ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
Рузаков Илья Сергеевич,
ученик 9 «Д»класса
Шаповалова Кристина Николаевна,
ученица 8«Д»класса
Секция: Биология (Психология)
ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
Свищук Елена Мнайдаровна,
педагог - психолог
Рузакова Маргарита Вячеславовна,
учитель биологии
Россия, г. Когалым, МАОУ СОШ № 7
2019 г.
Содержание
Введение | с. 3 | |
ГЛАВА 1. | Теоретические аспекты развития кинезиологии как науки | с. 5 |
1.1. | История появления кинезиологии | с. 5 |
1.2. | Образовательная кинезиология. «Гимнастика мозга» | с. 6 |
ГЛАВА 2. | Экспериментальное исследование влияния кинезиологической гимнастики на продуктивность учебной деятельности школьников в период подготовки к экзаменам | с. 9 |
2.1. | Ход эксперимента | с. 9 |
2.2. | Анализ результатов экспериментального исследования | с.10 |
Заключение | с.13 | |
Список литературы и источников | с.14 | |
Приложение | с.15 |
Введение
Актуальность темы. В связи с развитием науки и техники на современного человека обрушивается большое количество информации. Человек, вступающий сегодня в жизнь должен увидеть, услышать, понять и запомнить гораздо больше информации, чем десять или даже пять лет назад. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости. Современные школьники за минимальный период времени должны усваивать максимальный объем информации. Особенно остро данная проблема стоит перед учащимися выпускных классов, стоящих на пороге больших экзаменационных испытаний, когда знания, полученные за много лет обучения в школе нужно суметь систематизировать и грамотно представить как результат своей учебной деятельности.
Отсюда совершенно логично мы задали себе вопрос: «Что делать?». И первое что нужно предпринять – это найти такую технологию, которая поможет ясно мыслить, быстро находить правильный выход из любой ситуации, эффективно обрабатывать информацию.
Изучение литературы по данной проблеме позволило узнать о науке Кинезиология, рассматривающей мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.
Гипотезой нашего исследования: систематическое применение кинезиологических упражнений в период подготовки к экзаменам позволяет повысить продуктивность учебной деятельности, что может являться одним из факторов успешности экзаменующегося.
Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальное подтверждение эффективности включения в процесс подготовки к экзаменам комплекс кинезиологических упражнений.
Задачи исследования:
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
-Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
-Наблюдение.
-Психологическое тестирование.
-Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Теоретической основой нашего исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых: И.М. Сеченова, Бехтерева Н.П, Семенович А.В, Сиротюк А.Л., О.А.Семенова, А.Р. Лейтеса, Дж. Пол Деннисон с программой «Гимнастика мозга».
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в систематизации полученных знаний по кинезиологии с целью применения их в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы в возможности применения результатов нашего исследования в качестве составленных рекомендаций и комплекса упражнений в групповой и индивидуальной работе при подготовке к экзаменам для повышения продуктивности учебной деятельности.
Новизна работы. Кинезиологическая гимнастика нашла свое применение в логопедии, в работе с воспитанниками дошкольных учреждений и начальной школе, в коррекционной работе. Наше исследование показало, что систематическое применение специально подобранных кинезиологических упражнений в период подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации является эффективным инструментом повышения продуктивности учебной деятельности.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития кинезиологии как науки
1.1. История появления кинезиологии
Истоки кинезиологии можно найти почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Древнекитайкий философ Конфуций, живший около 2700г. до н.э., показывал роль определенных движений в развитии ума. Основателем научной кинезиололгии в Древней Греции считался – Асиленнад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинесиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии, мотивируя тем, что старение организма начинается со старением мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться телу[1].
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.
