Исследовательский проект "Что в имени твоём , моё село" направлен на развитие детской любознательности, исследовательских навыков, на обучение действовать по определённому алгоритму, на формирование потребности самостоятельно познавать окружающий мир. Исследовательская работа по изучению истории родного села поможет воспитать любовь к малой Родине, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей.Потому что каждый человек должен научиться ценить то, что создано нашими предками, научиться хранить и передавать из поколения в поколение, должен уметь гордиться нашими предками.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_chto_v_imeni_tvoyom_moyo_selo.docx | 42 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №2 г. Сычёвки
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШАГ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Исследовательский проект по теме:
«Что в имени твоём моё село?»
Подготовила: Добрынина Алёна Александровна,
Обучающаяся 2-б класса
МБОУ средняя школа №2 г. Сычёвки
Адрес школы: 215 280 Смоленская область,
г. Сычёвка, ул. Алексеевского, д.9
e-mail: soshv2m@mail.ru
Адрес обучающейся: 215 280 Смоленская область,
Сычёвский р-н, д. Лукино, ул. Набережная, д.3, кв.1 Телефон: 8 9621900743
Руководитель: учитель 2-б класса
Козлова Валентина Павловна
г. Сычёвка
2019 г.
Содержание
5.1.Вопросы социологического опроса .……………… 11 стр.
5.2.Таблица……………………………………….................. 11 стр.
5.3.Данные социологического опроса …………………… 11стр.
5.4.Паспорт исследовательской работы…………………..13-15стр.
Введение
Люблю старинные названья
Российских сёл и городов,
Они как будто изваянья
Во мгле растаявших годов.
Валентин Сидоров
Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Вслушайтесь: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск. Какие звучные, громкие названия! Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. А вот другие: Лукино, Писково, Соколово, Симоновка, Журавлёво. Такие тихие, скромные названия, но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них. Не отыщешь этих сел на карте. Затерялись они в российской глубинке. За каждым названием – тайна, требующая разгадки, удивительная история.
Моя деревня, в которой я живу, называется Писково. Сейчас её нет ни на одной географической карте. Хотя раньше, ещё в 18 веке, село Писково было крупным селом в уезде. До 1797 года в нём и в окрестных деревнях жили дворцовые крестьяне, принадлежащие самому государю. В селе были торговые лавки, проходили ярмарки, село славилось большими фруктовыми садами. Большинство деревень в округе Писково теперь исчезло, да и сама деревня сейчас входит в состав деревни Лукино. В состав Лукино входит также и ещё одна деревня, соседка моей –Торопчино.
Однажды я задумалась: почему мои родные деревни Писково, Лукино, Торопчино именно так называютя? Ведь названия деревень, посёлков как имена и фамилии, могут о многом рассказать. В их названиях, как в зеркале, отражается история нашей Родины.
Отсюда и родилось название моей исследовательской работы.
«Что в имени твоем - мое село?».
Предмет исследования: история моей малой Родины.
Я поставила перед собой цель: выяснить происхождение названий моего родного села Писково, деревни Лукинои деревни Торопчино , узнать историю своей малой Родины..
Гипотеза: возможно название села Лукино произошло от слова лука, что значит «излучина», название Писково от слова писк, Торопчино - от слова торопиться.
Задачи:
- познакомиться с историей сел Писково, Лукино и Торопчино,
-узнать , почему они так называются ,
-изучить дополнительную литературу и материалы;
- встретиться со старожилами села;
-узнать: какой след оставила война на моей малой Родине ,
- проанализировать и обобщить полученные данные.
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
В моей работе использованы материалы Лукинской сельской библиотеки, материалы книги Владимира Каплинского «Затерянные родники», материалы Сычёвского историко-краеведческого музея, воспоминания жителей моей деревни, фотографии домашнего архива, материалы социологического исследования, фотографии и документы из Интернета.
Я составила план своих действий:
1. Обсудить тему с ровесниками, родителями, провести социологический опрос
2.Обратиться к старожилам села, в краеведческий музей, в библиотеку.
