Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с честью выходить из конфликтов.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_programma_uchenika.docx | 52.99 КБ |
Областная олимпиада антинаркотической направленности
КОНКУРСНАЯ РАБОТА №___________________
(заполняется при регистрации работы)
«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе как фактор профилактики наркомании в подростковой среде»
(полное название работы)
Тема: Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе как фактор профилактики наркомании
АВТОР Кочетов Павел Константинович
(фамилия, имя, отчество - полностью)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5»
(название школы или ВУЗа – полностью)
Класс / курс 2 курс
Специальность: «Машинист на открытых горных работах»
Адрес автора: 694760, Сахалинская область, Невельский район,
с. Горнозаводск, ул. Советская, 7
тел./факс: (42436) 98-738, 97-456, e-mail: PU-5@yandex.ru
Научный руководитель: Растеряева Ксения Сергеевна
(фамилия, имя, отчество - полностью)
педагог-психолог
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5»
(место постоянной работы)
Контактные координаты: тел./факс: (42436) 98-738, 97-456,
e-mail: PU-5@yandex.ru
с. Горнозаводск
2016 г.
Актуальность
23 марта 2016 года на церемонии открытия пятой Конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии в своем выступлении председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов озвучил следующие цифры: от 3 до 5 миллионов наркопотребителей в России не являются диагностированными наркобольными и не известны медицинским учреждениям: ни наркологам, ни специалистам по антиретровирусной терапии.
Согласно независимым статистическим данным опубликованным в статье О. Андроника:
Анализируя причины «процветания» наркомании среди молодежи в разных источниках, вы обязательно вычлените из длинного списка следующие:
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности. Подростковый период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Однако в современном обществе вряд ли существует внятный институт обучения коммуникативным навыкам, результатом деятельности которого могло стать формирование базовых поведенческих навыков, способных оградить молодежь от наркомании:
Проделанная работа
Самостоятельно с помощью моего куратора педагога-психолога ГБПОУ СПЦ №5 я стал знакомиться с диагностическими методиками:
Результатом изучения данных методик стала Программа сплочения группы. Данную Программу я разрабатывал для своих однокурсников – обучающихся группы 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах». Средний возраст участников – 18 – 20 лет. Периодичность занятий – 3 раза в неделю по 1-1,5 часа. Общее время реализации программы - 1 месяц. На каждом занятии должен присутствовать куратор – педагог-психолог ГБПОУ СПЦ №5 с целью оказание необходимой помощи и коррекции деятельности.
Программа сплочения группы
Название упражнения | Цель | Краткая инструкция | Необходимый материал | время |
Занятие 1: «Знакомство» Приветствие ведущего | Позволяет сплачивать коллектив, создавать атмосферу группового доверия и принятия | Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным движением рук, характерным для себя жестом. Затем группа хором называет его имя и повторяют его жест | 5-10 мин | |
Принятие правил работы | Создание благоприятной и творческой работы | Предлагаются готовые правила на карточках. Все участники тренинга зачитывают правила по очереди и должны согласиться или не согласиться в принятии данного правила. Но выбрать нужно не более 5 | Карточки с правилами | 5 мин |
Задание: «Моё имя» | Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я» | Ведущий задаёт вопросы; ребята по кругу отвечают Тебе нравиться твоё имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? При затруднении в ответах ведущий называет производные от имени, а тот выбирает наиболее ему понравившееся | 10 мин | |
Задание: «Угадай, кого не стало?» | Развитие внимания, наблюдательности, принятие друг друга | Ребята должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его | 7-10 мин | |
Задание: «Голос тебе знаком?» | Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона | Все встают в ряд («друг другу в затылок»), впереди стоит один водящий, каждый подходит и что - либо говорит, а водящий должен распознать его по голосу | 10 мин | |
Расслабление | Расслабление | Участники занимают удобную позу, закрывают глаза и представляют как их будут называть когда они окончат учебу и придут на работу | 15 мин | |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)» | 3-5мин | |
Занятие 2: Задание: «Связующая нить» | Формирование чувства близости с другими людьми | Участники, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим | Клубок ниток | 10 мин |