Кинезиология как наука имеет интересную историю своего происхождения и приятно удивит, тот факт, что впервые ее стали изучать в России и называлась она Биомеханика человека. Этот термин употреблял П. Лесгафт уже в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования. Н. Бернштейн, разработал научную теорию биомеханики, основатель учения о двигательной деятельности человека и животных. Его научный труд «О построении движений», удостоенным государственной премии СССР в 1948 году. Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И.П. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.[2]
Основатель кинезиологии в современном виде считается американец Джордж Гудхардт, который принял за основу древний метод индейцев, развил его, создав теорию о том, что мышечное тестирование определяет стрессовые области в жизни человека, уточняет эмоциональные травмы, которые привели к проблемам.
Новейшим направлением кинезиологии явилась концепция «Три в одном». Авторами этого направления кинезиолог Гордон Стокс, врач – генетик Дениел Уайтсайд и психолог Кендис Калэуей. Итак, современная кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Современная кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию, способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма[3].
В настоящее время существует много ответвлений прикладной кинезиологии. Нас же интересует образовательная кинезиология, основателем которой является психолог, педагог Пол Дненнисон.
1.2. Образовательная кинезиология. «Гимнастика мозга»
Люди познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Мысли, тело и чувства тесно связаны между собой. Всё движется эмоциями – работа мозга, внимание, фокусировка, память, восприятие, усердие, собранность и прочее. Поэтому и процесс обучения подвластен эмоциям и движется по спирали.
Образовательная кинезиология – это учение о развитии умственных способностей и улучшению всего здоровья через физические упражнения.
Образовательная кинезиология, это наука, которая помогает восстановить баланс, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие.
«Движения являются вратами к обучению», - писал Пол Деннисон[4]. Согласно теории Пола Дненнисона, в условиях стресса приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате учащемуся тяжело думать и действовать одновременно. Для восстановления равновесия «мозг – тело» нужно разблокировать доступ к двум полушариям, высвободить застоявшуюся энергию, чтобы привести к восстановлению каналов взаимосвязи.
Пол Дненнинсон экпериментально доказал, что любого ребенка можно интеллектуально мобилизировать через физические движения, позволяющие сбалансировать и активизировать работу правого и левого полушария головного мозга.
Итак, методы образовательной кинезиологии в основном применяются в педагогических целях для улучшения обучения. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. Известно всем, правое полушарие головного отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход, координацию движений и пространственное восприятие. Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ. Суть упражнений состоит в том, что они позволяют достичь баланса в работе обоих полушарий голдовного мозга, улучшить их совместную работу. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.
Полушария головного мозга связаны между собой системой нервных волокон, называющихся мозолистым телом, которое обеспечивает обмен информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате, учащийся может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно в ситуации стресса блокируется именно левое полушарие, и учащийся не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.
Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Это система специально направленных движений, упражнений, игр, посредством которых восстанавливается баланс в работе правого и левого полушарий. Комплекс кинесиологических упражнений представляет собой упражнения стимулирующие правополушарную деятельность, синхронизирующие работу правого и левого полушария (балансирование).
Из многих оздоровительных систем (йога, у-шу, тайцзу-циань и систем познания глубин души), выбраны упражнения, активизирующие межполушарное взаимодействие, развитие мозолистого тела, комплекс массажа активных точек, блок вербальных, ассоциативных игр - развивающих творческое мышление, а значит и правое полушарие.
Согласно теории образовательной кинезиологии, Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» помогает снизить стрессовый прессинг и улучшить процесс обучения. С помощью физических нагрузок в кинезиологии можно решить ряд проблем в школе, улучшить сообразительность, память и внимание, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал. Данное утверждение позволяет нам предположить, что кинезиологическая гимнастика является эффективным методом, стимулирующим и развивающим интеллектуальную активность школьников в период подготовки к экзаменам, обеспечивающим успешное прохождение процедуры экзаменационного испытания. Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами был проведено экспериментальное исследование. В качестве средств педагогической кинезиологии нами были использованы упражнения из комплекса, разработанного Поло И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга»
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование
влияния кинезиологической гимнастики на продуктивность учебной деятельности школьников в период подготовки к экзаменам
2.1 Описание эксперимента
Базой экспериментального исследования являлось МАОУ СОШ 7 города Когалыма. Участники эксперимента – учащиеся 9 «Д» класса в возрасте 15, 16 лет. В эксперименте приняли участие 19 человек. Экперимент проходил в течение 5 месяцев с сентября 2018 г. по январь 2019 г. в период активной подготовки учащихся к ОГЭ.
