В детстве мы все мечтали стать космонавтами, учителями, врачами, военными или полицейскими. Все эти профессии нам известны уже очень давно. Мы четко знали суть профессии. Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Еще 20 лет назад люди и не подозревали, что можно вести блог и получать за это деньги, а также не думали, что можно получить профессию менеджера по оценке финансовых рисков. Но новые специальности появляются вместе с изменением мира. Одни из них уже востребованы, другими пользуются единицы. Но одно можно сказать точно: новейшие профессии быстро и бесповоротно входят в жизнь общества. Какие специальности выбирают современные школьники? Выбoр прoфессии - слoжный и oтветственный шаг в жизни каждoгo человека, от котoрoго во многoм зависит его будущая судьба, в этoм и заключается актуальность выбранной темы.
Вложение | Размер |
---|---|
mir_sovremennyh_professiy_v_zhiznennyh_planah_starsheklassnika.docx | 56.5 КБ |
"Мир современных профессий в жизненных планах старшеклассника (на примере города Нижневартовска)"
География.
Автор: Гасанова Диана-Мислимат Насировна
9 Вкласс
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Научный руководитель: Блонарь Ольга Николаевна
учитель географии
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Оглавление
Введение ..3
Глава 1.Мир современных профессий ..4
Глава 2. Исследовательская часть ..7
2.1. Анализ рынка труда по данным «Службы занятости г. Нижневартовск» ……….…....7
2.2. Ученик и карьера……….…………………………………………………………..……….8
Заключение 10
Список литературы…………………………………………………………………………...11
Приложение…………………………………………………………………………………….12
Введение
В детстве мы все мечтали стать космонавтами, учителями, врачами, военными или полицейскими. Все эти профессии нам известны уже очень давно. Мы четко знали суть профессии. Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека. Еще 20 лет назад люди и не подозревали, что можно вести блог и получать за это деньги, а также не думали, что можно получить профессию менеджера по оценке финансовых рисков. Но новые специальности появляются вместе с изменением мира. Одни из них уже востребованы, другими пользуются единицы. Но одно можно сказать точно: новейшие профессии быстро и бесповоротно входят в жизнь общества. Какие специальности выбирают современные школьники? Выбoр прoфессии - слoжный и oтветственный шаг в жизни каждoгo человека, от котoрoго во многoм зависит его будущая судьба, в этoм и заключается актуальность
выбранной темы.
Объект исследования: мир современных профессий.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников г.Нижневартовска.
Цель исследования: определить востребованность современных профессий на рынке труда города Нижневартовска и в жизненных планах старшеклассников.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
Гипотеза: можно предположить, что современные старшеклассники выбирают традиционные профессии в приоритете к современным, так как наш город является монофункциональным промышленным центром.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Нижневартовской средней школы. В исследовании участвовали учащиеся 9-11-х классов.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод
2. Опрос (анкетирование)
3. Интервьюирование
4. Количественно-качественный анализ результатов.
Глава 1.Мир современных профессий.
Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятиеспециальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. [1]
В международный стандарт классификации профессий в 1988 году было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали 7000 профессий. По данным социологов, о чём в своё время написал М.Х.Тима (1975), за десять лет возникает более пяти тысяч новых видов труда и исчезает немногим меньше старых. В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Новый век породил множество новых профессий. Перед вами характеристика некоторых профессий XXI века. [3]
Аварийный комиссар – сотрудник страховой компании, предпочтительно юрист по образованию, определяет размер ущерба и оценивает обязанности компании перед клиентом, попавшим в ДТП.
Байер – специалист по закупке модной одежды и обуви. Отбирает свежие коллекции на выставках и показах, хорошо разбирается в тенденциях моды и предпочтениях покупателей. По образованию, как правило, товаровед.
Бариста – специалист по приготовлению кофе - эспрессо и напитков из него, знает все о степени помола зерна, в совершенстве владеет техникой получения молочной пены.
Блогер - казалось бы, как можно заработать, если просто вести свой интернет-дневник? Оказывается, если ваш дневник становится популярным, его постоянно читает много людей, то вы можете зарабатывать на размещении статей на заказ. Многие блогеры создают собственные сайты, пишут действительно интересный материал в той сфере, которая им интересна, и продают рекламные места на сайтах.
