Мои ровесники много путешествуют, бывают в разных интересных местах: от Великого Устюга и Финляндии до Кипра и Египта. Спрашивая о поездке, почти все без исключения рассказывают о сервисе, обслуживании, о поведении представителей других стран и очень редко о красоте окружающей среды и объектах природы.
География зачастую не в почёте у школьников. Старшеклассники считают, что это лишний учебный предмет, и он не понадобится им в дальнейшей жизни. Мне кажется, что несерьёзное отношение к предмету складывается под влиянием непонимания значения географических знаний. А зачем нужна география современному молодому человеку? На мой взгляд, без географических знаний современный человек не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место. Невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач, общество теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения.
Вложение | Размер |
---|---|
" ЗАЧЕМ УЧИТЬ ГЕОГРАФИЮ, ЕСЛИ ЕСТЬ навигатор? " | 67.39 КБ |
" ЗАЧЕМ УЧИТЬ ГЕОГРАФИЮ, ЕСЛИ ЕСТЬ навигатор? "
Сазонов Григорий Игоревич
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №6»
11Б класс
Введение
Со времён Эратосфена и Птолемея география верно служит человеку, помогая ему узнать, понимать мир, в котором он живет.
Старый добрый вопрос госпожи Простаковой из пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина: «А географию, зачем учить, извозчик сам довезёт?» становится вдруг неожиданно актуальным — в самом деле, зачем? Зачем знать, столицей чего является город Антананариву и какова длина Нила с притоками? Не знаете? Сейчас «нагуглим». Быть может она права, говоря об «извозчике, который довезет, куда вы прикажите!» Есть турфирмы, которые могут доставить в нужное место, масса карт, в том числе в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приёмники, необозримое множество географических видеофильмов. Наконец, Интернет!
Мои ровесники много путешествуют, бывают в разных интересных местах: от Великого Устюга и Финляндии до Кипра и Египта. Спрашивая о поездке, почти все без исключения рассказывают о сервисе, обслуживании, о поведении представителей других стран и очень редко о красоте окружающей среды и объектах природы.
География зачастую не в почёте у школьников. Старшеклассники считают, что это лишний учебный предмет, и он не понадобится им в дальнейшей жизни. Мне кажется, что несерьёзное отношение к предмету складывается под влиянием непонимания значения географических знаний. А зачем нужна география современному молодому человеку? На мой взгляд, без географических знаний современный человек не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место. Невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач, общество теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения.
Объект исследования: престиж географической науки среди старшеклассников нашего города.
Предмет исследования: влияние профессионального самоопределения будущего выпускника на статусшкольного предмета.
Цель исследования:определение престижа школьной географической науки среди современных выпускников города Нижневартовска для дальнейшего самоопределения в обществе.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- изучить взаимосвязь географии с профессиями людей;
- проанализировать рынок труда нашего города на предмет востребованности географических профессий (специальностей)
- изучить «Мониторинг профессиональных предпочтений»
- исследовать отношение школьников города Нижневартовска к изучаемому предмету «география», своему будущему, в том числе в плане трудоустройства.
Гипотеза:
Можно предположить, что современный статус школьной географии определяется общей тенденцией развития профессионального самоопределения старшеклассника.
Глава 1. География и профессии.
География - наиболее древняя отрасль знаний, изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, изучение научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития обществ. [1]
Географические знания помогают обосновать выбор мест для промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, рекреационного строительства, освоения новых месторождений полезных ископаемых, решать проблемы рационального использования, сохранения и преобразования окружающей природной среды во времени и пространстве.
География играет важную роль в решении самых разнообразных задач развития конкретно взятой страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития.
Особая функция географии – получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях её естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств. [2]
Географические науки всегда имели практическое назначение. В прошлом они снабжали общество преимущественно справочной информацией. Теперь практическая роль географии определяется, прежде всего, ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества.
В мире насчитывается около десяти тысяч профессий, определяющих многообразие деятельности человека. С древних времен возникло разделение труда, и появился многообразный мир профессий.Современное определение термина профессия объемно и звучит так: «профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями, навыками, способностями, а также профессионально важными качествами».[3]
Список профессий постоянно обновляется и растет. Появляются новые профессии, а старые исчезают или модифицируются, приобретая новые черты в соответствии с общим развитием техники. Мир профессий невероятно разнообразен и велик. Чтобы не растеряться в этом многообразии профессии условно разделили на группы: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек—художественный образ.