Исследование проходило в 4 этапа:
1.Подготовительный этап носил просветительский и методический характер. Нами был подготовлен и представлен учащимся материал о важности кинезиологии в современном научном мире, об использовании образовательной кинезиологии в педагогике. После чего учащиеся подписали добровольное согласие на участие в эксперименте.
2.Диагностический этап предполагал проведение «входящего» и «заключительного» тестирования, позволяющего отследить изменение исследуемых показателей в ходе эксперимента.
3.Обобщающий этап позволил провести анализ показателей и сделать определенные выводы.
4. На заключительном этапе исследования нами были составлены рекомендации по применению кинезиологических упражнений учащимися в период подготовки к экзаменам.
Индикаторами, позволяющими подтвердить гипотезу, мы взяли динамические изменения таких показателей как интеллектуальная продуктивность и скорость протекания психических процессов, предполагая, что продуктивность учебной деятельности напрямую зависит от интеллектуального потенциала личности и развития памяти и внимания. Кроме того, считаем, что стратегия поведения личности напрямую зависит от самооценки. При сниженной самооценке обычно реализуется стратегия избегания неудач, пассивность, нереализованность, а при адекватной и высокой самооценке реализуется стратегия достижения успеха. Поэтому третьим показателем, позволяющим отследить позитивное влияние кинезиологической гимнастики на продуктивность учебной деятельности в период подготовки к экзаменам мы взяли самооценку.
На начало экперимента в сентябре с помощью педагога – психолога была проведена психологическая диагностика с использованием следующих методик:
1.Прогрессивные матрицы Равена. С помощью данного теста можно наблюдать способность испытуемых воспринимать определенные формы, определять совокупность соотношений абстрактных предметов и логически рассуждать, что является показателем интеллектуальной продуктивности.
2.Методика Тулуз – Пьерона. Данный тест позволил нам изучить свойства внимания испытуемых (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а так же оценить точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики и динамику работоспособности во времени.
3. Методика изучения самооценки Дембо – Рубенштейн в модификации П.В.Яньшина.
2.2.Анализ результатов экспериментального исследования
Анализ входного тестирования показал, что 7 из 19 участников эксперимента имеют результаты интеллектуальной продуктивности ниже возрастной нормы, 9 испытуемых имеют средний индекс показателя интеллектуального развития и 3 учащихся имеют незаурядный интеллект.
Показатели внимания, волевой регуляции и динамики работоспособности испытуемых, изучаемых нами с помощью методики Тулуз - Пьерона варьировались в диапазоне «слабые – средние». Сильные показатели показали только 3 человека из 19. Это говорит о том, что на начало эксперимента их мозг не мог достаточно интенсивно обрабатывать информацию во время учебного процесса. Это также накладывает некоторые особенности на характер личности испытуемых, могут проявляться такие такие черты, как застреваемость, капризность, раздражительность, утомляемость. Кроме того, 7 респондентов из 19 имели заниженную самооценку.
Итак, результаты входного тестирования позволили нам подобрать кинезиологические упражнения с учетом особенностей наших испытуемых, направленные на развитие внимания, памяти, повышение работоспособности и тренировку волевой регуляции. Нами была составлена карта занятий. Каждое занятие рассчитано на 15 минут. Кинезиологические занятия проходили ежедневно с 07 часов 45 минут до 08.00 часов перед первым уроком. В начале эксперимента это были пробные занятия, сопровождаемые эмоциональным подъемом, шутками и смехом. В ходе включения в экперимент, испытуемые начали менять свою позицию и отнеслись к занятиям с серьезностью и самоотдачей.
