Проект о здоровой пище, которая в ходе исследования оказывается совсем не здоровой, как избежать опасности и научиться выбирать продукты.
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie.pdf | 2.99 МБ |
proektnaya_rabota_zdorovoe_pitanie.docx | 704.47 КБ |
Социальный проект
«Съедобное-несъедобное»
Авторы работы:
Смирнова Дарья
Волкова Валерия
Волкова Александра
Руководитель:
Гайдамак Алиса Олеговна,
учитель иностранного языка.
г.Нижневартовск
2018
Содержание
2.1. Что значит «здоровое питание»?
2.2. Пирамида питания или пищевая пирамида
2.3. Какое влияние еда оказывает на здоровье человека
2.4.Основные правила здорового питания
Введение
Овощи, фрукты, куриная грудка и зерновые – основа вашего рациона? Сообщаем: это не здоровое питание. Включайтесь в наш квест по поиску еды без нитратов, пестицидов, гормонов и антибиотиков.
Актуальность исследования: В настоящее время очень много говорят о здоровом образе жизни и, в частности, о здоровом питании. Хотя ни для кого не секрет, что вредного на прилавках наших магазинов больше, чем полезного. И порой очень трудно сделать правильный выбор. И какой же выбор является правильным? Зная, что пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, возникает множество вопросов: что полезно, а что нет, как надо правильно питаться, как разобраться во всём этом многообразии продуктов без ущерба своему здоровью.
Недостаток информации, времени спокойно поесть, красочно оформленная реклама в магазинах и по телевизору приводит к тому, что нам порой очень трудно разобраться: здоровая еда перед нами или нет, а так же понять какие продукты по настоящему приносят пользу, а какие только кажется что приносят.
Проблема исследования: низкая информированность детей о том, какие продукты являются по настоящему полезными.
Цель: Формирование понятия о здоровом питании.
Задачи: 1. Познакомиться с понятием здорового питания;
Объект исследования: вредные органические продукты .
Предмет исследования: продукты питания.
Гипотеза исследования основана на предположении: чтобы стать здоровым человеком сейчас надо не только вести здоровый образ жизни, правильно питаться и соблюдать режим, но и грамотно уметь выбрать продукты для этого самого здорового питания.
Методы исследования: анализ литературы о здоровом питании и режиме питания школьника, анкетирование, наблюдение, сбор информации из разных источников.
2.1 Что такое «здоровое питание»?
В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Это вполне объяснимо, ведь рациональное питание обеспечивает нормальное функционирование организма, возобновляет энергетические затраты, необходимые для поддержания жизни и трудовой деятельности, реализует жизненные процессы организма. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Неправильное питание, напротив, снижает защитные силы организма и может стать причиной многих заболеваний.
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест».
Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима (оптимально четырехразовое питание с интервалом 4-5 часов между приемами пищи); соблюдении калорийности рациона (человеку в среднем необходимо 3 тыс. ккал); соотношении белков, жиров, углеводов (умственный труд – 1:0,8:3, физические нагрузки – 1:1:5, в среднем – 1:1:4); покрытии потребности организма в основных веществах (вода, микроэлементы, минеральные вещества, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты).
Рациональное питание (от латинского слова rationalis — «разумный») — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания.
Культура питания является важнейшей составляющей частью человеческой жизни. Воспитывать культуру питания надо с детства, когда в организме закладываются основы обмена веществ, которые остаются на всю жизнь. Чем в настоящее время очень часто набивают наши желудки? Гамбургерами, чизбургерами, чупа-чупсами и т. д. Всё это не входит в понятие "здоровое питание". Говоря о здоровом питании, следует вспомнить о традиционной кухне: о недорогих, но полезных кашах, овощах и фруктах. Изучая эту проблему, многие врачи, учёные создавали свои пирамиды питания, или как их ещё называют пищевые пирамиды.
2.2 Пирамида питания, или пищевая пирамида
Пирамида питания или пищевая пирамида – схематическое изображение принципов здорового питания. В ней содержится пять основных групп продуктов, которые необходимы нашему организму для хорошего самочувствия. Продукты, составляющие основание пирамиды – являются более полезными, они должны употребляться в пищу как можно чаще. Чем выше ярус, тем продукты менее полезны. Таким образом, продукты с верхнего яруса самые бесполезные для организма, а значит, их применение должно быть ограничено или совсем исключено.