По данным многочисленных опросов выпускников школ на протяжении последних 10 лет самыми популярными остаются профессии: экономист, менеджер, юрист, программист, маркетолог и пиарщик. Почему же все-таки не меркнет популярность этих специальностей? Ответ прост: они являются межотраслевыми. Экономисты, юристы и «айтишники» работают во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах и потребность в них действительно высока. Можно сделать вывод, что самые предпочтительные профессии, профессии применимые в большом спектре отраслей.
Если обратиться к рассмотрению самых популярных профессий мира и России: специалисты по инжинирингу, IT- специалисты, врачи, специалисты в сфере туризма, логисты, экологи, химики и энергетики, нанотехнологи, сервис – специалисты, журналисты, имиджмейкеры.
Самые востребованные профессии России: IT-специалисты, инженеры-проектировщики, педагоги, юристы,медики, маркетологи,специалисты по персоналу, профессиональные рабочие, специалисты индустрии красоты, экологи.
Мы видим, что как в России, так и по всему миру в десять лучших стран попали профессии связанные с географией, как наукой.
Итак. Географический блок специальностей требует от человека знаний на стыке гуманитарных и математических наук. Несмотря на обилие современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам/особенностям.
Есть традиционные географические, возникшие еще в конце 19 специальности коих большинство (например, геоморфология, землеведение, климатология) и есть сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология).
Существуют наиболее и наименее популярные географические специальности. Пример самых популярных: географии мирового хозяйства, экономической и социальной географии зарубежных стран мира, экономической и социальной географии России, океанологии, картографии и геоинформатики, рационального природопользования. Динамично развивается такая новая специальность как “туристическая география”. [4]
Можно выделить группу географических специальностей, где широко применяются методы точных и естественных наук, математические вычисления (метеорология и климатология, океанология и гидрология, картография и топография с геодезией, гляциология и криолитология ). Химические методы и формулы должны знать геохимики-ландшафтоведы, геоморфологи, географы-почвоведы, палеогеографы, геоэкологи, географы-вулканологи. Физические и геофизические методы используются метеорологами, океанологами, гидрологами, гляциологами, ландшафтоведами.
С биологией тесно знакомы биогеографы (ботаники и зоологи), медико-географы, лимнологи (озероведы), ландшафтоведы. Базой для изучения геоморфологии, гляциологии, криолитологии, палеогеографии, географии дна Мирового океана (раздел океанологии), географии сейсмических областей Земли является геология и минералогия.
А вот географические специальности, входящие в блок общественной географии, особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин. Географов-специалистов по туризму (рекреационная или туристическая география) знакомят с теорией и практикой туризма, они плотно изучают ландшафтоведение (природные и культурные ландшафты Земли), страноведение и этнографию, им читают основы эстетики и этики, основы менеджмента и туристического маркетинга. [5]
В настоящее время в Российской Федерации 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географический факультет педагогических университетов и институтов.
Как мы уже убедились, география охватывает огромное множество специальностей, рассмотрим это утверждение на примере 3х университетов России.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова - крупнейший в мире педагогический, научный и студенческий коллектив географов. На географическом факультете существует 15 кафедр и 8 научно-исследовательских лабораторий. Студенты могут выбрать одну из восьми специальностей: география, картография, метеорология, океанология, природопользование, геоэкология, туризм.
Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет географии и геоэкологии
является старейшим географическим учебным заведением в России. Направления, специальности и специализации реализуются на 12 кафедрах в рамках 5 отделений:Естественно-географического: физическая география и ландшафтное планирование, геоморфология, биогеография и охраны природы. Общественно-географического: экономическая и социальная география, региональная политика и политическая география, страноведение и международный туризм. Экологического: геоэкология и природопользование, экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов. Гидрометеорологического: климатология и мониторинг окружающей среды, гидрология суши, океанология. Картографического: картография и геоинформатика.
