Работа проводилась группой учеников, исследовали традиции, праздники и обряды русского и мордовского народов и значение объектов природы ( деревья, животные, родники. реки и т.д.) для жизни людей, их общения. культуры и обрядов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_priroda_v_narodnom_folklore.doc | 77 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русско-Найманская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа на тему:
«Природа в народном фольклоре»
Выполнили:Лесин Дима ,ученик 9 класса
Руководитель: Илюшова Лидия Николаевна,
учитель биологии
2017 г.
Содержание
Введение
- актуальность исследования,
- цель исследования,
- задачи исследования,
- объект и предмет исследования,
- гипотеза исследования,
- методы исследования
I. Исторические сведения о мордве
II. Аналитический обзор литературы
1.1 Влияние природы на быт мордовского народа
1.2 Cемейно - бытовые праздники и обряды, связанные с природой
III. Объекты природы живые и неживые.
IV. Выводы
V. Список литературы
VI. Приложения
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным. Около 2000 лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках, мокша и эрзя. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен и имеет свою специфику, поэтому выбор темы «Природа в традициях, обрядах и обычаях мордовского народа» не случаен.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно - нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к народным традициям.
Исходя из этого, я определила цель и задачи данной работы.
Целью моего исследования будет выяснить место природы в жизни мордовского народа. Как отношение мордовского народа к природе отражены в его традициях?
И для этого предстоит решить следующие задачи
Объект исследования - место природы в культуре мордовского народа.
Предметом исследования является отношение мордовского народа к обрядам и традициям, связанных с природой.
Гипотеза исследования – я полагаю, что современная мордва до сих пор обращается к природе во время проведения обрядов.
Методы исследования
Мною использованы следующие методы исследования:
Основные понятия и термины:
мокшанского) народа, традиции, обычаи, обряды.
Нет человека, который бы не интересовался прошлым своего края, историей своей большой и малой родины.
Свидетельством прошлого являются разнообразные предметы материальной культуры: древние орудия труда, оружие, украшения. Даже простые обломки глиняной посуды, закопченные, со следами каких-то причудливых узоров, хранят тепло рук наших далёких предков и заставляют задуматься об их жизни. Изучая историю родного края, мы узнаем о древних поселениях мордвы, которые находились в густых лесах по берегам рек и озер.
Отношение человека, общества с природой складывались исстари. Древние люди, жившие за счет природы, уже осознавали, что от сохранения природы зависит благосостояние человеческой общины, племени. Эта заинтересованность людей в сохранении определённых территорий, животных и растений со временем закрепилась в различных традициях, культовых обрядах, суевериях, праздниках народов России.
Тема природы находит широкое отражение в обрядах, преданиях и обычаях мордовского народа. Они традиционно передавались из поколения в поколение и таким образом сохранились до настоящего времени. И нам, молодому поколению, интересно узнать о них.
Что нам известно по данной проблеме из литературных источников, СМИ?
Из глубины веков из уст в уста передавались повествования о прошлом мордовского народа. Мордовские племена занимались скотоводством лесного типа, мотыженным земледелием, рыболовством и охотой, бортничеством, т.е. собирание меда диких пчел. Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. Можно сказать, что жизнь людей, их занятия в отдаленные времена находились в сильнейшей зависимости от природы. Не зная законов природы, наши далекие предки были страшно напуганы силами природы. Бессилие человека в борьбе с природой (ураган, наводнение, гроза, гром, засуха) порождало веру в богов, чертей, в чудеса, колдовские и целебные свойства растений.
Использование мордвой целебных растений в лечебных целях имеет давние и устойчивые традиции. С незапамятных времен были известны мордовские знахари, специалисты по народной медицине, умеющие останавливать кровь, лечить ожоги, специалисты - костоправы. Не случайно Mаксим Горький героиней своего рассказа «Знахарка» сделал старую, умудренную жизненным опытом мордовку, которая лечила русских и мордву.
В течение тысячелетий, употребляя растительную пищу, люди имели возможность знакомиться со многими свойствами растений. Многолетний опыт действия трав и лег в основу народной медицины. Она была вызвана настоятельными потребностями жизни и шла от материализма, носившего пока еще не научный, а стихийный характер. Способы лечения продуктами растительного мира были доступны всему населению. Почти в каждой избе хранились собранные в пучки разные травы, корни, ягоды. Но а если человек долго болел и тем более ребенок, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку – через берузу.