Эта простая схема создана для того, чтобы каждый из нас мог питаться правильно и соответственно поддерживать здоровье своего тела. В ней содержатся общие советы по выбору пищи для ежедневного применения. С помощью пирамиды можно легко планировать блюда, рассчитывать порции и готовить полезную еду. Чтобы окончательно убедиться в простоте пирамиды, рассмотрим подробнее ее принцип.
В основе питания – зерновые. Именно они составляют нижний ярус пирамиды, а значит, их применение должно составлять большую часть рациона. По мнению ученых они являются основой правильного и здорового питания. Благодаря тому, что в их составе очень мало жиров, они беспрепятственно доставляют в организм человека клетчатку, витамины и минералы, которые необходимы ему для жизнедеятельности.
Благодаря овощам и фруктам, расположенным на втором ярусе, мы можем в полной мере насытить организм полезными витаминами минералами. Большую роль играют зеленые листовые овощи, в которых содержится много витаминов и плоды, насыщенные витамином С. Очень полезны фрукты, но их необходимо выбирать по сезонам.
С овощами дело обстоит куда сложнее. В понимании большинства людей жареная картошка – тоже овощ. Это заблуждение. Речь идет о сырых или обработанных паром овощах. Именно они содержат в себе максимум полезных веществ и воды. Кроме того, они являются прекрасным источником фолиевой кислоты, витамина С, клетчатки, бета-каротина и минеральных веществ.
Третий ярус пирамиды здорового питания имеет список продуктов
природного происхождения. Это яйца, птица, бобы, орехи, нежирное мясо (телятина, говядина), рыба. За счет них, организм обогащается белком, цинком, кальцием и железом.
По соседству с ними находятся молочные продукты, которые также занимают третий уровень пирамиды. Это творог, йогурт, кефир. Также как и мясная группа, эти продукты насыщены белком, а также кальцием и витаминами B, D и А.
Вершину пирамиды венчают продукты, которым нужно отводить минимум места в своем рационе. Чрезмерное употребление жиров в пищу приводит к повышению уровня холестерина, а значит, может привести к развитию неприятных заболеваний. Инсульты, инфаркты и другие заболевания сердечно-сосудистой системы чаще всего наблюдаются у людей, которые употребляют много жира.
Для любителей сладкого тоже имеются неприятные новости. Сахар способствует развитию диабета, кариеса, приводит к нарушениям обмена веществ, ожирению. Может вызывать мигрень. Если Вы заставите себя употреблять его в меньших количествах, то поможете своему организму стать здоровее.
2.3 Какое влияние еда оказывает на здоровье человека?
Существует такое мнение: здоровый человек – богатый человек. С этим никак нельзя не согласиться. Ведь, как говорится здоровье – это дар, а как вы будете его беречь, зависит, непосредственно, от вас самих. От него зависит не только полноценность вашей жизни, но и ее продолжительность. Учеными установлено, что в случае если человеком употребляется здоровая еда каждый день, то он сможет прожить 120-150 лет! Поэтому еда и здоровье – два понятия, которые тесно связанны друг с другом.
В случае употребления неправильной пищи у человека нарушаются процессы обмена веществ в организме, наступает преждевременное старение, слабнет иммунитет и проявляются различные заболевания. Избыточное питание – основная причина заболевания системы кровообращения, атеросклероза, ожирения, диабета, полиостеохондроза.
Если в рацион ребенка включать очень малое количество белковой пищи, у него могут возникнуть такие недуги, как замедление умственного развития, роста, изменения в печени и поджелудочной железе.
2.4 Питание школьника
Особенно велика роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, развитием и усложнением высшей нервной деятельности. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Многие родители просто не знают, каким должен быть рацион питания в семье.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
Что необходимо для полноценного питания школьников
Белки: Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок – наиболее важная часть пищи, не случайно его иначе называют протеином, производя это наименование от греческого глагола, означающего «занимать первое место». При недостатке его в пище у ребенка появляется слабость, вялость, наблюдается падение веса, отставание в росте, снижается сопротивляемость к болезням, успеваемость и трудоспособность. Избыток белка в рационе школьника ведет к нарушению обменных процессов, снижению аппетита.
Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей к овощным блюдам. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
В рационе ребёнка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты.
Жиры: Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т. д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану.
Углеводы: Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна.
Витамины и минералы: Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А: морковь, сладкий перец, зеленый лук, щавель, шпинат, зелень, плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С: помидоры, зелень укропа и петрушки, чёрная и красная смородина, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель.
Витамин Е содержат следующие продукты: печень, яйца, овсяная и гречневая крупы.
Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола, молоко, творог, сыр, яйца, капуста, яблоки, миндаль, помидоры, бобовые.
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
И, напоследок, одна из главных рекомендаций для организации питания детей: нельзя кормить ребенка насильно! Детский организм способен самостоятельно определить оптимальные потребности в пищевых веществах и калориях.
2.5 #СъедобноенЕсъедобное
LEVEL 1: ОСОЗНАТЬ
Сто лет назад на планете жил 1 млрд людей. Сегодня – 7 млрд. Чтобы всех прокормить, сельскохозяйственная отрасль в буквальном смысле пашет. И поливает: в среднем за год на гектар земли попадает 5 кг удобрений и пестицидов. Контролирующие органы считают допустимым их энное количество в продуктах, но все же это токсины, а не витамины. Не обходятся без «допинга» и звери. Живя без вольного выгула, они чаще болеют и передают заразу друг другу. Комбикорма автоматически идут с антибиотиками – для профилактики те с мясом и молоком попадают в наш организм, делая бактерии устойчивыми к лекарствам и добавляя головной боли врачам. Больше всего антибиотиков достается свиньям и курам.
Кстати, о птичках: цыплята-бройлеры с точки зрения эволюции – киборги: вырастают за 39 дней вместо заложенных природой нескольких месяцев, а последнюю неделю даже не ходят из-за избыточной массы. Происходит это не от хорошей жизни, а из-за гормонов для роста, которые потом оказываются внутри нас.
ВОПРОС СКЕПТИКА: Если продукты так опасны, то почему они допускаются к продаже?
Государство следит, чтобы концентрация вредных веществ не превышала нормы, но есть несколько «но». Нитриты и пестициды накапливаются в организме. По отдельности и в малых дозах они не вредны, но ведь мы получаем их из разных продуктов, а также из воздуха и воды. Получается коктейль, последствия которого не ясны до конца. Ученые предполагают, что в перспективе он может «выстрелить» в виде рака, болезней печени, аллергии. Кроме того, аграрные корпорации и производители химикатов лоббируют интересы во власти и спонсируют исследования о безопасности «химии». Причем официальные нормы их содержания в пище все время растут. Совпадение?
СЛОВАРЬ
НАТУРАЛЬНЫЙ – Еда только из «природных» компонентов без синтезированных добавок. Сырье при этом может быть произведено с использованием «химии».
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – Все, что произведено с минимальным воздействием на природу. Но о качестве итогового продукта это ничего не говорит.
ФЕРМЕРСКИЙ, ДЕРЕВЕНСКИЙ – Красивые эпитеты. Если продукт и сделан фермером, не факт, что внутри нет пестицидов, нитратов, гормонов и т.д.
LEVEL 2: ВЫБРАТЬ ВАРИАНТ
Кажется, что все беспросветно и вообще жить вредно. Но на самом деле найти плюс-минус безопасную еду несложно. На выбор масса идей:
1) Покупать органическую продукцию. В ней точно нет перечисленных веществ, искусственно синтезированных консервантов и усилителей вкуса.
2) Есть овощи с грядки. Но убедись, что морковку не поливают азотными удобрениями, а картошку – отравой от жуков.
3) Запомнить «грязные» продукты: клубника, персики, яблоки, огурцы, помидоры, картофель, курица, все молочное.
4) Правильно готовить. Токсины накапливаются в кожуре, плодоножках и на концах овощей. Срезая их, ты сокращаешь «вредность» на 30%. Еще часть смывается водой и расщепляется при варке.
5) Учитывать риски. Особо следить за питанием советуют беременным, кормящим и детям до 3 лет, ведь малыши особо восприимчивы к химикатам.
ВОПРОС СКЕПТИКА: А как же производят органику без химикатов?