Задание «Прогулка» | Двигательная и эмоциональная разминка | Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же, нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро, перестал идти дождь. Мы выходим из укрытия и передвигаемся к месту отдыха | Магнитофон, диск с веселой музыкой | 10-15 мин |
Игра «Марионетка» | Определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. | Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. | 10 мин | |
Рисование самого себя | Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию | Психолог предлагает нарисовать самого себя в трёх зеркалах:
| Листы не разлинованной бумаги, карандаши | 10-15мин |
Задание: «Пойми меня и передай» | Достижение взаимопонимания и сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние | Встаем в круг и, смотря друг другу в глаза, мимикой передаем радостное настроение, добрую улыбку. Начинает ведущий, всё происходит по принципу телеигры «Пойми меня» | 5-7мин мин | |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство) | 3-5 мин | |
Занятие 3: «Настроение» | Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразить | Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Посмотрите на свои руки, потрите ладошку о ладошку. Закройте глаза. Представьте себе, что ваши руки стали мягкими, пушистыми, бархатными. Погладьте себя по лицу, по щекам, потрите свои уши ладошками, разотрите хорошенько ладошки» | 10-15 мин | |
Игра «Отказ» | Дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора. | Работа проводится в микрогруппах, каждой из которых, предлагается одна из ситуаций, в течение семи минут нужно придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. | 15-20 мин | |
Задание: «Моё настроение» | Осознание своего эмоционального состояния, умение адекватно его выразить | Ведущий приготавливает заранее альбомные листы и краски. После выполнения рисунков участники рассказывают, какое настроение они изобразили | Альбомные листы, вода, акварельные краски | 15 мин |
Задание: «Тренируем эмоции» | Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим | Ведущий предлагает присутствующим: нахмуриться, испугаться, разозлиться, улыбнуться | 5-10 мин | |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)» | 3-5 мин | |
Занятие 4. «Настроение» Приветствие ведущего Задание: «Ассоциации» | Ведущий называет какую-либо эмоцию или чувство, участники по кругу называют ассоциации вызванные этой эмоцией или чувством | 10-15 мин | ||
Беседа | Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности | Ребята по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение | 10-15 мин | |
Задание: «На что похоже настроение?» | Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии | Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. | 10 мин | |
Задание: «Настроение и походка» | Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов | Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение. | 10-12 мин | |
Задание: «Передай настроение» | Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой своё настроение | 10 мин | ||
Упражнение «Вверх по радуге» | Расслабление и снижение эмоционального напоряжения | Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами | 5-7 мин | |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)» | 3-5 мин | |
Занятие 5. «Наши страхи» Упражнение: «Расскажи свои страхи» | Выявление реальных страхов, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. | Начинает рассказывать о своих страхах психолог: «Когда я был таким как вы, то ...» Затем задаёт вопрос: «А у вас такое бывало?». «А кто ещё боится чего – то? Расскажите!» Ребята по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. | 15 мин | |
Рисование на тему «Нарисуй свой страх» | Снятие страхов, осознание своих страхов. | Звучит тихая музыка. Рисуем свои страхи, выбирая материал сами. Затем ведущий просит участников по желанию рассказать: что страшное он изобразил. | Магнитофон, диск с музыкой, листы бумаги, карандаши, фломастеры | 10-15 мин |
«Музыкальная мозаика» | Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов | Звучит заранее подобранная музыка с переходящим ритмом. Например: вальс, рок-н-рол, танго, джаз и т.д. | Магнитофон, диск с нарезкой музыки различных направлений | 5-10 мин |
Беседа | Оценка уровня информированности | Ведущий задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании | 10 мин | |