3.Выступить по данной теме на школьной конференции.
Кроме того, меня заинтересовал и другой вопрос, а что знают об этом мои земляки - ровесники? Ведь нам очень важно сохранить любовь и интерес к своей «малой родине». В этих наших деревнях нет уже и школы, всех ребят из этих трёх деревень возят в школу на школьном автобусе в город Сычёвка. Вот среди них я и провела социологический опрос. Проведенный мною социологический опрос показал, что большинство моих сверстников и даже более старших школьников, проживающих в Лукино и в близ лежащих деревнях, не знают историю происхождения названия сел и деревень, в которых они живут.
Основная часть
2.1. Данные социологического опроса
Опрос «История малой Родины»
Количество участников -20 (школьников, проживающих в деревнях : Лукино, Писково, Торопчино)
Вопросы | Ответ «Да» | Ответ «Нет» |
Знаешь ли ты, почему деревня Писково так называется? | 6 | 14 |
Знаешь ли ты, почему деревня Лукино так называется? | 2 | 18 |
Знаешь ли ты, почему деревня Торопчино так называется? | 1 | 19 |
(таблица 1.)
2.2. История моего села.
Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда.
Для меня таким родным уголком является деревня Писково, входящяя теперь в состав Лукино. Здесь я родилась, сделала свои первые шаги, пошла в 1 класс, здесь меня окружают родные и близкие люди.
Природа одарила эти места исключительно разнообразным, красивым ландшафтом. Деревня Лукино расположилась на правом берегу реки Лосьмины, которая в этом месте даёт большую излучину. В честь этой излучины и получила деревня своё название. Вокруг раскинулись неширокие долины с полями, лугами и небольшими лесами и ручьми.
Весной наше село утопает в аромате и благоухание цветущих черемух, яблонь и сирени, в упоительные трелях вернувшихся в родные края птиц. А уж летом… Односельчане косят сено, заготавливают дрова, собирают грибы и ягоды. Ведь наше село окружено с трех сторон лесом. Осень – пора сбора урожая. По словам моей бабушки, еще наши предки, будучи государственными, то есть дворцовыми крестьянами отличались трудолюбием, крестьянской сметкой, бережливостью, взаимной помощью.
2. 3. Что в имени твоем?
Для того чтобы узнать историю нашего села Писково , я обратились в Лукинскую библиотеку , где мне с удовольствием предоставили различные альбомы(мудрые односельчане собирали материалы по истории малой Родины). Очень кстати оказалась книга писателя-земляка Владимира Каплинского «Затерянные родники». И вот, что я узнала.
Название село Писково произошло от имени-прозвища Пискляк или Пискун - писклявое дитя, или человек с писклявым голосом.
Но хоть и писклив был голосок, мы его слышим и спустя 2 века в названии вымирающей деревни, в котрой я живу.Сейчас в моей деревне осталось 18 домов, но 8 из них нежилых. Меня очень удивило то, что село Писково в начале 19 века было крупным волостным центром. В его состав входило 124 окрестных деревень и насчитывалось 3739 душ крестьян только мужского пола и примерно столько же женского.
В 1835 году в селе Писково было открыто начальное училище, первое сельское училище в Сычёвском уезде. В училище преподавались предметы: русский язык, славянский язык, арифметика, закон божий , чистописание и пение.
Много ещё интересных фактов из истории своей малой родины я нашла в альбомах библиотеки и в книге Владимира Каплинского «Затерянные родники».
Ещё я узнала, что исторической достопримечательностью Писковской волости является сама деревня Лукино. Оказывается , это археологический памятник, здесь когда-то проводились архелогические раскопки, в результате которых были найдены останки мамонта и орудие охоты (молотки, топоры каменные)
Интересен и тот факт, что первое упоминание о деревне Лукино, относится к началу 19 века. А в 1825 году в ней было всего лишь 4 двора и проживали 58 крестьян. Потом Лукино разрослось. В 20 веке оно стало колхозным центром и вокруг него объединялись деревни. В колхозе была создана молочно-товарная ферма. Многие годы хозяйство считалось передовым. Ряд животноводов был награждён орденами и медалями , а таким телятницам как Анна Антиповна Рощина и Зоя Фролова было присвоено звание Героя Социалистического труда . Бурно и интересно протекала жизнь наших земляков. Но это уже другая тема для исследования….
