Исследование на материале диктофонных записей речи учеников и социального анкетирования
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rus_yazyku_slova-parazity.docx | 51.54 КБ |
Государственное Бюджетное Образовательное
Учреждение РМЭ «Лицей-интернат» п. Ургакш
Исследовательский проект по русскому языку
"Слова-паразиты в речи школьников"
Выполнила:
Ученица 5 класса Павлова Виктория
Научный руководитель: Парамонова А.Н.,
учитель русского языка
Ургакш, 2018
Содержание
І. Введение____________________________________________________________3
ІІ. Основная часть______________________________________________________4
1.Теоретическое содержание исследования
1.3. Причины возникновения.
1.4.Чистота речи - важнейшая особенность языка.
1.5. Классификация слов-паразитов
1.6. Как слова характеризуют человека
2. Практический опыт изучения употребления слов-паразитов в речи учащихся___9
2.1. Исследование (анкетирование) употребления слов-паразитов в речи учащихся
ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат» п. Ургакш.__________________________________10
2.2. Интервью с Н. М. Левагиной – психологом лицея________________________ 10
3. Способы избавления от слов-паразитов _________________________________12
4. Вывод_____________________________________________________________12
ІІІ. Заключение _______________________________________________________13
Литература__________________________________________________________ 14
I. Введение
Однажды на одном из уроков русского языка я услышала от учителя необычное сочетание «слова-паразиты». У меня возник вопрос: что же это за слова… На уроках биологии нам говорили о паразитах: классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других.
Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Кто чаще использует слова-«паразиты» - мальчики или девочки. И всегда ли слова – «паразиты» наносят нашей речи лишь вред.
В своем исследовательском проекте я попыталась ответить на эти вопросы.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Интернет оказывает сильное влияние на разные сферы нашей жизни, в том числе – и на культуру речи человека, которая является важным показателем общего развития каждого человека. Поэтому нам, школьникам, очень важно владеть правильной, грамотной речью, свободной от слов-сорняков. Сегодня это особенно актуально, так как появилась опасность общей жаргонизации языка, которую активно ускоряют именно подростки. Многие слова-сорняки постепенно начинают вытеснять красивые и грамотные литературные выражения. Учителя жалуются, что им приходится разъяснять нам порой самые простые словосочетания, а нам, в свою очередь, трудно выражать свои мысли: мы не можем подобрать нужные слова и часто прибегаем к их «заменителям» – «словам-паразитам». Поэтому мы и решили изучить степень распространенности таких слов в речи подростков.
Цель исследования: определение степени распространенности «слов-паразитов» среди учащихся 5-10-ые классы ГБОУ «Лицей-интернат», выяснить, каковы функции слов-паразитов в речи.
Задачи:
Выполнить анализ литературных данных по теме исследования;
Провести наблюдение за речью одноклассников и проанализировать собранный материал;
Дать практические рекомендации по снижению употребления «слов-паразитов» в речи.
Объект исследования: устная речь современных школьников.
Предмет исследования: «слова-паразиты» в устной речи учащихся 5-10-ые классы.
Гипотеза: употребление слов-«паразитов» засоряет нашу речь и мешает литературному языку развиваться
Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
Методы обработки материалов: диаграммы, словесное описание.
II. Теоретическое содержание исследовательского проекта
1.1.Определение термина
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное,вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там.
1.2. Причины возникновения
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Важнейшей особенностью языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняется общепринятому образцу», - пишет языковед Д.Э.Розенталь.
Чистой называют речь, свободную от жаргонизмов, варваризмов, диалектизмов, слов-паразитов, основанную на языковых нормах. Словесный «мусор»-- огромный недостаток современного общества в целом. Употребление слов, уродующих речь, не ограничено определенной социальной или возрастной средой. Такие слова звучат в речи теле- и радиожурналистов и ведущих программ, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня. Что уж говорить про нас, школьников! Мы и не замечаем, что наш богатый и красивый язык становится малопонятным и невыразительным. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное произношение и восприятие устной речи. Чистота речи заметнее всего для слушателей, и недостаток ее часто вызывает раздражение, нежелание общаться с собеседником.
Интересно заметить, что практически никогда в список слов–паразитов не входят глаголы, союзы, существительные, прилагательные, предлоги. В основном это частицы: «как бы», «пожалуй», «ну», «так», «вот». Используются и местоимения: «как его», «там», «это самое». Популярны и лишние вводные элементы речи: «собственно говоря», «короче», «стало быть», «допустим», «в принципе», «значит». Причем, проблема в данном случае состоит не в употреблении «слов–паразитов», а в неумении четко и ясно выразить свою мысль.
Таким образом, знание особенностей употребления «слов-паразитов» помогло нам лучше узнать и характер своих одноклассников.
Употребление лишних и бессмысленных слов имеет место в слабо контролируемой устной речи. Особенно часто слова-паразиты встречаются у малограмотных людей. Человек, не умеющий или не желающий связно высказать свои размышления. Испытывает затруднения на стыке слов и предложений. Поэтому он пытается вставить какие-то слова, чтобы собраться с мыслями. О таком человеке хочется заметить: «Сказал так много, что ничего не сказал».
Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. Мы все сталкивались с этим, например, зубря определение или формулу. Пока выучишь, начисто забываешь суть! Точно также от бесконечного повторения утрачивается смысл диалогов в рекламных роликах. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту.
Однако такие слова используют и люди, не имеющие проблем с речью Их намеренно употребляют для того, чтобы выиграть время: подумать над вопросом или не желая на него отвечать. Еще употребление слов-паразитов наблюдается при повышенной утомленности или когда человек волнуется либо торопится произнести свою речь.
Далеко не все слова становятся «паразитами». Чаще это слова с ослабленным лексическим значением: частицы, местоимения, модальные и вводные слова. Практически нет имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов, союзов.
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - борец за истину.
По «словам-паразитам» можно судить о характере человека. Так, психологи считают, что человек-тугодум часто говорит бессмысленные словечки: «это…, ну…,…э...». Слово «ну» говорят в минуты волнения, а употребление слова «на самом деле» присуще самоуверенным занудам. Слово «короче» - прямой показатель спешки, нервозности, агрессии.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто!
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Как бы» используется одинаково и подростками, и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – оборот в речи интеллектуала.
4. Классификация
Есть слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. Это наши «как бы», «просто», «короче», «типа», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», которые, как кажется говорящему, делают его речь замысловатой и многозначительной.
Но ведь эти слова не всегда были «паразитами»! Вполне невинные по природе, они стали ими от частого употребления.
Итак, в качестве слов-паразитов чаще всего выступают:
1) частицы: указательная - вот, резюмирующая - ну, модальная - пожалуй, утвердительная - так, вопросительная - да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная - как бы;
2)вводные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать;
3)местоимения: указательное местоимение - это, сочетание указательного и определительного местоимений - это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения - как его, местоименное наречие - там.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет мат, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку любого человека, мало знакомого, называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить.
Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека.
10 самых популярных среди молодежи «сетевых» слов-паразитов:
1. Как бы…
2. Блин, пипец
3. Типа, на самом деле, ИМХО…
4. Не вопрос, без проблем
5. Не, ну ваще…
6. То есть/Скажем…
7. Практически, фактически, ясно…
8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, рулез, ужос, тема, шикарно, отлично, перфектно, респектно…
9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…
10. Оки, чмоки, поки…
А еще некоторые «словечки» приходят в молодежную среду из кинофильмов, книг и публицистики.
Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного
персонажа. Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!»
Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа, комического героя.
Очень сложно разделить слова-паразиты на какие-то определенные группы. В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Но причины употребления назвать можно:
-добавить красок; можно заменить целый оборот из 4-6 слов, который надо еще подобрать, чтобы выразить свою мысль.
-дань моде—интернет –сокращения;
-художественно выразить свои эмоции в момент диалога;
-компенсировать бедность лексикона и неуверенность в подборе слов.
и так далее | прямо | |
блин | как бы | скажем |
буквально | как говорится | собственно говоря |
ведь | как его | |
видишь / видите (ли) | как сказать | так |
в натуре | короче | так вот |
в некотором роде | Можешь вообразить | так сказать |
в общем (-то) | Можешь представить | там |
вообще (-то) | на самом деле | типа |
вот | на фиг | типа того |
в принципе | того | |
в самом деле | нет | только |
все такое | ну | то есть |
в целом | ну вот | уже |
дело в том, что... | правда | это |
Знаешь, знаете | понимаешь | это самое / эт самое |
значит | послушай | я имею ввиду |
итак | прикинь | (я) скажу |
просто |
2.1. Материалы и методы исследования
В качестве материалов исследования послужили данные, собранные во время наблюдения за речью моих сверстников (пятиклассников) в школе, во время уроков и перемен, а также в свободное от занятий время. Наблюдение проводилось в течение трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) на базе нашей школы.
Методы, использованные в исследовательской работе, носили как теоретический (анализ, сравнение, классификация, обобщение, описательный метод), так и практический характер: наблюдение, методы обработки материалов исследования в виде диаграмм, словесных описаний.
2.2.Результаты наблюдения за речью учеников нашего класса
Благодаря наблюдению в течение трех месяцев за речью учащихся нашего класса (30 человек) был установлен полный список «слов-паразитов», используемых нами (их оказалось 14), и выявлена частотность их употребления. Нами было выявлено, что мальчики нашего класса чаще говорят слова: «щаа», «короче», «смари», «да ладно», а девочки - «щаа», «блин», «смари», «короче», «это», «типа», «как его». Сравнение их употребления говорит о следующем: мои одноклассники очень подвижны, часто спешат, могут быть нервозными (слово «короче» употребляют и мальчики, и девочки), иногда - ленивыми («щаа» употребляют и девочки, и мальчики), а мальчики - беспечными (да ладно). Девочки чаще испытывают досаду (блин) или затрудненность в подборе слова (как его).
Используя методы обработки материалов наблюдения, мы составили диаграммы, показывающие, сколько человек и в каком количестве употребляет то или иное «слово-паразит». Ниже представлены диаграммы частоты употребления «слов-паразитов» учащимися нашего класса.