Игра «Спорные утверждения» | Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании. | Листы с утверждениями, прикрепляются по трем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Выслушав мнения участников ведущий, в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свое мнение. | Листы бумаги с написанными на них утверждениями: «Согласен»; Не согласен»; «Не знаю, не уверен» | 10-15 мин |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)» | 3-7 мин | |
Занятие 6. «Доверие» Задание: «Слепой и поводырь» | Развитие внимания друг к другу, социального доверия | Участники могут оставаться в парах, но и могут поменяться. Один «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза | 10 мин | |
«Музыкальная мозаика» | Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация | Ведущий предлагает участникам потанцевать под разную музыку | Магнитофон, диск с музыкой | 5-7 мин |
Обсуждение | Психолог обсуждает самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих руках? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если «нет», то почему? | 10 мин | ||
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)». | 5-7 мин | |
Занятие 7. «Новичок» Приветствие. Задание: «Молчун» | Коррекция поведения с помощью ролевых игр. | Ведущий рассказывает ситуацию из жизни. В группу пришёл новичок, он молчун, робкий. Новичок привык к окружающим и осмелел во всём, он стал прыгать и даже запел. Во время рассказа один из участников исполняет роль Молчуна. | 10-15 мин | |
Задание: «Три характера» | Дать моральную оценку человеческим проявлениям, работа над мимикой и пантомимикой | Участники выбирают троих. Каждому из них выдается листок с заданием, изобразить человека с определенным характером. Вместе с ведущим дают оценку поведения: Человека, который не может сдержать злость, Человека, который не может сдержать слез, Человека, который не может сдержать двигательную активность. Три человека изображают «три характера», все остальные догадываются по их мимике и пантомимике, кто из них кто | 10-15 мин | |
Задание: «Скукота ...» | Развитие раскованности; тренировка самоорганизации | Игра «Последний стул» Участники становятся вокруг стульев поставленных в круг, числом на один меньше, чем участников. Ведущий включает ритмичную музыку, участники идут по кругу. Как только музыка заканчивается, каждый садится на стул. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру нужно убирать по одному стулу | магнитофон, запись ритмичной музыки | 5-7 мин |
Задание: «Поймай хвост» | Снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы | Звучит ритмичная музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи, «голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. В конце игры каждый участник проговаривает, кем ему больше понравилось быть: головой или хвостом | магнитофон, запись ритмичной музыки | 15 мин |
Упражнение: «Чего и тебе желаю» | Цель поднятие эмоционального фона, получение информации друг о друге. | Начинает ведущий, он первым кидает мячик любому участнику и говорит: «У меня лучше всего получается …..(например, общаться с людьми), чего и тебе желаю». Получивший мячик с пожеланием, кидает его любому другому участнику круга и произносит: «У меня лучше всего получается ….., чего и тебе желаю» | мяч | 5 мин |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)». | 5-7 мин | |
Занятие 8. «Эмоции» Разминка | Упражнения на развитие мимических движений | Поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, улыбнуться и т.д. | 5-7 мин | |
Миниконкурс: «Назови и покажи» | Определение эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики | Участники сидят по кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу - я такой». Показывает мимикой своё состояние. Затем участники продолжают по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние | 10-мин | |
Упражнение: «Оратор» | повышение самооценки | Предложить участнику встать на стул или любую другую возвышенность и рассказать всем о любых трёх своих положительных качествах. Можно предложить рассказать о своих достижениях или радостных событиях | 10 мин | |
Ритуал завершения занятия «Аплодисменты» | ||||
Занятие 9. «Общая история» Приветствие. Сочиняем «Общую историю» | Помочь ребятам выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия - взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника | Участники сидят по кругу. Первый участник говорит первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли эта история, что они чувствовали, говоря по кругу, что они делали, если хотелось поправить другого рассказывающего | 10-15 мин | |
Коллективный рисунок по сочинённой: «Общей истории» | Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща | Ведущий готовит лист бумаги (можно использовать рулон обойной). На этом листе каждый участник рисует деталь сюжета придуманной и разыгранной истории, затем каждый отвечает на вопросы, что они ощущали в процессе коллективного рисования. Что больше запомнилось? Что вызвало большую радость? | Ватман, акварельные краски, фломастеры | 15 мин |