Московский государственный областной университет. Географо-экологический факультет
На факультете работает 3 кафедры: общей физической географии и охраны природы, экономической географии, геологии и геоэкологии. Диапазон кафедр довольно широк, от классической картографии и геологии до, сравнительно новой и перспективной кафедры туризма. Это свидетельствует о том, что спектр профессий связанных с географией очень разнообразен и у молодых людей есть все шансы найти множество интересных направлений. [6]
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Ученик и карьера
Для того чтобы лучше понимать текущие настроения в старшей школе мы провели социологический опрос на базе 10ых и 11ых классов трех среднеобразовательных школ.В анкетировании приняло участие 104 школьника: 43 юноши и 61 девушка, учащиеся шестой, восьмой и двадцать третьей школ. (Приложение 1.)
Для начала мы узнали у опрашиваемых самое главное: определились ли они с выбором профессии и местом будущей учебы. 77% определилось с профессией, а 45% от числа респондентов выбрало дальнейшее место обучения, 33% и 55% не выбрали будущую профессию и место обучения соответственно. Такие цифры свидетельствуют о том, что в наше время представлен широкий выбор университетов со сходными условиями поступления, и выбрать профессию намного легче, чем выбрать место дальнейшей учебы. Стоит заметить, что не все школьники указали предполагаемый ВУЗ, указав при этом, что он выбран. Многие респонденты предполагают подать документы в ВУЗы ХМАО и Тюмени, Например, ТЮМГУ - 8, ТГАКИСТ -1, ЮРГУ – 5, ЮГУ – 4,НВГУ – 4, СУРГУ -1. Вместе с тем в планах у учеников вузы Москвы, Санкт - Петербурга, Томска, Казани, Самары.
Далее мы установили, в какой сфере деятельности видят себя учащиеся. В основном, респонденты выбирали сразу несколько направлений, так как в будущем определяют себе не одну конкретную сферу. Поэтому данные рознятся с общим количеством опрошенных.(Приложение 2.) Итак, если смотреть на ситуацию целиком, то абсолютными фаворитами здесь являются «Экономика, Организация, Управление» и «Право и Юриспруденция» всего 23 и 26 человек соответственно. Такое положение свидетельствует о большой популярности социально-экономического направления среди школьников. Третьей идет «Медицина», 15 респондентов выбрали это направление, что закономерно, так как врачебная специальность всегда пользуется популярностью. Далее идут «Информационные технологии и коммуникации» и «Искусство» эти категории выбирают по 8 человек, «Спорт» - 6 человек. «Психологию» и «Строительство» выбрали 5 и 4 человека. Остальные категории: Торговля, Транспорт, Образование, Культура, Производственные и материальные технологии выбирали трижды или меньше. Также респонденты указывали свои варианты, среди которых: Политика, Политология, Филология, Журналистика, Инженерия и Бизнес- информатика.
По какому критерию выбирали свою будущую профессию респонденты? Здесь лидирующее большинство, 88 человек, указывает, что выбрало профессию, руководствуясь интересом к будущему роду своей деятельности. Разрыв между остальными тремя категориями, «доступность» - 6, «совет родителей» - 8, «доходность» - 27, настолько велик, что можно говорить о большой степени свободы современных школьников, вольных выбирать профессию по душе. Нам кажется, что выбирая из нескольких понравившихся профессий, в уме все равно держатся факторы востребованности и дохода, поэтому есть небольшая доля лукавства в словах респондентов. (Приложение 3.)
Затем, мы поинтересовались, какие предметы будут сдавать респонденты, в ходе ЕГЭ и нужна ли география. Что касается географии, она занимает одно из последних мест среди опрашиваемых – 8 человек, выбрали этот предмет. Если смотреть в общем, то ситуация закономерна и вполне вытекает из ответов ко 2-ому вопросу. Большинство учащихся выбирают гуманитарные предметы: обществознание, историю, литературу, английский язык. Даже в профильных химико-биологическом и физико-математическом классах количество учащихся, выбирающих биологию, химию и физику, меньше, что свидетельствует о меньшей наполняемости таких классов, из чего вытекает меньшая популярность таких профессий.