В результате наблюдения за речью одноклассников мы пришли к следующим выводам:
2.1. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат» п. Ургакша
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся ГБОУ «Лицей-интернат» приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов».
В анкетировании и устном опросе принимали участие 100 учащихся 5-10классов ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат» п. Ургакш:
5 класс – 22 ученика
7 класс – 18 учеников
9 «Б» класс – 27 учеников
10 «В» класс – 17 учеников
10 «Б» класс – 16 учеников
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в нашей речи» оказались шокирующими. Анкетирование позволило выявить, что из 100 опрошенных 97 употребляют в своей речи слова-паразиты, 2 человека из 10 класса ответили, что стараются не употреблять их, и только 1 из 100 ответил на данный вопрос отрицательно. Это ученица 5 класса, которая, по нашим наблюдениям, всё-таки употребляет такие слова, в чём неоднократно была замечена.
На 2-й вопрос «Как часто вы употребляете такие слова?» 66 учеников ответили «часто («каждый день»), 23 лицеиста употребляют слова-паразиты «иногда», 11 ребят - «редко», «очень редко».
Следующий вопрос: «Нужны ли такие слова в речи?» . 39 лицеистов считают, что подобные слова не нужны в речи. 37 учеников полагают, что без слов-паразитов нам не обойтись, в некоторых ситуациях они даже могут помочь («для выхода эмоций», «для поддержки контакта с собеседником»). Остальные 24 ответили «наверное», «возможно», «и да, и нет», «50\50».
На 4 вопрос «Мешают ли вам слова-паразиты общаться с окружающими»?
61 лицеист считает, что слова-паразиты не мешают нам общаться с окружающими, 26 лицеистов считают, что слова-паразиты мешают нам общаться с окружающими, 12 учеников –«не знаю», «да и нет», «50/50», «бывает, мешают и помогают».
На 5 вопрос «Какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить»?
32 лицеиста не привели способов для борьбы со словами-паразитов, 68 ребят предложили способы для борьбы со словами-паразитами такие, как «не говорить их», «записывать свою речь на диктофон», «больше читать классической литературы», «читать полезные книги и учить стихотворения», «следить за своей речью».
На 6 вопрос «Как вы относитесь к людям, которые употребляют слова-паразиты в речи»? 89 человек ответили « нейтрально», безразлично», 11 учеников относятся к таким людям отрицательно.
На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с сентября 2017 г. по ноябрь 2018 г) я составила частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в 8 классе является «ну» (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); «вот» (использовали 43 раза);
В 5-10 классах чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «типа», «короче», «блин», «ну», «кстати», «че», «вообще», «но», «кстати».
Из них самые распространенные «короче»(68%), «типа» (70%), «блин» (49 %).
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся 5 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 130 слов – 10 слова-паразиты, что составляет 8 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну» употреблено 5 раз. Слово «вот» и «так» по 3 раза.
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, этот-то пацан есть, который у магазина живёт... |
2. | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Он… как бы… хотел помочь |
3 | Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Она типа такая крутая выходит вся на понтах. |
4 | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Я поставил запятую…..это…потому что там….сложное…предложение |
5 | Факт | Уверенность в своих словах | Так всё и было, факт. |
6. | Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | В этом предложении это…как его…ну …обращание |
7 | Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
8 | Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
Исследования мы проводили на основании сравнения частотности употребления слов-паразитов в обстановке урока учащимися нашего 5 класса и учителями, работающими в нашем классе. Нами было выдвинуто предположение, что педагоги тоже в своей устной речи используют словесный «мусор». Нам с большим удовольствием помогали одноклассники, подсчет велся одновременно несколькими «экспертами».
Также 13 апреля ученики 9 класса проходили процедуру устного собеседования. Все ответы записывались на диктофон. Побеседовав с учителями-экспертами, мы узнали, что лицеисты, понимая, что их ответ записывается, тщательно подбирали слова, гораздо меньше употребляли слов-«паразитов». Большинство экзаменуемых вовсе не употребляло такие слова.
2.2. Интервью с психологом лицея Левагиной Н.М.
К исследовательской работе прилагается файл с видео.
Избавиться от употребления «слов-паразитов» в речи нам поможет работа над собой, соблюдение правил, которые мы сообщили одноклассникам на занятиях по внеклассной работе «Тайны русского языка»:
Не бояться тишины, не спешить заполнить паузы.
Читать вслух доклад, стоя перед зеркалом. Стараться говорить спокойнее, развивать в себе уверенность.
Записать свой монолог на диктофон и посчитать количество «слов-паразитов».
Контролировать свою речь, делать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты». Мы сформулировали некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты:
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СЛОВ-«ПАРАЗИТОВ»?
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:
5. в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составила частотный словарь.
6. создала презентацию
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью
В ходе исследовательского проекта я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». Решать эту проблему необходимо, но делать это сложно – процесс повышения культуры речи очень долгий, постепенный, кропотливый, требующий больших усилий как от учеников, так и от учителей, родителей.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Свинья под дубом
Лист Мёбиуса
Философские стихи Кристины Россетти