Игра: «Иголка и нитка» | Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей | Участники выбирают водящего. Под музыку ритмичную он играет роль иголки, остальные участники - роль нитки. (Роль иголки нужно поручать застенчивым, зажатым, замкнутым) | Магнитофон, диск с музыкой | 7 мин |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)». | 5-7 мин | |
Занятие 10 . «Понимание» Приветствие. Этюд: «Звезда» | Научить передавать эмоциональное состояние; развить способности понимать чувства другого | Ведущий рассказывает ситуацию с мальчиком лет 5, который в луже ночью увидел звезду и хотел взять, но не смог. Тогда он решил, что заберёт завтра, прикрыв лужу листочком, он ушёл спать. А утром этой звезды не стало. Участники изображают эмоциональное поведение мальчика | 15 мин | |
Задание: «Тропинка» | Активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона. | Все участники выстраиваются в затылок и идут змейкой, по команде ведущего они переходят препятствия. (Текст заранее подготавливается и читается ровно с соответствующими интонациями). | 5-7 мин | |
Упражнение: «Пять слов о тебе» | Повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку | Участники разбиваются на подгруппы по 3-5 человек. Каждый обводит на листе бумаги свою ладонь. В середине пишет свое имя Потом передаёт листок соседу справа, а сам получает ладошку соседа с лева. На одном из пальцев полученного рисунка пишется какое-либо положительное качества этого человека | Листы бумаги, ручки, карандаши | 15 мин |
«Музыкальная мозаика» | Танцевальная психотерапия, тренировка психомоторной функции, Самовыражение индивидуальности | Ведущий предлагает участникам потанцевать. Причём каждый танцует, что хочет. Каждый должен сам выбрать себе образ | Магнитофон, диск с ритмичной музыкой | 3 мин |
Ритуал завершения занятия «Аплодисменты» | ||||
Занятие 11 «Поведение» Приветствие. Игра «Встреча» | Коррекция негативных поведенческих реакций, формирование нового опыта взаимоотношений | Ведущий подбирает каждому участнику персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Сюжет с персонажами может быть вымышлен. Каждому персонажу даётся по пять «жизней», которых они лишаются, если изменяет поведение своего героя. Ребята садятся в круг и открывают встречу этих героев. Тему для разговора они выбирают сами. В конце проходит обсуждение по вопросам и заданиям | 20 мин | |
Этюд «Просто так» | Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения | Участникам предлагается передать своё хорошее настроение всем присутствующим | 10 мин | |
Задание: «Золотой гусь» | Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения. | Ведущий напоминает сюжет из сказки «Золотой гусь», где все встречающиеся персонажи приклеивались к друг другу. Участники встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: - подняться и сойти со стула; - проползти под столами; - обогнуть «широкое озеро» и т.д. На протяжении всей игры ребята стараются избежать отцепления от своего партнёра. | 15 мин | |
Ритуал завершения занятия | Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)». | 5-7 мин | |
Занятие 12. «Встреча с другом» Приветствие. Этюд «Встреча с другом» | Передача с помощью выразительных движений внутреннего состояния | Участники с помощью жестов и улыбки показывают радость от встречи с другом | 5-7 мин | |
Рисунок «Мои друзья» | Выяснение взаимоотношений внутри группы; помощь при осознании себя и черт своего характер | Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Ребята могут нарисовать своих друзей как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов и т.п. После выполнения задания происходит обсуждение рисунков | 20 мин | |
«Проигрывание ситуаций». | Формирование адекватных форм поведения | Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. Твой друг попросил у тебя твою вещь, а отдал её сломанной. Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним | 10 мин | |
Задание: «Окажи внимание другому» | Развитие умения выражать своё положительное отношение к другим им людям, учить оказывать и принимать знаки внимания | Участники становятся в круг и по очереди говорят что - нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения и т.п. В ответ участник говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» | 10 мин | |
Ритуал завершения занятия «Аплодисменты» | ||||
Занятие 13. «Взаимодействие» Беседа «Кого мы называем вежливыми» | Нравственное воспитание, регулирование поведения в коллективе | Психолог обсуждает с участниками некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению, после этого они вырабатывают правила того, как развить в себе эти качества | 10-15 мин | |
