Посвящено великим проповедникам и просветителям христианства Кириллу и Мефодию
Вложение | Размер |
---|---|
kirill_i_mefodiy.doc | 78 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 55»
Творческая работа
на тему :
Работу выполнила:
ученица 4 класса Дёмкина Юлия
Руководитель работы :
учитель начальных классов
Гашкова Вера Алексеевна
г. Нижнего Новгорода
2017 г.
(Значение письменности в жизни человечества).. 3
(викторина, посвященная происхождению пись-
менности на Руси)……………………………………. 10
7. Список литературы…………………………. 11
Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.
С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка.
Е.Завьялова
Как только мы рождаемся, то мы начинаем познавать мир. Чем старше становимся, тем нам больше хочется понять окружающий мир и самих себя. В этом нам лучшим помощником, другом и верным спутником будет книга.
В самом деле, книга- это чудо! Лежит, например, на столе книга, а в неё вмещены и люди, и дома, и города. Она лежит неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может сравниться даже ракета. Она переносит нас в будущее и в прошлое- это единственная машина времени, созданная человеком.
Книга, хотя она и неживая, говорит с нами - о разных странах, о разных временах, о разных судьбах. Иногда о самой себе, о том, как, когда и почему она была написана.
Но книги существовали не всегда, и, чтобы создать её, необходимо иметь письменность.
Попробуем представить себе, какой была бы наша жизнь, если когда-то, тысячи лет назад люди не изобрели письмо, не придумали, как записать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался бы из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.
Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры - древнейшие письменные памятники- все, что записано на камнях и глине, на дереве и Бресте, на пергаменте и на бумаге.
Я писать всегда хотел
Историю страны своей.
Народ ведь русский не имел
Единой повести о ней.
Н.М.Резник
Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Любое слово, начиная от самого легкого и самого прекрасного слова мама и кончая длинными и трудными «взрослыми словами», такими, например, как воздухоплавание и землетрясение, состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезает. Какие-то доли секунды - и его нет. Попробуйте произнести любой звук или любое слово, и вы в этом убедитесь сами.
А если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить еще много раз? Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках земли искали способы «остановить» звуки. Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.
Всем, конечно, известно, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки - в царстве того, что мы слышим, а буквы - в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Тот, кто читает, действует наоборот. Он переводит видимые знаки в звучащие слова.
Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы смогли отличить на письме луну от Лены, а ведро – от выдры?
Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На её основе стал разрабатывать алфавит другой древний народ - греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумывать для них обозначение. Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Учёные понимали, что знание – свет, и хотели дать людям этот свет, так же как титан Прометей дал им огонь!
Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.
Сейчас и русский народ, и братские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине Х века двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянский) самые важные греческие книги. Значение этого события для славянских народов - болгар, русских, украинцев, белорусов, сербов, хорватов - трудно переоценить. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своём языке.
Современный русский алфавит является прямым потомком того, что было создано великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.
Так буквы русские
Существовали не всегда!
И что же? Их придумали в народе?
...есть авторы у них!
Два инока-
Мефодий и Кирилл-
Своих не пожалели сил.
Они ведь братья были,
Славянской азбуки творцы.
Н.М.Резник
«В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди.…У него было семь сыновей: старшего звали Мефодием. а младшего Константином, в монашестве Кириллом». Так начинается «Житие Кирилла и Мефодия».
Братья родились в македонском городе Солуни, расположенном на территории провинции, входившей в состав Византийской империи. родились они в семье военачальника, а мать- гречанка, постаралась дать им разносторонние знания. Мефодий - это монашеское имя, мирское до нас не дошло - был старшим сыном. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат Константин (в монашестве принявший имя Кирилл) родился в 827 году, примерно на 7-10 лет позже Мефодия. Кирилл уже в детстве горячо полюбил науку, поражал своих учителей блестящими способностями. Он «успевал в науках больше всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились».
В 14 лет родители послали его в Константинополь. Здесь, как говорится в «Житии Константина Философа», в короткий срок он изучил грамматику и геометрию, диалектику и арифметику, астрономию и музыку, а также «Гомера и все прочие эллинские художества». Кирилл хорошо владел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабским языками. Начитанность Кирилла, исключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания- все это помогло ему успешно вести просветительскую деятельность среди славян. Кирилл, отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке, получив возможность пользоваться ее сокровищами. Также он преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «Философ».
Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря, на горе Олимп после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где и Мефодий скрывался от мирской суеты. Сошлись, чтобы открыть новую страницу истории.