Однако в деревне выделялись люди, наиболее знающие толк в травах, за помощью к ним обращались на случай болезни.
На протяжении столетий вырабатывались определенные навыки, сложились традиции при сборе и сушке растений. Например, когда рвешь травянистые растения, надо встать против солнца, чтобы не видеть своей тени, отойти подальше от селения, чтобы не слышать пение петуха. Было известно, что особенно в день Ивана Купала старушки ходят в лес собирать травы для того, чтобы завораживать болезни.... До сих пор сохранился обычай: в вечер дня Аграфены Купальницы и утром в день Ивана Купалы, не пивши, не евши, отправляться в поля, луга, леса искать там «сорок трав». Сходные обряды и поверья связываются с Ивановым днем и во всех славянских традициях. Это оправдано тем, что травы, цветы, корни необходимо собирать именно в период наибольшего цветения и в сухую погоду, так как в это время растительный мир достигает своего полного расцвета. Так, растения, собранные в период цветения и в полдень, когда нет росы, действительно лучше сохраняются. Растения же, собранные после дождя или покрытые росой, быстро чернеют и портятся.
Обитая в местах богатых лесом, мордва строила свои жилища, как и хозяйственные сооружения, в основном из дерева. Поэтому и поселения называли деревнями.. Входу были сосна, дуб, липа. Так, в одной эрзя – мордовской песне говорится: «Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избой он: поверху идет дым из дома, низом стелется тепло»
Древней является у мордвы традиция украшать свои жилища резьбой, наносившейся на фронтоны и наличники домов. Резьба представляла собой главным образом богатые растительные орнаменты.
При описании внешности героев мордовский фольклор то и дело обращается к образам деревьев. Дуб в представлении мордвы – парень-жених или крепкого телосложения мужчина, береза - девушка-невеста.
Некоторые деревья в лесу или саду почитались мордвой как «чистые». Такими были, например, яблоня, рябина. Топить ими печь считалось грехом. А вот осина и ель, наоборот, считались «нечистыми» деревьями. Для своих молений мордва выбирала места только под «чистыми» дубом, липой, березой, вязом, сосной.
Первобытные мордва очень почитали силы природы в виде разных злых и добрых духов, от которых якобы зависел урожай, приплод скота, охота, рыбная ловля и другие благополучия рода. Добрыми «покровителями» были: Норов-ава, Ведь - ава - богиня воды, Вирь - ава - богиня лесов.
Норав - ава - богиня урожая, полей. Крестьяне во время полевых работ раньше звали богиню обедать, просили помощи при жатве, чтобы благополучно провести уборку хлеба, не надорвать спину, руки не порезать серпом. Местом обитания Норов-авы считалась межа. Старики говорили: «На меже ни в коем случае нельзя спать, ибо это – место Норов-авы».
Ведь - ава - богиня воды. Наши предки верили, что каждая речка, озеро или родник, пруд имели свою Ведь-аву и что вместе с ней в воде живет и ее муж Ведь-атя.
Одна женщина рассказывала о встрече с Ведь-авой и ее повадках. - Иду по берегу реки и вижу – большая голая женщина стоит в реке и плещется в воде. Волосы у нее длинные, белые. Детей ею пугали: не пугайся – Ведь-ава утащит.Она может наказать какой-нибудь болезнью. Болезнь, посланную Ведь-авой, ни один врач никакими лекарствами не излечит, а может излечить только сама Ведь-ава, если ей, конечно, будут принесены какие-нибудь подарки. Она особенно любила пшено и бражку.
Вирь - ава - богиня лесов. Мордва считала, что Вирь-ава могла помочь человеку, но могла и погубить его. А вовсе потому, что этот народ исстари был земледельческим, но проживал в лесной местности. На протяжении многих веков ему приходилось вести борьбу с лесом, вырубая и поджигая его, приспосабливая под пашни, таким образом, отбирая у Вирь-авы дом. Постепенно люди стали меньше бояться Вирь-авы , начали придумывать различные средства и приемы, чтобы обмануть ее. Можно, например, повернуться лицом в ту сторону, откуда раздается ее смех или появляется она сама, и уходить , пятясь. Тогда она пойдет по следам и не сможет найти человека.