Этюд «Вежливый человек» | Формирование адекватных форм поведения | В зале на стульях сидят участники. Звучит музыка каждый участник по - очереди входит в центр и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале | Магнитофон, диск с музыкой | 10 мин |
Разыгрывание ситуаций | Формирование адекватных форм поведения. | Подросткам предлагается проиграть следующие ситуации. Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться. Два твоих друга поссорились между собой - помири их | 10 мин | |
Ритуал завершения занятия Упражнение на поддержку «Трон» | Кто-то из ребят садится на стул-трон перед всеми. Все участники занятия говорят о нём что-то хорошее | 5-10 мин | ||
Занятие 14. «Правила дружбы» Приветствие. Упражнение «Клубок» | Передавая клубок сказать теплые слова другому, потом, поблагодарить за слова в свой адрес | Клубок ниток | 10 мин | |
Задание: «Найди друга» | Научиться чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков | Участники делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден тогда игроки меняются ролями | 10 мин | |
Задание: «Секрет» | Развитие социальной активности | У каждого участника в ладонях «секрет» (закрытый кулак). Участники ходят по помещению и стараются найти способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык | 10 мин | |
Рисование «Новоселье» | Формирование чувства единения с группой | Участники рисуют автопортреты и «селят» их в дом, рисунок которого висит на стене. Затем они раскрашивают этот дом красками. В заключении этих встреч все обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов, которые оформляются в «Правила дружбы» | Бумага, карандаши, макет дома | 20 мин |
Релаксация «Улыбка» | Снятие психоэмоционального напряжения | Вдущий предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная музыка. «Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Береги себя и береги другого… Уважай и люби всё, что есть на Земле - это чудо! И каждый человек - это тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо! | Магнитофон, диск с музыкой | 5-7 мин |
Ритуал завершения занятия «Аплодисменты» | ||||
Занятие 15. Завершающее занятие Приветствие. Упражнение «Клубок» | Передавая клубок сказать теплые слова другому, потом, поблагодарить за слова в свой адрес | Клубок ниток | 10 мин | |
Упражнение «Я - хороший» | Поднятие самооценки каждого участника и общего эмоционального фона группы | Все участники встают друг за другом, руки кладутся на плечи друг другу. Первым встаёт ведущий. Компания начинает двигаться по комнате. Ведущий первый говорит: «Я (называет имя) хороший». Все хором, громко повторяют за ним: «Ты (его имя) хороший» | 10 мин | |
Упражнение «Социометрическая рефлексия» | Копилка мнений о себе и обратная связь для каждого | Каждый участник занятия выбирает двух человек из группы, чье мнение о себе он хотел бы услышать. Эти два человека должны сказать, обращаясь к этому члену группы: «У тебя есть два таких-то достоинства и два таких-то резерва ….». Высказывания принимаются без обсуждения участниками | 15 мин | |
Этюд «Сбор чемодана» | Каждому участнику занятий вся группа, говорит, что положить в свой «чемодан», отмечая, что уже есть у хозяина, а что надо сформировать | 15 мин | ||
«Обратная связь» | Всем участникам предлагается обобщить их впечатления, полученные в процессе занятий, и обменяться мнениями в следующем порядке: - общее впечатление от участия; - на занятиях я научился… - открытия в самом себе; -пожелания | 10 мин | ||
Ритуал завершения занятия «Аплодисменты» |
Заключение
Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с честью выходить из конфликтов. Эти качества развиваются на протяжении всей жизни, однако в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в молодости. Наряду с этим большое значение имеют развитие саморегуляции и стрессоустойчивости, владение своим телом и принятие своего физического «Я».
Формирование этих качеств являются профилактикой наркомании среди молодежи. Именно способность понимать и принимать себя как индивида и часть группы позволяет ребятам вовремя определить качественную составляющую общения и сказать: «Нет!» - вредным привычкам, найти свое место в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне.
Как говорил Луи Пастер: «Фортуна улыбается только тем, кто к этому готов», наша Программа поможет молодым людям подготовиться к такой встрече.
Список используемой литературы
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Прекрасное далёко
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Зимняя сказка
Филимоновская игрушка