В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Моравией называлось одно из западнославянских государств IX-X веков, которое находилось на территории нынешней Чехии. Столицей Моравии был город Велеград, учёные до сих пор не установили его точное местоположение. После попросили прислать в свою страну проповедников, чтобы рассказывать населению о Христе. Византийский император Михаил решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Кирилл, прежде чем отправиться в путь, спросил, имеют ли Моравы азбуку для своего языка. «Ибо просвещение народа без письмен его языка, подобно попыткам написать на воде»,- объяснил Кирилл. Ответ на заданный вопрос был отрицательным. Азбуки у моравов не оказалось. Тогда братья начали работу. В их распоряжении были не годы, а месяцы. В короткий срок была создана азбука для языка моравов. Она была названа в честь одного из её создателей - Кирилла. Это кириллица.
При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский: это избранные чтения из Евангелия, апостольские собрания, псалтырь и другие. первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Их даже обвиняли в ереси. Чтобы защититься, братья едут в Рим и добиваются успеха: им разрешают продолжать начатое дело.
Длительное и долгое путешествие в Рим, напряженная борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. он тяжело заболел . «Вот, брат, были мы парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой»,- прошептал брату 14 февраля 869 года умирающий Константин, взяв напоследок с Мефодия слово продолжать просвещение славян.
На Мефодия обрушилось нескончаемые невзгоды, его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страдания, ни моральные унижения не сломили его волю, не изменили его цели- служения делу славянского просвещения. Вскоре после смерти Мефодия папа римский Стефан V запрещает под страхом церковного отлучения славянское богослужение в Моравии. Ближайших учеников Кирилла и Мефодия арестовали и после истязаний изгоняют. Трое из них - Климент, Наум и Ангеларий - нашли благосклонный приём в Болгарии. Здесь они по-прежнему переводили с греческого языка на славянский, составляли различные сборки, прививали населению грамотность.
Уничтожить дело православных просветителей не удалось. Огонь, зажженный ими, не погас. Их азбука начала своё шествие по странам. Из Болгарии кириллица попала в Киевскую Русь.
В любой старинной книжке
Могли вы прочитать
Такие буквы:
- «ижица»,
- «фита»,
- «омега»,
- «ять»,
- и букву «пси»,
- и букву «кси»,
- «зело».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?
И вот в 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: два учёных монаха - два брата составили славянский алфавит, который назывался «глаголица» (от слова «глаголить» - говорить). Потом её усовершенствовали ученики Кирилла и Мефодия и назвали «кириллица»- в честь одного из создателей славянской письменности.
Кириллица была составлена по довольно простому принципу. Сначала в неё были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки - для звуков, которые были только в славянских языках. Каждая буква имела своё название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. В старину названия у славянских букв были длинные - целые слова. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «веди» -2, «глаголь» -3. Всего в кириллице было 43 буквы.
Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы: «юс большой», «юс малый», «омега» и «ук». Они существовали в алфавите только по традиции, а на деле без них прекрасно можно было обойтись. Петр I вычеркнул их из гражданской азбуки – то есть из набора букв, предназначенного для светской печати.
В 1918 году из русского алфавита «ушли» ещё несколько устаревших букв : «ять», «фита», «ижица», «ер» и «ерь».
За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». Их придумали в XVIII веке известный русский писатель и историк Н.М.Карамзин.
Шли десятилетия, письменность изменялась, исчезали лишние буквы, вносившие в написание путаницу. Каждый славянский народ приноровил её к своему языку. и если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое из написанного не поймём.
И вот в нашей современной азбуке осталось 33 буквы.
Всё, что создано умом,
Всё, к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно храниться.
Ю. Ванаг
За их подвиг- создание православной письменности- братья были причислены к лику святых.
В 1863 году церкви всех славянских стран широко отпраздновали тысячелетие со дня создания славянского письма. В том же году в России Священный синод принял постановление, согласно которому «в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего языка Евангелий и веры Христовой установить каждогоднее, начиная с сего 1863 года, в 11 день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию, отправляя всенощное бдение, литургию и хвалебное пение сим преподобным…» с того момента и вплоть до 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В советской России надолго забыли об этом празднике. Только в 1986 году по инициативе мурманских писателей праздник в честь славянских просветителей был возрождён. Он получил название День славянской письменности и культуры. В 1991 году за датой 24 мая был официально закреплён всероссийский праздник- День славянской письменности и культуры.
а) Кирилл и Мефодий;
б) Пётр и Павел;
в) Олег и Игорь.
а) «Сказания о Борисе и Глебе»;
б) «Повести временных лет»;
в) «Жития Феодосии».
2. Сколько букв было в первой славянской азбуке (кириллице)?
а) 33;
б) 38;
в) 43.
3. АЗБУКА зовётся так по первым буквам алфавита- «аз» и «буки». А как ещё на Руси звали азбуку?
а) Азомира;
б) буквица;
в) святовица.
4. На основе какого языка была составлена славянская азбука?
а) итальянском ;
б) греческом;
в) еврейском.
5. Когда отмечается День славянской письменности и культуры ?
а) 4 ноября;
б) 24 мая ;
в) 12 июля.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Прекрасное далёко
Мастер-класс "Корзиночка"