Валютный трейдер – человек, который зарабатывает на разнице курсов валют. Получить необходимые знания можно на специальных курсах. Основное преимущество этой профессии – полная свобода. [4]
Веб-дизайнер - это человек, который занимается разработкой дизайна сайтов. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту, определяет, где следует разместить текст. Дизайнеру необходимо не только создавать интересный сайт, но и учитывать время его загрузки. Учитывая бурное развитие IT-технологий, эту сферу деятельности следует признать весьма перспективной в карьерном плане. [2]
Девелопер – специалист по операциям с недвижимостью, имеющий строительное или (и) финансовое образование.
Коуч - это консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказывает помощь в устранении психологических проблем и содействует повышению результативности в достижении целей, эффективности и качества жизни в любой её сфере (карьера, финансы, семья, отношения, здоровье, личностное развитие). Коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решение проблем вместе с клиентом и побуждает его к самостоятельным умозаключениям. От психологического консультирования коучинг отличается мотивацией. Психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-либо симптома, а работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. [5]
Логистик - управляет движением материальных и информационных потоков, следит за скоординированностью работы всех подразделений, рассчитывает наиболее выгодную и экономичную схему для развития проекта. На логистика учат в экономических вузах.
Менеджер - (нефтегазовой индустрии) - обязан организовать производственный процесс таким образом‚ чтобы и люди‚ и техника работали максимально эффективно. В связи с тем что добыча черного золота — отрасль довольно специфичная‚ менеджерами проекта здесь обычно становятся бывшие инженеры с геофизическим образованием. Менеджер-нефтяник обязан уметь оценивать эффективность инвестиций‚ решать задачи оптимизации производства‚ проводить маркетинговые исследования. [2]
Риэлтор - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, профессионально занятое посредничеством при заключении сделок купли-продажи, аренды коммерческой и жилой недвижимости путём сведения партнёров по сделке и получения комиссионных. Риэлтор, как правило, это специалист по недвижимости. Профессия риэлтора является сегодня одной из самых престижных и доходных. Заработок специалиста по недвижимости складывается из процентов от суммы заключенных сделок по недвижимости. [2]
Спичрайтер или копирайтер - пишет тексты выступлений, докладов, готовит интервью. Как правило, имеет филологическое образование и работает индивидуально или в команде политиков, предпринимателей, или по заказу PR-агентств. Стоимость работы зависит от квалификации специалиста. Работа опытных копирайтеров может приносить до 600 тыс. рублей в год.
Хостес – «лицо» ресторана, «хозяйка зала». Встречает и размещает посетителей, может прокомментировать выбор блюд, так же сообщает об акциях, проводимых рестораном, контролирует и координирует работу официантов. Обучение проходит на месте.
Хэд – хантер - (так называемый «охотник за головами») – специализируется по подбору персонала, способен переманить нужного специалиста из одной фирмы в другую, действует, как разведчик: собирает сведения, имеет собственных информаторов. Преимущественно специалист, имеющий диплом психолога.
Флейворист- их красноречиво называют «носами» или «нюхочами», используется в основном в парфюмерной промышленности, иногда в пищевой, при создании ароматизаторов. Его обязанности заключаются не только в определении запахов, но и в составлении новых ароматов. Флейвористом может стать только человек с высшим химическим образованием. [6]
Шопер– это человек, который сможет помочь вам решить любые вопросы, связанные с гардеробом. Тарифы на услуги шопера индивидуальны. Успешный шопер в России зарабатывает в среднем от $1000 до $20 000 в месяц.
IT-специалисты - это всевозможные программисты, разработчики, администраторы сетей и баз, модераторы,специалисты по робототехнике, по информационной безопасности, web-дизайнеры и даже 3D-аниматоры. Он создаёт что-то новое, разрабатывает программы и приложения, реализует идеи. [7]
Разумеется, список можно значительно увеличить. Однако мы постарались в этой главе привести только самые интересные и довольно перспективные и востребованные варианты. Некоторые из них уже вошли в нашу жизнь и обосновались там, но с точки зрения потенциала, они все так же интересны и свежи.
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1.Анализ рынка труда по данным «Службы занятости г. Нижневартовск».
Для того чтобы наглядно рассмотреть ситуацию на рынке занятости населения города Нижневартовска, мы провели интервьюирование в нижневартовском центре занятости, определив спрос на рабочую силу и востребованные профессии в нашем городе.