Через четыре месяца после начала занятий было проведено повторное обследование. Качественный анализ результатов эксперимента показал, что показатели интеллектуальной продуктивности повысились на 20% - 40% (Приложение 1). Один учащийся по объективным причинам посещал занятия не регулярно, и увеличение показателя по тесту Равена у него составило 7 %.
Общая картина динамики интеллектуальных показателей такова (Рисунок 1):
Рис. 1 «Анализ результатов диагностики интеллектуальной продуктивности»
Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии кинезилогических упражнений на интеллектуальную продуктивность.
Показатели концентрации устойчивости и переключения внимания у 17 испытуемых из 19 сместились в диапазон «норма» и «высоко» (Таблица 1).
Таб. 1 Анализ результатов выполнения теста Тулуз-Пьерона
Скорость выполнения | Точность выполнения | |||||
Слабая, чел. | Возрастная норма, чел. | Высокая, чел. | Слабая, чел. | Возрастная норма, чел. | Высокая, чел. | |
На начало эксперимента | 6 | 10 | 3 | 4 | 12 | 3 |
На конец эксперимента | 2 | 9 | 8 | 1 | 10 | 8 |
Отклонение показателей | -4 | -1 | +5 | -4 | -2 | +5 |
Из наблюдения классного руководителя прослеживается положительная динамика характерологических проявлений испытуемых. Учащиеся стали более усидчивы и спокойны. Повысилась успеваемость по некоторым предметам. Данный факт может быть свидетельством того, что усилилась волевая саморегуляция и работоспособность испытуемых.
Следовательно, регулярные кинезиологические упражнения оптимизируют функции внимания, переработки мозгом информации, и даже улучшают качества характера.
Также мы отследили положительное влияние кинезиологических занятий на такой аспект личностной сферы, как самооценка ( Таблица 2).
Таблица 2. «Анализ результатов диагностики самооценки
по методике Дембо– Рубенштейн ( мод. П.Яньшина)»
Высота самооценки | Устойчивость самооценки | ||||
Пониженная, чел. | Адекватно - высокая, чел. | Повышенная, чел. | Устойчивая, чел. | Неустойчивая, чел. | |
На начало эксперимента | 7 | 11 | 1 | 15 | 4 |
На конец эксперимента | 5 | 13 | 1 | 17 | 2 |
Отклонение показателей | -2 | +2 | 0 | - | - |
Повышение самооценки испытуемых может свидетельствовать о том, что девятиклассники придерживаются стратегии достижения успеха, что является одним из эффективных показателей прохождения экзаменационных испытаний.
Анализируя данные динамики показателей интеллекта, внимания, самооценки мы пришли к выводу, что наша гипотеза о том, что применение кинезиологических упражнений в период подготовки к экзаменам позволяет повысить продуктивность учебной деятельности, полностью подтвердилась. Следовательно, использование «Гимнастики мозга» в период подготовки к экзаменам является актуальным и продуктивным, а наша исследовательская работа имеет практическую значимость.
Кроме того, все учащиеся, принимающие участие в эксперименте, успешно прошли первую процедуру испытаний в виде устного собеседования по русскому языку, позволяющего получить допуск к ОГЭ. Учащимися было принято решение продолжить кинезиологические при подготовке к ОГЭ.
Подтверждение гипотезы исследования позволило нам приступить к следующему этапу работы – созданию методических рекомендаций по применению кинезиологической гимнастики в период подготовки к экзаменам, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях для групповой работы и индивидуально любым учащимся, желающим повысить продуктивность своей учебной деятельности (Приложение 1).
Заключение
Данная работа посвящена проблеме повышения продуктивности учебной деятельности школьников с помощью применения элементов кинезиологиии, а именно, «гимнастики для мозга».