Мой интерес ещё об одной деревне, входящей в состав Лукино. Отправимся в д. Торопчино. Моё предположение было таким, что название деревни произошло от слова торопиться. И действительно… В книге В. Каплинского я читаю : «Есть легенда о данном названии деревни. В давние времена в этой деревне жили ненадёжные и нечистые на руку люди. Крестьяне, проезжающие через Торопчино, особенно на торгах или обратно, очень часто обворовывались и поэтому старались здесь не задерживаться, а быстро проехать мимо, то есть поторопиться. Считалось, что если проехал мимо этой деревни, то и до торга или обратно доберёшься нормально.
2.4. Какой я вижу свою деревню в будущем?
Моя поисковая работа – встречи со старожилами, работа с материалами сельской библиотеки – позволила мне окунуться в прошлое моей деревни, ощутить связь времен и поколений. Я испытывала гордость за своих предков, внесших неоценимый вклад в историю своего села. Но нет в нашей деревне теперь ни школы, ни магазина, ни работы для родителей. Как бы всё это вернуть в 19 век? Когда процветала деревня, утопая в плодовых садах. Когда она славилась ярмарками, крупными торгами, многолюдием вокруг?! Интересной и неповторимой жизнью могла бы жить наша деревня в окружении раздольных полей, ещё не вырубленных лесов, на берегу ещё не заросшей реки. Я хотела бы, чтобы в деревню вернулась школа, вернулся магазин. Чтобы в деревне был Дом культуры, где могли бы собраться веселой компанией подростки — пообщаться, поделиться новостями. А самое главное, чтобы была работа для молодежи и взрослых. Тогда бы никто из села не уезжал. Жила и процветала бы моя родная деревня. Делая свою работу, я удивилялась тому, какая благодатная наша Сычёвская земля. И наша задача сохранить всё это для будущих поколений. Не дать умереть своей маленькой деревне, в которой чистый воздух, чистая вода, богатая природа. Мне нравится природа моей деревни – самая экологически - чистая и красивая природа Сычёвского района.
3. Заключение
Изучив литературу, посетив краеведческий музей и библиотеку, побеседовав со старожилами села и односельчанами, я узнала много нового для себя о своей деревне и поняла для себя точно, что история моей деревни неотделима от истории России. Мои родные деревни стали мне ближе и роднее.
А самое главное, я подтвердила свою гипотезу о названии сёл и деревень: Лукино произошло от слова «Лука», что значит большая излучина, название деревни Писково от слова «писк» или пискляк, деревни Торопчино от слова торопиться.
В ходе работы у меня появилось много вопросов, касающихся истории своего села, ответы на которые я оставлю на перспективу. Во время исследования я собрала достаточно обширный материал, с которым я выступлю на школьной конференции и поделюсь с ребятами и односельчанами. Я считаю, что результаты моего исследования интересны и важны всем, кто жил и сейчас живет в Лукино и близ лежащих деревнях, интересно будет узнать и моим одноклассникам из школы, ведь это история нашего родного края , а значит, я достигла своей цели.
4. Список используемой литературы:
1. Материалы альбомов Лукинской сельской библиотеки.
2. Материалы Сычёвского историко-краеведческого музея.
3. Воспоминания жителей деревни Писково и моей родной бабушки.
4. Каплинский В.Затерянные родники с. 113 ., 2001г.
5. Приложение
1. Вопросы социологического опроса.
1. Знаешь ли ты, почему деревня Писково так называется ?
2. Знаешь ли ты, почему деревня Лукино так называется ?