В 2019 году самыми востребованными среди рабочих профессий (специальностей) стали: бурильщик, машинист-автогрейдера, машинист-бульдозера, машинист-экскаватора, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтер по кабельным сетям ,электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию, водитель автомобиля , кладовщик .
Что касается востребованности служащих, то ситуация выглядит так: администратор, бухгалтер, воспитатель, врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-терапевт участковый, медицинские сестры, инженер-проектировщик, мастер по ремонту скважин, механики, менеджеры, преподаватели в начальной школе, технологи, фельдшеры и экономисты.
Данные востребованных профессий среди рабочего сектора наглядно отражают запрос города на рабочих-строителей и нефтяников мелкой руки. Это логично, так как Нижневартовск молодой город и потребность в строительстве велика, а нефтяные специальности всегда были востребованы в городе.
Данные на 2019 год по большей части схожи с 2018 годом, но имеют некоторые, небольшие расхождения в оплате труда у бурильщика, каменщика, машиниста-автогрейдера, мастера по ремонту скважин. Нужно сказать, что в 2018 и 2019 году профессии, как было сказано ранее, повторяются, и мы можем сравнить, как изменилась оплата труда рабочих профессий (специальностей). Так оплата труда «Бурильщика капитального ремонта скважин», «каменщика» изменилась в пределах 2х тысяч рублей. Тогда как средняя зарплата «мастера по ремонту скважин» выросла чуть больше чем в два раза, 36 тысяч в 2019 по сравнению с 17 тысячами в 2018. А оплата труда «Каменщика» резко упала, почти в 2 раза: 49 тысяч рублей в 2017 против 25 в 2019.
В целом в рейтинге не наблюдается ни спад, ни поднятие оплаты, как доминирующий процесс, часть профессий стали оплачиваться меньше, часть больше, но опасения вызывают резкие, скачкообразные повышения и понижения оплаты.
Ситуация в секторе служащие по спросу специальностей выглядит так: администратор, врач, врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-отоларинголог, врач-педиатр участковый, врач-стоматолог, медицинские сестры, инженеры. Как можно заметить, по сравнению с данными 2018 года, в рейтинге также преобладают врачебные специальности. Наблюдается четкий запрос на медицинских работников. Средняя заработная плата медицинских работников стабильна. Врач -анестезиолог-реаниматолог- 42 тысячи, врач-терапевт участковый- 33 тысячи. Медицинские сестры в среднем получают от 23-24 тысяч.
2.2. Ученик и карьера.
Для того чтобы лучше понимать текущие настроения в нашей школе, мы провели социологический опрос на базе 9-ых,10-ых и 11-ых классов нашей школы. В анкетировании приняло участие 139 учащихся школы. (Приложение 1). Количественно-качественный анализ результатов представлен в приложение 4.
Для начала мы узнали у опрашиваемых самое главное: определились ли они с выбором профессии и местом будущей учебы. 55% определились с профессией и местом обучения, а 45% от числа респондентов не выбрали место обучения; соответственно преимущественно это ученики 9-10 класса. Такие цифры свидетельствуют о том, что в наше время представлен широкий выбор университетов со сходными условиями поступления, и выбрать профессию намного легче. Стоит заметить, что не все школьники указали предполагаемый ВУЗ, указав при этом, что он выбран. Многие респонденты предполагают подать документы в ВУЗы ХМАО и Тюмени, Например, ТЮМГУ - 8, ТГАКИСТ -1, ЮРГУ – 5, ЮГУ – 4,НВГУ – 4, СУРГУ -1. Вместе с тем в планах у учеников вузы Москвы, Санкт - Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодара и Новосибирска.
Далее мы установили, в какой сфере деятельности видят себя учащиеся. В основном, респонденты выбирали сразу несколько направлений, так как в будущем определяют себе не одну конкретную сферу деятельности. Поэтому данные рознятся с общим количеством опрошенных. (Приложение 2) Итак, если смотреть на ситуацию целиком, то абсолютными фаворитами здесь являются «Экономика, Организация, Управление», «Право и Юриспруденция», «Транспорт» и «Искусство». Такое положение свидетельствует о большой популярности социально-экономического направления среди школьников.
По какому критерию выбирали свою будущую профессию респонденты? Здесь лидирующее большинство,102 человека, указывает, что выбрало профессию, руководствуясь интересом к будущему роду своей деятельности. Разрыв между остальными тремя категориями, «доходность» - 13,«доступность» - 11, «совет родителей» - 7, велик, что может говорить о большой степени свободы современных школьников, вольных выбирать профессию по душе. Нам кажется, что выбирая из нескольких понравившихся профессий, в уме все равно держатся факторы востребованности и дохода, поэтому есть небольшая доля лукавства в словах респондентов.