Образовательная кинезиология – современная наука, широко использующаяся в психотерапии, коррекционной педагогике, логопедии. Наше исследование базируется на предположении, что кинезиологические упражнения являются эффективным инструментом повышения учебной продуктивности, как фактора успешной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Согласно теории образовательной кинезиологии, решение проблемы неуспешности состоит в том, чтобы использовать работу целостного мозга в процессе учебной деятельности.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения. Эти упражнения помогают облегчить все виды учения с помощью двигательных процедур, направленных на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности или корректировать проблемы в различных областях психики.
Опираясь на теоретическое обоснование исследуемой нами проблемы, мы выделили индикаторы, позволяющие нам отследить эффективность нашего эксперимента - это динамические изменения таких показателей, как интеллектуальная продуктивность и скорость протекания психических процессов, а так же самооценка личности учащихся.
Экспериментальное исследование позволило нам выявить положительные изменения обозначенных нами показателей, что подтвердило актуальность применения технологий образовательной кинезиологии в период подготовки к экзаменам, с целью повышения учебной продуктивности и успешности учащихся в ситуации экзамена. Гимнастика мозга эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне. Благодаря тому, что упражнения гимнастики мозга снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.
Результаты исследования были нами обобщены и представлены в виде рекомендаций и комплекса упражнений (Приложение).
Список литературы и источников
1. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прикладная кинезиология
2. Грабаровская Л.В. Инновационные подходы организации учебной деятельности/ Из матриалов VII Международная научно-практическая конференция «Развитие современного образования: теория, методикаипрактика» https://interactive plus.ru/ru/article/80996/discussion_platform
3.Деннисон Г., Деннисон И. Гимнастика мозга. Весь СПБ, 2015 г.
4.История развития кинезиологии. Материалы сайта «Психотерапевтическая кинезиология» https://www.psychotherapevticheskaya-kinesiologia.ru/history.html
5.Колтошова Т.В. Предпосылки теоретического осмысления понятия кинезиологии. Вестник Томского государственного университета, 2015 г., № 396 https://cyberleninka.ru/article/v/predposylki-teoreticheskogo-osmysleniya-ponyatiya-kineziologii-v-fizicheskom-vospitanii-studentov
6. Сазонов В.Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов. http://kineziolog.su/content/kineziologicheskaya-gimnastika-uprazhneniya
7.Сиротюк А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М., Аркти, 2003 г
Приложение
ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ!
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ
по применению кинезиологических упражнений
в период подготовки к экзаменам
ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ!
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА
Система движений на основе "Гимнастики мозга" была разработана для стимуляции индивидуального развития и помощи в усвоении знаний в различных областях жизни. Она состоит из несложных движений, которые подходят не только для маленьких детей и школьников, но и для взрослых и пожилых людей.
Ум, как и тело, поддается тренировке, а для достижения результата важна регулярность.
Мы предлагаем Вам опробовать упражнения, описанные рекомендациях, убедиться в их действенности и насладиться радостью обучения через движение!
Кинезиологических упражнений разработано немало - мы отобрали из них только те, которые удобно выполнять в учебном классе или сидя за столом. В рекомендациях использованы упражнения, разработаны непосредственно супругами Деннисон Г., Деннисон И., а так же модифицированные варианты кинезиологов Л.А. Сиротюк и Сазонова В.Ф.
Упражнения несложные и не требуют временных затрат. Для данной зарядки не требуется ни инвентарь, ни форма, ни специальное помещение, достаточно просто запомнить упражнения, которые больше всего понравились, и понемногу тренироваться.
Представленные в рекомендациях упражнения обостряют внимание и память, значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что очень важно при подготовке к экзаменам!
А в том, что они действительно помогают, у нас нет ни капли сомнения! Если же сомнение все же закралось у Вас, познакомьтесь с нашим исследованием, показывающим реальные результаты 19 человек, любезно согласившихся поучаствовать в эксперименте, позволившем ваши сомнения рассеять! В основе исследования лежит концепция Пола и Гейл Деннинсон, разделяющих приверженность идее обновления и переосмысления процесса обучения для людей всех возрастов и способностей.