3. Знаешь ли ты, почему деревня Торопчино так называется ?
2. Таблица 1.
Вопросы | Ответ «Да» | Ответ «Нет» |
Знаешь ли ты, почему деревня Писково так называется ? | ||
Знаешь ли ты, почему деревня Лукино так называется ? | ||
Знаешь ли ты, почему деревня Торопчино так называется ? |
3.Данные социологического опроса сверстников
Вопросы | Ответ «Да» | Ответ «Нет» |
Знаешь ли ты, почему деревня Писково так называется ? | 6 | 14 |
Знаешь ли ты, почему деревня Лукино так называется ? | 2 | 18 |
Знаешь ли ты, почему деревня Торопчино так называется ? | 1 | 19 |
4. Презентация в программе Microsoft PowerPoint, где использованы фотографии из домашнего архива. Автор фотографий – мама Ларионова Анна Валерьевна Ссылка на презентацию : https://yadi.sk/i/q4DjVH-y395JRw
Паспорт исследовательской работы
«Что в имени твоём моё село?»
Название работы | «Что в имени твоём моё село?» |
Руководитель проекта. | Козлова Валентина Павловна |
Консультант (ы) проекта. | Ларионова Анна Валерьевна |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. | Внеурочная деятельность Кружок «Мой край родной » |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. | История родного края |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект. | 1-4 класс |
Тип проекта | Исследовательский, поисковый |
Цель проекта (практическая и педагогическая цели). | - Формирование интереса к своей малой родине и изучение её истории, развитие исследовательских способностей ; - Воспитание ценностного отношения к поступкам людей на благо Родины, любви к родному краю, воспитание патриотизма. |
Задачи проекта | -Узнать историю родных деревень, которые входят в состав Лукино (Писково, Торопчино), Собрать материал (иллюстрации,фотографии, воспоминания очевидцев, стихи и т.д.) -Оформить собранный материал в виде творческого проекта и презентации |
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). | 1. Почему деревня Писково так называется? 2.Почему деревня Лукино так называется? 3.Почему деревня Торопчино так называется? |
Необходимое оборудование. | Материалы газет, альбомов из сельской библиотеки, фотографии, компьюте , фотоаппарат |
Аннотация | Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании». Воспитание патриотов – самая высокая задача злюбой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время. |
Предполагаемые продукты проекта. | Творческие работы с фотографиями, презентация. |
Типология проекта | |
По доминирующей деятельности | тво, Поисковый, исследовательский |
По предметно-содержательной области | Мини- проект |
По характеру контактов | Монопроект |
По продолжительности | Месячный |
По ведущей деятельности | Поисковый |
По используемым технологиям | Проектная технология |
По количеству участников | Одиночный |
По времени проведения | январь-февраль 2019г. |
По сфере применения результатов | Краеведческий , исторический |
По организационным формам проведения работы над проектом | Внеурочная деятельность |
Форма представления проекта | Презентация в классе , защита проекта на школьной научно-исследовательской конференции |
Источники информации | Газеты, альбомы в архиве сельской библиотеки, книга В.Каплинского «Затерянные родники», компьютер (выход в интернет) |
Этапы работы над проектом:
1.Организационный. Определение темы, уточнение цели, определение сроков , определение источников информации.
2.Подготовительный. Сбор информации: посещение библиотеки, изучение газетного материала по данной проблеме, изучение архивных альбомных документов сельской библиотеки, просмотр местности, фотографирование, беседы со взрослыми, выходы в интернет, экскурсионная деятельность, сбор материала (фотографии) по теме проекта, чтение дополнительной литературы.
3. Основной. Выполнение творческих работ - оформление работы "Что в имени твоём моё село, создание одноимённой презентации ,
обобщение результатов исследования , выводы
4.Заключительный. Презентация проекта (обобщение собранных материалов, выводы). Выступление на школьной научно-практической конференции.
5.Рефлексия
Снеговик
Тупое - острое
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Басня "Две подруги"