Затем мы спросили, знают ли респонденты новые профессии. Из всех опрошенных 114 человека знают, такие современные профессии как: программисты, WEB-дизайнеры, менеджеры и всем известная профессия блогер и другие. Не знают или называют традиционные профессии-25 человек.
Напоследок мы интересовались, чего школьники ждут от своей будущей профессии. Во-первых, нужно сказать, что 52 респондента, что составляет около 49 % от общей массы опрошенных, не ответило или воздержалось от ответа. В остальном ответы были разнообразны и малочисленны, то есть, лидирующего настроения нет, можно лишь отметить, что опрошенные в целом довольно иронично относятся к такому роду вопросов, надеясь, что выбранная ими профессия будет хорошей. В целом ситуация выглядит следующим образом: лидирующим в направлении выбора профессии становятся традиционные специальности, возможно, это объясняется тем, что мы дети небольшого промышленного города.
Во все времена проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками, и в настоящее время она очень актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Школьники знают про новые профессии, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Результаты показывают, что из большого количества профессий выпускники могут назвать лишь 20—26 профессий. Также, это можно объяснить тем, что программ обучения на новые профессии еще не разработали и получить высшие образование будет проблематично.
Так как живем мы в промышленном городе, у нас востребованы профессии рабочего сектора, обладающие не большим спросом среди сверстников, в основном это ученики 9 классов. Такие профессии будут пользоваться спросом ближайшие лет 10. Соответственно, без работы остаться будет невозможно.
Заключение.
Наша гипотеза о том, что современные старшеклассники выбирают традиционные профессии в приоритете к современным, так как наш город является монофункциональным промышленным центром, оказалось верной.
В данной работе в ходе исследования выясняли, какие профессии выбирают современные школьники. Изучили современное профессиональное пространство нашего города на предмет выявления «спроса» профессий. В ходе работы был проведен опрос учащихся школы, проработан и проанализирован материал Интернет – пространства, т.к. информационная картина в профессиональной сфере меняется с невероятной скоростью и никакие печатные работы, материалы не могут мобильно отразить все изменения. По итогам проведённого опроса можно сделать вывод: ученики знакомы с современными специальностями, возникшими на рынке труда в новом тысячелетии, но в своем профессиональном самоопределении выбирают профессии известные человеку с древности, возможно, это определяется отраслевой функциональностью нашего города.
В ходе исследования выяснилось, что 55% выпускников определились с выбором профессии, а 45% от числа респондентов выбрало дальнейшее место обучения. Стоит заметить, что не все школьники указали предполагаемый ВУЗ, указав при этом, что он выбран. Многие респонденты предполагают подать документы в ВУЗы ХМАО и г. Тюмени. Вместе с тем в планах у учеников вузы Москвы, Санкт - Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодара и Новосибирска. В определении профессионального предпочтения абсолютными фаворитами являются «Экономика, Организация, Управление», «Право и Юриспруденция», «Транспорт» и «Искусство» всего 10 и 22 обучающихся соответственно. Что свидетельствует о большой популярности социально-экономического направления среди школьников. Не менее популярна среди выпускников «Медицина», 15 респондентов выбрали это направление, что закономерно, так как врачебная специальность всегда пользуется спросом. Из списка современных профессий одной из самых востребованных среди респондентов является профессия программиста, так как информационные технологии занимают все более значимую роль в человеческом обществе. Они проникли во все сферы деятельности. Результаты соответствуют статистике многочисленных опросов выпускников российских школ на протяжении последних 10 лет. Самыми популярными остаются профессии: экономист, менеджер, юрист, программист, маркетолог и пиарщик.
Можно сделать вывод, что самые предпочтительные профессии - профессии, применимые в большом спектре отраслей. По статистике Центра занятости населения, в нашем городе востребованы рабочие специальности, не имеющие спроса среди выпускников. Среди служащих в рейтинге преобладают врачебные специальности. У моих сверстников в профессиональном самоопределении в почете остаются традиционные профессии, но вызывают интерес и новые современные специальности.
Список литературы
Источники, представленные в Интернете:
Приложение
Приложение 1.
Анкета опросник.