Так как большинство учащихся не сдают географию как предмет по выбору, мы решили узнать, кто, по их мнению, этот предмет должен сдавать. То есть, какие профессии непосредственно связаны с географией. Ответы учеников очень многообразны, были названы порядка 24 родов занятий и профессий, однако можно выделить несколько профессий, наиболее часто называемых респондентами: учитель географии – 34, геолог – 68, эколог – 24, археолог – 22 человека. Здесь прослеживается логика - первыми на ум приходят профессии, работающие с картами и окружающей средой. В остальном ответы были многообразны, от сварщика до маркетолога.Вот он парадокс: лидируют экономические профессии, управление, а выпускники не знают, что именно география является одной из основополагающих наук экономических ВУЗов, на факультетах международных отношений, в области, связанной с туризмом, экологией и т.д. Возможно, это связано с тем, что вместо географии при поступлении на экономические специальности ВУЗы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. А мы усиленно изучаем только те предметы, которые нам могут пригодиться для сдачи ЕГЭ.
Затем мы спросили, нужна ли география в будущей профессии респондентов. Итог закономерен результатам четвертого вопроса, 4 респондента считают, что в будущей профессии им понадобится знание географии, 5 человек считают это возможным. Остальные 96 опрошенных не считают, что география понадобится им в процессе обучения в Вузе и дальше на работе по специальности.Напоследок мы интересовались, чего школьники ждут от своей будущей профессии. Во-первых, нужно сказать, что 39 респондентов, что составляет около 40 % от общей массы опрошенных, не ответило или воздержалось от ответа. В остальном ответы были разнообразны и малочисленны, то есть, лидирующего настроения нет, можно лишь отметить, что опрошенные в целом довольно иронично относятся к такому роду вопросов, надеясь, что выбранная ими профессия будет хорошей. В целом ситуация выглядит следующим образом: лидирующим в направлении выбора профессии становятся социально-гуманитарные специальности, вместе с тем респонденты не очень хорошо понимают или не хотят говорить о том, как они представляют свою работу по специальности, подчеркивая важностьтех предметов, которые нужны для поступления. Всем участникам опроса был предложен информационный лист «География нам необходима!». (Приложение 4.)
2.1. Анализ рынка труда по данным «Службы занятости г. Нижневартовск»
Для того чтобы наглядно рассмотреть ситуацию на рынке занятости населения города Нижневартовска, мы провели интервьюирование вНижневартовском центре занятости, определив спрос на рабочую силу и востребованные профессии в нашем городе.
В период с января по декабрь 2015 года в банке вакансий центра занятости населения находилось 9887 вакантных рабочих мест, а на конец отчетного периода 1761. За десять месяцев 2014 года вакантных мест - 15706, на конец отчетного периода -3345. Такие цифры говорят о том, что большинство вакансий, так или иначе занимаются, так как по итогу в 2015 осталось 17% от начального числа вакансий, за аналогичный период 2014 остался 21%.
В 2014 году самыми востребованными среди рабочих профессий (специальностей) были: бетонщик, бурильщик капитального ремонта скважин, водитель автомобиля, дворник, каменщик, кладовщик, машинист крана автомобильного, машинист паровой передвижной депарафинизационной установки, машинист подъемника, машинист экскаватора.
Что касается востребованности служащих, то ситуация выглядит так: врач, врач-анестезиолог-реаниматолог, инженер, инспектор, массажист, мастер, мастер буровой. Данные востребованных профессий среди рабочего сектора наглядно отражают запрос города на рабочих-строителей и нефтяников мелкой руки. Это логично, так как Нижневартовск молодой город и потребность в строительстве велика, а нефтяные специальности всегда были востребованы в городе.
Данные на 2015 год по большей части схожи с 2014 годом, но имеют некоторые, небольшие расхождения: бурильщик, комплектовщик товаров , кухонный рабочий, машинист автоямобура.Нужно сказать, что в 2014 и 2015 году профессии, как было, сказано ранее повторяются, и мы можем сравнить, как изменилась оплата труда этих профессий (специальностей). Так «Бурильщик капитального ремонта скважин», «Дворник», «Кладовщик» изменились в пределах 2х тысяч рублей. Тогда как средняя зарплата «Бетонщика» выросла чуть больше чем в два раза 34 тысячи в 2015 по сравнению с 16 тысячами в 2014. А категория «Каменщик» резко упала, почти в 2 раза 49 тысяч рублей в 2014 против 25 в 2015. В целом в рейтинге не наблюдается ни спад, ни поднятие оплаты, как доминирующий процесс, часть профессий стали оплачиваться меньше, часть больше, но опасения вызывают резкие, скачкообразные повышения и понижения оплаты.Ситуация в секторе Служащие выглядит так – администратор, врач, врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-отоларинголог, врач-педиатр участковый, врач-стоматолог , инженер .
