели Вы считаете для себя наиболее важными (не более 3-х ответов):
а) открыть свой бизнес;
б) иметь хорошую семью;
в) жить в достатке;
г) иметь хороших друзей;
д) получить хорошее образование;
е) быть здоровым.
4. Что вызывает опасение и неуверенность в Вашей дальнейшей жизни (не более 2-х ответов):
а) невозможность получить образование;
б) остаться без средств существования;
в) преступность;
г) проблемы с устройством на работу;
д) не встретить любимого человека;
е) Ваш вариант ответа _________
5. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время:
а) смотреть телевизор;
б) читать книги;
в) играть в компьютерные игры;
г) спать;
д) ходить по магазинам;
е) посещать музеи, выставки, театры;
ж) Ваш вариант ответа _____________________________
6. Какие чувства Вы испытываете чаще всего:
а) эмоциональный подъем и чувство бодрости;
б) обычный жизненный тонус, ровные чувства;
в) состояние неуравновешенности, чувство тревоги;
г) состояние безразличия;
д) когда как;
е) затрудняюсь ответить.
7. Чем ценна для вас учеба (не более 2-х ответов):
а) учеба позволяет приобрести профессию;
б) стать образованным;
в) стать богатым;
г) подготовится к самостоятельной жизни;
д) утвердиться среди близких.
8. Какие качества Вы больше всего цените в людях (не более 3-х ответов):
а) ум;
б) доброту;
в) юмор;
г) уверенность в себе;
д) целеустремленность;
е) отзывчивость;
ж) инициативность;
з) красоту;
и) Ваш вариант ответа _____________________________
9. Приходилось ли Вам кого-то сознательно обманывать для достижения собственных целей:
а) да;
б) нет.
10. Что для Вас главное в Вашей будущей работе:
а) получать большую заработную плату
б) получать удовольствие от деятельности;
в) не выделяться среди других;
г) Ваш вариант ответа _____________________________
11. Ваше мнение о материальных ценностях:
а) материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо;
б) надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботится о тех, кто не преуспел.
в) для меня материальные ценности не имеют большого значения.
12. Ваша будущая профессия должна:
а) приносить большой материальный достаток;
б) быть престижной;
в) приносить пользу людям;
г) Ваш вариант ответа _____________________________
13. Совпадают ли Ваши жизненные цели с вашей будущей профессией?
а) да;
б) да, частично;
в) нет.
Рефлексия
Я считаю, что проведенное социологическое исследование позволило мне выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для молодых людей моей родной школы. Выдвинув гипотезу, я предположил, что для современной молодежи не утратили свою ценность качества, которые ценились во все времена: здоровье, семья, друзья, отзывчивость, ум, образование. Анализ полученных данных проведенной анкеты подтвердил мою гипотезу.
Данная работа расширила мои знания в области социологии. Я научился обрабатывать анкетные данные и представлять полученные результаты в виде диаграмм (круговых и столбцовых), делать выводы на основе полученных статистических данных, систематизировать и осуществлять отбор материала из разных источников, оформлять работу в печатном и электронном виде.
Социологическое исследование в этой области, на мой взгляд, позволяет выявить ценности, характерные для постиндустриального типа личности.
[1] Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд. «Институт психологии РАН»,2006 г., стр.27.
[2] Энциклопедический социологический словарь/ Под общ. ред., М.:Изд. ИСПИ РАН, с.871
[3] Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд. «Институт психологии РАН»,2006 г., стр. 32-33.
[4] Черных В. Ю., Паначев В. Д. - Социологический анализ изменений ценностных ориентаций молодежи; Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия», выпуск №2(32) февраль 2013 Рубрика: Социологические науки, стр.81
Слайд 1
Ценности современной молодежи Работу выполнил: Ученик 9 класса Камозин Иван Руководитель: Скоблякова Е.В.Слайд 2
Практическая значимость работы упреки в адрес молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и отказе от патриотизма проведенное социологическое исследование позволяет сделать выводы, так ли это действительно или упреки не справедливы?
Слайд 3
Актуальность темы Будущее страны зависит от молодежи. Отсюда очевидна актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи . Ценности молодежи подвергаются значительным изменениям. Свое становление современная молодежь проходит в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и информатизации общества, в период социокультурных перемен. Происходит размытие ценностных основ и традиционной общественной морали, ослабление культурной преемственности. Социологическое исследование позволяет проследить взаимосвязь ценностных ориентаций и модели поведения молодежи, понять механизм формирования профессиональных предпочтений, а также изучить социальные условия, в которых формируется и раскрывается молодая личность.
Слайд 4
Цель работы: выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодежи. Задачи исследования: Изучить литературу по данной проблеме; Выдвинуть гипотезу (предположить, что для современной молодежи не утратили свою ценность те качества, которые ценились во все времена ); Составить анкету, которая бы позволила проверить гипотезу; Провести анкетирование среди обучающихся МБОУ Стодолищенской СШ; Обработать полученные анкетные данные и представить полученные результаты; Проанализировать полученные данные и проверить гипотезу . Метод исследования: - опрос путем анкетирования; Объект исследования: современная молодежь от 14 до 18 лет п. Стодолище. Предмет исследования: жизненные ценности современной молодежи
Слайд 5
Гипотеза Для современной молодежи не утратили свою ценность те качества, которые ценились во все времена: отзывчивость, ум, доброта. В ходе анкетирования именно эти качества будут названы респондентами как приоритетные. Предположение - ценными окажутся для респондентов здоровье, семья, образование и престижная работа. в исследовании приняли участие 30 человек.
Слайд 6
Понятие ценность Ценность - это значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности. философия - социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. психология - все объекты окружающего индивидуума социума, которые представляют для него значимость. социология - понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди.
Слайд 7
Классификация ценностей
Слайд 12
Анализ полученных результатов
Слайд 26
Выводы: Большая часть обучающихся Стодолищенской школы имеет цель в жизни; Наибольшую ценность представляют здоровье, друзья, семья и образование; Деньги не являются приоритетной ценностью молодых людей, хотя 22% опрошенных главной жизненной ценностью считают жить в достатке; Больше всего учащиеся опасаются проблем с трудоустройством в будущем и невозможностью получить образование; В людях респонденты больше всего ценят доброту, отзывчивость, ум, юмор. Однако мало ценят инициативность, целеустремленность. Таким образом, я могу сделать вывод, что моя гипотеза оказалась верной, по основным показателям ответы моих респондентов совпали с моими предположениями. Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают здоровье, друзей, семью и образование. Для современной молодежи свойственны и духовно - нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные ценности. На рубеже XX–XXI веков в системе ценностей российской молодежи произошли существенные изменения. Новое поколение почувствовало себя более свободным и стало более прагматичным, однако важной остается и духовная составляющая культуры современной молодежи. Это подтверждает и мое социологическое исследование, проведенное среди молодых людей Стодолищенской школы.
Слайд 27
Список литературы 1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье; М.: Аспект Пресс, 591с., стр.65-71. 2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд. «Институт психологии РАН»,2006 г., стр.27, 32-33. 3. Черных В. Ю., Паначев В. Д. - Социологический анализ изменений ценностных ориентаций молодежи; Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия», выпуск №2(32) февраль 2013 Рубрика: Социологические науки, стр.81 4. Энциклопедический социологический словарь/ Под общ. ред., М.:Изд. ИСПИ РАН, с.871
Ночная стрельба
Кто должен измениться?
Браво, Феликс!
Хитрость Дидоны
Заколдованная буква