Вирь-ава бывает доброй. Отправляясь в лес. Женщины-мордовки просят ее, чтобы она показала, где больше ягод, грибов. Потеряется человек в лесу – обращаются к Вирь-аве, чтобы не дала ему пропасть.
Если человек в лесу заболеет, то идет в лес обратно молится к Вирь-аве на то место, где заболел, несет ей проса, соли и хлеба. Кто упадет в лесу – молится Вирь-аве. Смилостивится богиня - поможет заблудившемуся, вылечит заболевшего.
Для того чтобы боги были добрыми и оказывали мордве всяческую помощь в хозяйстве и жизни, люди устраивали моления, которые совершались на опушке леса, у озер и речек. На молениях в жертву приносили скот и птицу, которых с надлежащими церемониями варили и съедали. Во главе всей природы стоял бог солнца – Чи - паз у эрзи и Шкай - у мокши. Большинство этих богов люди представляли себе в образе и подобии человека, наделенного сверхъестественными свойствами.
Особое место в повседневной жизни крестьян занимали семейно - бытовые праздники и обряды. И служили они упрочению семьи, традиций добрых. Связаны были также с природой, и многие такие праздники проводились на природе.
Самый любимый праздник, связанный с природой, - это Троица. В этот день дома и улицы украшаются срезанными березовыми ветками, цветами. Проводятся гулянья, игры, хороводы вокруг березки. Они бросают венки в реку: если пристанет к берегу, останется в девках, уплывет - выйдет замуж, утонет - умрет, или конец любви. Березку, наряженную в ленты и косынки, прославляют всю неделю, чтобы она отдала всю свою силу полю, принесла богатство и благополучие людям, а также здоровье и счастье мордовскому народу.
Праздник «Игрище» проводили в первое воскресенье июня. Как раз заканчивались весенние работы в поле, а до сенокоса оставалось время, и наступала пора более или менее свободная от сельскохозяйственных работ - междупарье. В этот день провожали весну и встречали лето. Собирались на лугу, отсюда шли в лес на поляну «Нешке пире» («Пасечная поляна»). Моя бабушка рассказывала мне, что в этот день еще, когда она была с моего возраста, обливали молодые люди друг друга водой. Тем самым как бы они смывали болезнь. Но а до меня этот обычай, к сожалению, не дошел.
Многие обряды древней мордвы связаны с объектами неживой природы: водой, огнём, ветром, с небесными телами и явлениями. Мордовские племена поклонялись силам и предметам внешней природы.
Особое предпочтение отдавала мордва земле. Ярко проявлялась забота мордвина - земледельца об урожае, о плодородии полей, от которых, по существу, зависела вся его жизнь.
Другим обычаем мордовского народа, связанным с сохранением природы, является облагораживание родников и ключей. Исстари принято в окрестностях таких мест убирать мусор, огораживать водяной источник деревянным срубом. Примером такого отношения является родник по дороге в Шугурово – Руз -лисьма, родник находится в овраге. Вода в нем считается жителями святой. Она там бывает не постоянно, а в определенное время. Как обычно появляется на Миколу.
Хорошим обычаем доброго отношения к родной природе в Большеберезниковском районе является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы. Это, в первую очередь, касается естественных и искусственных растительных насаждений: берёзовых рощ, дубовых, сосновых посадок. Но, к большому сожалению, этот обычай постепенно угасает.
В рамках исследования мною был проведен опрос среди населения. Им были предложены следующие вопросы:
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что многие мои односельчане знают культуру своего народа и используют средства народной медицины. Мне бы очень хотелось, чтобы они не забывали, что мы часть природы, и сама природа для нас хороший учитель, а мы, в свою очередь, должны ее беречь - это наш долг.
Таким образом, в ходе моего исследования было выявлено:
Хочется надеяться, что мордовский народ не утеряет своей культуры, возродит свои лучшие традиции. Только при этом условии жизнь будет интереснее, духовно богаче.
В ходе исследования проводилась работа с архивным материалом, краеведческой литературой, периодическими изданиями, сбор информации среди населения. Исследования проводились с января по апрель 2016 года.
Список использованной литературы:
Что такое музыка?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
За чашкой чая
Развешиваем детские рисунки дома