1.Определился ли ты в выборе профессии? (да, нет)
2.Определился ли ты с местом дальнейшей учёбы? (да, указать учебное заведение)_____________________________(Выбор не сделан).
3.Профессия выбрана (указать какая)___________________________________________
4. С какой областью ты связываешь свою будущую профессию? (подчеркнуть)
5.Каковы основные причины выбора профессии? (подчеркнуть)
6.Какие новые (современные) профессии (специальности) ты знаешь?________________________________________________________
7. Какой город рассматриваешь для дальнейшего обучения?
8.Что ты ожидаешь от будущей профессии (специальности)?
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Класс | Определился ли ты с выбором профессии? (да, нет) | Определился ли ты выбором места дальнейшего обучения? (да (место) ,нет) | Сфера деятельности? | Каковы основные причины выбора профессии? | Знаешь ли ты профессии 21 века? | Какой город выбрал для дальнейшего обучения? |
9а | Да-8 Нет-10 | Да-8 Нет-10 | Не выбрали-2 Обслуж-е-5 Наука-3 Психология-2 Искусство-2 Ин.техн-и-2 Медицина-1 | Интерес-10 Совет род.-2 Доступ-ть-2 Выс.доход-1 Не знают-3 | Знают-14 (программисты, менеджеры) Не знают-4 | Спб-3 НВ-2 Уфа-1 Сургут-1 Мск-1 Не выбрали-8 |
9б | Да-18 Нет-4 | Да-6 Нет-16 | Искусство-3 Право-4 Транспорт-5 Медицина-1 Обслуж-е-1 Не выбрали-2 Образов-е-1 | Выс.доход-2 Интерес-20 | Знают-17 (программисты, блогеры) Не знают-5 | Спб-3 Краснодар-2 Мск-2 НВ-2 Екб-3 Не выбрали-7 |
9в | Да-14 Нет-10 | Да-15 Нет-9 | Ин. Техн-и-2 Медицина-2 Культура-2 Экономика-3 Искусство-6 Произ-во-3 Не выбрали-2 | Интерес-13 Выс.доход-4 Совет-3 Доступ-ть-4 | Знают- 19 (блогеры, программисты, web-дизайнеры) Не знают-5 | Краснодар-1 Мск-2 Спб-7 Тюмень-2 НВ-6 Граница-2 Не выбрали-4 |
10а | Да-12 Нет-12 | Да-18 Нет-6 | Медицина-6 Ин.тех-и-4 Искусство-1 Образ-е-2 Стр-во-2 Спорт-1 | Интерес-20 Доход-2 Доступ-ть-1 Совет род.-1 | Знают- 21 (программисты, менеджеры) Не знают-3 | Омск -6 НВ-2 Мск-5 Тюмень-7 ХМ – 2 Не выбрали-2 |
10б | Да-16 Нет-9 | Да-11 Нет-14 | Обслуж-е-2 Право-5 Ин.тех-и-3 Искусство-4 Спорт-2 Орг-я-2 Не выбрали-3 | Интерес-17 Не знают-2 Выс.доход-3 Доступ-ть-2 | Знают- 21 (блогеры, программисты, менеджеры, IT-специалисты) Не знают-4 | Спб-3 Мск-2 НВ-4 Новосиб-к-1 Тюмень-5 Не выбрали-10 |
11а | Да-11 Нет-3 | Да-10 Нет-4 | Медицина-6 Обр-е-2 Ин.тех-и-2 Экномика-1 Спорт-1 Стр-во-2 | Интерес-14 | Знают- 14 (блогеры, менеджеры, IT- специалисты, менеджменты) | Томск-2 ХМ-4 НВ-2 Спб-2 Мск-2 Омск-4 |
11б | Да-11 Нет-1 | Да-8 Нет-4 | Экон-а-4 Ин.тех-и-2 Право-2 Стр-во-1 Культура-1 Образ-е-1 Спорт-1 | Интерес-8 Доступ-ть-2 Выс.доход-1 Совет1 | Знают- 8 (программисты) Не знают- 4 | НВ-4 Спб-1 Мск-2 Екб-1 Не выбрали-3 |
Словарь сокращений:
Спб – Санкт-Петербург
Мск – Москва
Екб - Екатеринбург
НВ – Нижневартовск
ХМ – Ханты-Мансийск
Сказочные цветы за 15 минут
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Упрямый зяблик
Три загадки Солнца
Как Дед Мороз сделал себе помощников