С помощью натуральных заменителей. Если с удобрениями все ясно, то для борьбы с насекомыми применяют старинные методы (распыляют настои трав, разводят птиц) и современные (препараты на основе бактерий). Животные из-за вольного выгула меньше болеют, а если это происходит, их выводят на карантин
LEVEL 3: РАЗОБРАТЬСЯ
Итак, ты отправилась в супермаркет за натуральной едой – и с витрин обрушилось многообразие экологичного, натурального, фермерского, деревенского и прочего «био». Чистейший (или грязнейший?) маркетинг. В нашей стране использование этих терминов не регулируется, поэтому производитель может написать почти что угодно, а для убедительности нарисовать листик и медаль. После принятия закона единственным официальным в России термином будет «органический». Это слово сможет ставить на свои продукты только прошедший сертификацию производитель (специальные органы проверяют все, от земель до складов). Таких компаний в стране всего 85. Также можно искать в магазинах импортную «органику». Самый распространенный опознавательный знак – «Евролисток». Но и тут возможны подделки. Под ним обязательно должен стоять код из букв и цифр, по которому можно «пробить» товар на сайте OrganicFarming.
Но ведь органика очень дорогая?
Пакет молока стоит 120–140 рублей, крупы –150–250, овощи дороже раза в 2 – все из-за малых объемов и издержек производства. Это временно. В Европе, где сектор существует давно и поддерживается государством, цены выше лишь на 25%. У нас закон об органике даже еще не принят, впереди развитие отрасли, рост конкуренции и снижение цен. Пока утешаемся, что такие продукты полезнее. Например, минеральные удобрения заставляют фрукты и овощи втягивать больше влаги – и те растут большими, но безвкусными и менее богатыми антиоксидантами. Или молоко: по содержанию Омега-3 600 мл органического равны литру обычного.
LEVEL 4: СЭКОНОМИТЬ
Начни с органических круп: их надолго хватает и они не такие дорогие. Вторые в списке – молоко и его производные.
Делай йогурты: из одной банки готового органического продукта и литра молока можно получить 6 порций.
Найди производителя, которому доверяешь. Cъезди на хозяйство, посмотри, на вольном ли выгуле животные. Задай вопросы: чем лечите коров? Откуда берете корм? Как боретесь с насекомыми?
Изучай рынок: заглядывай в гипермаркеты, интернет-и специализированные магазины («Углече Поле. Органик маркет», «Биостория», «Азбука Вкуса», «Утконос»).
Выпиши список марок: российские бренды, которым стоит доверять, – «Углече Поле», «Аривера», Hipp, «Тульский зверобой», «Черный хлеб», «Богимовские сыроварни», «Эко-ферма «Рябинки»).
ВОПРОС СКЕПТИКА: А если покупать продукты...у бабушек возле дороги?
Неизвестно, в каких количествах они использовали минеральные удобрения и инсектициды. А может, закупили товар на базе?
...на рынке?
Продукты здесь свежие, но скорее всего по уровню нитратов и пестицидов не выигрывают. Плюс для симпатичного вида овощи часто обрабатывают воском.
...в магазинах здоровой еды?
Составы натуральные, упаковка лаконичная и вызывает доверие. А вот по части нитратов, пестицидов, гормонов опять же гарантий нет.
...с гаджетом для проверки овощей?
Плохая идея: пестицидов существует до 500 видов, а гаджет распознает всего 2–4.
3. Практическая часть. Анкетирование учащихся
Исследовательская работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме. Мы решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о здоровом питании, придерживаются ли они его, и всегда ли вкусы и предпочтения совпадают с правильным питанием. Мы подготовили и провели среди учащихся 6 класса анкету.
Анкета
- простую воду
- газированную воду
- сок
- чай
6. Что такое здоровое питание?
- да
- нет
8. Если важно, то почему?
- хочу быть здоровым
- модно, все об этом говорят
- не знаю
9. Всегда ли Вы придерживаетесь правильного питания
- да
- нет
Проведя анкету, мы выяснили следующее:
Не смотря на то, что ребята много слышали о значении здорового питания, всё ещё большой процент ребят любят такую пищу как пицца, суши, фастфудовская пища, хотя в большинстве своём и слышали об её вреде на организм человека. Что, несомненно, радует, так это то, что ребята любят и едят блюда из мяса и рыбы, супы и борщи. Многие учащиеся свои предпочтения отдают салатам (и не всегда они из свежих овощей и фруктов, чаще всего с майонезом, сухариками и другими не всегда полезными продуктами). Мало ребят едят яйца.