И если Вы хотите увеличить свои шансы на успешность во время экзамена, тогда Вам просто необходимы упражнения, подобранные нами специально для Вас!
Не ждите чудес. Гимнастика тоже труд, который дисциплинирует и приносит свои плоды только, если вы работаете над собой в системе, а не от случая к случаю.
Желаем Вам успеха!
СНИМАЕМ СТРЕСС И НАСТРАИВАЕМСЯ НА РАБОТУ!
Упражнение № 1
«Лобно-затылочный обхват»
Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоционального напряжения.
На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но будет эффективнее, если руки будет накладывать ругой человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.
Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Это очень важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.
Могут быть различные варианты использования этого упражнения:
Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми). Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на занятии. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хочу получить пользу от этого занятия. Я готов к работе». Повторить 2–3 раза.
Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.
Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.
Упражнение№ 2
«Крюки»
Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.
Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.
Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).
Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
АКТИВИЗИРУЕМ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ!
Упражнение № 3
«Кнопки мозга»
Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма.
Выполнение:
1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины. Массировать 30–60 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая – в ямке между нижней губой и подбородком по акупунктурной классификации). Массировать точки 30–60 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
Упражнение № 4
«Точки земли»
Предназначено для лучшего понимания получаемой информации.
Выполнение:
Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой, а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – ко лбу. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
Упражнение № 5
«Точки пространства»
Предназначено для лучшего восприятия зрительной (визуальной) информации.
Выполнение:
Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке над верхней губой под носом, а четыре пальца другой руки – к копчику (окончание позвоночника). Дыхание произвольное. Держать так в течение 30 секунд.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
Упражнение № 6
«Точки равновесия»
Предназначено для гармонизации мыслительной деятельности и усиления концентрации внимания.
Выполнение:
Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке за сосцевидным отростком (за ухом), а ладонью другой руки накрыть область пупка. Держать в течение 30–45 секунд. Дыхание произвольное. Перенести пальцы на другую сторону головы. Держать столько же.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
Упражнение № 7
«Знак бесконечности»
Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.
Выполнение:
1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «∞» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.
2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.
3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.
4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «∞» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.
5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.
Упражнение № 8
"Зеркальное рисование"
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Выполнение:
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры.
Дополнительно:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.
Упражнение № 9
«Перекрестно-параллельная ходьба на месте»
Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.
Выполнение:
1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .
2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .
3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.
ЕСЛИ ВЫ ДОСТАТОЧНО ТРУДИЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
И ЗАМЕТНО УСТАЛИ
Подготовка к экзамену – дело ответственное и требует много усилий.
Иногда напряженная работа в течение дня сказывается эмоциональной усталостью и даже головной болью.
Упражнение № 10
«Святоша»
Это упражнение направлено на улучшение раздельной работы левого и правого полушарий мозга и позволяет максимально расслабиться.
Выполнение:
Соедините кончики пальцев рук, словно между ладонями зажат небольшой шар. Кисти рук должны располагаться перед грудью. Голову держите прямо, но взгляд при этом устремите вниз. Кончик языка зажмите между зубами. Задержитесь в этой позе на пару минут. Повторите.
[1] Колтошова Т.В. Предпосылки теоретического осмысления понятия кинезиологии. Вестник Томского государственного университета, 2015 г., № 396 https://cyberleninka.ru/article/v/predposylki-teoreticheskogo-osmysleniya-ponyatiya-kineziologii-v-fizicheskom-vospitanii-studentov
[2] История развития кинезиологии. Материалы сайта «Психотерапевтическая кинезиология» https://www.psychotherapevticheskaya-kinesiologia.ru/history.html
[4] Сиротюк А.Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М., Аркти, 2003 г.
Рыжие листья
Рисуем подснежники гуашью
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Акварельные гвоздики
Осенняя паутина