Как можно заметить, по сравнению с данными 2014 года, в рейтинге преобладают врачебные специальности. Наблюдается четкий запрос на медицинских работников.
Заключение
Наша гипотеза о том, что современный статус школьной географии определяется общей тенденцией развития профессионального самоопределения старшеклассника, оказалось верной.
По итогам проведённого опроса можно сделать вывод: в последнее время очень многие учащиесясчитают важным только тот предмет, который нужно сдавать на ЕГЭ.
В ходе исследования выяснилось, что 77% выпускников определились с выбором профессии, а 45% от числа респондентов выбрало дальнейшее место обучения. Так как сегодня представлен широкий выбор университетов со сходными условиями поступления,то выбрать профессию намного легче, чем выбрать место дальнейшей учебы. Стоит заметить, что не все школьники указали предполагаемый ВУЗ, указав при этом, что он выбран. Многие респонденты предполагают подать документы в ВУЗы ХМАО и г. Тюмени. Вместе с тем в планах у учеников вузы Москвы, Санкт – Петербурга, Томска, Казани, Самары.
В определении профессионального предпочтения абсолютными фаворитами являются «Экономика, Организация, Управление» и «Право и Юриспруденция» всего 23 и 26 обучающихсясоответственно. Что свидетельствует о большой популярности социально-экономического направления среди школьников. Не менее популярна среди выпускников «Медицина», 15 респондентов выбрали это направление, что закономерно, так как врачебная специальность всегда пользуется спросом. Результаты соответствуют статистике многочисленных опросов выпускников Российских школ на протяжении последних 10 лет. Самыми популярными остаются профессии: экономист, менеджер, юрист, программист, маркетолог и пиарщик. Можно сделать вывод, что самые предпочтительные профессии, профессии применимые в большом спектре отраслей. По статистике Центра занятости населения в нашем городе востребованы рабочие специальности, не имеющие спроса среди выпускников. Среди служащих в рейтинге преобладают врачебные специальности.
В ходе ЕГЭ лишь 8 человек, выбрали географию. Большинство учащихся выбирают гуманитарные предметы: обществознание, история, литература, английский язык. Вот он парадокс: среди лидеров экономические профессии, управление, а выпускники не знают, что именно география является одной из основополагающих наук экономических ВУЗов, на факультетах международных отношений, в области, связанной с туризмом, экологией и т.д. Возможно, это связано с тем, что вместо географии при поступлении на экономические специальности вузы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. А мы усиленно изучаем только те предметы, которые могут пригодиться для сдачи ЕГЭ.
Список литературы
Приложение
Приложение 1.Анкета опросник.
1. Определился ли ты в выборе профессии? (да, нет) Определился ли ты с местом дальнейшей учёбы? (да, указать учебное заведение)_____________________________(Выбор не сделан). Профессия выбрана (указать, какая)___________________________________________
2. С какой областью ты связываешь свою будущую профессию? (подчеркнуть)
Экономика, организация, управление
Право, юриспруденция
Транспорт
Торговля
Производство, материальные технологии
Строительство
Психология
Медицина
Образование
Туризм
Искусство
Культура
Спорт
Сервис, обслуживание
Информационные технологии и коммуникации
Другое (что именно указать)_________________________________________
3.Каковы основные причины выбора профессии? (подчеркнуть)
Доступность обучения
Совет родителей
Высокий доход
Интерес к профессии
4.Какие учебные предметы будут необходимы в дальнейшей карьере? Нужна ли география? (да, указать)_____________________________________________________(нет)
5.Какие географические профессии (специальности) ты знаешь?________________________________________________________
6.Твоя профессия (специальность) будет связана с географией? (да, нет)
7.Что ты знаешь о будущей профессии (специальности)? _________________________________________________________________
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Рождественский венок
Пчёлки на разведках
Сочинение
Ребята и утята
Голубая лягушка