Согласно результатам опроса у учащихся 6 класса любимыми продуктами являются мясо и рыба, фрукты и овощи, что говорит о том, что ребята любят и предпочитают полезные продукты питания.
Не смотря на то, что ребята не особенно любят яйца, на завтрак большинство всё же предпочитает именно их (яичницу, омлеты). Возможно потому, что они сытны, питательны и полезны. На втором мест по предпочтениям стоит каша. Что тоже очень хорошо. Это говорит о том, что утром ребята стараются позавтракать более сытно, чтобы проснуться и получить заряд энергии для дальнейшей работы.
Для перекусов в школе большинство ребят считают, что лучше всего взять бутерброды. Скорее всего, это связано с тем, что таким образом удобно и быстро можно утолить голод. Также большой процент ребят берёт с собой фрукты, многие приносят что-либо из питья (сок, воду, чай), ну и некоторые перекусывают булочкой.
Для того чтобы выяснить, каким из напитков отдают предпочтение учащиеся 6 класса, мы предложили 4 варианта ответов: простую воду, газированную воду, сок и чай. Большинство ребят выбрало простую воду – 70 %, затем газированную – 35 %, потом сок – 30 % и чай сказало 15 %.
Ну и после всех этих предпочтений мы решили узнать, знают ли ребята класса, что же такое здоровое питание. Как они это понимают.
100 % сказало, что это правильный режим питания, разнообразие, соблюдение норм питания, полезная пища, которая не причиняет вред организму. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся класса правильно понимают смысл данного выражения.
Да ответило 85 % учащихся, нет – 15 %. Это значит, что большинство ребят заинтересованы в том, чтобы правильно питаться.
«Хочу быть здоровым» ответило 85 % учащихся, «модно» – 0 %, «не знаю» – 15 %. Из этого следует, что большинство понимает важность правильного питания.
По ответам на вопросы анкеты можно увидеть, что то количество ребят, для которых важно, чтобы их питание было здоровым, стараются придерживаться правильного питания, хотя также можно наблюдать и то, что не всегда у них это получается. Иногда очень трудно удержаться перед множеством различных вкусностей, которые часто вредны для нашего организма.
Заключение
Вся наша поисково-исследовательская работа, так или иначе, была направлена на поиск ответов на интересующие нас вопросы какие продукты по настоящему являются полезными?
В ходе работы мы выяснили, что здоровое питание – одно из основ здорового образа жизни. Питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма.
Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!». Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно.
В результате работы над проектом мы подтвердили нашу гипотезу:
Чтобы стать здоровым человеком сейчас надо не только вести здоровый образ жизни, правильно питаться и соблюдать режим, но и грамотно уметь выбрать продукты для этого самого здорового питания. Мы поняли как выстроить уровни и понять где настоящие органические продукты а где пестициды.
Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ.
Обсуждая данную проблему в классе, мы поняли, что если мы хотим вырасти здоровыми, то необходимо как можно больше знать о здоровом питания, ну и, конечно же, следовать ему.
Список использованных источников:
1. Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.
2. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007 г.
3. Пузакова Б. «Что мы едим», «Эксмо» 2013 г.
4. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.
5. Интернет ресурсы:
http://rosorganic.ru/news/given-to-be-eaten.html
- статья о вредной органике
- здоровое питание – википедия
http://womens-place.ru/health/zdorovoe-pitanie-principy-menyu-recepty.html
- пирамида питания – википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E4%EE%F0%EE%E2%EE%E5_%EF%E8%F2%E0%ED%E8%E5
http://opitanii.net/story/piramida-zdorovogo-pitaniya
- здоровое питание – правила
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F0%E0%EC%E8%E4%E0_%EF%E8%F2%E0%ED%E8%FF
- Питание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
http://www.ukzdor.ru/drei.html
- иллюстрации
- пословицы и поговорки
http://www.medglav.com/poslovicy-i-pogovorki/pitanie.html
- влияние еды на здоровье человека
http://miledian.ru/zdorove-2/zdorovaya-eda-na-kazhdyj-den.html
Ручей и камень
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Ледяная внучка
Две снежинки
Огонь фламенко